рабочая программа по истории 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс)

Сапегина Елена Георгиевна

рабочая программа по истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10_klass.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрена                                                                                                                                                          Утверждаю

на заседании педагогического совета                                                                                                                Директор

Протокол №1 от 31.08.2020                                                                                                                                О.В.Антышева

                                                                                                                                                                  Приказ № 120-ОД от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 10 класса, среднее общее образование

Сапегиной Елены Георгиевны

учителя первой квалификационной категории

2020 год

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение») и авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

       Программа предполагает использование учебников: Уколова В.П., Ревякин А.В «История. Всеобщая история (базовый уровень)» /Под ред. Чубарьяна А.О.  М., «Просвещение», 2015; Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др. «История России» / Под ред. Торкунова А.В.  М., «Просвещение», 2019.  Место учебного предмета в учебном плане.

       Предмет «История» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в объеме 68 часов/год, 2 раза/неделю.

2. Содержание тем учебного предмета «История»

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

Россия в годы «великих потрясений»

9

          Россия и мир накануне. Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов.

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы.

Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна - лето: "зыбкое равновесие" политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец "двоевластия". православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками ("октябрьская революция"). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков.

Самостоятельная работа

Советский союз в 1920—1930-х гг.

13

      Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания "Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. 

      Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции "построения социализма в одной стране". Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема "царских долгов". Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. "Военная тревога" 1927 г. "Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. 

      Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Контрольная работа- 1ч.

Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

8

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 - осень 1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов "молниеносной войны".

Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Перестройка экономики на военный лад. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. "Дом Павлова". Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Тегеранская конференция 1943 г. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР.

Контрольная работа- 1ч.

Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.

23

     Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. 

     Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичнаядесталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.

       Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации.

       Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. 

Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С. Горбачев в оценках современников и историков.

Контрольная работа- 1ч.

Российская Федерация

7

       Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.

      Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны.     Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов.

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. 

Контрольная работа- 1ч.

Мировая История

8

        Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.

         Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Арабо-мусульманский Восток. Возникновение ислама. Роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.

      Китай, Индия, Япония в Средние века. Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока. Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья. Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв.

Контрольная работа- 1ч.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Россия в годы «великих потрясений»

9

2

Советский союз в 1920—1930-х гг.

13

3

Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

8

4

Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.

23

5

Российская Федерация

7

6

Мировая история

8

Итого

68

4. Календарно-тематическое планирование предмета «История» для 10 класса

  (68 часов в год /2 раза в неделю)

урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Корректировка КТП

Тема I. Россия в годы «великих потрясений» 9 ч.

1

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

П.1

2

Российская империя в Первой мировой войне.

П.2

3

Великая российская революция: февраль 1917 г..

П.3

4

Великая российская революция: октябрь 1917 г

П.4

5

Первые революционные преобразования большевиков.

П.5

6

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.

П.6

7

Гражданская война.

П.7

8

Революция и гражданская война на национальных окраинах.

Стр. 70-78

9

Идеология и культура периода Гражданской войны.

П.8

Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. 13 ч.

10

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу.

П.9

11

Экономика НЭПа.

П.10

12

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

П.11

13

Политическое развитие в 1920-е гг.

П.12

14

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

П.13

15

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

П.14

16

«Великий перелом». Индустриализация.

П.15

17

Коллективизация сельского хозяйства.

П.16

18

Политическая система СССР в 1930-е гг.

П.17

19

Советская национальная политика в 1930-е гг.

Стр.148-155

20

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

П.18

21

СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

П.19

22

Контрольная работа по теме «Советский Союз в 1920-1930 гг.»

Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. 8 ч.

23

СССР накануне Великой Отечественной войны.

П.20

24

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.).

П.21

25

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

П.22

26

Человек и война: единство фронта и тыла.

П.23

27

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.).

П.24

28

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

П.25

29

Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны

Стр. 67-73

30

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война»

Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. 23 ч.

31

Место и роль СССР в послевоенном мире.

П.26

32

Восстановление и развитие экономики.

П.27

33

Изменения в политической системе в послевоенные годы.

П.28

34

Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

П.29

35

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

Стр.98-103

36

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».

П.30

37

Послевоенная повседневность.

Стр.108-114

38

Смена политического курса.

П.31

39

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

П.32

40

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

П.33

41

Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг.

П.34

42

Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг.

П.35

43

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг.

П.36

44

Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.

Стр.156-162

45

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

П.37

46

Политика разрядки международной напряжённости.

П.38

47

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

П.39

48

Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг.

П. 40

49

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

П.41

50

Реформа политической системы.

П.42

51

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.

П.43

52

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР.

П.44

53

Контрольная работа по теме «Апогей и кризис советской системы. 1945-1991гг.»

Тема V. Российская Федерация 7 ч.

54

Российская экономика на пути к рынку.

П.45

55

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

П.46

56

Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.

Стр.55-60

57

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

П.47

58

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Политическая жизнь России в начале XXI в.

П.48-49

59

Экономика России в начале XXI в. Повседневная и духовная жизнь. Россия в 2008— 2014 гг.

П.50-53

60

Контрольная работа по теме «Российская Федерация»

Тема VI. Мировая История 8 ч.

61

Древний мир: Восток, Индия, Китай, Древняя Греция и Рим.

Записи в тетради

62

Западное Средневековье.

Таблица

63

Индия и Китай в Средние века.

Схемы в тетради

64

Новое время: проблемы периодизации. Возрождение как культурно-историческая эпоха.

Записи в тетрадях

65

Политические революции XVII- XVIII вв.

Таблица

66-67

Основные итоги мировой истории к концу XIX века.

Повторение

68

Контрольная работа «Мировая история к концу XIX века»

Количество контрольных работ

I

II

год

2

3

5

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» (Личностные, метапредметные, предметные) в 10 классе

Личностные:

• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; 

• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему; 

• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность; 

• способность к определению своей позиции и ответственному поведению; 

• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов; 

• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств. 

Метапредметные:

• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний; 

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; 

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; 

умениями, решать поисковые и исследовательские задачи; 

• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ; 

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; 

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 

• оценивать собственные действия, учебные достижения. 

Предметные:

• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации; 

• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;

• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей; • применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта; 

• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого; 

• различать субъективные и объективизированные исторические оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...