Инновационные методы обучения истории
статья по истории

Антипова Любовь Тимофеевна

Краткое описание инновационных методов обучения истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_metody_obucheniya_istorii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы обучения истории

 

1.     Блочно-модульная технология преподавания истории

 

Блочно-модульная технология преподавания истории является одной из самых распространенных форм обучения в старшей школе. Это не удивительно, так как данный метод несет в себе ряд преимуществ как для учителя, так и для учащихся. Главное преимущество заключается в разнообразии. Эта технология позволяет использовать и сочетать множество самых различных  форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся.  Уже из названия метода выявляются две его составляющие. Под первым словом понимается объединение нескольких хронологически связанных и исторически важных тем курса в один блок, а под вторым - сочетание разнообразных моделей обучения:

    информативный модуль (лекция или опорный конспект, сопровождающийся видеорядом, диалоговая лекция);

    практический модуль (работа с документами и историческими текстами,  сообщения учащихся, работа с видео и аудиоматериалами);

    повторительно-обобщающий модуль (семинары, коллоквиумы, круглый стол);

    контрольный модуль (тесты, письменный анализ источников, письменные ответы на проблемные вопросы).  

 Учитель и ученик – это не противостоящие друг другу субъекты, а равные участники общего образовательного процесса. Учитель не только обучает, он учиться сам, и в первую очередь у своих же учеников, оттачивая профессиональное педагогическое мастерство. Педагог, регулярно использующий блочно-модульную систему,  вынужден постоянно повышать свой образовательный уровень, так как подготовка такого урока требует от него обширных знаний предмета, владения источниковой и историографической базой, а также практических умений, связанных с использованием инновационных технологий обучения. Демонстрация глубоких знаний преподаваемой им науки и умения донести эти знания до своих подопечных, обеспечивает учителю репутацию  высококвалифицированного специалиста, что весьма ценится в ученической среде, и значительно повышает его авторитет. Преподаватель, имея возможность в рамках одной обобщенной темы сочетать все многообразие современных приемов обучения, обеспечивает эффективность образовательного процесса, повышает качество и уровень обученности учащихся.

Преимущества блочно-модульной методики очевидны и для учащихся. Во-первых, данная система подразумевает рассмотрение и изучение того или иного исторического периода комплексно. Лекция, чтение документов, просмотр художественного или документального фильма, обсуждение проблемных вопросов на семинаре, - все это как бы «погружает» учащихся в изучаемую историческую эпоху и способствует складыванию у них целостного представления о ней и формированию исторического мышления, поскольку события изучаются в тесной цепи причинно-следственных связей.

Во-вторых, разнообразие приемов блочно-модульной технологии помогает лучшей реализации возможностей и способностей учащихся. Ни каждый ребенок может, например, принимать активное участие в обсуждении темы на семинаре, круглом столе  и т.д., однако он может проявить способности аналитического мышления при работе с документами, при письменном ответе, может активно отвечать на вопросы учителя во время диалоговой лекции.

В-третьих, использование различных видов работы учащихся дает возможность учителю оценить каждый из них. Таким образом, практически все учащиеся будут аттестованы.

В-четвертых, блочно-модульный метод напоминает по своей сути вузовскую  лекционно-семинарскую систему. Для старшеклассников овладение навыками  подобной формы работы в дальнейшем облегчит и ускорит их адаптацию при обучении в высшей школе.

Таким образом, блочно-модульная технология является наиболее оптимальной формой обучения учащихся старших классов, так как по многим параметрам способствует повышению эффективности учебного процесса.

 

2.     Медиаобразование.

Обучение приемам критического анализа содержания медиатекстов.

 

Медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета).

Медиаобразование развивается в рамках интерактивного обучения. Взадачу медиаобразования входит научить подрастающее поколение работать с медиатекстом.

В современном мире текст имеет множество различных форм. Мы живем в информационном обществе. На человека ежедневно выливается поток информации, которую он не в состоянии всю переработать. Человечество развивается быстрее, чем человек. Если  послушать практически любой музыкальный радиоканал, то выявятся его составляющие:1) информация о музыкальных новинках, музыкантах, певцах, группах; 2) блок новостей; 3) реклама; 4) познавательная информация из разных областей: история, биология, социология и т.д. и это все в течение каждого часа.

Из-за огромного количества информации она подается дозировано, клипово, по 3-5 минут. В современных фильмах наблюдается быстрая смена кадров, что называется акшэн. Речь дикторов стала в два раза быстрее по сравнению с дикторами 20-30 лет назад. Мир превратился в медиатекст, который надо научиться читать.

Огромный поток идет исторической информации. История – это базовая основа системы современного гуманитарного образования. Новые предметы (политология, правоведение, социология, МХК, философия, история мировых религий), введенные в некоторых школах, как правило, преподаются учителями истории.

 

Наше время показало, что наиболее обширными знаниями и навыками необходимыми в современном мире,   обладает именно историк. Главным навыком является умение работать с текстом. Предмет  его работы – это анализ  исторического источника, то есть текста. Таким образом, профессиональный историк имеет опыт работы с исторической информацией. Современный же медиатекст есть ни что иное, как исторический источник. Новости телевидения и радио, газетные тексты – это историческая информация. Любой художественный, документальный фильм несет в себе историческую информацию и является историческим источником. Поэтому медиаобразование опять ложится на плечи учителя истории.

В 1994 г. группами экспертов на семинарах в Граце (Австрия) и в 1995 г. в Смоленске  были сформулированы требования европейского стандарта умений и навыков в обучении истории:

       различать факты и их интерпретации;

       анализировать различные виды информативных сообщений, свидетельств и оперировать извлеченными из них фактами;

       оценивать факты, аргументировать свою точку зрения и делать выводы;

       подходить ко всем материалам критически;

       обнаруживать тенденциозность в интерпретации исторических событий и противостоять воздействию ложной информации;

       понимать, что события могут иметь более одного истолкования, анализировать исторические картины, факты, вещественные источники;

       выделять причины и следствия;

       использовать первичные и вторичные источники;

       видеть иные точки зрения, уважать чужое мнение;

       ясно выражать свое мнение как устно, так и письменно.

 

Исходя из  общих требований к обучению истории  в лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО под руководством д.п.н. Л.С. Зазнобиной были разработаны стандарты медаобразования. Медаобразование следует понимать как подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Стандарт медиаобразования согласно этой концепции рассматривается именно как комплекс умений, который выражен в следующих требованиях для подготовки учащихся:

1)    вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «белого шума»;

2)     понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

3)     Понимать задания в различных формулировках и контекстах;

4)    Аргументировать собственные высказывания;

5)    Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;

6)    Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

7)    Находить требуемую информацию в различных источниках;

8)    Систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

9)    Собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;

10)     Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

11)     Извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

12)     Составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;

13)     Составлять рецензии и анонсы информационныхсообщений;

14)     Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;

15)     Трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

16)     Иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием

Все эти медиаобразовательные умения должны развить у учащихся критическое мышление при восприятии и переработки информации§5.3.


4.
     Проблемный метод

 

Для активизации познавательной деятельности учащихся и реализации интерактивных методов обучения современная методика преподавания истории предлагает  создание на уроках проблемной ситуации. Задача учителя, применяющего данный метод, заключается в создании на уроке ситуации познавательного затруднения, когда в рамках какой-либо темы ставится спорный неразрешенный вопрос или выдвигается ряд гипотез. Таким образом, педагог знакомит учащихся с проблемными, дискуссионными вопросами современной исторической науки, сообщает, какие существуют противоположные точки зрения среди историков по данному вопросу и тем самым возбуждает  интерес школьников к теме. Заинтриговать ребят надо так, чтобы у них возникло желание обсудить проблему самостоятельно. 

Создание проблемной ситуации в рамках темы:

Этапы работы на уроке:

1. Создание проблемной ситуации в рамках темы:

2. Поставив перед учащимися проблему, учитель может предложить провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.

Урок-диспут

Урок-диспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.

Данный урок требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. От учителя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную литературу, а также  ознакомить школьников с правилами теории спора.

Теория спора

Поскольку в споре активно задействовано логическое мышление, то учащихся необходимо ознакомить с основными законами логики.

 Закон тождества. На протяжении рассуждения понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Не должно быть подмены понятий. Например, употребление понятия «рыцарь» в средневековой Европе и в современном мире различаются.

Закон противоречия. Противоположные суждения не могут быть одновременно истинными – одно из них обязательно ложно. Либо сейчас день, либо ночь. Однако в Москве может быть день, а во Владивостоке ночь. Поэтому для действия этого закона должны быть соблюдены  три условия: 1) одно и то же место; 2) одно и то же время; 3) в одном и том же отношении (яблоко круглое или яблоко красное? О чем спор: о цвете или о форме?).

Закон исключенного третьего. Либо S есть P, либо S не есть P  и третьего не дано. Этот закон действует не для противоречивых понятий, а для противоположных, когда ответом может быть либо да, либо нет.

Закон достаточного основания. Истинное суждение должно быть обосновано другими истинными суждениями.

Доказательства и его элементы

В споре мы либо доказываем свою точку зрения, либо опровергаем другую. Доказательства состоят исследующих  элементов:

Тезис –  положение, которое мы доказываем.

Аргументы – суждения, с помощью которых мы доказываем тезис.

Демонстрация – связь тезиса и аргументов.

Требования к элементам доказательства

 Требования к тезису.

1) Тезис, подготовленный для диспута, должен быть сформулирован не в форме вопросительного предложения, а только как утверждение. Вопросительная форма используется в дискуссии, а в споре участник не спрашивает, он утверждает

 2) Выяснить нуждается ли тезис в доказательстве. Тезис спорный, или очевидный. 

3) Выяснить  является ли тезис общим или частным.

4) В формулировке тезиса необходимо избегать категорических суждений: все, всегда, никогда, никто и т.д.

5)Начиная спорить, надо выяснить, оппонент не согласен со всем тезисом или с какой-то его частью, например, с категоричным суждением «все».

6)Соблюдение закона тождества.

7)Во время спора не должна произойти подмена тезиса, т.е. на протяжении всего спора закон тождества должен соблюдаться. Если вы начали спорить на одну тему, и вдруг замечаете, что  уже говорите о других вещах, значит, в какой-то момент кто-то из противников подменил тезис. Как правило, подобную тактику выбирает более слабый оппонент. Арсенал его аргументов иссяк и вместо того, чтобы признать свое поражение, он переводит разговор в другую плоскость, увлекая туда своего, более сильного, противника

Требования к аргументам

1)    Аргумент должен носить характер общепризнанного факта, то есть он уже ранее доказан и не вызывает споров среди участников.

2)    Приводимые аргументы не должны противоречить друг другу.

Приемы спора

Приемы спора подразделяются на позволительные и непозволительные.

Непозволительные приемы:

1)    Подмена тезиса или из замеченной ошибки в аргументе, вывести, что и тезис ложный. Если вы не смогли доказать тезис, это не значит, что он ложный.

2)    Расширение тезиса противника. Из частного превращать его в общий, который будет труднее доказать.

3)    Использование эмоционально-окрашенных понятий. «Ленин – кровопийца», «Сталин – маньяк», «все революционеры – психопаты».

4)    Угрозы. «Вы ответите за свои слова!»

5)    Оспаривать не то, что говорит человек, а то, что он чувствует и думает по вашему мнению. «Да вы просто боитесь», «Вы не любите Россию!»

6)    Спор не с идеей, а с человеком, переход на личности. «Да он продажный, ему верить нельзя!»

7)    Опровержение любых доводов противника, даже самых очевидных. «Это ложь, гнусная клевета!»

8)    Выведение противника из себя. Вместо использования аргументов вы говорите: «Это чушь, бред, ерунда!». Особенно, если вы это заявляете на общепризнанные факты.

9)    Требование однозначного ответа «да» или «нет» на вопрос, который изначального такого ответа не имеет

10)     Сознательное искажение и фальсификация фактов или сознательное нарушение законов логики.

Непозволительные аргументы:

1)    Аргумент к авторитету. «Солженицын говорил….» Солженицын не истина в последней инстанции.

2)    Аргумент к невежеству: «Ежу понятно», «Это знает каждый школьник».

3)    Абсурдные аргументы. Практически невозможно доказать очевидное и опровергнуть нелепое.

Позволительные приемы:

1)    Легче опровергать тезис оппонента, чем доказывать свой, поэтому выберите позицию критика.

 2) Используйте сократовский метод, заставляйте своего противника в ходе спора чаще говорить «да», тем самым вы вынуждаете его с вами соглашаться

3)Сконцентрируйтесь на слабости его доказательств. Найдите брешь в аргументах  и действуйте по принципу: «Все, что вы скажите, будет использовано против вас».

 

После знакомства с теорией спора учащимся можно дать задание подумать над вопросом, чем тезис отличается от аргумента.

 Подготовка и проведение урока-диспута

1)    Огласить тезис

2)    Выбрать двух ведущих

3)    Разбить класс на две группы: сторонников и противников тезиса

4)    Дать всем задание подобрать  факты в пользу или опровержение тезиса

5)    Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников

6)    Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.

Урок-дискуссия

         Урок-дискуссия также относиться к категории интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. В уроке-дискуссии, безусловно, будут присутствовать  элементы диспута, но с некоторыми нюансами. Данная форма урока предполагает работу в малых группах. Класс делится на три группы: докладчики и их оппоненты, аналитики и рецензенты.  В отличие от диспута тезис дискуссии формулируется не в  форме утверждения, а в форме вопросительного предложения. После оглашения проблемы-тезиса в работу включаются докладчики. Одни в поддержку тезиса, другие с опровержением. Группа аналитиков задает вопросы оппонентам. В конце рецензенты дают оценку работе каждой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Реферат на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ"

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...