Рабочая программа по истории. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Рабочая программа по истории 8 класс по учебнику Юдовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_rabochaya_programma_po_istorii.docx | 56.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании педсовета Заместитель директора по УВР Директор
Протокол № 1 ___________ Ефремова Р.А. _________ Охлопкова С.А.
от «28» августа 2020 г. «___» ___________ 2020 г. «___» ___________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
для 8 класса
Автор-составитель:
учитель истории и обществознания
Путря Надежда Анатольевна
2020
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана данная программа:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897, с изменениями.
3. Приказ Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
4. Устав МБОУ Ивановская СОШ.
5. Образовательная программа основного общего образования МБОУ Ивановская СОШ.
6. Учебного плана МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
7. Годовой календарный учебный график МБОУ Ивановская СОШ на 2020-2021 учебный год.
Целью обучения истории является:
– образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России;
– развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
– Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
– Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
– Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
– Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
УМК по истории включает в себя
История Нового времени:
• Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2019.
• Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 8 класс. М.: «Просвещение», 2019
История России:
• учебник В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразоват. организаций; под ред. Ю.А. Петрова.- М.: ООО «Русское слово», 2019 год;
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-9 классах - 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов т.к. по учебному плану МБОУ Ивановская СОШ – продолжительность учебного года составляет 35 учебных недели.
Требования к результатам обучения и усвоения содержания курса истории
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 8 классе предполагают, что в процессе усвоения программы ученики будут знать/уметь:
- регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- оценивать деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты освоения учебного предмета история в 8 классе:
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVIII в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVIII в. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• спользование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Новое время, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Нового времени, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
Название темы | Количество часов |
История Нового времени (27 часов) | |
Введение. Мир к началу XVIII в. | 1 |
Гл.1 Рождение нового мира | 8 |
Гл. 2 Европа в век Просвещения | 5 |
Гл.3 Эпоха Революций | 6 |
Гл.4 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 5 |
Итоговое повторение по курсу «История Нового времени» | 2 |
История России (43 часа) | |
Раздел I. Эпоха реформ Петра I | 10 |
Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов | 8 |
Раздел III. Расцвет Российской империи | 13 |
Раздел IV. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого | 11 |
Итоговое повторение по курсу «История России» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (27 часов)
Введение. Мир к началу XVIII в. (1 час)
Глава I. Рождение нового мира (8 часов)
«Европейское чудо». Эпоха Просвещения. В поисках путей модернизации. Урок изучения нового материала. Европа меняющаяся. Мир художественной культуры Просвещения. Международные отношения в XVIII в.
Глава II. Европа в век Просвещения (5 часов)
Англия на пути к индустриальной эре. Франция при Старом порядке. Германские земли в XVIII в. Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Глава III. Эпоха Революций (6 часов)
Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Французская революция XVIII в. Европа в годы Французской революции
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (5 часов)
Османская империя. Персия. Индия. Китай. Япония. Колониальная политика европейских держав в XVIII в.
Итоговое обобщение знаний за курс всеобщей истории XVIII века (2 час)
ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII ВЕК (43 часов)
Введение
Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.
Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.
Р а з д е л I. Эпоха реформ Петра I (10 ч)
Начало правления Петра I
Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.
Основные понятия и термины: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.
Основные персоналии: Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, А.С. Шеин, П.А. Толстой, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков.
Начало Северной войны
Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.
Основные понятия и термины: Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия. Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, А.Д. Меншиков.
Победа в Северной войне
Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.
Основные понятия и термины: гетман, Ништадтский мир, император, империя.
Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, С. Лещинский, Август II, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, М.М. Голицын.
Преобразования Петра I
Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.
Предпосылки экономического подъёма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, мануфактур и верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф
1724 г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке.
Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «ревизские сказки», подушная подать, Указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.
Основные персоналии: Пётр I, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович, С. Яворский, Никита Демидов.
Народные движения в начале XVIII в.
Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в.
Основные понятия и термины: казаки, атаман, «прелестные письма», старообрядцы.
Основные персоналии: Б.П. Шереметев, К.А. Булавин, Батырша, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий, П.И. Хованский.
Преобразования в области культуры и быта
Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Основные понятия и термины: европейское летосчисление, Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей, Кунсткамера, Академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.
Основные персоналии: Пётр I, Л.Ф. Магницкий, Л.Л. Блюментрост, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, Б.К. Растрелли, Д. Трезини, И.П. Зарудный.
Династия Романовых в первой четверти XVIII в.
Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Основные понятия и термины: династия, Устав о наследии престола. Основные персоналии: Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А.Толстой.
Р а з д е л II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (8 ч)
Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов
Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.
Основные персоналии: Екатерина I. Пётр II
Екатерина I и Пётр II
Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.
Основные понятия и термины: Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав.
Основные персоналии: Екатерина I, А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, Пётр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.
Правление Анны Иоанновны
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».
Основные понятия и термины: «верховники», «Кондиции», Кабинет министров, бироновщина. Основные персоналии: Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних, А.П. Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван (Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.
Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война
Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.
Основные понятия и термины: «равновесие» сил, коалиция, международный конфликт.
Основные персоналии: Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В.Фермор, П.С. Салтыков, А.Б. Бутурлин, З.Г. Чернышёв.
Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III
Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.
Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».
Основные персоналии: Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Пётр III, Екатерина Алексеевна.
Р а з д е л III. Расцвет Российской империи (13 ч)
Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм
Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы.
Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.
Основные персоналии: Екатерина II.
Губернская реформа и сословная политика Екатерины II
Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.
Крепостное право в России во второй половине XVIII в.
Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в.
Основные понятия и термины: крепостное право, крепостные повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.
Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.
Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.). Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнёры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле (Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки). Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.
Основные понятия и термины: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнация. Основные персоналии: Екатерина II, А.Т. Болотов, Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы.
Восстание Е.И. Пугачёва (1773–1775)
Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.
Основные понятия и термины: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство. Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.
Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе.
Основные понятия и термины: Кючук-Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир.
Основные персоналии: Екатерина II, П.А Румянцев, Г.А. Спиридов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин.
Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.
Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимость североамериканских колоний. Декларация о вооружённом нейтралитете 1780 г. Русско-шведская война 1788—1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция.
Основные понятия и термины: диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой.
Основные персоналии: Екатерина II, С. Понятовский, Т. Костюшко, А.В. Суворов, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, Густав III, Людовик XVI, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.
Народы Российской империи в XVIII в.
Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русских в Российской империи.
Основные понятия и термины: Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, Магометанское духовное собрание, иудаизм, язычество, колонисты.
Освоение Новороссии
Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Основные понятия и термины: Новороссия, колонисты, кубанское казачество. Основные персоналии: Екатерина II, Г.А. Потёмкин.
Правление Павла I
Личность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
Основные понятия и термины: Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине. Основные персоналии: Павел I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.И. Багратион.
Р а з д е л IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 ч)
Школа, образование и воспитание в XVIII в.
Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.
Основные понятия и термины: Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернёр, гувернантка, народные училища. Основные персоналии: И.И. Бецкой, И.И. Шувалов.
Российская наука в XVIII в.
Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории (В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер).
Основные понятия и термины: Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.
Основные персоналии: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г. Байер, Г.Ф. Миллер, В. Беринг, Х.П. Лаптев, Д.Я. Лаптев, С.И. Челюскин, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, А.И. Чириков, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Зыбелин, А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, В.Н. Татищев.
Михаил Васильевич Ломоносов
Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.
Основные персоналии: М.В. Ломоносов.
Общественная мысль второй половины XVIII в.
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Основные понятия и термины: масонство, Вольное экономическое общество.
Основные персоналии: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.С. Коробьин, М.М. Щербатов, А.Я. Поленов.
Русская литература, театральное и музыкальное искусство
Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.
Основные понятия и термины: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Придворная певческая капелла.
Основные персоналии: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Н.А. Львов, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский.
Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись
Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея «регулярной застройки» и её воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Основные понятия и термины: барокко, рококо, классицизм.
Основные персоналии: Ф.Б. Растрелли, Ж.Б. Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Д. Жилярди, И.Е. Старов, Э.М. Фальконе, Б.К. Растрелли, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, С.Ф. Щедрин, А.П. Лосенко, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
Культура и быт российских сословий
Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.
Основные понятия и термины: этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез, этикет, дуэль, дворянская усадьба, французский (регулярный) парк, английский (пейзажный) парк.
Итоговое занятие (2 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (70 часов)
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (27 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Мир к началу XVIII в. | 1 | Беседа | Стр. 5-8 | ||
Глава I. Рождение нового мира (8 часов) | ||||||
2 | «Европейское чудо» Урок изучения нового материала | 1 | Текущий | § 1 | ||
3 | Эпоха Просвещения Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы | § 2 | ||
4 | В поисках путей модернизации Урок изучения нового материала | 1 | Тест | § 3 | ||
5 | Европа меняющаяся Урок изучения нового материала | 1 | Пересказ | § 4 | ||
6-7 | Мир художественной культуры Просвещения. Урок изучения нового материала | 2 | Составление таблицы | § 5-6 | ||
8 | Международные отношения в XVIII в. Урок изучения нового материала | 1 | Текущий | § 7 | ||
9 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Рождение нового мира» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Контрольная работа | § 1-7 | ||
Глава II. Европа в век Просвещения (5 часов) | ||||||
10 | Англия на пути к индустриальной эре. Урок изучения нового материала | 1 | Текущий | § 8 | ||
11 | Франция при Старом порядке Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы | § 9 | ||
12 | Германские земли в XVIII в. Урок изучения нового материала | 1 | Беседа | § 10 | ||
13 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в. Урок изучения нового материала | 1 | Составление схемы | § 11 | ||
14 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Европа в век Просвещения» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Контрольная работа | § 8-11 | ||
Глава III. Эпоха Революций (6 часов) | ||||||
15 | Английские колонии в Северной Америке Урок изучения нового материала | 1 | Тест | § 12 | ||
16 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы | § 13 | ||
17-18 | Французская революция XVIII в. Комбинированный | 2 | Беседа | § 14-15 | ||
19 | Европа в годы Французской революции Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Составление таблицы | § 16 | ||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха Революций» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Контрольная работа | Повторить § 12-16 | ||
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (5 часов) | ||||||
21 | Османская империя. Персия Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Беседа | § 17 | ||
22 | Индия Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Тест | § 18 | ||
23 | Китай, Япония Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Пересказ | § 19, 20 | ||
24 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Контурная карта | § 21 | ||
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Тест | § 17-21 | ||
Итоговое обобщение знаний за курс всеобщей истории XVIII века (2 час) | ||||||
26 | Итоговая контрольная по курсу «История Нового времени. XVIII в.» | 1 | Контрольная работа | |||
27 | Итоговое занятие по курсу всеобщей истории в XVIII веке. Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Своя игра |
ИСТОРИЯ РОССИИ (43 ЧАС)
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
Раздел I. Эпоха реформ Петра I (10 часов) | ||||
1 | Вводный урок | 1 | Стр. 4-5 | |
2 | Начало правления Петра I Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §1, документ, вопросы | |
3 | Начало Северной войны Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §2, вопросы | |
4 | Победа в Северной войне Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §3, таблица «Крупнейшие сражения Северной войны» | |
5-6 | Преобразования Петра I Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §4, таблица «Преобразования Петра I» | |
7 | Народные движения в начале XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §5, вопросы | |
8 | Преобразования в области культуры и быта Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §6, таблица «Преобразования Петра I» | |
9 | Династия Романовых в первой четверти XVIII века Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §7, задание 5 | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха реформ Петра I» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Повторить §1-7, даты | |
Раздел II. Россия после Петра Великого (8 часов) | ||||
11 | Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §8, вопросы | |
12 | Екатерина I и Пётр II Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §9, вопросы | |
13-14 | Правление Анны Иоанновны Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §10-11, вопросы | |
15 | Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | § 12, вопросы | |
16 | Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §13, таблица «Экономическая политика в годы правления Елизаветы Петровны» | |
17 | Император Пётр III Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §13, сообщение | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Дворцовых переворотов» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Повторит §8-14 | |
Раздел III. Расцвет Российской империи (13 часов) | ||||
19 | Екатерина II: личность и эпоха Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | Записи в тетради | |
20 | Внутренняя политика Екатерины II и Просвещённый абсолютизм. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §14, вопросы | |
21 | Губернская реформа и сословная политика Екатерина II Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §15, таблица «Сословная политика Екатерины II» | |
22 | Крепостное право в России во второй половине XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §16, вопросы | |
23-24 | Экономическая жизнь России второй половины XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §17-18, вопросы | |
25 | Восстание Е.И. Пугачева (1773–1775) Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §19, вопрос 7 | |
26 | Внешняя политика при Екатерине II Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §20, таблица «Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.» | |
27 | Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §21 вопросы | |
28 | Народы Российской империи в XVIII в. Комбинированный урок | 1 | §22, вопросы | |
29 | Освоение Новороссии Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §23, задания 6-8 | |
30 | Правление Павла I Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §24, вопросы | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Расцвет Российской империи» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Повторить §14-24 | |
Раздел IV. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (10 часов) Итоговый урок (2 час) | ||||
32 | Школа, образование и воспитание в XVIII в. Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §25, вопросы, сообщения | |
33-34 | Российская наука в XVIII века Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §26, сообщения | |
35 | Михаил Васильевич Ломоносов Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §27, вопросы | |
36 | Общественная мысль во второй половине XVIII века Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §28, вопросы | |
37 | Русская литература, театральное и музыкальное искусство XVIII века Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §29, сообщения | |
38-39 | Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись Усвоение новых знаний и учебных действий | 2 | §30-31, таблица «Стили российской архитектуры XVIII в.» | |
40 | Культура и быт российских сословий Усвоение новых знаний и учебных действий | 1 | §31, задание 5,6 | |
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого» Урок обобщения и проверки знаний | 1 | Повторить §25-32 | |
42 | Итоговая контрольная по курсу «История России. XVIII век» | 1 | ||
43 | Итоговое повторение по курсу «История России. XVIII век» Урок обобщения и проверки знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...