5.6 Этнография – наука о народах
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Конспект и презентация по истории в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._etnografiya_-_nauka_o_narodah.doc | 63.5 КБ |
6._etnografiya_-_nauka_o_narodah.pptx | 533.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.6
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Этнография – наука о народах. (1 час).
Цель занятия: познакомить с этнографией как наукой и показать особенности работы этнографов.
Задачи занятия:
образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как этнография, миф, сказание.
развивающие: развить умение анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения.
воспитательные: сформировать бережное отношение к национальной культуре различных народов.
Информационные единицы:
термины: этнография, миф, сказание.
персоналии: Прометей.
Структура занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Мотивация, актуализация знаний | Работа с видеоматериалом. Отрывок из фильма Роберта Флаэрти «Нанук с севера», посвященный строительству иглу.(20 минут) | Ученики смотрят фильм. |
Целеполагание | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 1 слайд | О науке, которая занимается изучение жизни различных народов – этнографии. Запись в тетрадь темы занятия: Этнография – наука о народах. |
Изучение нового материала | Фронтальный опрос: 1. Как вы думаете, быт какого народа описан в фильме? 2. О каких элементах быта вы узнали? Режиссером этого фильма является Роберт Флаэрти, который прожил с семьей Нанука – главы эскимосского семейства – 16 месяцев, и запечатлевал на свою камеру самые интересные и важные черты эскимосской жизни. 3. Как вы думаете, важно ли нам сохранять знания о культуре народов? И почему? 2 слайд Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру. 3 слайд Этнографы изучают: *Предметы быта *Одежду *Жилища *Искусство *Орудия труда *Произведения устного народного творчества 4 слайд Работа этнографов: *Личные наблюдения *Беседа с людьми *Фотографирование и запись на видео необходимых материалов Этнографы также собирают и изучают устное творчество народов. Произведения устного творчества помогают, как пазл, собрать воедино картину мира этого народа. 5 слайд Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания. Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Можно ли, используя мифы, узнать, чем занимались люди в древности? 6 слайд Миф о Прометее. Что мы можем узнать о жизни древних греков? | Ответы учеников: 1. Эскимосы. 2. Жилище, предметы быта, одежда. 3. Очень важно сохранять знания о культуре, так как культура любого народа – это часть исторической памяти всего человечества. Знание культур других народов помогает глубже постичь свою, и делает наше представление о мире глубже и богаче. Ученики записывают определение в тетрадь. Ученики переписывают понятия в тетрадь. Ученики переписывают пункты в тетрадь. Ученики переписывают определения в тетрадь. Да. 1. Мы узнаем, как самые первые греки начали добывать огонь. 2. Греки знали о существовании Кавказа и Колхиды. Возможно, Колхида была не самым дружественным государством по отношению к Греции. |
Закрепление | Точечный вопрос: Что изучает наука этнография? | Этнография изучает многообразие жизни того или иного народа |
Итоги занятия, рефлексия | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: Что особенного в этнографии в отличие от археологии и истории? | Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 7 слайд Домашнее задание: выбрать историческую или народную песню и рассказать, о каких чертах жизни и быта она повествует. |
Схема тетради:
Этнография – наука о народах
Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.
Этнографы изучают:
*Предметы быта
*Одежду
*Жилища
*Искусство
*Орудия труда
*Произведения устного народного творчества
Работа этнографов:
*Личные наблюдения
*Беседа с людьми
*Фотографирование и запись на видео необходимых материалов
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.
Произведения устного народного творчества Орудия труда Искусство Жилище Одежда Предметы быта Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.
Работа этнографов: Беседа с людьми Личные наблюдения Фотографирование и запись на видео необходимых материалов
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания. Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Прометей — один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов, двоюродный брат Зевса. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Он был наказан за ослушание Зевсу. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. С освобождением Прометея между ним и Зевсом происходит примирение, которое, по одному из мнений, означает торжество Прометея.
Домашнее задание: выбрать историческую или народную песню и рассказать, о каких чертах жизни и быта она повествует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири
Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...
Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"
Авторская программа регионального курса «Этнография коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» ...
Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы
Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля. Цель курса «Э...
М. Е. Евсевьев - выдающийся ученый, историк, этнограф, просве-титель мордовского народа
Исследовательская работа, посвящённая жизни и деятельности выдающегося мордовского учёного и просветителя М. Е. Евсевьева....
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Этнография - наука о народах
Урок посвящен этнографии, одной из важнейших исторических наук....
Презентация урока "Наука о народах - наука о прошлом"
Презентация по истории. 5 класс...