5.6 Этнография – наука о народах
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Игнатенко Екатерина Николаевна

Конспект и презентация по истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6._etnografiya_-_nauka_o_narodah.doc63.5 КБ
Файл 6._etnografiya_-_nauka_o_narodah.pptx533.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.6

ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Этнография – наука о народах. (1 час).

Цель занятия: познакомить с этнографией как наукой и показать особенности работы этнографов.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как этнография, миф, сказание.

развивающие: развить умение анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения.

воспитательные: сформировать бережное отношение к национальной культуре различных народов.

Информационные единицы:

термины: этнография, миф, сказание.

персоналии: Прометей.

Структура занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Мотивация, актуализация знаний

Работа с видеоматериалом.

Отрывок из фильма Роберта Флаэрти «Нанук с севера», посвященный строительству иглу.(20 минут)

Ученики смотрят фильм.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

1 слайд

О науке, которая занимается изучение жизни различных народов – этнографии.

Запись в тетрадь темы занятия:

Этнография – наука о народах.

Изучение нового материала

Фронтальный опрос:

1. Как вы думаете, быт какого народа описан в фильме?

2. О каких элементах быта вы узнали?

Режиссером этого фильма является Роберт Флаэрти, который прожил с семьей Нанука – главы эскимосского семейства – 16 месяцев, и запечатлевал на свою камеру самые интересные и важные черты эскимосской жизни.

3. Как вы думаете, важно ли нам сохранять знания о культуре народов? И почему?

2 слайд

Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.

3 слайд

Этнографы изучают:

*Предметы быта

*Одежду

*Жилища

*Искусство

*Орудия труда

*Произведения устного народного творчества

4 слайд

Работа этнографов:

*Личные наблюдения

*Беседа с людьми

*Фотографирование и запись на видео необходимых материалов

Этнографы также собирают и изучают устное творчество народов. Произведения устного творчества помогают, как пазл, собрать воедино картину мира этого народа.

5 слайд

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Можно ли, используя мифы, узнать, чем занимались люди в древности?

6 слайд

Миф о Прометее.

Что мы можем узнать о жизни древних греков?

Ответы учеников:

1. Эскимосы.

2. Жилище, предметы быта, одежда.

3. Очень важно сохранять знания о культуре, так как культура любого народа – это часть исторической памяти всего человечества. Знание культур других народов помогает глубже постичь свою, и делает наше представление о мире глубже и богаче.

Ученики записывают определение в тетрадь.

Ученики переписывают понятия в тетрадь.

Ученики переписывают пункты в тетрадь.

Ученики переписывают определения в тетрадь.

Да.

1. Мы узнаем, как самые первые греки начали добывать огонь.

2. Греки знали о существовании Кавказа и Колхиды. Возможно, Колхида была не самым дружественным государством по отношению к Греции.

Закрепление

Точечный вопрос:

Что изучает наука этнография?

Этнография изучает многообразие жизни того или иного народа

Итоги занятия, рефлексия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Что особенного в этнографии в отличие от археологии и истории?

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

7 слайд

Домашнее задание: выбрать историческую или народную песню и рассказать, о каких чертах жизни и быта она повествует.

Схема тетради:

Этнография – наука о народах

Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.

Этнографы изучают:

*Предметы быта

*Одежду

*Жилища

*Искусство

*Орудия труда

*Произведения устного народного творчества

Работа этнографов:

*Личные наблюдения

*Беседа с людьми

*Фотографирование и запись на видео необходимых материалов

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этнография – наука о народах Цель занятия: познакомить с этнографией как наукой и показать особенности работы этнографов.

Слайд 2

Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.

Слайд 3

Произведения устного народного творчества Орудия труда Искусство Жилище Одежда Предметы быта Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.

Слайд 4

Работа этнографов: Беседа с людьми Личные наблюдения Фотографирование и запись на видео необходимых материалов

Слайд 5

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания. Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Слайд 6

Прометей — один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов, двоюродный брат Зевса. По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Он был наказан за ослушание Зевсу. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. С освобождением Прометея между ним и Зевсом происходит примирение, которое, по одному из мнений, означает торжество Прометея.

Слайд 7

Домашнее задание: выбрать историческую или народную песню и рассказать, о каких чертах жизни и быта она повествует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по этнографии коренных народов Западной Сибири

Данная разработка урока рекомендуется для учителей средней школы. Урок способствует развитию интереса учащихся к познанию своей малой Родины, формированию нравственных убеждений, уважительного отношен...

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы

Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.   Цель курса «Э...

М. Е. Евсевьев - выдающийся ученый, историк, этнограф, просве-титель мордовского народа

Исследовательская работа, посвящённая жизни и деятельности выдающегося мордовского учёного и просветителя М. Е. Евсевьева....

Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»

Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....

Этнография - наука о народах

Урок посвящен этнографии, одной из важнейших исторических наук....