Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2017 г. и программы и тематическое планирование курса Н.М. Арсентьев, М.А. Гореев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков, В.И. Уколова/ под редакцией А.В. Торкунова История России. 7 класс в 2 ч. М.: Просвещение, 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_7_klass.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 118 ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЦЫГАНОВА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ гимназии № 118
Приказ от __________№ _______
_________________Т.С. Балашова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
основное общее образование,
7 А, Б класс
количество часов 69
учитель Ковнеристова Алина Вячеславовна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ, авторских программ А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы, А. Вигасин, Г. Годер, М.: Просвещение, 2017. Н.М. Арсентьев, М.А. Гореев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков, В.И. Уколова/ под редакцией А.В. Торкунова История России. 7 класс в 2 ч. М.: Просвещение, 2017
2020-2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2017 г. и программы и тематическое планирование курса Н.М. Арсентьев, М.А. Гореев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков, В.И. Уколова/ под редакцией А.В. Торкунова История России. 7 класс в 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. 1500-1700» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1700 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие, прежде всего, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Преподавание курса «История России с конца ХVI до конца XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2017 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год: 7 класс 45 часов – история России, 24 часа – Новая история.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основными требованиями ФГОС является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
К личностным УУД относится система целостных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам современной жизни.
Регулятивные УУД отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, использованию полученной информации.
Коммуникативные УУД направлены на формирование способности учащихся к осуществлению коммуникативной деятельности, использованию правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения предмета учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, действиями:
- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий изучаемого периода истории России.
- Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий изучаемого периода истории России.
- Группировать факты по различным признакам.
- Читать историческую карту с опорой на легенду.
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
- Сравнивать данные различных источников, выявлять их сходства и различия.
- Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках.
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей.
- На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.п. составлять описания исторических объектов, памятников.
- Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.
- Называть характерные, существенные признаки событий и явления.
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное.
- Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе.
- Определять и аргументировать свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России изучаемого периода, давать им оценку.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА ИСТОРИЯ:
История Нового времени: 1500 – 1700
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10.Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus асt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Темы 18-19. Международные отношения в XVI-XVII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира.
История России
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально- освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый народ, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство. Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой».
Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Основные события и даты 7 класс
1505—1533 гг. — княжение Василия III
1510 г. — присоединение Псковской земли
1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства
1521 г. — присоединение Рязанского княжества
1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)
1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской
1538—1547 гг. — период боярского правления
1547 г. — принятие Иваном IV царского титула
1549 г. — первый Земский собор
1550 г. — принятие Судебника Ивана IV
1552 г. — взятие русскими войсками Казани
1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства
1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе
1558—1583 гг. — Ливонская война
1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги
1565—1572 гг. — опричнина
1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком
1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича
1589 г. — учреждение в России патриаршества
1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова
1604—1618 гг. — Смутное время в России
1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I
1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского
1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова
1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II
1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск
1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова
1617 г. — Столбовский мир со Швецией
1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой
1632—1634 гг. — Смоленская война
1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича
1648 г. — Соляной бунт в Москве
1648 г. — поход Семёна Дежнёва
1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова
1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви
8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины
1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой
1656—1658 гг. — война со Швецией
1662 г. — Медный бунт
1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой
1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина
1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича
1682 г. — отмена местничества
Основные понятия и термины 7 класс
Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор.
Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.
«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман.
Засечная черта. Самозванство.
Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
Основные источники 7 класс
Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги.
Челобитные И. С. Пересветова. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой».
Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская челобитная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета «Вести-Куранты».
Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).
Основные исторические персоналии 7 класс
Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов,А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин, Сильвестр (Медведев), И.Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, Епифаний Славинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Список литературы для учителя.
Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Бло¬хин. -М.: Курсив, 2017.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материа¬лы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2017.
История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2017.
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику
Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: Эксмо¬Пресс, 2018.
Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвеще¬ние, 2017.
Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2016.
.
Список литературы для учащихся.
Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2017.
Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2016.
Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2016.
Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2015.
Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2016.
Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2016.
Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2015.
Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2015.
Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2015.
Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2015.
Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2015.
Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2015.
Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2015. 3.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Россия при Иване Грозном.
Русское государство в XVI веке.
Смутное время.
Народные восстания ХVII века.
Родословная (таблица).
Россия ХVI - начала ХVII века.
Русское государство в ХVII веке.
Российская империя в ХVII веке.
Европа в XVI-XVIII веках.
4. Информативно-коммуникативные средства.
История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волго¬град: Учитель, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru
http://www.hrono.ru/dokumlindex. php
2. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
3. Аудиовизуальные источники:
http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm
4. Исторические карты:
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://history-maps.ru
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
5. Презентации:
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://kirzagrad.jimdo.com
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учебно-тематическое планирование по Всемирной истории:
№ п/п | Разделы | Часы |
1 | Мир в начале Нового времени | 5 |
2 | Европейское общество в раннее Новое время | 5 |
3 | Реформация | 7 |
4 | Первые революции Нового времени | 7 |
5 | ИТОГО: | 24 |
Учебно-тематическое планирование по истории России:
№ п/п | Разделы | Часы |
1 | Российское государство в первой трети XVI в. | 5 |
2 | Российское государство в период правления Ивана IV и Федора Ивановича 1533 - 1598 | 19 |
3 | Смутное время 1598- 1613 гг. | 6 |
4 | Россия при первых Романовых 1613- 1682 гг. | 14 |
5 | ИТОГО: | 44 |
Календарно-тематическое планирование 7 А, Б класса
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов |
1 | Повторения материала | 01.09.20 | 1 | |
Раздел 1. Мир в начале Нового времени. | ||||
2 | От Средневековья к Новому времени | 04.09.20 | 1 | |
3-4 | Великие географические открытия | 08.09.20 11.09.20 | 2 | |
5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе | 15.09.20 | 1 | |
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 18.09.20 | 1 | |
Раздел 2.Европейское общество в раннее Новое время | ||||
7 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 22.09.20 | 1 | |
8 | Великие гуманисты Европы | 25.09.20 | 1 | |
9-10 | Мир художественной культуры Возрождения | 29.09.20 02.10.20 | 2 | |
11 | Возрождение новой европейской науки | 06.10.20 | 1 | |
Раздел 3. Реформация. | ||||
12-13 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 09.10.20 13.10.20 | 2 | |
14 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 16.10.20 | 1 | |
15-16 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 20.10.20 23.10.20 | 2 | |
17-18 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 27.10.20 30.10.20 | 2 | |
Раздел 4. Первые революции Нового времени. | ||||
19-20 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций | 10.11.20 13.11.20 | 2 | |
21-22 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии | 17.11.20 20.11.20 | 2 | |
23-24 | Международные отношения в XVI-XVIIвв. | 24.11.20 27.11.20 | 2 | |
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVII вв». | 01.12.20 | 1 |
История России. Раздел 1. Россия в XVI веке. | ||||
26 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 04.12.20 | 1 | |
27 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 08.12.20 | 1 | |
28 | Формирование единых государств в Европе и России | 11.12.20 | 1 | |
29 | Российское государство в первой трети XVI в. | 15.12.20 | 1 | |
30 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 18.12.20 | 1 | |
Раздел 2.Российское государство в период правления Ивана IV и Федора Ивановича 1533 – 1598. | ||||
31 | Начало правления Ивана IV | 22.12.20 | 1 | |
32 | Реформы Избранной Рады | 25.12.20 | 1 | |
33 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 29.12.20 | 1 | |
34 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 12.01.21 | 1 | |
35-36 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | 15.01.21 19.01.21 | 2 | |
37 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | 22.01.21 | 1 | |
38 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 26.01.21 | 1 | |
39 | Народы России во второй половине XVI в. | 29.01.21 | 1 | |
40 | «Опричнина» | 02.02.21 | 1 | |
41-42 | Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | 05.02.21 09.02.21 | 2 | |
43-44 | Россия в конце XVI в. | 12.02.21 16.02.21 | 2 | |
45 | Церковь и государство в XVI в. | 19.02.21 | 1 | |
46 | Культура и народов России в XVI в. | 26.02.21 | 1 | |
47-48 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 02.03.21 05.03.21 | 2 | |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 09.03.21 | 1 | |
50 | Урок повтора и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | 12.03.21 | 1 | |
Раздел 3. Смутное время. 1598-1613 гг. | ||||
51-52 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 16.03.21 19.03.21 | 2 | |
53-54 | Смута в Российском Государстве: причин, начало | 02.04.21 06.04.21 | 2 | |
55 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 09.04.21 | 1 | |
56 | Окончание Смутного времени | 13.04.21 | 1 | |
Раздел 4.Россия при первых Романовых 1613- 1682 гг. | ||||
57 | Экономическое развитие России в XVII в. | 16.04.21 | 1 | |
58 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 20.04.21 | 1 | |
59 | Изменения в социальной структуре российского общества | 23.04.21 | 1 | |
60 | Народные движения в XVII в. | 27.04.21 | 1 | |
61 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 30.04.21 | 1 | |
62 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 04.05.21 | 1 | |
63 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 07.05.21 | 1 | |
64 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 11.05.21 | 1 | |
65 | Культура народов России в XVII в. | 14.05.21 | 1 | |
66 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 18.05.21 | 1 | |
67 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 21.05.21 | 1 | |
68 | Контрольное тестирование по курсу 7 класса | 25.05.21 | 1 | |
69 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 28.05.21 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...