Русско-турецкие войны при Екатерине 2
методическая разработка по истории (8 класс)
Технологическая карта урока содержит в себе разработку темы по внешней политике России в 18 в. при Екатерине 2. Урок предполагает групповую работу учащихся с источниками информации, самостоятельному поиску необходимой информации, использование анимационной карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_v_18v.ppt | 903.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешняя политика Екатерины II
В правление Екатерины II перед Россией стояли следующие внешнеполитические задачи: Борьба за выход в Черное море и создание условий благоприятных для черноморской торговли; Объединение под властью всех восточнославянских народов; Сохранение и укрепление положения России на международной арене, как великой державы
Русско-турецкие войны в XVIII веке В какие годы была война ? Какими причинами она была вызвана? 3. О каких важных сражениях вы узнали из рассказа? 4. Каковы итоги этой войны?
Найдите и покажите на карте земли, полученные Россией по Кючук-Кайнарджийскому миру
Русско-турецкие войны в XVIII веке 1. В какие годы была война ? 2. Какими причинами она была вызвана? 3. О каких важных сражениях вы узнали из рассказа? 4. Каковы итоги этой войны?
Найдите и покажите на карте земли, полученные Россией по Ясскому миру
Какую внешнеполитическую задачу решила Россия?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Михеева Ольга Петровна
2. Класс: Предмет: история
3. Тема урока: Внешняя политика Екатерины II
4. Место и роль урока в изучаемой теме: четвертый урок по теме
5. Тип урока: изучение новой темы
6. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- познакомить учащихся с основным материалом (основные направления, цели и задачи, этапы внешней политики России на восточном направлении, методы ее реализации и итоги); включить учащихся в познавательную деятельность;
- развивать умение работать с разными источниками информации, умение работать в группе;
- воспитывать патриотические чувства
7. Актуальность использования ИКТ: позволяет организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, сделать изучаемый материал не только наглядным, но и более динамичным
8. Вид испльзуемых средств ИКТ: презентация
9. Оборудование: экран, мультимедиапроектор
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Задачи | Длительность по времени | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | ФОУД | Форма организации деятельности учащихся | Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Промежуточный контроль |
Организационный | Проверить готов-ность учащихся, их настрой на работу | 1 | - | - | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | - |
Постановка темы и цели урока | Подвести детей к формулированию темы и постанов-ке задач урока. Составить план работы | 7 | Слайд 1: демонстрация задания с проблемой Слайды 2-3: демонстрация темы урока и варианта формулировки направлений внешней политики | И Ф | Работают с отрывком из романа В.Пикуля «Пером и шпагой» по вопросам-заданиям (Приложение 1) Вспоминают алгоритм изучения войны Записывают тему в тетрадь | 1. Создание проблемной ситуации: Каковы были основные направления внешней политики в 18 в.? Какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II? 2. Обобщение ответов и конкретизация темы: Сегодня на уроке мы поговорим, как решалась одна, пожалуй, самая главная задача – выход к берегам Черного моря. Это задача была решена в результате двух русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791) 3. Каков план изучения темы? Запись на доске | - |
Изучение нового материала | Изучить историю русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791) по алгоритму | 15 | Слайды 4-5 и 6-7: наглядное представление информации о военных действиях между Россией и Турцией для работы над поставленными перед ними вопросами | И Г | 1. Распределение функций в группе определяют сами ученики в зависимости от уровня общеучебных навыков 2. Самостоятельно работают с мультимедийными картами в 6-ках по предлагаемым вопросам в таблице (Приложение 2) 3. Рассказывают и обсуждают выполнение своей части работы и заполняют всю таблицу Показывают на карте присоединенные к России земли | Организует работу групп с мультимедийной картой. Подсказывает варианты распределения функций в группах. Напоминает правила работы в группах Контролирует работу групп по заполнению таблиц, помогает технически в управлении мультимедийной картой | - |
Физкультминутка | |||||||
Изучение нового материала | 13 | Слайд 5и 7: наглядное представление итогов войны | Г И | 1. Рассказ групп о русско-турецких войнах по таблице (одни рассказыва-ют, другие – дополняют или исправляют допущенные ошибки) 2. Формулируют и озвучивают вывод по таблице, выбирают наиболее точную формулировку и записывают ее | 1. Организует проверку работы в группах по изучению темы, дополнение 2. Подводит детей к самостоятельному выводу об итогах внешней политики России на восточном направлении Побуждает к высказыванию своего мнения | Проверка заполнения таблицы | |
Закрепление изученного материала | Закрепить основные даты и события | 5 | - | И Ф | Выполняют задание №2 (с. 72) в Рабочей тетради и сообщают классу ответы | Слушает ответы и побуждает к высказыванию своего мнения | Выполнение задания №2 в Рабочей тетради |
Итоги урока | Обобщить работу на уроке | 2 | Слайд 10: помощь в формулировке вывода | Ф | Сравнивают задачи, которые стояли перед Россией и итоги политики и делают вывод о решении этих задач | Организует сравнение задач и итогов внешней политики и формулирование вывода о степени решения задач | |
Домашнее задание | 2 | - | Записывают в дневники задание: § 27-28, рассказ о войнах, РТ - № 4 (с. 73), сообщение о полководцах | Объясняет задание: § 27-28, рассказ о войнах (неуверенным в себе можно с опорой на таблицу), в Рабочей тетради выполнить контурную карту в задании № 4 (с. 73), дополнительно сообщения о полководцах |
Приложение 1
Прочтите отрывок из романа В.Пикуля «Пером и шпагой» и определите тему урока
Деловитый Никита Панин явился с докладами к Екатерине, точными как алгебра:
- Англия! Особый интерес в нас имеет, паче того – негоциацию: хлеб, пенька, смола, лес. Но в земли восточные проникнуть через наши же просторы желает, и вредила и вредить еще будет.
- Австрия! На наших же штыках желает с турками совладать, но поблажки не жди, матушка: славян, нам кровных, содержит в рабстве своем не слабее турок. И на Дунай пойдет Русь наша с боями великими через венскую хитрость, через козни венские.
- Пруссия! Фридрих спит и видит, умаявшись в борьбе с нами, как бы ему Польшу разодрать, благо страна сия ныне самая безобидная стала, и до союза с нами, матушка, Фридрих весьма охоч будет. Держать же короля станем на привязи; иной раз пруссаков и подкормить не грех, дабы не закочевряжились…
Никита Иванович с достоинством поклонился:
- Вот каково тебе досталось, матушка, наследство от прошлого; прими и владычествуй нам на радость.
И в ответ Панину поклонилась Екатерина – с иронией:
- Хороший же узелок завязала покойница Елизавета! Однако не из пужливых я, сам ведаешь. И мыслю наперед тако: первое есть и наиглавнейшее – воссоединить с Великой Русью народы украинский и белорусский. Турцию, дабы не алкала более крови славянской, усмирить войною! И на веки веков стоять от Черного до Балтийского моря крепко. Во всю ступню! России быть в первом ранге, говорила не раз покойница Елизавета, и в том я с нею полностью согласуюсь…
- Каковы были основные направления внешней политики?
- Какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?
Приложение 2
Русско-турецкие войны при Екатерине II
Годы войны | Причины | Основные сражения | Итоги |
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Русско-турецкая война 1877-1878 гг
урок - обобщение. Позволяет обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...
Великая Отечественная война и Русско-Турецкие войны
ПРедставлены основные операции и герои Великой Отечественной войны...
Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши
Материал к учебнику: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций...
Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши
Материал к учебнику: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций...
Тема: Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши .
Тема: Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши .Прочитайте §20, ознакомьтесь с картами: Русско-турецкая война 1768-1774 гг. (стр. 124), Русско-турецка...