Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 г. Отступление и гибель французской армии"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Коррекционно-развивающая работа на уроке истории, использование игровых технологий и национально-регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx75.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Тема

Отступление и гибель французской армии

Класс

8 класс

Цель

Формирование представления  учащихся о заключительном этапе Отечественной войны

Задачи:

Образовательные: дать сведения  об отступлении и гибели великой французской армии Наполеона; показать главные источники победы русской армии.

Коррекционно - развивающие: продолжать формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, тетрадью; учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты

Воспитательные: воспитывать  чувство патриотизма, гордости за своё Отечество

Планируемые  результаты

Предметные:

Иметь представления о заключительном этапе войны и причинах гибели армии Наполеона

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные: 

Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

Познавательные . Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события. С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Учиться выполнять различные роли при работе в парах.

Основные понятия

мародёрство

ТСО

Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Этап урока и его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент.

Самоопределение  к деятельности.

Цель: 

  • создание эмоционального настроя  обучающихся

на  интеллектуальную деятельность

Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.

.

Отчет дежурного о готовности класса к уроку

Слушают учителя. 

Организация  своего рабочего  места.

-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Повторение домашнего задания и  фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • повышение познавательной деятельности обучающихся.
  • формирование пространственных представлений (работа с картой)
  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.

Надо вспомнить и ответить на вопросы(фронтальный опрос)

 - Какую тему изучали на предыдущих занятиях? 

- О чем шла речь?

- С кем воевала Россия в 1812 году? Вот французы наступают, 

Силы наши быстро тают.

Нам, ребята, помогите:

РОТУ в ПОЛК вы превратите.

Мы с резервом в бой пойдем –

«Басурманов» разобьём!  

Пользуясь подсказками, меняя в слове по одной букве за шаг игры,

превратите слово РОТА в слово ПОЛК. 

 

- Назовите имена правителей России и Франции (слайд)

- Биографическая задача (слайд)

- Как можно охарактеризовать войну 1812 года по отношению к России и Франции(слайд)

-  Вспомните о причинах возникновения партизанском движения в России в 1812г

- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с французской армией.

-. Проследите путь продвижения армии Наполеона по карте

 Задание 1. Кто такие партизаны?

- Род войск в армии

- Военная профессия

- Мирные жители или военные, ведущие борьбу с врагами в его тылу

Задание2  Кого называли «отцом партизанского движения»?

Вспоминают тему и содержание предыдущих занятий

Выполняют задание устно.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы, при этом опираются на иллюстрации

Работа с картой.

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Умение делать выводы.

- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

Вводное слово учителя.

В России наступили тяжелые времена.

-Что мы знаем о состоянии России?

Страна была разорена.

Тема нашего урока – Отступление и гибель французской армии

Почему великая непобедимая армия Наполеона потерпела поражение?

Отвечают на поставленный вопрос

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи  к уроку, определив знания и незнания.

 -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4. Изучение нового материала.

Цель:

  • организация совместной деятельности по открытию нового знания

Рассказ учителя о планах Наполеона и Кутузова

 Работа с текстом

Найти  в тексте факты, говорящие о состоянии армии Наполеона

Работа с иллюстрацией

Соотнести иллюстрацию с текстом учебника, сравнить две иллюстрации

Физкультминутка (слайд )

Гимнастика для глаз

Работа с текстом учебника, соотнесение его с иллюстрацией. 

Словарная работа мародерство.

Ученики  делают итог о состоянии армии противника с помощью учителя.

Использование национально-регионального компонента.

Рассказ учителя об участии марийского народа в Отечественной войне 1812г

Где произошёл окончательный разгром армии противника? Декабрь 1812г закончилась война

Использование учителем дополнительной художественнойлитературы .

Чтение рассказа о военнопленных

Работа с текстом о результатах войны

Рассказ учителя о памятниках героям Отечественной войны 1812года

Один ученик читает, остальные следят по тексту

Записывают в тетрадь

Работают с текстом. Читают по абзацу.

Находят ответ в тексте. Записывают в тетрадь

Работают с иллюстрацией.

Делают вывод о последствиях

Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации на слайдах

 -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения

- умение работать с текстом.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

5. Закрепление  нового материала.

Цель:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
  • корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.

1 .Задание:  расставьте в хронологической последовательности события  (слайд)

        Обобщающий материал   (слайдшоу)

2. Дифференцированные задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

Слабоуспеваю-щие ребята выполняют письменно при помощи учителя, остальные устно

Отвечают на вопросы, комментируя ответ.

Участвуют в беседе, проверяют задание.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения предложенного задания.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

6. Контролирующее задание

Цель:

- проверить умение

применять изученный материал на практике, степень усвоения материала

Программированные задания (задания на карточках)

Выполняют задание.

Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки. Слайд

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель:

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.
  • развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.

Ребята, должны  продолжить выражение об уроке:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. я приобрел…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. я смог…

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося.

Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.

 -строить речевое высказывание

-  рефлексия своих действий

  1. Домашнее задание

Цель:обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения.

Записывают домашнее задание

Приложение: 

Биографическая задача

Сражаясь под руководством А.В.Суворова, приобрёл огромный военный опыт. Не раз он показывал свой военный талант в битвах с турками. Дважды был ранен, дважды пуля попала в голову, лишился глаза. Поэтому правый глаз был перевязан чёрной лентой. 

Какую войну вели Франция и Россия?

Франция                                      Россия

                             Священная

                             Захватническая

                             Грабительская

                             Освободительная

                             Справедливая

                             Несправедливая

Расставьте в хронологической последовательности события:

  • Военный совет в Филях.
  • Бородинское сражение.
  • Переход французов через реку Неман.
  • Вступление Наполеона в Москву.
  • Отступление и гибель французской армии.

КРОССВОРД-ТЕСТ «НА БОРОДИНСКОМ ПОЛЕ»

 

Из двух предлагаемых вариантов ответов на вопросы выберите правильный и впишите его в клетки кроссворда.

В выделенных клетках: ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

 

1. Военный из частей лёгкой кавалерии: ГУСАР   КУЧЕР.

2. Полевые укрепления: СТЕНЫ   ФЛЕШИ.

3. Боевое построение пехоты: АЖУР   КАРЕ.

4. Войсковое соединение из нескольких полков: БАСТИОН   ДИВИЗИЯ.

5. Воин-кавалерист: ВИКОНТ   ДРАГУН.

6. Огнестрельное оружие гусара: ПИСТОЛЕТ   ХЛОПУШКА.

7. Боевое колющее оружие: ВИЛЫ   ШТЫК.

8. Войсковое подразделение из нескольких рот: БАКАЛАВР   БАТАЛЬОН.

9. Офицерское звание: КНЯЗЬ   МАЙОР.

10. Холодное оружие гусара: САБЛЯ   ТОПОР.

11. Солдат из отборных частей, рослый и сильный: ГРЕНАДЕР   ШТУКАТУР.

12. Подразделение в кавалерии: ЭЛЕВАТОР   ЭСКАДРОН.

13. Артиллерийское орудие: ГАУБИЦА   КАРАБИН.

14. Род полевого укрепления: ЛЮНЕТ   СТОЛБ.

15. Младший офицерский чин в 1812 году: ПОЛКОВНИК   ПРАПОРЩИК.

16. Военный из частей тяжелой кавалерии: КИРАСИР   СНАЙПЕР.

17. Низшее воинское звание: ГЕНЕРАЛ   РЯДОВОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Урок мужества "Отечественная война 1812 года»

Задачи:- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к ...

Разработка урока по теме "Война 1812 года"

Урок с использованием парной работы и ЭОР....

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

Урок истории. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

Урок по теме: "Отечественная война 1812 года. Бородинская битва"...

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии"

В школьном курсе 8 класса изучается одна из самых ярких и интересных тем по истории России "Отечественная война 1812 г.". Словами невозможно описать того, что приходится изучать по этой теме. Эта тема...