Интегрированный урок "Бабий Яр – трагедия, которую невозможно замолчать…"
методическая разработка по истории (11 класс)
Интегрированный урок по русскому языку и литературе, цель которого - привлечь внимание к жертвам Холокоста в годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 264.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока: «Бабий Яр – трагедия, которую невозможно замолчать…».
Выполнила:
Абитова Ирина
Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2020 год.
Пояснительная записка.
Девятого мая мы отмечаем день расправы над самой знаменитой вспышкой нацизма и расизма в европейской истории. В канун этого праздника мы с содроганием вспоминаем, узнаем о зверствах фашистов, о количестве жертв этой безумной идеологии. Нацистские символы стали символами жестокости и всеобщего осуждения. Перед каждым футбольным матчем знаменитые игроки на весь мир призывают к искоренению расизма. Кроме того, 27 января – день памяти жертв Холокоста, самого громкого нацистского преступления.
Кто бы мог подумать, что спустя семьдесят пять лет величайшее мировое преступление, доказанное на Нюрнбергском процессе, будет если не оправдываться, то перевираться и замалчиваться. А имена тех, кого столько времени считали преступниками против человечества, будут возводиться едва не в ранг народных героев.
Исходя из этого, довольно ясной представляется актуальность предложенного проекта: современному поколению необходимо донести неискаженную информацию о подвигах наших дедов и прадедов.
Новизна проекта обусловлена тем, что общеобразовательных программах по литературе произведениям о Великой Отечественной войне уделено небольшое количество часов, текстов о конкретных исторических событиях, трагедиях фактически нет совсем. А в данном образовательном проекте предлагается исследовать произведения литературы и искусства, посвященные непосредственно трагедии Бабьего Яра.
Цель: воспитание патриотизма путем исследования конкретного исторического события через произведения искусства.
Задачи:
- Исследовать трагедию Бабьего Яра в произведениях литературы,
- Проанализировать раскрытие темы Бабьего Яра в кинематографе и музыке,
- Сформировать у обучающихся адекватное представление об этом событии в современных условиях,
- Привлечь внимание к подвигу ветеранов, благодаря которым нацизм в 40е годы был остановлен.
Проект интегрированного урока по литературе и истории на тему:
«Бабий Яр – трагедия, которую невозможно замолчать…».
Цели:
1)Образовательная - изучение преступления против человечества – расстрела советских граждан на территории Бабьего Яра,
2)Развивающая - развитие умений анализировать художественный текст,
3)Воспитательная - воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у подрастающего поколения в современных политических условиях.
Задачи:
- Актуализировать знания обучающихся о Холокосте,
- Рассмотреть подробнее расстрелы на территории Бабьего Яра, которые были одним из масштабных проявлений Холокоста,
- проследить, какое отражение нашла эта трагедия в искусстве 20 века,
- проанализировать стихи и музыку, посвященные данной теме,
Оборудование: компьютерная презентация, документальные фотографии, тексты стихотворений И.Эренбурга, Ю.Кутенина, фонограмма «13 симфонии» Д.Шостаковича.
Целевая аудитория: 11 класс.
Конспект урока:
«За Бабий Яр нет меры искуплению.
И меры мести не изобрести.
Будь проклят тот, кто Яр предаст забвению,
Будь проклят тот, кто скажет мне «прости».
Микола Бажан, украинский поэт,
член ЦК КПУ, зам.председателя
Совета Министров Украинской ССР, 1943г.
( 1 слайд).
Ход урока.
- Вступление: На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит рассмотреть одно из главных преступлений против человечества, которое, к сожалению, долгое время не акцентировалось, а сейчас и вовсе расценивается некоторыми странами с противоположной точки зрения. В частности, представитель Украины Михаил Никифорук выпускает статью с совершенно надуманным содержанием. Для чего это было нужно, мы увидим из фрагмента документального фильма «Бабий Яр. Последние свидетели».
( 2 слайд).
Фрагмент документального фильма.
Жизнь, конечно же, все расставит на свои места, но пренебрегать уроками истории нельзя. Почему? В этом мы и будем сейчас разбираться. Итак, сегодня мы посвятим урок трагедии Бабьего Яра, и начать необходимо с исторической справки о нем.
- Актуализация изученного материала: (историческая справка о Бабьем Яре – сообщение заранее подготовленного ученика).
( 3 слайд)
Бабий Яр – урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Овраг длиной в два с половиной километра, местами достигающий пятидесятиметровой глубины, был известен под этим названием с 1401 года, когда некая женщина продала прилегающую землю доминиканскому монастырю.
19 сентября 1941 года части вермахта вошли в Киев. Первый расстрел случился 27 сентября. Массовые расправы в Бабьем Яру продолжались до конца оккупации Киева в ноябре 1943 года.
(4 слайд)
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых растрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборционистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. По мнению других исследователей в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.
Фрагмент документального фильма.
( 6 слайд)
Бабий Яр наряду с Освенцимом – самые страшные и самые известные символы Холокоста.
( 7-10 слайды).
(На фоне сообщения – презентация с документальными фотографиями Бабьего Яра).
Учитель: Как получилось, что люди добровольно пошли на расстрел?
( 11 слайд).
(Трагедия началась на десятый день после захвата города. В городе появилось около 2000 листовок о «переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.
Когда люди приближались к Бабьему Яру, им приказывали показать документы, ценные вещи и раздеться.
Всех подводили к открытой яме и автоматически расстреливали).
Учитель: И вот здесь непременно нужно говорить о тех, кто осуществлял эту массовую казнь под руководством немецкого командования.
(В расстрелах повсеместно участвовали бандеровцы – бойцы Украинской повстанческой армии, которая произошла в 1942 году от Организации украинских националистов, созданной Степаном Бандерой).
( 12 слайд).
«История одной фотографии» (Сообщение заранее подготовленного ученика):
На этом страшном кадре – Киев, сентябрь 1941 года. Бабий яр. Мать за секунду до гибели прижимает к себе ребенка. Человек в форме СС, который убьет ее и ребенка через секунду-другую – не немец. Он украинец, точнее – уроженец Западной Украины, из Житомира. Служил в дивизии «Галичина», а с 1943 года участвовал в работе айнзатц-групп. Откуда такие подробности? Практически от него самого. Эту фотографию изъяли партизаны вместе с документами и армейским жетоном. Изъяли, когда обыскивали его тело. Чудовищная фотография станет одним из самых красноречивых свидетелей жертв нацизма на Нюрнбергском процессе. Но больше всего поражает, что вот эта фотография хранилась среди личных вещей убитого бандеровца. Вместе с семейными карточками, письмами домой лежало вот ЭТО. Бережно хранилось – фото на память. Может, даже для семейного альбома. С гордостью детям и внукам на старости лет показывать: вот, дескать, как я «отважно воевал» за самостийну Украину когда-то...
Учитель: Почему же нельзя замалчивать эту трагедию? Почему об этом обязательно нужно говорить сейчас?
(В современной Украине повторяются события 70-летней давности, а личность Степана Бандеры возводится в ранг национального героя).
- Изучение нового материала.
Учитель:Сейчас мы с вами познакомимся с произведениями художественной литературы и искусства, созданными в память об этой трагедии, чтобы прочувствовать трагедию острее. Писать об этом страшном событии начали уже в 1941 году…
Никто не верил слухам о беде,
Всю ночь кошмарил город, и в кошмаре
Рождался новый трудный, трудный день
И задыхался в копоти и гари.
Над городом стояла тишина,
Стеной стояли серые солдаты,
И чья-то участь в этот день проклятый
Была бесповоротно решена.
Людмила Титова, 1941г.
( 13 слайд).
И первым произведением будет стихотворение Ильи Эренбурга «Бабий Яр».
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим – туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы – овраги.
1944г.
( 14 слайд).
Вопросы для анализа:
- Какие чувства, эмоции вызвало у вас стихотворение? Какие слова, выражения этому способствовали?
- На сколько частей можно поделить стихотворение и почему?
- Какова роль риторического обращения в начале стихотворения? При помощи каких средств автор выражает свое единение с убитым народом?
- В чем смысл последних строк стихотворения?
Учитель: В этом стихотворении звучит тема единения с еврейским народом, единения мучительного, кровавого. Во время Великой Отечественной войны евреев было уничтожено невероятной по своим масштабам количество.
Слайды презентации с количеством убитых евреев в Европе и СССР ( 15 – 25 слайды).
Учитель: В чем же была причина столь массового уничтожения этих людей? ( Нацисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году и утверждавшие, что немцы – это «высшая раса», считали евреев «низшей» расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.В период Холокоста нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали «неполноценными»: цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других) Коммунисты, социалисты, Свидетели Иеговы подвергались гонениям по поведенческим и политическим мотивам).
( 26 слайд).
Учитель: Не только в поэзии, но и в музыке Бабий Яр нашел свое отражение, и сейчас мы с вами прослушаем отрывок из « 13 симфонии» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которую он начал писать в марте 1962 года. Основой текста стали пять стихотворений советского поэта Е.А.Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера».
Прослушивание отрывка симфонии, выявление первичного восприятия.
( 27 слайд).
Учитель: И следующее стихотворение было написано Юрием Кутениным, современным поэтом в 2011 году как раз под влиянием этой симфонии.
«Дмитрий Шостакович – Евгений Евтушенко» («Книга пауз», ч.2 «Стихи и музыка чарующе близки»)
Я слышал это много раз
И много раз внимал я залу,
Когда могучий русский бас
Вздымал величие хорала,
Когда великие стихи
Слились с могучим ревом звуков.
Да, их полеты нелегки,
И память ворошат – как будто
Мы видим ужас той войны.
Мы слышим стоны миллионов…
Да, звуки, как же вы сильны!
Вы разбудили погребенных.
И сквозь завесу поколений
К нам тянут руки млад и стар.
Что за ужасные мгновенья?!
Да будет проклят Бабий Яр!!!
Да будет проклят Бабий Яр
И все кто это сотворили.
Как громко стонут млад и стар –
Невинных жертв.
За что убили?
За красоту и за талант.
Да и за собственные мненья.
Лежит здесь Изя музыкант.
Олеся – чудных дум стремленья.
Иван – своею прямотой
Так надоевший этим гадам.
Сергей, Иосиф, Катя, Ада…
Всех невозможно перечесть
Я вижу, зал уже рыдает!!
Он понимает слово – месть,
Но все ж прощения желает.
Простить – не значит позабыть.
Наоборот. Да, так бывает…
Зачем?
Затем, что просто надо жить.
Вот…только сердце…
НЕ ПРОЩАЕТ…
( 28 слайд).
Вопросы для анализа стихотворения:
- С каким чувством относятся наши современники к событиям семидесятилетней давности?
- Сформулируйте авторскую позицию? Какие средства выразительности ее определяют?
- Где в стихотворении находит отражение тема Холокоста и гонений против неугодных немецким нацистам?
- Чему способствует музыка, написанная на тему этой трагедии?
- Почему всепрощающее православное сердце «не прощает» в конце стихотворения?
( 29 слайд).
Подведение итогов: На сегодняшнем уроке мы познакомились с некоторыми произведениями искусства, описывающими трагедию Бабьего Яра, какой итог мы с вами можем подвести?
Давайте не будем забывать об уроках истории, она, действительно, замечательный учитель. И еще раз хочется от имени всего народа, от имени тех, кто сейчас страдает от проявлений нацизма, поклониться тем, кто семьдесят лет назад не допустил расцвета фашизма не только на своей территории, но и на территории Европы! Вечная слава русскому воину-освободителю!
Использованные источники.
- http://ru.m.wikipedia.org/wiki.
- www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/09/110927_babiy_yar_70anno.
- babiy–yar.livejournal.com/4786.html.
- www.war2poet.narod.ru/erenburg2.
- www.stihi.ru/2014/08/3580
- Grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id
- Dbelaev.ru/p/15614/
- www.zarubezhom.com/aerophoto/html/
- On-line-docfilm.com/other/worldwar/2659-babiy-yar-poslednie-svideteli.html
- www.belcanto.ru/s_shostacovich_13.html
- M.litfile.net/read/313142/312000-313000?page=10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"
Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия" посвящена известному ученому, автору фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы Д.С.Лихачеву. Выставка рас...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированный урок по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 10 класс
Урок литературы в 10 классе с использование оперы по трагедии А.С.Пушкина...
Урок по литературе на тему: "Петербург Достоевского- "город, в котором невозможно быть".
Это урок литературы в 10 классе по теме : "Петербург Достоевского- " город, в котором невозможно быть". Урок сообщения новых знаний. Предлагаются различные формы работы; текстуальный анализ важн...
Трагедия, которая не должна повториться
Внеклассное мероприятие, посвященное трагедии народов в годы Великой Отечественной войны на примере белорусской деревушки Хатынь....
интегрированный урок музыки и математики в 6 классе "Невозможное возможно"
Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигу...
Сценарий к мероприятию «Беслан. Трагедия, которая не должна повториться"
Сценарий мероприятия...