Интерактивное мероприятие "Государственные символы России"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Никулина Ольга Андреевна

Интерактивное мероприятие "Государственные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Государственные символы России36.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Тема: Государственные символы России

Цели интерактивного мероприятия:

Знакомство с государственной символикой России;

Понимание значения государственной символики;

Понимание роли Конституции как основного закона, регламентирующего отношения между людьми;

Формирование норм позитивного межличностного общения;

Сплочение класса.

Цели в соответствии с результатами изучения учебного предмета по ФГОС-1П

Личностные:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Предметные:

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах

российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,закреплённым в Конституции Российской Федерации;

Освоение приемов работы с социально значимой информацией, еб осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Целевая группа: 5 класс

ВВОДНОЕ СЛОВО (5 минут)

Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Андреевна Сегодня занятие с вами проведу я.а ВОТ О ЧЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ ВЫ МНЕ СКАЖИТЕ,ПОСМОТРЕВ НА ДОСКУ.

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?(  Россия или Российская Федерация)

«Сегодня мы с вами поговорим о символах нашего государства и о том, для чего они нужны. Но для начала хочу вас спросить: какие вы знаете государственные символы?» Ребята отвечают на вопрос. Ведущий по необходимости им помогает, называя флаг, герб, гимн.

герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч.) от других.

Гимн.Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства.

Книжное: хвалебная песня.

Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).

Флаг (от нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку

  1. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМОВ «ГЕРБ», «ГИМН», «ФЛАГ»(10 минут)

Видеоролики рассказывают об истории основных государственных символов: об изменениях, которым они подвергались от эпохи к эпохе; об их символическом, политическом и культурном значении; об их роли сегодня.

  1. ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ (10 минут)

Ведущий узнает, что больше всего запомнилось ребятам из видеофильмов.

По необходимости рассказывает дополнительные факты:

Какая птица изображена на гербе Российской Федерации?

На гербе России изображен двуглавый орел — один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Издревле орел был солярным символом — образом солнца. Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости. На гербе России также изображены короны. Они символизируют три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета (независимости) нашей страны.

Какой документ является главным законом Российской Федерации?

Главным законом Российской Федерации является Конституция. Президент нашей страны является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. День принятия Конституции — это государственный праздник. Граждане России отмечают день Конституции 12 декабря.

Далее ведущий подводит группу к следующему упражнению, говоря примерно следующее: «Герб, гимн, флаг и Конституция — это основный символы, или атрибуты каждого государства. Давайте подумаем, для чего они нужны».

  1. ЦЕННОСТИ - ЭТО ТО, ЧТО ВАЖНО (10 минут)

4.1. Ведущий объясняет участникам, что в основе любой государственной символики и законов лежит то, что важно для всех — ценности. Ведущий: «Ценности — важнейшая часть нашей с вами культуры, нашей жизни наряду с нормами и идеалами. Ценности можно разделить на общечеловеческие, которые существовали всегда и будут существовать. Это, например, запрет на воровство, на обман, мошенничество. Это способность к состраданию, справедливость, вежливость, доброта, гуманизм и многие другие.

А еще существует так называемое «золотое правило нравственности», которое, я думаю, знает каждый из вас — не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. В этом правиле содержится основной принцип сохранения мира между людьми, без которого невозможно жить в обществе.

Кроме того, существуют гражданские ценности, которые связаны с благополучием людей, объединенных общей страной. Это, например, чувство надежности, безопасности, стремление сотрудничать с другими, активное отношение к жизни, толерантность, патриотизм, защита прав и другие.

Также у каждого из нас есть какие-то свои, индивидуальные ценности, например, здоровье, дружба, творчество и т.д. Сейчас я прошу вас подумать над тем, какая ценность является для вас наиболее важной. Это может быть одна их тех ценностей, которые мы уже назвали, либо какая-то своя. На это задание вам дается 3 минуты». Ведущий раздает участникам стикеры и ручки. После того, как задание выполнено, участники выходят по одному и выклеивают свои стикеры на доску. Так формируется список ценностей, актуальных для участников.

  1. ЗАКОН КЛАССА (35 минут) 5.1. Ведущий: «Ну вот, друзья, у нас с вами получился список ценностей, которые важны для нас. Но для того, чтобы эти ценности начали работать и стали основой нашей совместной жизнедеятельности, их необходимо превратить в закон. Именно так происходит и в истории человечества. Ценности начинают регулировать жизнь людей тогда, когда превращаются в нормы и правила. Или — законы.

5.2. Давайте сейчас попробуем на основе нашего списка ценности написать закон класса». Ведущий делит участников на четверки, попросив развернуться к соседям по парте, стоящей впереди или сзади. Каждая группа получает фломастеры (или ручки) и часть листа формата А4, на котором написано незаконченное предложение. Каждая четверка дописывает одно из них, заполняя четырьмя пунктами (возможно по одному от каждого участника, возможно совместное выведение четырех пунктов):

«Каждый ученик нашего класса имеет право...»,

«Каждый ученик нашего класса должен ...»,

«Мы в нашем классе всегда ...»,

«Мы в нашем классе никогда...» (Приложение 1)

Предложения в классе могут повторяться. На это задание участникам дается 7 минут.

5.3. После того, как задание выполнено, четверки делают презентацию. После каждой презентации следует короткое обсуждение и дополнение списков пунктами других участников. Таким образом, формируется Закон класса.

5.4. При обсуждении результата ведущий делает упор на связь законодательных норм и правил с общечеловеческими ценностями и правами. Можно попросить участников самостоятельно найти и проговорить связи между получившимися правилами и ценностями.

  1. ГЕРБ КЛАССА (20 минут)

6.1. Ведущий рассказывает участникам о том, что такое геральдика, и об основных геральдических символах, которые используются чаще всего. Об орле, как символе солнца, участники уже узнали. Школьникам предлагается совместно нарисовать герб своего класса, в котором отображались бы основные ценности и принципы. Участникам предлагается объединиться в 4 малые группы — по количеству предложений в Законе класса. Возможно объединение тех участников, кто писал одинаковые предложения. На столы раздаются листочки с заполненными в предыдущем упражнении пунктами Закона класса.

6.2. Каждая малая группа получает фрагмент будущего герба (Приложение 2), фломастеры, маркеры, мелки. Задача участников — символически изобразить пункты закона класса. Один фрагмент герба для блока «Каждый ученик нашего класса имеет право», второй фрагмент для блока — «Каждый ученик нашего класса должен», третий фрагмент для блока — «Мы в нашем классе всегда», четвертый — «Мы в нашем классе никогда». Можно произвести ротацию блоков, чтобы группы рисовали не те правила, которые формулировали в предыдущем упражнении.

6.3. После того, как фрагмент герба нарисован, участники рассказывают о том, что означают символы. В заключении из фрагментов собирается единый герб, над ним надписывается название класса.

Также все листочки с пунктами Закона класса, использовавшиеся для создания герба, выклеиваются на один лист формата АЗ, чтобы получился «документ».

Ведущий спрашивает, кто из класса согласен с получившимся Законом и кто готов его придерживаться. Ребята поднимают руки, тем самым Закон принимается

6.4. Герб и Закон класса участники могут повесить в своем классном кабинете.

 Символика государства - это, по сути своей, опознавательные знаки, делающие страну узнаваемой. Чаще всего любые символы страны имеют историческое значение, важное для государства и для его граждан. Символы - это часть любого государств

А сейчас мы послушаем выступления подготовленные нашими

воспитанниками: 

1. Герб 

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на

обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – 

Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные

российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – 

Св. Георгий, на остальных – орел. 

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно

модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в

качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской

власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).  

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы

говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь

орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – 

заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. 

Обратим внимание на выставку рисунков, поднимите руки, кто нарисовал

герб РФ. 

  Государственный герб РФ - официальный государственный символ,

утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на

печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений,

денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на

пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских

частей и т. п. 

- Что  символизирует герб?  

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над

злом. 

2.Что же такое флаг? Расскажет нам ____________. 

Это символ государства. Штандарт (флаг) президента Российской Федерации.  

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой

квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней

- белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета

Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение

Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено

золотой бахромой. 

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в

резиденции президента Российской Федерации в столице Российской

Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При

вступлении в должность вновь избранного президента Российской

Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства. 

Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской

Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания

президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на

транспортных средствах президента Российской Федерации. 

Ребята, а какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный). 

А кто знает, что символизирует каждый цвет? 

 Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный

цвет во флаге означал  державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет

свободы и независимости. Белый цвет символизирует мир, непорочность,

чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду,

небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.  

Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно

закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного

государственного флага Российской империи.  

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя флаг,

ставили его на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто несет флаг, всегда

считался лучшим человеком... Это всегда – особая честь. Государственный

флаг – наша гордость, наша святыня, символ независимости и величия

нашего государства.                                                                                                                                                                         

Долг каждого гражданина – оберегать честь российского флага.

О каком символе нашего государства мы еще не говорили?    

    Вывешивается Государственный Гимн.                                                                                                                                  

Что означает слово « гимн»? ( Хвалебная, торжественная песня).  Его

исполняют в особых торжественных случаях.                                                                                             

Где вы могли слышать гимн?   

Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Выступление 3 –го воспитанника. 

3.Гимн – это песня, посвященная Родине, символ, такой же, как герб и флаг. 

Государственный гимн был принят 8 декабря 2000 года. А кто из вас может

назвать авторов  Гимна? (Композитор  А.Александров, поэт С.Михалков.)                                                                                   

Уважающий себя гражданин должен знать Гимн своего государства наизусть.

Давайте вспомним строчки из гимна.                                                                                                                                   

Какие чувства вы испытываете,  когда слышите строчки  гимна?  

( Гордость, торжественность; хочется взяться за руки, объединиться).                                                                                                                                                                

В словах гимна отражается могущество и величество нашей Родины,

необъятные просторы, богатая история. Они объединяют людей всех

национальностей, всех, кто любит и гордится своей страной и желает ее

процветания.                                                                                                                                                    

В отличие от других символов, гимн можно не только увидеть на листе

бумаги, но и услышать. Давайте встанем и прослушаем Государственный

Гимн Российской Федерации.                                                                                                                                                                                                                                                                       

Какие чувства в ваших сердцах вызвали слова и музыка гимна?                                                                   

Как истинные патриоты своей Родины и граждане своего государства вы

должны бережно чтить и знать слова гимна.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

"Символы России"

Сертификат за публикацию образовательного материала "Символы России"...

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...