Нам есть что беречь нам, есть чем гордиться
статья по истории
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Потому что добро остается добром
Саги, сказки из прошлого тащим.
В прошлом, будущем и настоящем!
(В. Высоцкий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nam_est_chem_gorditsya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НАМ ЕСТЬ ЧТО БЕРЕЧЬ, НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
Константинова Анна Ивановна, ОБПОУ «РАТ», преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Потому что добро остается добром
Саги, сказки из прошлого тащим.
В прошлом, будущем и настоящем!
(В. Высоцкий)
«Времена не выбирают – в них живут и умирают» - каждое поколение, вступая в жизнь, застаёт созданный предками мир, включается в него, вбирает его в себя, и живёт, опираясь на то, что было создано раньше. Что-то из созданного человеком, исполнив свое назначение, ушло из жизни, стерлось в памяти людской. Вместо него появилось новое, возможно, на его основе. Что-то продолжает жить в веках, служить человечеству.
Каждое новое поколение, усвоив доставшееся им наследие, создает на этой почве новое, вносит его в свою культуру. Преемственность в развитии науки, культуры, духовности проявляется на протяжении всей истории, это одна из закономерностей развития общества.
Понимать это особенно важно в наше время кардинальных перемен и переоценки ценностей, когда отказ от идеологии прошлого нередко оборачивается отрицанием целого исторического периода, отказом от своих традиций и своей культуры. Это лишает общество исторических корней, обостряет отношения между поколениями, народами внутри страны, создает трудности при определении путей развития, понимания настоящего и будущего.
Вступая в жизнь, человек получает в наследство минимальные биологические и физические умения. Обладая ими, он еще не человек. Дети, оказавшиеся вне человеческого общества, не становятся людьми; не формируется прямая походка, человеческая речь, человеческие формы общения. Только в человеческом обществе ребенок становится человеком. Французский психолог А. Пьерон рассуждал так: если на планете почему-либо погибнут все взрослые люди, а останутся дети и все материальные блага, то история человечества прервется: некому будет читать книги, писать историю, водить машины и так далее – дети этого не умеют. Таким образом, роль взрослых – родителей, воспитателей, педагогов – главная в процессе сохранения, развития всех историко-культурных ценностей в любое время, а особенно сейчас. Достижения материальной и духовной культуры человек должен освоить, а затем использовать, развивать. История не стоит на месте, чудеса техники быстро становятся обыденностью, возникают новые идеи. И только искусство, духовность не подлежат старению. Живут и будут жить в веках пирамиды, дворцы Версаля и Санкт-Петербурга, пьесы Шекспира, музыка Моцарта, Баха и Свиридова и, конечно, храмы православные, католические, буддистские, мусульманские и учения этих религий.
И нам надо только любить, ценить, беречь все это, чтобы не было стыдно перед будущими поколениями.
Рыльский аграрный техникум находится в небольшом – всего 15 тысяч населения на начало 2014 года – районном городке.
Многочисленные гости, побывавшие в городе и его окрестностях, отмечают, что Рыльский район имеет свое неповторимое лицо. И причина здесь не в его размерах и богатой природе – просто историческое прошлое, географическое положение, иные факторы наложили свой отпечаток на уклад местной жизни, который проявляется и в поведении людей, и в особенном отношении к местным традициям, и в удивительной благодати земли Рыльской.
Еще задолго до образования уездов (в 1797 году), а затем районов (в 1928 году) в пойме реки Сейм на южных границах России кипела бурная жизнь, строились крепости и монастыри; совершались великие подвиги и коварные предательства, рыльские леса скрывали бунтарей крестьянских восстаний и становились преградой для незваных врагов – половцев, ордынских и литовских захватчиков. В короткие передышки от боев рыляне возвращались к мирной жизни, развивались ремесла, возрождались сожженные и строились новые храмы. Несмотря на разрушительные войны и потрясения, строили с любовью и на века.
И сегодня Рыльскую землю украшают памятники архитектуры: ансамбль мужского Свято-Николаевского монастыря и жемчужина земли Курской – усадьба князей Барятинских «Марьино». Историческую и культурную ценность представляют собой памятники зодчества – каменные палаты Мазепы в селе Ивановское и торговые ряды в г. Рыльске.
Уникален в своей истории и самобытности центр Рыльского района г. Рыльск. Поставленный нашими предками на высоком берегу Сейма, он впитал в себя не только культуру северян – основателей летописного города, но и культуру Киевской Руси и византийских оазисов. Несомненно, что история города уходит в глубь веков: в ходе исторических раскопок на его территории и в окрестностях выявлены дославянские памятники: стоянки, селища, могильники.
Рыльские раскопки имеют особую ценность для археолого-историко-географического анализа судьбы славян – их движения, торговых и культурных связей, заселения Посеймья, сношения этих земель с остальным древнеславянским миром, а также с арабами, греками, римлянами, византийцами. И не случайно же в 1962 году для горы Иоанна Рыльского, названной в честь болгарского святого, был определен статус археологического заповедника. Первое упоминание о Рыльске относится к 1152 году и закреплено в Ипатьевской летописи в связи с неудачным походом сына Владимира Мономаха на Чернигов: «Гюрги иде на Новгород на Северский и оттуда идее же к Рыльску». О значимости города говорит тот факт, что с 1152 по 1399 годы он упоминается в летописях шесть раз.
Душевная щедрость рылян тоже уходит своими корнями в глубь веков, когда великое поколение рыльских купцов не только связывало Рыльск торговыми путями с иными городами и странами, но и возводило духовные и материальные опоры города.
Уже во второй половине XVII века в Рыльске было свыше 40 купеческих лавок, 6 питейных домов, 2 харчевни, где торговали ежедневно. Из 2232 жителей торговлей занимался, по сути, каждый второй: одних купцов насчитывалось 400, приторговывали и 800 мещан. Рыльск торговал шерстью, мехом, хлебом, пенькой, пухом, воском, анисом, конопляным маслом, икрой, свечами, фруктами, шелковыми и суконными тканями. Ну а жестяные косы прославили рыльских купцов не только на всю Россию, но и Европу.
Они многое понимали не только в торговле, но и в музыке, литературе, градостроительстве, в память о себе оставили храмы и лучшие в городе дома, дороги и скверы, богадельни и учебные заведения, лесополосы и сосновый бор за Сеймом – все то, чем и поныне славен древний Рыльск.
На средства купцов в городе было сооружено 13 храмов и 8 монументальных зданий гражданской архитектуры. Среди них особо выделяются сохранившиеся поныне Успенский кафедральный собор, дома купцов Филимоновых, Шелеховых, Выходцевых, воеводы Шемяки, Покровская и Вознесенская церкви.
Большую лепту в историю своей земли внесли славные сыны Рыльска: первый удельный князь Святослав Олегович, воевода Шемяка, Колумб Российский Г.И. Шелихов, русский флотоводец А.В. Домбровский, ученые В.В. Мавродин, В.П. Попов, Г.В. Курдюмов, известная актриса К.И. Тарасова и педагог по вокалу Д.Б. Белявская, писатель В.А. Ковалевский, правозащитница С.В. Калистратова, художник Л. Каменев и многие другие.
История хранит много свидетельств храбрости и отваги рылян – защитников Отечества. Так, за мужество и героизм установлены памятники рыльским полкам под Плевной (Болгария) и на Бородинском поле.
Рыльская земля – родина11 героев Советского Союза: Н.А. Сухих, В.М. Фролова, В.Б. Бессонова, М.П. Плотникова, И.М. Матвейцева, В.И. Крюкова, Л.С. Малышева, А.П. Сироткина, И.И, Морозова, Г.К. Комарицкого и В.Ф. Новожилова и Героя России В.П. Клыкова.
Герои – постоянная гордость и вечная слава нашей армии и Родины. Но ее силу и непобедимую мощь составляют простые солдаты, по первому зову готовые с оружием в руках защищать страну от врага. Много таких патриотов жило и продолжает здравствовать в городе и селах района.
Одним из них является уроженец с. Капыстичи М.Ф. Федотов, вернувшийся с войны полным кавалером солдатского ордена Славы. Такой же чести удостоены И.И. Афанасьев (г. Рыльск), П.А. Марченко (д. Агарково) и М.В. Маханьков (д. Городище).
Навсегда вошли в историю имена рыльских подпольщиц Шуры Зайцевой и Маши Васильевой. О их подвиге написаны книги рыльского писателя- фронтовика, члена Союза писателей России «корчагинца, нашего времени» В.С. Алёхина.
По достоинству отмечены и другие подвиги рылян. Высокого звания Героя Социалистического Труда удостоены: П.Н. Коженова, М.Н. Иванова, В.Г. Двойных, К.З. Лелякова, У.К. Быкова, В.М. Половинкина, М.П. Драгайцева, Ф.П. Максимов отмечен высшей трудовой наградой дважды.
Жизнь не стоит на месте, потомки – наши современники трудовые и культурные традиции рылян, бережно хранят доставшееся им наследие. И чем дальше уходят от нас годы, тем очевиднее становится, что наследие это уникально, бесценно, неповторимо и оказывает благотворное воздействие на наше мировоззрение и нашу духовность.
Сегодня древнюю Рыльскую землю украшают 25 православных храмов и скитов. Среди них выделяется ансамбль Свято-Николаевского мужского монастыря, в 1991 году его настоятелем был назначен архимандрит Ипполит, проведший многие годы в монастырях России и 18 лет в Русском монастыре на святой горе Афон. С этого момента начинается история возрождения обители. При участии батюшки Ипполита в конце 90-х годов в с. Большегнеушево открылся женский монастырь в честь иконы Казанской Божьей матери.
И снова, спустя много лет, Рыльская земля становится местом паломничества многих православных христиан России и зарубежья. Рыльский район посещали и высшие иерархи Русской и зарубежной православных церквей: в сентябре 1991 года – Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и в 2007 году – Предстоятель зарубежной церкви Митрополит Лавр восточно-американский и Нью-Йорский.
Есть в Рыльске краеведческий музей, берущий своё начало в далёком 1919 году. В 13 залах собрано более 30 тысяч экспонатов, документов, фотографий, художественные и нумизматические коллекции, предметы быта, картины, мебель. Музей богат различными традициями проведения экскурсий, уроков мужества, встреч, научно-образовательных чтений, игровых занятий.
Нам есть чем гордиться, есть что беречь, сохранять – духовность, оставленную нам предками, не разрушенную ни Советской властью, ни войнами, ни Перестройками.
В Рыльском аграрном техникуме на разных отделениях изучаются дисциплины, где прямо или косвенно затрагиваются проблемы религии, духовного наследия. «Каждое поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе брюки по вкусу, сидеть на стульях, которые ему нравятся, вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно», - так в ироничной манере режиссёр и художник Н. Акимов сказал о всегдашнем сочетании традиций и новаторства в жизни. Эта фраза как нельзя лучше характеризует сегодняшнюю молодежь: ищущую, увлекающуюся, легко поддающуюся различным влияниям, не всегда положительным, правильным.
Готовясь к участию в Х Международных научно-образовательных Знаменских чтениях, среди студентов Рыльского аграрного техникума разных курсов был проведен опрос-анкетирование. Цель опроса определить, как у молодежи проявляется интерес к религии, увидеть уровень воцерковленности, информированности о духовном наследии. По результатам опроса стало ясно, что студенты 1 курса (многие приехали из других районов, сёл) не смогли назвать храмы г. Рыльска, молитву «Отче Наш» знают 62%, не знают, кто такие паломники 33%, не смогли назвать мировые религии 40%, назвали покровителя Свято-Николаевского монастыря 15%. Лучше обстоит дело у 3-4 курсов: 94% считают себя верующими, 80% знают «Отче Наш», 82% объяснили понятие «паломники», 98% назвали все Рыльские храмы, 92% понимают смысл «религиозный пост», 60% правильно перечислили христианские заповеди.
Возможно, это результат взросления или усвоения материалов изучаемых
общественных дисциплин. А, может быть, сказывается особый настрой города, где много храмов, монастырь, где исторически чтут православные традиции.
Тема православия нашла отражение в проведенном в учебном заведении фотоконкурсе студенческих работ под названием «Русь православная», где были представлены фотографии церквей города и сел. Яркие, живые с большим смыслом работы привлеки внимание зрителей. Особенно хороши снимки храмов и келий Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. В окрестностях Рыльска, с. Большегнеушево находится Казанский женский монастырь, в котором главному храму в этом году исполняется 250 лет. На фотографиях авторы показали возрожденную обитель.
Итогом подготовки к Х Международным Знаменским чтениям стали внутренние научно-образовательные чтения на тему «Самый добрый батюшка на Земле», посвященные архимандриту Ипполиту – настоятелю Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Чтения по традиции проходили в Рыльском краеведческом музее – филиале Курского областного краеведческого музея. Студенты вместе с сотрудниками подготовили выставку фотографий отца Ипполита в разные периоды его деятельности. Материалы для этого предоставил настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря игумен о. Панкратий.
С интересной информацией о жизни и духовном наследии о. Ипполита выступили студенты Рыльского аграрного техникума: Кожевник Артем, Татаренко Ксения, Сибгатулина Анастасия и Журавлева Юлия. Их рассказ сопровождался демонстрацией фрагментов кинофильмов «Старец», «Рыльск – обаяние старины», показом фотоматериалов, духовными песнопениями.
На чтениях присутствовали священнослужители: протоиерей о. Владимир (Ефремов) – благочинный церковного округа, игумен о. Панкратий – настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, иерей о. Михаил (Никитин) – руководитель центра «Милосердие», сотрудники музея и директор – Рыкова Т.Е., преподаватели аграрного техникума.
Красная линия чтений перекликается со знаменитым высказыванием о. Ипполита:
- Отец Ипполит, монастырь – это место молитвы, а что дает молитва человеку – воцерковленному, мирскому?
- Она дает, как говорится … любовь. Согласие между народами, между семьями, друг с другом и с собой: душа с телом мирится, да-да! Мир души.
- Мира-то этого не хватает всем нам сегодня, отец Ипполит.
- Да. Нужен мир. Первое: мир в семье, в каждой общине. А потом и в государстве. И во всем мире. А где мир – там любовь. А любовь – это Бог. И всё!
Список литературы
- Гельман М. Я раб всего нового. Изд. Кино, М, 2000, №4.
- Традиции в истории культуры, сб. М, 1998.
- Эренгросс Б. Культурология, М, ОНИКС, 2007.
- Рыльский район, альбом, Курск, 2008.
- Чалых Н. Рыльск – древний город, Курск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"
Школьный Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь" для 5 - 11 классов....
Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"
Школьный Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь" для 5 - 11 классов....
Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь"
Школьный Фестиваль патриотической песни "Нам есть чем гордиться и есть что беречь" для 5 - 11 классов....
Есть чем гордится.Достижения мох учеников.
Нужно, чтобы человек понял, что он - творец и хозяин мира, что на нем ответственность, за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни....
классный час " Нам есть чем гордиться, нам есть, что беречь..."
Классный час "Нам есть чем гордиться, нам есть, что беречь..."...
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Нам есть. что хранить, нам есть, чем гордиться!»
Наверное, не зря говорят, что у народа.не знающего своего прошлого, нет будущего. Проведение в рамках классного часа мероприятия по теме:«Нам есть, что хранить, нам есть, чем гордиться!&ra...
Агитбригада "Нам есть что беречь"
о охране окружающей среды...