Антикоррупционное воспитание на уроках истории.
статья по истории (7 класс)

Налбандян Аида Григорьевна

Коррупция - одно из самых сложных социальных явлений представляет особую угрозу мнациональной безопасности любой страны. Она не только рождает недоверие к властям и неверие в решении насущных проблем, она разъедает  морально - нравственные основы жизни общества. Борьба с коррупцией процесс длительный и систематический. Антикоррупционное воспитание должно быть включено в программу курса истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsionnoe_vospitanie_na_uroke_istorii.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

       Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществознания.

Еще столетие назад великий русский писатель М. Е. Салтыков – Щедрин писал о коррупции: «Хищничество, хищничество и хищничество — вот единственный светящий маяк жизни, вот единственный кодекс, обязательный для современного человека. Россия представляется чем-то вроде громадного пирога с начинкой, к которому чем чаще подходишь закусывать, тем сытее будешь. Что нужды, что виднеется уже край пирога, что скоро, быть может, на блюде останутся одни объедки?»

И сегодня коррупция - одно из самых серьёзных препятствий для экономического и политического развития страны, расшатывает основы жизни, размывает морально-нравственные ценности, порождает недоверие и разочарование в справедливость и закон, представляет угрозу национальной безопасности. Особо тревожно, на мой взгляд, что общество смирилось с коррупцией и менее негативно относится к данному явлению, не считают коррупцию преступлением. Многие считают, что отблагодарить, дать взятку за решение какой – либо проблемы не является плохим делом.

 И это особенно тревожно. Коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься, поэтому необходимо дать системный ответ этому незаконному явлению. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения общественным сознанием коррупционного поведения приводит к укоренению этого страшного - социального недуга.

 Важная роль в этом направлении должна быть отведена школе Антикоррупционное воспитание должно особое внимание обратить на профилактику коррупции. Ведь участие или неучастие в коррупционной деятельности — это, прежде всего, проблема нравственного выбора.

Для того, чтобы выбор был максимально осознанным, необходимы информация, знания, наглядные отрицательные примеры, чётко определенная позиция государства и гражданского общества. Постановка проблемы взяточничества, знакомство с историческим опытом противодействия коррупции, чрезвычайно важны для практических действий по предотвращению и профилактике коррупции во всех её формах и проявлениях. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Необходимо систематическая работа на уроках гуманитарного цикла (истории, литературы, обществознания) по формированию духовно – нравственных ценностей и гражданских качеств учащихся на примере изучения прошлого нашей страны, да и мира в целом.

Цели и задачи учителя – предметника, это формирование представления у учащихся о коррупции как о противоправном общественно-опасном социальном явлении; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся; воспитание неприятия коррупционного поведения.

На уроках истории и обществознания важно рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на пред принимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимания вреда, причиняемого им обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции. Необходимо разработать  и реализовать  комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально этических принципов человека, особенно детей и молодежи, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно не совместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы. В процессе формирования антикоррупционного мировоззрения школьника учитель должен заложить основы гражданской и нравственной основы личности.

 Основной тенденцией в курсе антикоррупционного воспитания школьников должно быть формирование гражданственности, чувства общественного долга и личной ответственности за судьбу страны.

 В качестве примера предлагаю урок в 7 классе в курсе истории России.

Приложение 1

Повесть о Шемякином суде       XVII в.

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье... Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду (взятку).

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

Пересказала О. В. БутковаИсточник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Тема урока

Культура России в XVII веке.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, воспитание негативного отношения к коррупции

Образовательные

ресурсы

Текст произведения, демонстрационный слайд.

План урока

1. Определение понятия.

2. Актуальность явления.

3. Опасность коррупция

4. Борьба с коррупцией.

Личностно

значимая проблема

Понимание опасности коррупции, формирование стремления противостоять явлениям коррупции

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Коррупция, взятка, «Шемякин суд»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: работать с текстом, извлекать информацию. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и

пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы

на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные:

Самостоятельно

Формулируют

цели урока после

предварительного

обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Знакомство

с темой урока.

2. Работа

с пословицами.

1. Знакомит учащихся с темой урока.

2. Создает условия для

самостоятельного чтения пословиц:

  • Кто взял – на том один грех, кто дал – на том сто
  • Не подмажешь – не поедешь
  • Подъячий любит принос горячий
  • Неподмазанное колесо скрипит

3. Организует беседу по в о п р о с а м :

О каком явлении идёт речь?

1.Обсуждаютосновную тему урока, записывают тему и план

урока в

тетрадь.

2. Знакомятся (вспоминают) с предложенными пословицами.

3. Отвечают на вопрос.

4. Формулируют с помощью учителя цель урока.

Фронтальная

работа.

Личностные: имеют желание

учиться.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Работа

в тетради

2. Устные

ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

1. Работа с текстом.

2. Обсуждение

3. Анализ высказываний.

1. Организует чтение отрывка повести «Шемякин суд» (прил.1).

2. Организует диалог с учащимися по вопросам:

  • О  чём идёт речь в отрывке?
  • Должен ли понести наказание бедняк?
  • Есть ли у него надежда спастись?
  • Что ему помогло избежать наказания?
  • Каково поведение бедняка после вынесения приговора?
  • Бедняк избежал наказания: это хорошо или плохо?

3. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:  Кто виноват? Что делать?

4. Помогает сформировать антикоррупционное мировоззрение; нетерпимость и понимание борьбы с коррупцией.

5. Демонстрация слайда (выдержка Федерального закона по анти коррупции 2008 г.) : определение коррупции.

1. Чтение отрывка повести «Шемякин суд».

2. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

3. Анализируют высказывания,  отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы.

4. Запись в тетради: что такое коррупция.

5.  Заполняют таблицу (прил.2). Аргументируем позицию.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления; самостоятельно делают выводы.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); выделяют главное.

 Устные

ответы.

Проверка таблицы, устные ответы.

Устное задание

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

1. Привести возможные примеры коррупции в наше время. К каким последствиям может привести коррупция?

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

2. Организует обсуждение возможных жизненных ситуаций.

– Коррупция в моей жизни: возможна ли она?

- К каким последствиям для меня, для общества может привести коррупция?

1.Выполнениезаданий в тетради.

2.Рассуждают, отвечают на вопросы

1.Индивидуальнаяработа.

2.Фронтальнаяработа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Проверка выполнения заданий в

тетради

Устные ответы

V.Итогиурока.Рефлексия

5

Обобщение полученныхна урокесведений

Проводит беседу по вопросам:

- Актуальность коррупции в наше время?

- Необходимо ли бороться с коррупцией?

- Как можно бороться с коррупцией?

-Кто должен бороться с коррупцией?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают личную значимость полученных на уроке знаний, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: соотнесение учебных целей с жизненными целями.

Оцениваниеучащихсязаработунауроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание: Заполнить таблицу: (прил. 3)

Записывают домашнее

задание

Индивидуальная работа

Приложение 2

Кто виноват?

Почему?

Виновен

Не виновен

кто дает взятку

кто берет взятку

Приложение 3

Как можно бороться с коррупцией?

Человек

Общество

Государство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках истории

Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществозниния

Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществозниния...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...