Антикоррупционное воспитание на уроках истории.
статья по истории (7 класс)
Коррупция - одно из самых сложных социальных явлений представляет особую угрозу мнациональной безопасности любой страны. Она не только рождает недоверие к властям и неверие в решении насущных проблем, она разъедает морально - нравственные основы жизни общества. Борьба с коррупцией процесс длительный и систематический. Антикоррупционное воспитание должно быть включено в программу курса истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antikorruptsionnoe_vospitanie_na_uroke_istorii.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществознания.
Еще столетие назад великий русский писатель М. Е. Салтыков – Щедрин писал о коррупции: «Хищничество, хищничество и хищничество — вот единственный светящий маяк жизни, вот единственный кодекс, обязательный для современного человека. Россия представляется чем-то вроде громадного пирога с начинкой, к которому чем чаще подходишь закусывать, тем сытее будешь. Что нужды, что виднеется уже край пирога, что скоро, быть может, на блюде останутся одни объедки?»
И сегодня коррупция - одно из самых серьёзных препятствий для экономического и политического развития страны, расшатывает основы жизни, размывает морально-нравственные ценности, порождает недоверие и разочарование в справедливость и закон, представляет угрозу национальной безопасности. Особо тревожно, на мой взгляд, что общество смирилось с коррупцией и менее негативно относится к данному явлению, не считают коррупцию преступлением. Многие считают, что отблагодарить, дать взятку за решение какой – либо проблемы не является плохим делом.
И это особенно тревожно. Коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься, поэтому необходимо дать системный ответ этому незаконному явлению. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения общественным сознанием коррупционного поведения приводит к укоренению этого страшного - социального недуга.
Важная роль в этом направлении должна быть отведена школе Антикоррупционное воспитание должно особое внимание обратить на профилактику коррупции. Ведь участие или неучастие в коррупционной деятельности — это, прежде всего, проблема нравственного выбора.
Для того, чтобы выбор был максимально осознанным, необходимы информация, знания, наглядные отрицательные примеры, чётко определенная позиция государства и гражданского общества. Постановка проблемы взяточничества, знакомство с историческим опытом противодействия коррупции, чрезвычайно важны для практических действий по предотвращению и профилактике коррупции во всех её формах и проявлениях. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Необходимо систематическая работа на уроках гуманитарного цикла (истории, литературы, обществознания) по формированию духовно – нравственных ценностей и гражданских качеств учащихся на примере изучения прошлого нашей страны, да и мира в целом.
Цели и задачи учителя – предметника, это формирование представления у учащихся о коррупции как о противоправном общественно-опасном социальном явлении; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся; воспитание неприятия коррупционного поведения.
На уроках истории и обществознания важно рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на пред принимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимания вреда, причиняемого им обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции. Необходимо разработать и реализовать комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально этических принципов человека, особенно детей и молодежи, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно не совместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы. В процессе формирования антикоррупционного мировоззрения школьника учитель должен заложить основы гражданской и нравственной основы личности.
Основной тенденцией в курсе антикоррупционного воспитания школьников должно быть формирование гражданственности, чувства общественного долга и личной ответственности за судьбу страны.
В качестве примера предлагаю урок в 7 классе в курсе истории России.
Приложение 1
Повесть о Шемякином суде XVII в.
Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.
Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.
Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.
Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.
Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье... Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.
Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.
Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.
Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.
После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.
Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.
Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду (взятку).
А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.
Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.
Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
Тема урока | Культура России в XVII веке. | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, воспитание негативного отношения к коррупции | ||
Образовательные ресурсы | Текст произведения, демонстрационный слайд. | ||
План урока | 1. Определение понятия. 2. Актуальность явления. 3. Опасность коррупция 4. Борьба с коррупцией. | ||
Личностно значимая проблема | Понимание опасности коррупции, формирование стремления противостоять явлениям коррупции | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Коррупция, взятка, «Шемякин суд» | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: работать с текстом, извлекать информацию. Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся. | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: Самостоятельно Формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Знакомство с темой урока. 2. Работа с пословицами. | 1. Знакомит учащихся с темой урока. 2. Создает условия для самостоятельного чтения пословиц:
3. Организует беседу по в о п р о с а м : О каком явлении идёт речь? | 1.Обсуждаютосновную тему урока, записывают тему и план урока в тетрадь. 2. Знакомятся (вспоминают) с предложенными пословицами. 3. Отвечают на вопрос. 4. Формулируют с помощью учителя цель урока. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют желание учиться. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Работа в тетради 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Работа с текстом. 2. Обсуждение 3. Анализ высказываний. | 1. Организует чтение отрывка повести «Шемякин суд» (прил.1). 2. Организует диалог с учащимися по вопросам:
3. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Кто виноват? Что делать? 4. Помогает сформировать антикоррупционное мировоззрение; нетерпимость и понимание борьбы с коррупцией. 5. Демонстрация слайда (выдержка Федерального закона по анти коррупции 2008 г.) : определение коррупции. | 1. Чтение отрывка повести «Шемякин суд». 2. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. 3. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы. 4. Запись в тетради: что такое коррупция. 5. Заполняют таблицу (прил.2). Аргументируем позицию. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления; самостоятельно делают выводы. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); выделяют главное. | Устные ответы. Проверка таблицы, устные ответы. Устное задание |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | 1. Привести возможные примеры коррупции в наше время. К каким последствиям может привести коррупция? | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. 2. Организует обсуждение возможных жизненных ситуаций. – Коррупция в моей жизни: возможна ли она? - К каким последствиям для меня, для общества может привести коррупция? | 1.Выполнениезаданий в тетради. 2.Рассуждают, отвечают на вопросы | 1.Индивидуальнаяработа. 2.Фронтальнаяработа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | Проверка выполнения заданий в тетради Устные ответы |
V.Итогиурока.Рефлексия | 5 | Обобщение полученныхна урокесведений | Проводит беседу по вопросам: - Актуальность коррупции в наше время? - Необходимо ли бороться с коррупцией? - Как можно бороться с коррупцией? -Кто должен бороться с коррупцией? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают личную значимость полученных на уроке знаний, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные: соотнесение учебных целей с жизненными целями. | Оцениваниеучащихсязаработунауроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание: Заполнить таблицу: (прил. 3) | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 2
Кто виноват? Почему? | Виновен | Не виновен |
кто дает взятку | ||
кто берет взятку |
Приложение 3
Как можно бороться с коррупцией? | |
Человек | |
Общество | |
Государство |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках истории
Сообщение о патриотическом воспитании на уроках истории...
Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществозниния
Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществозниния...
Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...