пути достижения планируемых результатов на уроках истории
методическая разработка по истории
практические навыки работы с планируемыми результатами на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov_na_urokah_istorii.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути достижения планируемых результатов на уроках истории
Понятие «планируемые результаты» использовалась в педагогике всегда. Когда мы говорим о привычной для стандартов категории под термином «планируемые результаты» подразумеваются требования: ученик должен знать/уметь. В Стандарте же нового поколения педагоги переходят к результатам (знает, умеет, владеет), которые в той или но форме выявляются и оцениваются, при этом указывается, что должна присутствовать конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов и учитываться возраст учащихся.
(слайд 2 Функции планируемых результатов (только на доске))
Методологическая основа требований Стандарта – деятельностный подход. В соответствии с этим, планируемые результаты включают в себя: способы действий с учебным материалом, позволяющие ученикам успешно решать учебные и учебно–практические задачи, и задачи, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
(3 слайд) Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности. К задачам относятся: гражданская, этнонациональная, социальная, культурная самоидентификация в социуме; овладение знаниями об основных этапах человеческого развития, воспитание школьников в духе патриотизма, развитие способностей анализировать содержание в различных источниках, понимать сущность различных современных явлений и т.д. и т.п… Но мы должны помнить, что современная педагогика сводится не только к знаниям, не менее значимыми становятся такие слова как «деятельность» и «отношение». На основе этого строится структура познавательной деятельности школьников с историческим материалом: (4 слайд)
- работа с хронологией;
- изучение исторических фактов;
- работа с историческими источниками;
- описание (реконструкция событий);
- анализ/объяснение;
- работа с версиями, оценками;
- применение знаний и умений в общении.
Исходя из этого и определяются планируемые результаты изучения истории в современной школе.
Важнейшим средством, способствующим достижению планируемых результатов, служит система учебных (обучающих) и контрольных заданий. Позвольте представить вашему вниманию подборки заданий по некоторым разделам курса.
Раздел «История Древнего мира»
Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов. Умения: устанавливать место исторического события на линии времени, объяснять последовательность событий.
- Разместите на линии времени события, связанные с созданием империи Александра Македонского.
- Укажите какое из названных событий произошло позже остальных: 1)завоевание Цезарем Галлии; 2)падение Рима; 3) распад державы Александра Македонского.
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий. Умения: находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений.
- Покажите на карте, где (на каком континенте) найдены останки самых древних людей – австралопитеков.
- Разъясните, используя карту, когда и почему римляне стали называть Средиземное море «нашим морем».
- Опишите, используя карту, природные условия п-ва Индостан. Чем эта территория была удобна для поселения древних людей.
Умение: прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника.
Совершите путешествие по карте из Мемфиса в Нубию в период наибольшего могущества Египта. В каких городах, пунктах и с какой целью вы остановитесь?
Планируемый результат: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Умение: находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты.
Прочтите отрывок из сочинения историка Тита Ливия и назовите государства, войска которых противостояли друг другу в описываемом сражении: «Назавтра в решающее сражение вступили два славнейших вождя двух самых могущественных народов, два храбрейших войска… Сципион когорты выстроил не в одну сплошную линию, но так, чтобы между боевыми подразделениями оставались широкие промежутки, по которым неприятельские слоны могли бы пройти, не расстраивая боевогопорядка… Ганнибал рассчитывал внушить страх, впереди поставил слонов: из было 80, раньше он никогда столько не вводил в бой. За ними были поставлены вспомогательные отряды».
Умение: находить в изображении (материальном памятнике) ключевые знаки, символы, образы
- Рассмотрите древнеегипетские рисунки с изображениями фараонов. С помощью каких символов, приемов, показано высокое положение фараонов?
Раздел «История нового времени» ( XIX век)
Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотнести хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.
Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.
- Первые рабочие организации были созданы в странах Западной Европы в 1860-е гг. Когда появились первые рабочие организации в России? Назовите их.
- Объясните сущность промышленного переворота. В какие годы он происходил в странах Западной Европы и в России? С чем было связано различие хронологии?
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний и др. Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др.
- Покажите на карте территории, присоединенные к России во второй половине XIX века.
- Покажите на карте основные индустриальные центры России конца XIX века. Какие из них сложились в пореформенный период?
- Расскажите, используя историческую карту, об основных событиях Отечественной войны 1812 года. Что дает информация карты для объяснения причин поражения Наполеона Бонапарта в военной кампании против России?
- Покажите по исторической карте, как происходило объединение германских земель во второй половине XIX века?
Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени. Умение: сопоставлять и систематизировать информацию из различных источников.
- Сопоставьте изображения Наполеона Бонапарта на картинах А.Гро «Наполеон на Аркольском мосту» и Ж.Л.Давида «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины». Какие стороны личности Наполеона показаны на одной картине, а какие на другой?
- Сравните основные положения программных документов декабристов – «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева – и укажите, что в них было общим, а что различным.
Что же касается, проверки подготовки школьников, нужно учитывать специфику данного курса. С одной стороны, это объективная часть исторического знания, здесь есть конкретные события: время, место, участники, результаты и т.д. С другой стороны, это субъективное восприятие, связанное с мировоззрением, индивидуальными ценностями и т.д. Из-за этого изучение истории требует разнообразных познавательных и мыслительных действий. Проверку знаний учащихся условно можно разделить на две группы:
- Объективные знания, логические умения;
- Субъективное слагаемое исторического знания, которое включает в себя: описание, анализ, формулировка общих положений; общие суждения и выводы; различные оценки исторических событий и личностей, предпочтение тех или иных версий и т.д.
В таком случаем, мы не можем говорить о единственном допустимом ответе. Нужно помнить еще о том, что проверяются как знания учеников, так и их умения работать с информацией, анализировать факты, оценивать события и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути достижения планируемых результатов обучения на уроках физкультуры в 1 классе по ФГОС»
доклад по наработанной теме...
Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка
Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка...
Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка
Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...
Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания
Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознание. Обобщение проделанной работы. Деление опытом...
Презентация на тему:"Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры"
Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры...
Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики
Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики...
Система оценки достижения планируемых результатов на уроках английского языка
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на ур...