пути достижения планируемых результатов на уроках истории
методическая разработка по истории
практические навыки работы с планируемыми результатами на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути достижения планируемых результатов на уроках истории
Понятие «планируемые результаты» использовалась в педагогике всегда. Когда мы говорим о привычной для стандартов категории под термином «планируемые результаты» подразумеваются требования: ученик должен знать/уметь. В Стандарте же нового поколения педагоги переходят к результатам (знает, умеет, владеет), которые в той или но форме выявляются и оцениваются, при этом указывается, что должна присутствовать конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов и учитываться возраст учащихся.
(слайд 2 Функции планируемых результатов (только на доске))
Методологическая основа требований Стандарта – деятельностный подход. В соответствии с этим, планируемые результаты включают в себя: способы действий с учебным материалом, позволяющие ученикам успешно решать учебные и учебно–практические задачи, и задачи, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
(3 слайд) Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности. К задачам относятся: гражданская, этнонациональная, социальная, культурная самоидентификация в социуме; овладение знаниями об основных этапах человеческого развития, воспитание школьников в духе патриотизма, развитие способностей анализировать содержание в различных источниках, понимать сущность различных современных явлений и т.д. и т.п… Но мы должны помнить, что современная педагогика сводится не только к знаниям, не менее значимыми становятся такие слова как «деятельность» и «отношение». На основе этого строится структура познавательной деятельности школьников с историческим материалом: (4 слайд)
- работа с хронологией;
- изучение исторических фактов;
- работа с историческими источниками;
- описание (реконструкция событий);
- анализ/объяснение;
- работа с версиями, оценками;
- применение знаний и умений в общении.
Исходя из этого и определяются планируемые результаты изучения истории в современной школе.
Важнейшим средством, способствующим достижению планируемых результатов, служит система учебных (обучающих) и контрольных заданий. Позвольте представить вашему вниманию подборки заданий по некоторым разделам курса.
Раздел «История Древнего мира»
Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов. Умения: устанавливать место исторического события на линии времени, объяснять последовательность событий.
- Разместите на линии времени события, связанные с созданием империи Александра Македонского.
- Укажите какое из названных событий произошло позже остальных: 1)завоевание Цезарем Галлии; 2)падение Рима; 3) распад державы Александра Македонского.
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий. Умения: находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений.
- Покажите на карте, где (на каком континенте) найдены останки самых древних людей – австралопитеков.
- Разъясните, используя карту, когда и почему римляне стали называть Средиземное море «нашим морем».
- Опишите, используя карту, природные условия п-ва Индостан. Чем эта территория была удобна для поселения древних людей.
Умение: прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника.
Совершите путешествие по карте из Мемфиса в Нубию в период наибольшего могущества Египта. В каких городах, пунктах и с какой целью вы остановитесь?
Планируемый результат: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Умение: находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты.
Прочтите отрывок из сочинения историка Тита Ливия и назовите государства, войска которых противостояли друг другу в описываемом сражении: «Назавтра в решающее сражение вступили два славнейших вождя двух самых могущественных народов, два храбрейших войска… Сципион когорты выстроил не в одну сплошную линию, но так, чтобы между боевыми подразделениями оставались широкие промежутки, по которым неприятельские слоны могли бы пройти, не расстраивая боевогопорядка… Ганнибал рассчитывал внушить страх, впереди поставил слонов: из было 80, раньше он никогда столько не вводил в бой. За ними были поставлены вспомогательные отряды».
Умение: находить в изображении (материальном памятнике) ключевые знаки, символы, образы
- Рассмотрите древнеегипетские рисунки с изображениями фараонов. С помощью каких символов, приемов, показано высокое положение фараонов?
Раздел «История нового времени» ( XIX век)
Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотнести хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.
Умение: проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.
- Первые рабочие организации были созданы в странах Западной Европы в 1860-е гг. Когда появились первые рабочие организации в России? Назовите их.
- Объясните сущность промышленного переворота. В какие годы он происходил в странах Западной Европы и в России? С чем было связано различие хронологии?
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний и др. Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др.
- Покажите на карте территории, присоединенные к России во второй половине XIX века.
- Покажите на карте основные индустриальные центры России конца XIX века. Какие из них сложились в пореформенный период?
- Расскажите, используя историческую карту, об основных событиях Отечественной войны 1812 года. Что дает информация карты для объяснения причин поражения Наполеона Бонапарта в военной кампании против России?
- Покажите по исторической карте, как происходило объединение германских земель во второй половине XIX века?
Планируемый результат: анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени. Умение: сопоставлять и систематизировать информацию из различных источников.
- Сопоставьте изображения Наполеона Бонапарта на картинах А.Гро «Наполеон на Аркольском мосту» и Ж.Л.Давида «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины». Какие стороны личности Наполеона показаны на одной картине, а какие на другой?
- Сравните основные положения программных документов декабристов – «Русской Правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева – и укажите, что в них было общим, а что различным.
Что же касается, проверки подготовки школьников, нужно учитывать специфику данного курса. С одной стороны, это объективная часть исторического знания, здесь есть конкретные события: время, место, участники, результаты и т.д. С другой стороны, это субъективное восприятие, связанное с мировоззрением, индивидуальными ценностями и т.д. Из-за этого изучение истории требует разнообразных познавательных и мыслительных действий. Проверку знаний учащихся условно можно разделить на две группы:
- Объективные знания, логические умения;
- Субъективное слагаемое исторического знания, которое включает в себя: описание, анализ, формулировка общих положений; общие суждения и выводы; различные оценки исторических событий и личностей, предпочтение тех или иных версий и т.д.
В таком случаем, мы не можем говорить о единственном допустимом ответе. Нужно помнить еще о том, что проверяются как знания учеников, так и их умения работать с информацией, анализировать факты, оценивать события и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути достижения планируемых результатов обучения на уроках физкультуры в 1 классе по ФГОС»
доклад по наработанной теме...
Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка
Система оценки достижения планируемых результатов на уроке иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-982404-1512484648.jpg)
Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка
Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/10/picture-1042951-1528654892.jpg)
Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания
Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознание. Обобщение проделанной работы. Деление опытом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-401915-1392003606.png)
Презентация на тему:"Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры"
Система оценки достижения планируемых результатов на уроках физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1126032-1552487112.jpg)
Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики
Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/23/picture-1348820-1632408716.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов на уроках английского языка
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на ур...