Культура и быт конца XV—XVI в.
презентация к уроку по истории (10 класс)
Презентация по теме "Культура и быт конца XV—XVI в."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_byt_kontsa_xv_-_xvi_vv.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. ФОЛЬКЛОР. Записей устно-поэтического народного творчества этого времени почти не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав , соборные послания. События той эпохи получили отражение в сказках («Сказка о Борме-Ярыжке », «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева») . Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа. В пословицах и песнях, поговорках и загадках отразилась живая народная речь, меткая и острая («Жалует царь, да не жалует псарь») . Народ в своём творчестве гордится сильной Русью. «Русалка». Резьба по дереву. Поволжье.
2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде монастыри . В них же и в церквах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом , Иосифо-Волоколамском , Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.). Монахи и дьяки учили детей и взрослых в городах и деревнях. Известные духовные деятели Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский обучались в деревнях. Больше грамотных было среди бояр и дворян, меньше – среди крестьян и посадских людей. . Соловецкий монастырь. Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь.
2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. В середине XVI в. в истории русского просвещения произошло крупное событие – в Москве зародилось книгопечатание. Ещё Иван III пытался организовать печатание книг в России. Но ему это не удалось. Иван IV завёл типографию и 1 апреля 1564 г. Иван Фёдоров со своим товарищем Петром Мстиславцем набрали и напечатали первую книгу – «Апостол». Затем последовали «Часослов» и другие. Через два года Фёдоров уехал в Великое княжество Литовское, где издал первый печатный русский «Букварь» , а также полное издание Библии на русском языке. В Москве издавали книги ученики и последователи Ивана Фёдорова ( Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания. Потребность в печатной книге испытывали и власть, и духовенство, и общество в целом. Страница «Апостола» Ивана Фёдорова. 1564 г. «Апостол». 1564 г.
Станок Московского печатного двора XVI в. Модель 1624 г. Книжный знак Ивана Фёдорова.
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Элементы научных знаний носили прикладной характер. Архиепископ новгородский Геннадий , митрополит Зосима в конце XV в. составили специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам – пасхалии. Позднее священник Агафон и Ермолай-Еразм («Зрячие пасхалии») продолжили Геннадиевы труды. Переводные сочинения « Шестокрыл », «Космография» позволяли вычислить лунные фазы, затмения Солнца и Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей. Без точных расчётов, знаний строительной статики невозможно было обойтись и строителям. 40-гривенная пищаль «Лев». Ствол отлит в 1590 г. 40-гривенная пищаль «Медведь». Ствол отлит в 1590 .
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Солеварение, поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках. Географические знания можно изучать по писцовым, межевым, посольским и разрядным книгам, по картам («чертежам»), летописям и описаниям путешественников. В «хождениях» авторы описывали страны, которые посетили. Например, посол и купец Василий Позняков побывал в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме и Египте. Новокомский говорил, что в Китай и Индию можно добраться не только южными морями, но и Северным Ледовитым океаном. Исторические знания отражены в летописях и хронографах, повестях и сказаниях. Афон. Греция. На Афоне существуют только мужские монастыри, женщины не имеют права даже посещать их.
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Русское поморское судно XVI в. Художник В. Голицын. 1940 г.
4. ЛИТЕРАТУРА. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Об этом говорится в «Хронографе» (обзоре всемирной истории, 1512 г.). В «Повести о Вавилонском царстве» речь идёт о преемственности власти от правителей Византии к России. Огромное значение имели «Домострой» – свод правил домашнего быта, созданный при участии деятеля Избранной рады Сильвестром , «Великие Четьи-Минеи » – собрание житий русских святых, расположенных по месяцам, митрополита Макария и Лицевой летописный свод – Никоновская летопись с 16 тысячами миниатюрами-иллюстрациями. В Лицевом своде история России ведётся с древнейших времён до середины 50-х гг. XVI в. «Домострой». Лист с заставкой. Фрагмент.
Лицевой летописный свод (1568 – 1576) – самое крупное летописное произведение средневековой Руси. До нас дошли 10 томов свода. Справа: строительство Покровского собора. Миниатюра летописного свода XVI в.
Вершина публицистических споров – полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Репрессии, к которым с начала 60-х стал прибегать царь, побудили Курбского бежать в Литву. В 1564 г. он написал первое послание, послужившее началом знаменитой переписке. Князь обвинял царя в терроре. Для Курбского Русское государство – не вотчина московских князей, а общественное образование. И царь должен заботиться и защищать царство и его жителей. Царь должен отвечать за свои поступки не только перед Богом, но и перед своими подданными. Иван IV признавал право на оценку своей деятельности только за Богом. «Царь Иван Васильевич Грозный». Художник В.М. Васнецов. 1897 г.
5. АРХИТЕКТУРА. В конце XV в. завершилось объединение русских княжеств в единое государство. Иван III хотел сделать Москву «третьим Римом». На рубеже XV – XVI вв. оформляется Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы ( Аристотель Фиораванти , Пьетро Солари , Марко Руффо , Алевиз Новый ) и русские мастера ( Василий Ермолин и др.). В строительстве использовался стиль Владимиро-Суздальской архитектуры и новая строительная техника, привнесённая итальянскими зодчими. Здесь впервые на Руси сделаны крестовые своды , применены железные связи ; благодаря уменьшению веса сводов, тонким и широко поставленным столбам, интерьер московских соборов стал более просторным. Успенский собор в Московском Кремле. 1475 – 1479 гг. Архитектор А. Фиораванти . Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484 – 1489 гг. Псковские мастера.
5. АРХИТЕКТУРА. В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) , построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В ознаменование взятия Казани возведён на Красной площади в Москве Покровский собор (храм Василия Блаженного). Возводится Новодевичий монастырь (1525). Продолжают строить соборы и крепостные стены в Соловецком и Троице-Сергиевом монастырях. Но преобладает, как и прежде, деревянное строительство. Помимо повсеместных изб, сооружаются очень сложные в плане и причудливые по форме хоромы богатых людей. Таковы хоромы именитых купцов Строгановых в Сольвычегодске ( 1565 ) . Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.
5. АРХИТЕКТУРА. Крепостные сооружения в первой половине XVI в. строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.). В конце столетия Фёдор Конь построил стены Белого города (1586 – 1593), они опоясывали московский посад (стены разобраны в XVIII в.). С именем этого зодчего связано строительство стен в Смоленске (1592 – 1602 ), которые превратили город в главный оборонительный пункт на западных подступах к столице. Нижний Новгород. Коромыслова башня Нижегородского кремля.
5. АРХИТЕКТУРА. Колокольня Ивана Великого была возведена в 1505 – 1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади Московского Кремля на месте старого каменного храма 1329 г. В 1600 г. при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, её высота достигла 81 метра. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась местность в радиусе 30 километров.
5. АРХИТЕКТУРА. Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 – 1560 гг. Архитекторы Барма и Постник. Архангельский собор в Московском Кремле – великокняжеская усыпальница. 1505 – 1509 гг. Архитектор Алевиз Новый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс
Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу. Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века». «Я помню чудное мгновенье».
На уроке рассматриватся, как зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина. Еще в лицее Пушкин писал стихи, а друзья лицеисты сочиняли музыку к его стихам. Также на уроке а...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Культура России конца 18 века
Быт и обычаи 18 века. Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку истории России в 9 классе "Духовная культура конца 19-начала 20 веков".
Данная презентация составлена по материалам учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России XXвек....