Конспект урока, 5 класс. Тема:"Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Оксана Александровна Гнедова

Представлен конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс, тема"Древнейшие люди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevneyshie_lyudi.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

История. Древний мир. 5 класс.

Тема урока:  «Древнейшие люди».                                          

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Задачи: формирование УУД: 

  • личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;
  • коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;
  • познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.

Планируемые результаты:

  • личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.
  • метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,  дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ход  урока:

Этапы        

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД

1.Организационный этап (1 минута)

Подготовка учащихся к работе на  уроке, психологическая подготовка к общению

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

Умение организовываться к уроку.

2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)

Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з

Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1.  вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Фронтальная работа

Выполняют задание и  сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.

  1. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд №2

Слайд № 3.

Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы

Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно  формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели,  точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.

 

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала

Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?

Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.

Организация  работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.

2 млн. лет назад.

Южная и Восточная  Африка. Олдовайское ущелье.

2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.

Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)

Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется физкультминутка,

(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)

Выполняют движения под руководством учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращение  внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод   из этого можно сделать?

Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

 

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…

Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.

Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».

Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)

Цель: закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов

Предлагает ответить  на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)

2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)

4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)

Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.

Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.

Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

  1. Этап применения знаний  (3 минуты)

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания

Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности.

Решение кроссворда

Работают с кроссвордом

Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания.

  1.  Этап  подведения итогов  урока (3 минуты)

Цель:

обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»

Комментируют и оценивают свою работу на уроке.

Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала

9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.

Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12 

§ 3, вопрос № 4.  Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.

  1. Этап подведения итогов урока

Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса

Подведение итогов урока самими учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»

Обобщающий урок истории в 5 кл. по теме «Древнейшие люди»  в нетрадиционной форме -  урок-игра....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"

Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само-  и взаимоуважения; развитие ...

Урок в 5 классе . Тема: «Древнейшие люди»

Урок в 5 классе . Тема: «Древнейшие люди»...

Сценарий урока по теме "Древнейшие люди"

Уважаемые педагоги, представляю Вашему вниманию презентацию для урока в 5 классе по теме "Древнейшие люди" по учебнику Вигасин, А. А., Годер, Г. И., Свенцицкая, И. С. Всеобщая история. ...