Поход Александра Македонского на Восток
методическая разработка по истории (5 класс)

Данная технологическая карта поможет провести урок истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohod_al_makedonskogo_na_vostok.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Дата

05.03.2020

Класс

5

Учитель

Акимова Н.А.

Тема

Поход Александра Македонского на Восток

Цель

познакомить с одним из самых могущественных полководцев древности Александром Македонском, дать представление о его личности и делах

Задачи

Предметные:

  • ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;
  • расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;
  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Метапредметные :

  • продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;
  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Планируемые результаты

Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой, контролирует правильность и полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном, осуществляет взаимоконтроль, использует речь для регуляции своих действий и действий одноклассников.

Познавательные:  осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит  ее в материалах учебников, осуществляет качественную характеристику рассматриваемого понятия – прилагательного, анализирует признаки прилагательных, делает выводы и обобщения.

Коммуникативные:  осознанно строит понятные для партнера монологические высказывания, слушает мнения партнеров и формирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Формы работы

индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные события и даты:

Битва при Гранике – 334 г. до н.э.

Битва при г.Иссе – 333 г. до н.э.

Подчинение Египта – 332 – 331 г.г.до н.э.

Битва при Гавгамеллах – 331 – г .до.н.э.

Поход в Индию – 327 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон – 325 г. до н.э.

Смерть Александра Македонского – 323 г. до н.э.

Личности в истории

Александр Македонский, Парменион, Дарий III.

Оборудование

учебник, видеоурок (https://www.youtube.com/watch?v=RduV7uwhgQU) , карточки с датами, контурные карты

Д/З

п. 42 изучить, выполнить задания в контурной карте с. 5

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Сядьте правильно за парты свои,

И урок истории начинаем мы!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в учебный процесс

  1. Активизация опорных знаний

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Решение теста по карточкам

Да действительно на прошлом уроке, мы с вами говорили о том, как Македония покорила Грецию.

Мы выяснили, как небольшая Македония подчинила себе Грецию, устоявшую перед персидской державой.

Гораздо важнее не просто завоевать, но удержать завоёванное. Как это удалось македонскому царю Филиппу?

Почему не состоялась война, хотя к ней всё было готово?

Новым царем стал сын Филиппа  Александр. Что он из себя представлял?

А как вы думаете,  что нового вы сегодня можете узнать на  уроке?

Да действительно, тема нашего сегодняшнего урока: «Поход Александра Македонского на восток».

- что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске:+ государство Македония небольшое-

- Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: +армия македонцев малочисленная

-а что на карте обозначено черными стрелками?

- и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

Записывает на доске: +А.М.завоевал полмира

-посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

- и какой вопрос возникает?

Итак,  главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ А.М. ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

И ответ на этот вопрос мы будем с вами искать на нашем уроке.

- Выполнение теста учащимися

На прошлом уроке мы говорили о Македонском царстве и покорении Греции.

Греки объединились в войне с Персией, а потом началась разрозненность

Филипп не стал объявлять себя царём Греции, а создал военный союз для войны с Персией.

Помешала гибель Филиппа.

Дети рассказывают об А.М. на основе его изречений (Приложение 1)

Отвечают, что сегодня на уроке они смогут узнать о походах Александра Македонского, о его победах.

 

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают учителя.

Смотрят карту в учебнике, на экран (слайд 1)

- небольшая, маленькая территория государства Македония

-тоже небольшая, малочисленная

-завоевательные походы А.М.

- завоевал Египет, Финикию, Персию и даже часть Индии. Почти полмира того времени завоевал А.М.

-Страна маленькая, армия тоже, а завоевано полмира.

-Как это получилось у А.М.

Как он смог завоевать полмира. Каким образом, за счет чего, почему?

Познавательные: анализировать и обобщать изученный материал

Регулятивнаые: выдвигать версии.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

  1. Версии

-Есть у вас какие-то предположения, почему это произошло?

Выслушивает версии, записывает ключевые слова в таблицу на доске (Приложение 2).

Затем предлагает начать поиски доказательств своей версии.

Выдвигают версии.

Например,

=ЛИЧНОСТЬ А.М

= лучшая БОЕСПОСОБНОСТЬ МАКЕДОНСКОЙ АРМИИ (= население завоеванных Александром М. поддерживало его, а Персидскую державу раздирали распри, покоренные народы устали от власти персов и мечтали освободиться от гнета Дария, т.е. СЛАБОСТЬ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ

= А.М.ничего не пришлось создавать с нуля, почва для завоевательных походов была подготовлена еще его отцом Филиппом. Александр только продолжил его дело

=ПРИВЫЧКА МНОГИХ НАРОДОВ ВОСТОКА К ПОДЧИНЕНИЮ ЦАРЮ-ДЕСПОТУ

= трусость, слабость Дария III

=Другое...

Регулятивные: работать по плану сверяясь с целью

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  1. Планирование деятельности

- чтобы объяснить причины побед А.М., что нам надо сделать?

- просмотр видеоурока, читать параграф учебника, найти факты, которые помогут объяснить причины этого

  1. Открытие нового знания

Организует работу в парах по разделам параграфа. Работая с текстом учебника, ученики находят аргументы в подтверждение различных версий.

Работают в парах, заполняют таблицу

7. ФИЗМИНУТКА

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке (шаг на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох

Вдох и выдох

Вдох и выдох

Будь атлет всегда готов

Выполняют упражнения

8. Выражение решения проблемы

Итак, мы проблему решили?

Подведем итоги. Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

Ученики зачитывают свои записи в таблице, например: А.М. завоевал полмира благодаря:

А) своим личным качествам

Б) хорошо подготовленному войску

В) разобщенности персидского войска

Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом

Регулятивные: работать по плану сверяясь с целью

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

9. Первичное закрепление, усвоение и применение новых знаний

Раздает карточки с заданием, дает инструкцию выполнения (Приложение 3)

Выполняют задания

Коммуникативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

       10. Рефлексия.

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Ответы учащихся – ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д) Объясняют свои ассоциации.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

11. Домашнее задание

§ 42 изучить, выполнить задания в контурной карте с. 5

Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...