«Российское государство и общество: трудности роста в XVI в.»
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 7
Предмет: История России
УМК: И. Л. Андреев, О. В. Волобуев. История (6-10)
Тема урока: «Российское государство и общество: трудности роста в XVI в.»
Тип урока: комбинированный
Цели урока |
|
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы учащиеся должны иметь представление о социальных слоях российского общества в XVI веке; знать: - основные понятия и даты; уметь: - уметь характеризовать явления и события по тексту учебника, работать с книгой; - развить умение работать с документами; - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам; - систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных оценок событий прошлого. |
Основные понятия и даты | Понятия: «служилое» и «тяглое» население, жалованные грамоты, община (мир), заповедные лета, крепостное право, урочные лета, холопы, слободы, посады. Даты: 1581- введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права. |
Межпредметные связи | Литература, всеобщая история. |
Ресурсы | - История России. Учебник для 7 класса. // под ред. И.Л. Андреева. - М.: Дрофа, 2016. - 253 с. -фрагменты исторических документов, видеофрагмент, фрагменты художественных произведений. |
Формируемые УУД | Когнитивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осмысление понятий связанных с данной темой, вспоминание изученной информации, решение примера, работа с информацией, анализ, выбор, установление закономерностей, первичное запоминание нового материала. Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности, умение работать согласно плану, умение выполнять задание в рамках определенного отрезка времени, принимать и сохранять учебную задачу, осознание качества и уровня усвоения, самооценка деятельности, планирование своих действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи, умение работать в группе. Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, оценка социальной структуры российского общества и событий XVI в. |
Технологическая карта урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный и мотивационный момент | Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы изучаем эпоху Ивана Грозного. Попробуйте представить, может ли сегодня страной может управлять такой правитель как Иван Грозный? Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте проверим домашнее задание. | Подготовка класса к работе. Включение в обсуждение, ответы на поставленные учителем вопросы. Мотивация на изучение темы. Формируют суждение о роли личности правителя в истории страны и что влияет на его деятельность. |
2. Проверка домашнего задания. | Индивидуальный устный опрос по материалам параграфа и записям в тетрадях. | Рассказ домашнего задания, ответ на поставленные учителем вопросы. |
3. Постановка целей урока, определение плана.
| - Иван III и Василий III тоже были жестокими правителями. А потом пойдет XVII в, XVIII в., и там мы встретим тоже очень суровых правителей. О чем это говорит? А окружающие правителя люди могут влиять на него? Сегодня на уроке мы узнаем, как в XVI в. было устроено российское общество, чтобы не допустить ослабления власти царя. (Знакомит с темой урока), формой работы на уроке. | Связывают режим правления с исторической обстановкой. Высказывают причины этого. Отвечают на вопрос и приводят примеры из жизни Ивана Грозного. Определяют задачи урока |
4. Актуализация знаний. | У.: Что такое общество? Какие изменения в российском обществе произошли во время правления Ивана Грозного по вашему мнению? Вспомните, из каких слоев состояло общество в Западной Европе в Средние века. О каких социальных группах российского населения вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»? Когда в России появились «удельные княжества»? Что такое «местничество»? Какова была его роль в системе управления государства? | Отвечают на вопросы, подключая ранее полученные знания. |
3. Изучение нового материала
| Организует самостоятельную работу учащихся: раздает Рабочие листы (Приложение 1). Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа. Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба? Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным? Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «...белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей...»? | Слушают рассказ, основные моменты записывают. Работают с историческим источником. Решение проблемных ситуаций. Участие в обсуждении. Ответы на вопросы, поставленные учителем. Работа в группе. |
4. Первичное закрепление материала | Решение кроссворда (Приложение 2). | Коллективно решают кроссворд. |
5. Рефлексия | В качестве рефлексии используются шляпы де Боно (прием из психологии). белый цвет - нейтральная информация, красный - эмоции, чувства, синий – размышление, зелёный - изобретение, жёлтый - прогноз, черный - урок вам не понравился. 1. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы? 2. Какие моменты урока вызвали наибольший интерес? 3. Что бы вы хотели еще узнать по данной теме? | Отвечают на вопросы учителя, осмысливают и оценивают качество своей дея-ти и дея-ти учителя. |
6. Домашнее задание и оценивание.
| Параграф 3, задания после параграфа, выучить записи в тетрадях. | Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не поняли. |
Приложение 1.
Содержание | Источники | |
1. | Тема: «Служилые люди» Цель: Определить структуру служилых людей, их иерархию (лестницу от низшего к высшему), права и обязанности. Задание 1. Феодальное общество в Европе представляло собой феодальную лестницу. В России служилые люди – это тоже феодалы. Распределите их на лестнице. Задание 2. Можно ли было «служилому» человеку подняться по карьерной лестнице? ____________. Какое понятие регламентировало (определяло порядок) его место на службе?________________________ Задание 3. Существовала поговорка «Когда крестьянина не будет, тогда не будет и солдата». Какое основное право и главная обязанность служилых людей зашифрованы в этой поговорке? (Обратите внимание на то, что крестьяне в XVI в армии не служили). Право-______________ ___________________Обязанность - _______________________________ | § 3 |
2. | Тема: Крестьянский мир. Цель: Узнать, на какие группы делилось крестьянство, как и почему оно становилось крепостным. Задание 1. Составьте схему: «Состав крестьян в России в XVI в» Задание 2. Постепенно государство закрепощало крестьян. Как происходил этот процесс? Заполните логическую схему. Причины Процесс закрепощения в XVI в. Итог
| § 3 |
3. | Тема: Городское население. Цель: Определить, какие слои составляли городское население и каковы были их льготы и обязанности. Задание 1. Поместите слои городских жителей в схему «кластер»
Задание 2.
| § 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе -Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.
Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Сегодня в эпоху развития информационного общества...
УРОК «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.»
Работа в группах с опережающим домашним заданием...
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Тест по теме «Российское государство в XIV-XVII в.в.»
Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...
Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».
Тест по отечественной истории 9 класс по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...
«Начало становления индустриального общества в России. Социально – экономическое развитие и особенности промышленного переворота. Российская власть и общество».
Тестовая работа по истории России для 8 класса...
Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества
В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа....