«Российское государство и общество: трудности роста в XVI в.»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii.docx73.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 7

Предмет: История России

УМК: И. Л. Андреев, О. В. Волобуев. История (6-10)

Тема урока: «Российское государство и общество: трудности роста в XVI в.»

Тип урока: комбинированный

Цели урока

  • познакомить учащихся с социальной структурой российского общества в XVI в.;
  • определить значение каждого социального слоя для России;
  • определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности;
  • cодействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;
  • способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны
  • определить позицию учащихся к событиям XVI в.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы учащиеся должны

иметь представление о социальных слоях российского общества в XVI веке;

знать:

- основные понятия и даты;

уметь:

- уметь характеризовать явления и события по тексту учебника, работать с книгой;

- развить умение работать с документами;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам;

- систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных  оценок событий прошлого.

Основные понятия и даты

Понятия: «служилое» и «тяглое» население, жалованные грамоты, община (мир), заповедные лета, крепостное право, урочные лета, холопы, слободы, посады.

Даты:

1581- введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права.

Межпредметные связи

Литература, всеобщая история.

Ресурсы

- История России. Учебник для 7 класса. // под ред. И.Л. Андреева. - М.: Дрофа, 2016. - 253 с.

-фрагменты исторических документов, видеофрагмент, фрагменты художественных произведений.

Формируемые УУД

Когнитивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осмысление понятий связанных с данной темой, вспоминание изученной информации, решение примера, работа с информацией, анализ, выбор, установление закономерностей, первичное запоминание нового материала.

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности, умение работать согласно плану, умение выполнять задание в рамках определенного отрезка времени, принимать и сохранять учебную задачу, осознание качества и уровня усвоения, самооценка деятельности, планирование своих действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи, умение работать в группе.

Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, оценка социальной структуры российского общества и событий XVI в.

Технологическая карта урока.

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

1.Организационный и мотивационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Мы изучаем эпоху Ивана Грозного.

Попробуйте представить, может ли сегодня страной может управлять такой правитель как Иван Грозный?

Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте проверим домашнее задание.

Подготовка класса к работе.  Включение в обсуждение, ответы на поставленные учителем вопросы.

Мотивация на изучение темы.              

Формируют суждение о роли личности правителя в истории страны и что влияет на его деятельность.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальный устный опрос по материалам параграфа и записям в тетрадях.

Рассказ домашнего задания, ответ на поставленные учителем вопросы.

3. Постановка целей урока, определение плана.

 

- Иван III и Василий III тоже были жестокими правителями.

А потом пойдет XVII в, XVIII в., и там мы встретим тоже очень суровых правителей. О чем это говорит?

А окружающие правителя люди могут влиять на него?

Сегодня на уроке мы узнаем, как в XVI в. было устроено российское общество, чтобы не допустить ослабления власти царя.

 (Знакомит с темой урока), формой работы на уроке.

Связывают режим правления с исторической обстановкой. Высказывают причины этого.

Отвечают на вопрос и приводят примеры из жизни Ивана Грозного. Определяют задачи урока

4. Актуализация знаний.

У.: Что такое общество? Какие изменения в российском обществе произошли во время правления Ивана Грозного по вашему мнению?

Вспомните, из каких слоев состояло общество в Западной Европе в Средние века.

О каких социальных группах российского населения вы уже знаете?

Кто такие «удельные князья»? Когда в России появились «удельные княжества»?

Что такое «местничество»? Какова была его роль в системе управления государства?

Отвечают на вопросы, подключая ранее полученные знания.

3. Изучение нового материала

 

Организует самостоятельную работу учащихся: раздает Рабочие листы (Приложение 1).

Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа. Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба?

Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным?

Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «...белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей...»?

Слушают рассказ, основные моменты записывают. Работают с историческим источником. Решение проблемных ситуаций. Участие в обсуждении. Ответы на вопросы, поставленные учителем. Работа в группе.

4. Первичное закрепление материала

Решение кроссворда (Приложение 2).

Коллективно решают кроссворд.

5. Рефлексия

В качестве рефлексии используются шляпы де Боно (прием из психологии).

белый цвет - нейтральная информация,

красный - эмоции, чувства,

синий – размышление,

зелёный - изобретение,

жёлтый - прогноз,

черный - урок вам не понравился.

1. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

2. Какие моменты урока вызвали наибольший интерес?

3. Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Отвечают на вопросы учителя, осмысливают и оценивают  качество своей дея-ти и дея-ти учителя.

6. Домашнее задание и оценивание.

 

Параграф 3, задания после параграфа, выучить записи в тетрадях.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не поняли.

Приложение 1.

Содержание

Источники

1.

Тема: «Служилые люди»

Цель: Определить структуру служилых людей, их иерархию (лестницу от низшего к высшему), права и обязанности.

Задание 1. Феодальное общество в Европе представляло собой феодальную лестницу. В России служилые люди – это тоже феодалы. Распределите их на лестнице.

Задание 2. Можно ли было «служилому» человеку подняться по карьерной лестнице? ____________. Какое понятие регламентировало (определяло порядок) его место на службе?________________________

Задание 3. Существовала поговорка «Когда крестьянина не будет, тогда не будет и солдата». Какое основное право и главная обязанность служилых людей зашифрованы в этой поговорке? (Обратите внимание на то, что крестьяне в XVI в  армии не служили). Право-______________ ___________________Обязанность - _______________________________

§ 3

2.

Тема: Крестьянский мир.

Цель: Узнать, на какие группы делилось крестьянство, как и почему оно становилось крепостным.

Задание 1. Составьте схему:

«Состав крестьян в России в XVI в»

Задание 2. Постепенно государство закрепощало крестьян. Как происходил этот процесс? Заполните логическую схему.

       Причины                 Процесс закрепощения в XVI в.            Итог

                                                       

§ 3

3.

Тема: Городское население.

Цель: Определить, какие слои  составляли городское население и каковы были их льготы и обязанности.

Задание 1. Поместите слои городских жителей в схему «кластер»

Дуб

 

Задание 2.

  1. Подчеркните одной чертой жителей, которые не платили никаких налогов
  2. Подчеркните двумя чертами посадских жителей, которым разрешалась заграничная торговля и они платили особые налоги
  3. Подчеркните тремя чертами зажиточных посадских жителей и платили налоги, как и все остальное податное население города.
  4. Подчеркните четырьмя чертами посадских жителей, которые держали небольшие мастерские и лавочки, платили основные подати.

§ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе -Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.

Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.         Сегодня в  эпоху  развития  информационного общества...

УРОК «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.»

Работа в группах с опережающим домашним заданием...

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Тест по теме «Российское государство в XIV-XVII в.в.»

Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...

Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».

Тест по отечественной истории 9 класс  по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...

Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества

В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа....