УРОК «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.»
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК
Тема: «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.».
Форма работы: Работа в группах с опережающим домашним
заданием.
Предварительная подготовка: распределение детей на группы:
«князья», «бояре», «дворяне», «крестьяне»,
«казачество», «горожане».
Образовательные: обобщить знания по теме:
«Жители Российского государства II пол. XV –
н. XVI в.».
Воспитательные: взаимовыручка, умение координировать работу в
группе.
I тур.
Разминка.
«Кто первый» - фронтальный опрос.
- Почему в к. XV – н. XVI в. русская культура, преодолевая местные особенности, становится единой?
- От влияния культуры какой страны освобождается культура Руси в этот период? (Византийской).
- Кто такие зодчие?
- Зодчие какой страны оставили глубокий след в истории культуры нашей страны? (Италии).
- В легендах о происхождении московской династии от Августа и о передачи регалий от византийского императора Владимиру Мономаху лежала очень важная для правителей Русского государства идея. Какая?
- Расшифруйте идейную фразу «Москва – третий Рим».
- Какое литературное произведение написал Рязанский боярин Сафоний Рязанец. О чем это произведение? («Задонщина – поэма»).
- Какое еще произведение о Куликовской битве вы знаете?
- Кто такой Афанасий Никитин?
- Какой вклад внес Афанасий Никитин в русскую литературу?
- Что такое хронограф?
- Год издания в России? (1512).
- Из каких материалов строили на Руси?
- Кто основал 1-й кирпичный завод? (Аристотель Фиораванти).
- Какие постройки в Москве увековечили имена Итальянских зодчих? (стены, башни Кремля, Успенский, Архангельский, Иван Великий).
- Почему палата для приемов называется Гранатовая?
- Назовите имена великих русских иконописцев того времени.
II тур.
Вопросы для князя, боярина.
- Кому после объединения русских земель выделялись уделья (только ближним родственникам князя).
- Количество бояр в Московском государстве быстро увеличивалось. Каким образом? (ордынская знать, бояре из литовских княжеств).
- Что означало понятие «боярин»? (чин, который занимал человек).
- Что такое «титулованное боярство»? (бояре, сохранившие княжеский титул).
- Как называлось земельное владение боярина? (боярская вотчина).
Вопросы для помещика.
- Каким образом государство заботилось о боеспособности армии?
- Как называлось земельное владение служилых людей? Каковы были его размеры?
- Почему создание слоя помещиков было выгодно великокняжеской власти?
- Каковы причины появления казачества?
- Где возникают казацкие общины?
Вопросы для крестьянина.
- Почему создание единого государства на начальном этапе было выгодно крестьянам?
- Каким крестьянам жилось легче и почему?
- Что такое Юрьев День?
- На какие 2 группы разделились крестьяне? (владельческие, дворцовые).
- Как назывались свободные крестьяне и где они проживали?
Вопросы для городского населения.
- Докажите, что в к. XV – н. XVI в. в городах сохранились элементы самоуправления (сотни, старосты).
- Две древнейшие московские сотни.
- Назовите и расшифруйте два объединения купцов.
- Как горожане защищали свой город во время опасности?
- Расскажите о дворах московской знати (где находилась, кто служил).
III тур.
Вопросы (представители сословий от всех команд пишут ответы на доске
одновременно молча).
- Главные богатства боярства, основа их могущества? (земельные владения).
- Конно, модно и оружно – расшифровать.
- Пожилое – что это?
- Кого называли «черные люди»?
- Какие отношения сложились между правительством и казачеством?
IV тур.
Пересказ – от каждой команды по одному человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Урок обобщения: Российское государство в XVI веке. 7 кл.
Урок обобщения: Российское государство в XVI веке. Урок-игра по предмету история, раздел История России XVI-XVIII века.7 класс. Урок проходит в форме телевизионной...
план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века
Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные г...
Презентация к уроку Символы Российского государства
Презентация к уроку Символы Российского государства...
Жители Российского государства
Речь на уроке пойдет об измененияхсоциально-экономического развития страны.Прослеживается жизнь представителей разных сословий.Предусмотрена работа с текстом, составление творческих работ,путешествияп...
Урок истории Российское государство в конце XVI века.
Урок истории Российское государство в конце XVI века....
Внеклассное мероприятие " Жители зеленого государства"
Аннотация Внеклассное мероприятие «Жители зеленого государства» разработано для учащихся 5-6 классов. Данное мероприятие проводится в рамках общешкольной недели эко...