Как правильно написать эссе по истории и обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10 класс)
Справочный материал для школьников. Подготовка к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Как написать эссе по истории и обществознанию.
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание».
Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»
«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.
- Наличие конкретной темы или вопроса.
- Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция.
- Непринужденность повествования.
- Парадоксальность.
- Внутреннее смысловое единство
- Открытость
Что проверяет эссе
- Знание основных обществоведческих терминов и правильное их использование в письменной речи;
- Умения сравнивать и характеризовать социальные объекты, раскрывать свойственные им значимые признаки;
- Умения объяснять социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;
- Умения работать с источником концентрированной социальной информации, содержание которой может трактоваться неоднозначно;
- Умения приводить собственные примеры, пояснять, аргументировано раскрывать теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- Умения давать оценку социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Уровни ответа
1. Научно-теоретический:
Учащийся выделяет и анализирует основные аспекты проблемы, выявляет взаимосвязи, строит логические умозаключения, адекватно использует понятия соответствующей базовой науки, приводит различные интерпретации и оценки. Фактический материал используется для конкретизации приводимых положений.
2. Научно-эмпирический уровень:
- Эмпирический уровень с элементами теории: работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе фактов; выводы не создают целостного представления о рассматриваемой проблеме, т.к. не выявляются значимые связи и отношения.
- наглядно-иллюстративный: отобранный конкретный материал (из курса и личного социального опыт) не осмыслен с научно-теоретических позиций.
- уровень обыденного сознания: проблема получает одностороннее освещение, используются только примеры повседневного опыта без попыток его осмысления в категориях соответствующей базовой науки.
Требования, предъявляемые к эссе
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
- Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
- Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
- Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
- Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительную аргументацию, заявленную по проблеме позиции.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы) | 20% |
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Алгоритм написания эссе.
- Внимательно прочитайте тему эссе;
- определите главную мысль высказывания (о чём оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы за и/или против данного высказывания (если вы наберёте аргументы и за, и против афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта
- ещё раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знание современного законодательства);
- подумайте, какие литературные приёмы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты);
- распределите подобранные аргументы/контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению ( в нём можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и отредактируйте её.
Клише
Вступление | Основная часть | Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию… | Во-первых Во-вторых В-третьих | Таким образом |
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями | Рассмотрим несколько подходов… Например,… | Подведём общий итог рассуждению… |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание | Проиллюстрируем это положение следующим примером… | Итак,… |
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… | Для полемического эссе: С одной стороны С другой стороны | Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания |
ПОПС–формула
(для выдвижения аргументов в основной части эссе)
- П – положение (утверждение) – Я считаю, что…
- О – объяснение – Потому что…
- П – пример, иллюстрация – Например, …
- С – Суждение итоговое – Таким образом
Критерии оценки
Максимальный балл за полный ответ заслуживает эссе, в котором:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта на теоретическом уровне
в связях и обоснованиях, с корректным использованием
обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Приемы работы на уроках по подготовке
учащихся к написанию эссе.
- Философская оценка.
- Категориальный анализ.
- Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
- Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
- Построение философского предложения или текста.
- Индивидуализированные рефлексивные задания.
- Создание ситуации диалектико-логических противоречий.
Активное использование афоризмов, высказываний на каждом уроке, знакомство с жизнеописаниями, основными научными и концептуальными теориями великих мыслителей.
Темы эссе по обществознанию
1. Мир на пороге ХХI века: «тупик истории» или стартовая площадка цивилизации?
2. «Мы – европейцы с поправкой на Византию… Мы византийцы с поправкой на Азию, мы - азиаты с поправкой на тех.революцию» (А. Вознесенский).
3. «Культура строится на добре» (Д.С. Лихачев).
4. Победа в Великой Отечественной войне: что она значит для России сегодня?
5. Смотря в прошлое - понимаешь настоящее.
6. «Всегда в начале – пытливый дух» (М. Блок).
7. «Безграничная открытость будущего и краткость начала: мы только начинаем» (К. Ясперс).
8. «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы» (И.А. Ильин).
9. «Человек не может быть завершённым…. Он должен меняться во времени, подчиняясь все новой судьбе» (К. Ясперс).
10. «Управляют не из желания господствовать, а по обязанности заботиться» (Блаженный Августин).
11. «Весь суд находится внутри человека» (И. Кант).
12. «Я - школяр в этом лучшем из лучших миров» (Омар Хайям).
13. «Свободу не уподобишь награде или знаку отличия…. Это повинность, изнурительный бег изо всех сил, и притом в одиночку» (А. Камю).
14. «Подлинное искусство есть всегда вольное искусство» (Б.П. Вышеславцев).
15. Самоутверждаться за счет другого народа – наиболее легкий, но весьма сомнительный способ для замещения комплекса неполноценности» (В.Е. Максимов).
16. «Природа для нас раб бесправный и безмолвный, но рано или поздно сей раб восстанет… и пойдём мы … скитаться по умершей земле с вопросами до небес, но будет поздно» (Ч. Айтматов).
17. «Бизнес подобен езде на велосипеде: либо двигаешься, либо падаешь».
18. Глобализация: «Нам не дано предугадать, что наше слово отзовется…».
19. «Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает» (Абу Шукур).
20. «Те знания, что ты постиг,
И золота дороже:
Исчезнуть злато может вмиг,
А знание не может» (Саадан).
21. «Возникла мысль в уме твоем,
Будь осторожен с ней:
Мысль: что к тебе придет потом,
Не будет ли умней?»
22. У кого есть здоровье – у того есть надежда,
У кого есть надежда – у того есть все (Восточная мудрость).
23. Благодаря твоим сомнениям совершенствуется мир
(Шри Ауробиндо).
24. Спасая одного человека, спасаешь целый мир (Фраза из фильма Список Шиндлера»).
25. Каково предначертание человека? Быть им (Ежи Лец).
Эссе по теме: «Борьба - есть условие жизни: жизнь умирает,
когда оканчивается борьба» В.Г. Белинский.
Что такое борьба? В чем состоит её философская проблематика? На эти вопросы пытались ответить многие мыслители разных эпох. Но у многих из них были разные мнения по этому поводу. Одни считали, что борьба является методом подавления сильными личностями более слабых, то есть они видели в ней негативные стороны общества. Другие, наоборот, выявляли положительные признаки этого процесса. Ко вторым относится и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течение существования всего живого на планете происходило взаимодействие между людьми, между людьми и природой, которое нередко заканчивалось конфликтами. Конфликты возникали в основном из-за нехватки чего-либо, что вынуждало людей бороться за лучшие условия существования. Человек, стараясь обезопасить себя, сохранить свою жизнь, конфликтовал не только с себе подобными, но и с окружающей средой. Он адаптировался к этим условиям, вступая в борьбу. Это давало толчок к самосовершенствованию самого человека. Умения и навыки его обогащались в процессе приспособления к изменениям в природе. Постоянная борьба не позволяет обществу стоять на месте.
По-моему, общество, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, движется вперёд. Не сумев к ним приспособиться, оно пытается преодолеть трудности. Таким образом, борьба заставляет существовать человеку в определенных условиях, и, благодаря этому, жизнь продолжается.
Памятки для учащихся, помогающие написать эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите заданный на дом теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2) проанализируйте содержание написанного;
3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Структура эссе
Элемент структуры % к общему объёму работы
Начало (актуализация заявленной темы) 20%
Тезис
Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход
Пере формулировка тезиса
60 %
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) 20%
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, чётким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»
«Большой энциклопедический словарь» даёт более развёрнутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
3. Небольшой объем.
4. Свободная композиция.
5. Непринужденность повествования.
6. Парадоксальность.
7. Внутреннее смысловое единство
8. Открытость
Выбор темы
Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.
Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;
2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
3)может выразить своё отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Памятка при выборе темы для эссе
1) Познакомься с предложенными темами
2) Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
3) Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
4) Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
5) Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
6) Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
7) Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?»)
Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание
Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Как правильно написать эссе по английскому языку в ЕГЭ
можно использовать не зависимо от УМК...
Как правильно написать эссе по английскому языку в ЕГЭ.
Эссе «за и против» (Argumentative Essay or For and Against Essay) - это особый вид эссе, в котором представлена не только информация по данному вопросу, но и аргументация «за» и аргументация «пр...
Как правильно написать эссе по английскому языку в ЕГЭ.
Эссе «за и против» (Argumentative Essay or For and Against Essay) - это особый вид эссе, в котором представлена не только информация по данному вопросу, но и аргументация «за» и аргументация «пр...
Как правильно написать эссе по английскому языку
Чтобы написать хорошее эссе необходимо соблюдать рад требований к его написанию. Первое- необходимо сформулироватьтему. Второе- высказать и объяснить своё мнение. Третье - соглашаетесь с т...
Как правильно написать эссе по английскому языку
Чтобы написать хорошее эссе необходимо соблюдать рад требований к его написанию. Первое- необходимо сформулироватьтему. Второе- высказать и объяснить своё мнение . Третье - соглашает...
Как правильно написать эссе по обществознанию
Материал преднозначен для подготовке е ЕГЭ по обществознанию....
КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для написания эссе по общесту для выпусников школ...