Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Аннотация к рабочей программе по курсу «История» 8 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе:

 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основные задачи изучения истории в школе:

 · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истори взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

· выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история» . В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.8 класс / авт.-сост. для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов – М. «Просвещение», 2017., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК Н.М. Арсентьева ,А.А. Данилова: ü  Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории: под редакцией А.А. Искендерова , А.Я. Юдовская - М."Просвещение" 2017.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:  эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;  формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,  образование и развитие государств, их исторические формы и типы;  история познания человеком окружающего мира и себя в мире;  развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_8.docx168.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\2018-11-06_009.jpg

Аннотация к рабочей программе по курсу «История» 8 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе:

 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основные задачи изучения истории в школе:

  формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истори взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

 формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история» . В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.8 класс / авт.-сост. для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов – М. «Просвещение», 2017., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК Н.М. Арсентьева ,А.А. Данилова:   Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории: под редакцией А.А. Искендерова , А.Я. Юдовская - М."Просвещение" 2017.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:  эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;  формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,  образование и развитие государств, их исторические формы и типы;  история познания человеком окружающего мира и себя в мире;  развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2017); Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2017.

Рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование следующих учебников:

  1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900. 8 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под редА.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2017.
  2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.дляобщеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2017 г

Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: для обязательного изучения учебного предмета «История Нового времени» – 30 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов.

Рабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация рабочей программы  направлена на достижение следующих целей ирешение следующих задач:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

        

        

Для составления рабочей программы была  использована  Примерная программа по истории, потому что она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Авторские программы   по новой истории и истории России структурируют  учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных программой и в соответствии с используемыми учебниками, что позволяет   последовательно изучать  материал.

        В ходе составления рабочей программы изменений в основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников примерной программы внесено не было.

        Учебный предмет история играет важную роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающимися (выпускников) в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

       В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основной формой организации образовательного процесса  является - классно-урочной форма.  Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории  используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

        Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процесс  элементов  таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов,  личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные.

Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инвоационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.

        В ходе реализации рабочей программы  по истории на уроках используются следующие формы  контроля:

  • ндивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная,
  • комбинированная,
  • взаимоконтроль,
  • самоконтроль.

        По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(70 ЧАСОВ)

Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

НОВАЯ ИСТОРИЯ  (30 часов)

          Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий модернизация, фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты; уметь: характеризовать сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота)

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв.Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм).

Рождение кинематографа. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать: значение терминов и понятий ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры, называть важнейшие открытия и технические достижения XIX века, характеризовать основные стили и и течения в художественной культуре; уметь производить поиск информации о значительных явлениях и представителях культуры XIX века.)

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать понятия и термины кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный Союз; уметь: характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона I., давать оценку проведенным им преобразованиям, представлять обзорную характеристику военных компаний Наполеона Бонопарта, составлять исторический портет)

Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий  консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы,чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос; уметь: объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения, характеризовать идейные позиции течений в первой половин XIX века)

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIXв.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать  причины объединения Италии и Германии; уметь сравнивать пути создания единых государств, составлять характеристики известных исторических деятелей рассматриваемого периода)

Север и Юг Соединенных ШтатовАмерики: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция; уметь: характеризовать какие противоречия привели к Гражданской войне в США, объяснять почему победу в войне одержали северные штаты)

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать знчение понятий и терминовтред-юнионы, рабочее законодтельство; уметь: составлять характеристику исторических личностей изучаемого периода)

Завершениепромышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности  в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать что такое индустриализация, монополистический капитализм, технический прогресс; характеризовать причины и последствия создания монополий, объяснять какую роль в жизни европейского общества  играли различные социальные движения)

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать  внутреннее развитие и внешнюю политику стран Азии; уметь характеризовать колониальный режим, уметь объяснять крупнейшие события и руководителей борьбы за независимость, объяснять блгодаря чему произошло освоождение народов от  колониальной зависимости)

ИСТОРИЯ РОССИ (40 ЧАСОВ)

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать        о        важнейших        исторических        событиях

  • их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий

  • памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий

  • явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России

  • мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути

  • традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели-кое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие  промышленности.  Мануфактуры  и  крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.  Ревизии.  Особенности  российского  крепостничества

в XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на между-народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.

Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления  внешней  политики.  Россия  и  Речь  Посполитая. Русско-турецкая  война  1735—1739  гг.  Русско-шведская война  1741—1742  гг.  Начало  присоединения  к  России казахских  земель.  Россия  в  Семилетней  войне  1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П.С.Салтыков. Итоги внешнейполитики.

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При-соединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для  составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX  началаXX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Юдовская А.Я.,  ВанюшкинаЛ.М.,«Новая история» издательство «Просвящение», 2016год.
  2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.дляобщеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
  3. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
  4. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
  5. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
  6. Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
  7. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
  8. Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2001 год.
  9. Шамрай Ю.В., Ткачук И.И.  История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2009г.
  10. Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2011 год.
  11. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
  12. CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия
  13. Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4.
  14. CD-ROM  Вехи истории энциклопедия
  15. CD-ROM  История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция 1С
  16. CD-ROM  Энциклопедия история России 862-1917
  17. CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
  18. CD-ROM Русский музей живопись

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Новая История (30 часов)

Тема занятия

Количество часов на изучение

Форма контроля

Дата проведения

Домашнее задание

8 а

8 б

8 в

Вводный урок

1 час

опрос

Развитие науки, искусства и общественной мысли в начале XIX веке ( 6 ч.)

Становление индустриального общества.

1 час

тестирование

§ 1-2

Индустриальное общество

1 час

Фронтальный опрос

§ 3

Наука: создание научной картины мира

опрос

§ 4

Искусство в XIX веке

2 часа

тестирование

§ 5-8

Формирование идеологий

1 часа

Работа с карточками

§ 9-10

ПОУ «Культура Нового времени»

1 час

тестирование

Франция эпохи Наполеона Бонапарта (4 ч.)

Империя Наполеона I

1 час

тестирование

§ 11

Наполеоновские войны

1 час

Фронтальный опрос

§ 11

Разгром империи Наполеона Бонапарта

1 час

Работа с карточками

§ 12

Венский конгресс

1 час

тестирование

§ 12

Англия первой четверти XIX века (2 ч.)

Экономическое и социально-политическое развитие Англии в середине XIX века.

1 час

Фронтальный опрос

§ 13

Викторианская Англия

1 час

Опрос

§ 13

Франция в середине столетия. (2 ч.)

Франция Бурбонов

1 час

Опрос

§ 14

Франция от революции к кризису

1 час

Тестирование

§ 15

Европа и США во второй половине XIX века. (7 ч.)

Национальное объединение Италии. Объединение Германии

2 часа

Работа с карточками

§16-17

Франко-Прусская война и завершение объединения Германии.

1 час

тестирование

§18

Германская империя в конце

XIX -НАЧАЛЕ XXв

1 час

Фронтальный опрос

§ 19

Франция: Третья республика

1 час

Работа с карточками

§ 21

Создание Британской империи

1 час

тестирование

§20

США в XIX веке

1 час

Фронтальный опрос

§24

США в конце XIX –начале XX в.: период «организованного капитализма»

1 час

Работа с карточками

§25

Страны Востока в XIX веке. (4 часа)

Япония на пути модернизации

1 час

Опрос

§27

Китай: революции и реформы

§28-30

1 час

Фронтальный опрос

§28-30

Пробуждение Индии

2 часа

Работа с карточками

Международные отношения в конце XIX – начале XX века. (5 ч.)

Международные отношения в конце XIX –началеXX в.

2 час

тестирование

Начало. Первой мировой войны

1 час

Фронтальный опрос

Военные действия в 1916-1918гг.

Окончание войны.

1 час

Работа с карточками

Повторение по курсу ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

1 час

тестирование

 

История России (40 часов)

Эпоха Петра Великого. (17 ч.)

Россия и Европа в конце XVII в

1 час

тестирование

§ 1 р/т

Предпосылки Петровских реформ

1 час

Фронтальный опрос

§ 2 р/т

Начало правления Петра I

1 час

Работа с карточками

§ 3 р/т

Северная война 1700-1721 гг.

3 час

тестирование

§ 4 р/т

Реформы Петра I

2 час

Фронтальный опрос

§ 5 р/т

Экономическая политика

Петра I

1 час

Работа с карточками

§ 6 р/т

Российское общество в Петровскую эпоху

3 час

тестирование

§ 7 р/т

Изменения в культуре и повседневной жизни.

3 час

Фронтальный опрос

§ 8, 9, 10, 11 р/т

Значение петровских преобразований в истории страны

1 час

Работа с карточками

§ 12 р/т

ПОУ «Эпоха Петра Великого»

1 час

тестирование

Эпоха Дворцовых переворотов. (6 ч.)

От Екатерины I до Анны Ионовны.

2 час

Фронтальный опрос

§ 13 р/т

Окончание Дворцовых переворотов.

2 час

Работа с карточками

§ 14-15 р/т

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1 час

тестирование

§ 16 р/т

ПОУ «Россия от начала XVIII до середины века»

1 час

тестирование

Россия при Екатерине Великой (9 ч.)

Вступление Екатерины II на престол. Начало просвещенного абсолютизма

1 час

Работа с карточками

§ 15, 18 р/т

Россия и Европа во второй половине XVIII века

1 час

тестирование

§ 17 р/т

Внутренняя политика Екатерины II

3 час

Фронтальный опрос

§ 18, 19, 20 р/т

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1 час

Работа с карточками

§ 21 р/т

Внешняя политика Екатерины II, присоединение Крыма

2 час

Фронтальный опрос

§ 22, 23 р/т

ПОУ «Россия при Екатерине Великой»

1 час

тестирование

Начало нового столетия  (4 ч.)

Внутренняя политика Павла I

2 час

Работа с карточками

§ 24 р/т

Внешняя политика Павла I

1 час

Фронтальный опрос  

§ 25 р/т

ПОУ «Россия к началу XIX века»

1 час

тестирование

Развите Отечественной культуры (3 ч.)

Общественная мысль в XVIII веке

1 час

Работа с карточками

р/т

Развитие архитектуры, скульптуры, живописи и литературы.

1 час

тестирование

р/т

Повседневная жизнь в Российской Империи XVIII века.

1 час

Фронтальный опрос

§ 26 р/т

ПОУ «Россия XVIII века.»

1 час

тестирование

р/т

ИТОГ

70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...