программа 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)
календарно-тематическое планирование по курсу история 5 класса "Всеобщая история. История древнего мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5_klassy.docx | 36.84 КБ |
istoriya_5_klassy.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МБОУ СОШ №6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рабочая программа по учебному предмету «история России. Всеобщая история»
для обучающихся 5 а,б,в,г классов
(срок реализации программы -1 год)
Составитель:
Умникова Галина Викторовна
Учитель истории и обществознания
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Древнего мира для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Всеобщей истории. Истории Древнего мира», на основании авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера (История Древнего мира. М.: Просвещение,2015), полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся и является приложением к ООП ООО МБОУ СОШ №6.
При реализации образовательной программы по учебному предмету выбран учебник для общеобразовательных организаций «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс (авторы А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова) М. Просвещение 2018 г, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.
В соответствии с учебным планом на изучение истории Древнего мира в 5 классе выделяется 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).
Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:
- Планируемых результатов освоения учебного предмета;
- Содержания учебного предмета;
- Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
У обучающихся будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Предметные результаты:
№ | Раздел | Планируемые предметные результаты |
1 | Жизнь первобытных людей. | Обучающиеся научатся Читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; выяснят закономерности эволюции человека, применять понятий аппарат, устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей Обучающиеся получат возможность научиться формировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам, овладевать целостным представлением об историческом пути народов, систематизировать информацию различных исторических источников. |
2 | Древний Восток. | Обучающиеся научатся овладевать целостным представлением об историческом пути народов Древнего Востока, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений, описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока. Обучающиеся получат возможность научиться Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории. |
3 | Древняя Греция. | Обучающиеся научатся Создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древней Греции; читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира. Обучающиеся получат возможность научиться анализировать и обобщать данные полученные при изучении учебного материала. |
4 | Древний Рим. | Обучающиеся научатся формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории Обучающиеся получат возможность научиться Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования |
Содержание учебного предмета
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. Что изучает наука история. | 1 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа, работа с понятиями, анализ исторических источников |
Счёт лет в истории. | 1 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями, лентой времени, решение задач | |
2 | Жизнь первобытных людей (7 часов) | |||
Первобытные собиратели и охотники | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность | |
Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
3 | Древний Восток (18 часов) | |||
Древний Египет. | 8 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Западная Азия в древности | 7 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом, исследовательская работа в группах, коллективная работа с текстом учебника | |
Индия и Китай в древности | 4 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
4 | Древняя Греция (21 час) | |||
Древнейшая Греция. | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
5 | Древний Рим (21 час) | |||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Гражданские войны в Риме | 4 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Римская империя в первые века нашей эры | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Разгром германцами и падение Западной Римской империи | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
Итоговое повторение | 2 | Урок | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; комплексное повторение, самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями | |
Итого 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1 | Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 02.09-06.09 | ||
2 | Счет лет в истории.. | 02.09-06.09 | ||
Жизнь первобытных людей | ||||
Первобытные собиратели и охотники | ||||
3 | Древнейшие люди. | 09.09-13.09 | ||
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | 09.09-13.09 | ||
5 | Возникновение искусства и религии. | 16.09-20.09 | ||
Первобытные земледельцы и скотоводы. | ||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 16.09-20.09 | ||
7 | Появление неравенства и знати. | 23.09-27.09 | ||
8 | Обобщающе-повторительный урок по теме: Жизнь первобытных людей». | 23.09-27.09 | ||
Древний Восток. | ||||
Древний Египет. | ||||
9 | Государство на берегах Нила. | 30.09-04.10 | ||
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 30.09-04.10 | ||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 07.10-11.10 | ||
12 | Военные походы фараонов | 07.10-11.10 | ||
13 | Религия древних египтян | 14.10-18.10 | ||
14 | Искусство Древнего Египта. | 14.10-18.10 | ||
15 | Письменность и знания древних египтян | 21.10-25.10 | ||
16 | Обобщающее-повторительный урок по теме «Древний Египет». | 21.10-25.10 | ||
Западная Азия в древности | ||||
17 | Древнее Двуречье | 05.11-08.11 | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 05.11-08.11 | ||
18 | Финикийские мореплаватели. | 11.11-15.11 | ||
20 | Палестина. Древние евреи. | 11.11-15.11 | ||
21 | Древнееврейское царство. | 18.11-22.11 | ||
22 | Ассирийская держава | 18.11-22.11 | ||
23 | Персидская держава «царя царей» | 25.11-29.11 | ||
Индия и Китай в древности | ||||
24 | Природа и население Древней Индии. | 25.11-29.11 | ||
25 | Индийские касты. | 02.12-06.12 | ||
26 | Древний Китай. Учение Конфуция. | 02.12-06.12 | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 09.12-13.12 | ||
28 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток». | 09.12-13.12 | ||
Древняя Греция. | ||||
Древнейшая Греция. | ||||
29 | Природа и население Древней Греции. | 16.12-20.12. | ||
30 | Критское и Микенское царства | 16.12-20.12. | ||
31 | Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . | 23.12-27.12 | ||
32 | Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . | 23.12-27.12 | ||
33 | Религия древних греков. | 09.01-17.01 | ||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | ||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 09.01-17.01 | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 20.01-24.01 | ||
36 | Древняя Спарта. | 20.01-24.01 | ||
37 | Греческие колонии. | 27.01-31.01 | ||
38 | Олимпийские игры. | 27.01-31.01 | ||
39 | Греко-персидские войны. | 03.02-07.02 | ||
40 | Греко-персидские войны. | 03.02-07.02 | ||
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | ||||
41 | В гаванях Афинского порта Пирей | 10.02-14.02 | ||
42 | В городе богини Афины. | 10.02-14.02 | ||
43 | В афинских школах и гимназиях. | 17.02-21.02 | ||
44 | В театре Диониса | 17.02-21.02 | ||
45 | Афинская демократия при Перикл | 24.02-28.02 | ||
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 24.02-28.02 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 03.03-06.03 | ||
48 | В Древней Александрии Египетской. | 03.03-06.03 | ||
49 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древняя Греция». | 09.03-13.03 | ||
50 | Урок обобщение | 09.03-13.03 | ||
51 | Урок обобщение | 16.03-20.03 | ||
Древний Рим. | ||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | ||||
52 | Древнейший Рим | 16.03-20.03 | ||
53 | Завоевание Римом Италии. | 30.03-03.04 | ||
54 | Устройство Римской республики. | 30.03-03.04 | ||
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | ||||
55 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 06.04-10.04 | ||
56 | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 06.04-10.04 | ||
57 | Рабство в Древнем Риме. | 13.04-17.04 | ||
Гражданские войны в Риме | ||||
58 | Земельный закон братьев Гракхов. | 13.04-17.04 | ||
59 | Восстание Спартака. | 20.04-24.04 | ||
60 | Единовластие Цезаря в Риме. | 20.04-24.04 | ||
61 | Установление империи в Риме. | 27.04-30.04 | ||
Римская империя в первые века нашей эры | ||||
62 | Соседи Римской империи. | 27.04-30.04 | ||
63 | Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. | 04.05-08.05 | ||
64 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | 04.05-08.05 | ||
65 | «Вечный город» и его жители. | 11.05-15.05 | ||
Разгром германцами и падение Западной Римской империи | ||||
66 | Римская империя при Константине. | 11.05-15.05 | ||
67 | Взятие Рима готами. | 18.05-22.05 | ||
68 | Обобщающее повторение по теме «Древний Рим» | 18.05-22.05 | ||
69 | Обобщающее повторение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира» | 25.05-29.05 | ||
70 | Итоговое повторение курса истории Древнего мира | 25.05-29.05. | ||
Итого | 70 часов |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МБОУ СОШ №6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рабочая программа по учебному предмету «история России. Всеобщая история»
для обучающихся 5 а,б,в,г классов
(срок реализации программы -1 год)
Составитель:
Умникова Галина Викторовна
Учитель истории и обществознания
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Древнего мира для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Всеобщей истории. Истории Древнего мира», на основании авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера (История Древнего мира. М.: Просвещение,2015), полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся и является приложением к ООП ООО МБОУ СОШ №6.
При реализации образовательной программы по учебному предмету выбран учебник для общеобразовательных организаций «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс (авторы А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова) М. Просвещение 2018 г, включен в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.
В соответствии с учебным планом на изучение истории Древнего мира в 5 классе выделяется 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).
Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:
- Планируемых результатов освоения учебного предмета;
- Содержания учебного предмета;
- Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
У обучающихся будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Предметные результаты:
№ | Раздел | Планируемые предметные результаты |
1 | Жизнь первобытных людей. | Обучающиеся научатся Читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; выяснят закономерности эволюции человека, применять понятий аппарат, устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей Обучающиеся получат возможность научиться формировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам, овладевать целостным представлением об историческом пути народов, систематизировать информацию различных исторических источников. |
2 | Древний Восток. | Обучающиеся научатся овладевать целостным представлением об историческом пути народов Древнего Востока, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений, описывать памятники истории и культуры цивилизаций Древнего Востока. Обучающиеся получат возможность научиться Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории. |
3 | Древняя Греция. | Обучающиеся научатся Создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древней Греции; читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира. Обучающиеся получат возможность научиться анализировать и обобщать данные полученные при изучении учебного материала. |
4 | Древний Рим. | Обучающиеся научатся формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории Обучающиеся получат возможность научиться Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования |
Содержание учебного предмета
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. Что изучает наука история. | 1 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа, работа с понятиями, анализ исторических источников |
Счёт лет в истории. | 1 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями, лентой времени, решение задач | |
2 | Жизнь первобытных людей (7 часов) | |||
Первобытные собиратели и охотники | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность | |
Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
3 | Древний Восток (18 часов) | |||
Древний Египет. | 8 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Западная Азия в древности | 7 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом, исследовательская работа в группах, коллективная работа с текстом учебника | |
Индия и Китай в древности | 4 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом. | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
4 | Древняя Греция (21 час) | |||
Древнейшая Греция. | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
5 | Древний Рим (21 час) | |||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Гражданские войны в Риме | 4 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Римская империя в первые века нашей эры | 5 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Разгром германцами и падение Западной Римской империи | 3 | Урок | Формирование умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника исследовательская деятельность, анализ текста, составление схемы, парная работа с дидактическим материалом | |
Обобщающее повторение | 1 | Урок | Формирование способности к обобщению и систематизации знаний | |
Итоговое повторение | 2 | Урок | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; комплексное повторение, самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями | |
Итого 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
1 | Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 02.09-06.09 | ||
2 | Счет лет в истории.. | 02.09-06.09 | ||
Жизнь первобытных людей | ||||
Первобытные собиратели и охотники | ||||
3 | Древнейшие люди. | 09.09-13.09 | ||
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | 09.09-13.09 | ||
5 | Возникновение искусства и религии. | 16.09-20.09 | ||
Первобытные земледельцы и скотоводы. | ||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 16.09-20.09 | ||
7 | Появление неравенства и знати. | 23.09-27.09 | ||
8 | Обобщающе-повторительный урок по теме: Жизнь первобытных людей». | 23.09-27.09 | ||
Древний Восток. | ||||
Древний Египет. | ||||
9 | Государство на берегах Нила. | 30.09-04.10 | ||
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 30.09-04.10 | ||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 07.10-11.10 | ||
12 | Военные походы фараонов | 07.10-11.10 | ||
13 | Религия древних египтян | 14.10-18.10 | ||
14 | Искусство Древнего Египта. | 14.10-18.10 | ||
15 | Письменность и знания древних египтян | 21.10-25.10 | ||
16 | Обобщающее-повторительный урок по теме «Древний Египет». | 21.10-25.10 | ||
Западная Азия в древности | ||||
17 | Древнее Двуречье | 05.11-08.11 | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 05.11-08.11 | ||
18 | Финикийские мореплаватели. | 11.11-15.11 | ||
20 | Палестина. Древние евреи. | 11.11-15.11 | ||
21 | Древнееврейское царство. | 18.11-22.11 | ||
22 | Ассирийская держава | 18.11-22.11 | ||
23 | Персидская держава «царя царей» | 25.11-29.11 | ||
Индия и Китай в древности | ||||
24 | Природа и население Древней Индии. | 25.11-29.11 | ||
25 | Индийские касты. | 02.12-06.12 | ||
26 | Древний Китай. Учение Конфуция. | 02.12-06.12 | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 09.12-13.12 | ||
28 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток». | 09.12-13.12 | ||
Древняя Греция. | ||||
Древнейшая Греция. | ||||
29 | Природа и население Древней Греции. | 16.12-20.12. | ||
30 | Критское и Микенское царства | 16.12-20.12. | ||
31 | Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . | 23.12-27.12 | ||
32 | Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . | 23.12-27.12 | ||
33 | Религия древних греков. | 09.01-17.01 | ||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | ||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 09.01-17.01 | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 20.01-24.01 | ||
36 | Древняя Спарта. | 20.01-24.01 | ||
37 | Греческие колонии. | 27.01-31.01 | ||
38 | Олимпийские игры. | 27.01-31.01 | ||
39 | Греко-персидские войны. | 03.02-07.02 | ||
40 | Греко-персидские войны. | 03.02-07.02 | ||
Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | ||||
41 | В гаванях Афинского порта Пирей | 10.02-14.02 | ||
42 | В городе богини Афины. | 10.02-14.02 | ||
43 | В афинских школах и гимназиях. | 17.02-21.02 | ||
44 | В театре Диониса | 17.02-21.02 | ||
45 | Афинская демократия при Перикл | 24.02-28.02 | ||
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 24.02-28.02 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 03.03-06.03 | ||
48 | В Древней Александрии Египетской. | 03.03-06.03 | ||
49 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древняя Греция». | 09.03-13.03 | ||
50 | Урок обобщение | 09.03-13.03 | ||
51 | Урок обобщение | 16.03-20.03 | ||
Древний Рим. | ||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | ||||
52 | Древнейший Рим | 16.03-20.03 | ||
53 | Завоевание Римом Италии. | 30.03-03.04 | ||
54 | Устройство Римской республики. | 30.03-03.04 | ||
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | ||||
55 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 06.04-10.04 | ||
56 | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 06.04-10.04 | ||
57 | Рабство в Древнем Риме. | 13.04-17.04 | ||
Гражданские войны в Риме | ||||
58 | Земельный закон братьев Гракхов. | 13.04-17.04 | ||
59 | Восстание Спартака. | 20.04-24.04 | ||
60 | Единовластие Цезаря в Риме. | 20.04-24.04 | ||
61 | Установление империи в Риме. | 27.04-30.04 | ||
Римская империя в первые века нашей эры | ||||
62 | Соседи Римской империи. | 27.04-30.04 | ||
63 | Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. | 04.05-08.05 | ||
64 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | 04.05-08.05 | ||
65 | «Вечный город» и его жители. | 11.05-15.05 | ||
Разгром германцами и падение Западной Римской империи | ||||
66 | Римская империя при Константине. | 11.05-15.05 | ||
67 | Взятие Рима готами. | 18.05-22.05 | ||
68 | Обобщающее повторение по теме «Древний Рим» | 18.05-22.05 | ||
69 | Обобщающее повторение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира» | 25.05-29.05 | ||
70 | Итоговое повторение курса истории Древнего мира | 25.05-29.05. | ||
Итого | 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...