Разработки уроков и внеурочных мероприятий
учебно-методический материал по истории

Леонид Иванович Блудов

Уроки обществознания дают студенту в первую очередь представление об устройстве общества, а также знакомит его с основами таких общественных наук, как философия, политология, социологии, социальная психология, правоведение, экономика и др. При этом в рамках курса они рассматриваются не обособленно, а как взаимосвязанные части единого целого

Уроки истории,  где обучающиеся знакомятся с историческими событиями и личностями (сильной, выдающийся личностью), позволяет формировать чувства гражданственности и уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждает проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России. Такие уроки способствуют развивитию личности обучающихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель: (Слайд 1 )

Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Культ Ура - поклоненье Свету,
Сияющему в звездной высоте,
Борьба за эволюцию Планеты,
Стремленье жить в Любви и Чистоте!
Путь Созидания Гармонии и Духа,
Таланта, закаленного в Огне,
Служения Искусству и Науке,
Полезность людям, обществу, стране...
Культура нам дана для осознания
Со - Творчества 
процессов Мироздания.

Преподаватель:

2014 год объявлен годом культуры в России. Поэтому наш сегодняшний классный час мы хотим посвятить  рассмотрению культурных ценностей нашей области. И так тема нашего мероприятия «Культура Курской области» (Слайд 2)

Мы живём в Курской области, а знаем о своей «малой родине» очень мало.

Видио

(Слайд 3)

Ведущий 1: Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.

Ведущий 2:  Образована 13 июня 1934 года.

Ведущий 1:Административный центр — Курск.

Ведущий 2:  Площадь нашей области — 29,8 тыс. кв. км.

Ведущий 1:   Численность населения области на начало 2010 г. составила 1148,6 тыс. чел.

Ведущий 2:  Курская область граничит  с Брянской,  Орловской,  Липецкой, Воронежской  и  Белгородской областями Российской Федерации; а также  к ней примыкает Сумская область Украины .

Ведущий 1: (Слайд 4) Символами  Курской области являются Флаг и Герб.

Ведущий 2: (Слайд5 ) «Выдающиеся люди Курской области…»
Ведущий 1:  Наш край дал Отчизне многих выдающихся деятелей культуры.

Ведущий 2: (Слайд 6) Знаменитыми артистами стали Щепкин Михаил Семенович - выдающийся русский актер. Родился в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных. Начал играть на сцене Курского театра;

Ведущий 1: (Слайд 7) Рыбаков  Николай Хрисанфович. Известный драматический артист, родился в  Курске .

Ведущий 2: (Слайд 8) Корнелий Николаевич Полтавцев. Русский актёр, артист Императорских Московских театров. Родился в  Курске. 

Ведущий 1: (Слайд 9) Большой вклад в развитие культуры нашей Родины внесли знаменитые земляки – художники Константин Александрович Трутовский и Вячеслав Григорьевич Шварц.

Ведущий 2: (Слайд 10)В 1811 г. в Курск из Иркутска переехал Николай Алексеевич Полевой.   Известный публицист и драматург. Издатель первого в России журнала "Московский телеграф".

Ведущий 1: (Слайд 11 )В Курске родился русский ученый-историк, археограф Иван Иванович Голиков . Он  принадлежал к курскому купеческому роду.  Из всех историков был первым систематизировавшим фактические сведения о  жизни и деятельности Петра I.

Ведущий 2:  (Слайд 12)Вячеслав Михайлович Клыков  - советский и российский скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. В. М. Клыков родился в селе Мармыжи  Советского района Курской области. 

Ведущий 1: (Слайд 13)Курская земля подарила миру гения музыкального искусства – одного из величайших композиторов двадцатого века Георгия Свиридова. 

Ведущий 2: (Слайд 14)Музыка курских песен привлекала внимание крупнейших композиторов. Здесь следует вспомнить народные песни в исполнении Надежды Плевицкой.  Выдающаяся исполнительница русских народных и эстрадных песен. Её называли «Русским жаворонком», «Курским соловьем».
Ведущий 1: (Слайд15 )Широко известны в России и за рубежом наши земляки-писатели – Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Евгений Носов и другие.

Ведущий 2: (Слайд 16)Шелихов Григорий Иванович – замечательный русский путешественник и купец, один из  первооткрывателей тихоокеанского побережья  американского континента – так называемой «Русской Америки». Родился в г. Рыльске Курской губернии.

Ведущий 1: (Слайд 17)Асеев Николай Николаевич – известный русский советский поэт. Родился в городе Льгове Курской губернии. Автор поэм и сборников стихов «Самые мои стихи», «Курские края», «Богатырской поэмы». Именем Н. Н. Асеева названа Курская областная научная библиотека.

Ведущий 2: (Слайд 18)Дейнека Александр Александрович – выдающийся советский художник, график, монументалист. Родился и начал творческую деятельность в Курске. На Курской земле было создано много его картин.

Ведущий 1: (Слайд 19) Самым знаменитым Курянином был Никита Сергеевич Хрущев. 

С именем Хрущева связан десятилетний период истории государства, еще недавно называвшегося Советский Союз.

Ведущий 2: Начав свой жизненный путь, работая пастухом у помещика, Хрущев достиг вершины политической власти, став в начале первым секретарем ЦК КПСС, а затем и Председателем Совета Министров СССР.

Ведущий 1: Родился он в селе Калиновка Дмитриевского уезда Курской губернии в семье шахтера.

____________________________________________________________________

Ведущий 3: (Слайд 20)Достопримечательности Курской области. 

Ведущий 4: В административно-культурном центре Курской области работают областные драматический и кукольный театры, областной краеведческий музей, областная филармония, областные научная, юношеская и детская библиотеки, областной центр народного творчества, отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, отделения творческих союзов России – писателей, художников, журналистов, архитекторов, театрального и музыкального обществ.
Ведущий 3: (Слайд 21)Достоин славы русского театрального искусства Курский областной драматический театр им. А. С. Пушкина. «Построенный в 1792 году на иждивение курского дворянства. На сцене этого театра начинал свою деятельность великий Щепкин. С 1937 года театр носит имя А.С.Пушкина.

Ведущий 4: (Слайд 22)Курская областная филармония была учреждена 10 мая 1936 года. Первое время работа филармонии сводилась к организации гастролей артистов из Москвы, Ленинграда и других городов. Затем были организованы собственные творческие коллективы, оркестры симфонической и народной музыки, приняты в штат солисты, чтецы и артисты других жанров эстрады.

Ведущий 3: (Слайд 23) Курский государственный театр кукол основан в мае 1944 года. Главный режиссер театра – заслуженный артист Украины Валерий  Бугаев.
Ведущий4: (Слайд 24)Курский областной краеведческий музей учрежден в апреле 1903 года при Курской губернской ученой архивной комиссии по инициативе и при активном участии курского губернатора Н.Н.Гордеева. Первых посетителей музей принял в 1905 году. В настоящее время в музее хранятся более 160 тыс. предметов, многие из которых являются раритетами. Интерес представляют уникальные коллекции старинного бисера, фарфора, оружия, предметов этнографии и быта, редких книг и другие. В Курской области работают четыре филиала музея.

Ведущий 3: (Слайд 25 ) Музе́й «Ку́рский солове́й» — музей, посвященный символу Курского края — Курскому соловью, расположенный в Курске. В музее "Курский соловей" собрано более 500 экспонатов на соловьиную тему:

исторические данные о происхождении выражения "курский соловей"; энциклопедические данные о соловьях; стихи, песни, пословицы, поговорки, приметы, сказки, рассказы о соловьях; книги-подарки курских поэтов и писателей, воспевающих соловья; материалы о людях, кого на их родине называют "курскими соловьями"; материалы о людях с "соловьиными" фамилиями;  фотографии курского соловья; глиняные "фирменные" соловьи курских мастеров.

Ведущий41: (Слайд 26)Курская областная научная библиотека имени Н.Н.Асеева. Открыта для читателей 16 мая 1935 года. Областная библиотека, как хранитель региональной памяти, является крупнейшим фондодержателем краеведческих и местных изданий, составляющих информационно-ресурсную базу по изучению истории, социально-экономического, культурного развития области. Гордостью книжного фонда является фонд редких книг, который насчитывает около 15 тыс. экземпляров и включает издания XVIII, XIX и начала XX вв

Ведущий 3: Наиболее известными достопримечательностями Курской области являются имение А. А. Фета, усадьба  Моква, усадьба князей Барятинских Марьино  и Коренная пустынь

Ведущий 4: (Слайд 27) В селе Воробьевка Золотухинского района находилось имение А.А.Фета, где гостили такие знаменитые люди, как Л.Н.Толстой, Я.П.Полонский, П.И.Чайковский. В разное время курскую землю посетили и оставили о ней воспоминания русский критик и философ В.Г.Белинский, поэт Ф.И.Тютчев, писатель А.М.Горький и другие.
Ведущий 3: (Слайд 28) Моква — усадьба генерал-губернатора Нелидова. Начало 19 в. Включает в себя шесть архитектурных стилей разных эпох. Стоит на берегу двух соединяющихся руслами рек водоемов. Вокруг дворца разбит парк с многовековыми деревьями. Сохранились дворец в стиле псевдоготики начала XIX века и усадебный парк с плотинами и прудами. В настоящее время здесь расположен санаторий межобластного значения "Моква".

Ведущий 4: (Слайд29 ) Марьино — усадьба князей Барятинских. 

Центром всей композиции дворцово-паркового ансамбля является трехэтажное здание дворца, архитектуры XIX в. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы. Сохранились великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели. В ландшафтном парке - круглый и овальный пруды с двумя островками, соединенными тремя мостиками. Сохранились усадебный дворец с крыльями, оранжерея, пруды с островами, мосты в стиле псевдоготики, обширный пейзажный парк, в котором содержится стадо благородных оленей. В настоящее время принадлежит санаторию МЦ УДП РФ.

Ведущий 3: (Слайд 30) Коренная пустынь — мужской монастырь, находящийся в Курской области, в местечке Свобода.

В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали охотники на охоту. Однажды на охоту приехали охотники из Рыльска, один из них, идя по лесу, увидел расписную доску, которую поднял и из - под этой доски забил источник с водой. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник со святой водой. Благочестивый охотник спрятал ту икону в дупло и продолжил охоту вместе со своим товарищем… (Слайд 31)Через несколько лет на этом месте, где была найдена икона, построили деревянную часовню. В 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» построен мужской монастырь.

_________________________________________________________________

Ведущий 5: (Слайд 32)Памятники архитектуры

(Слайд 33) Несколько лет назад в центральной части монастыря  Коренная пустынь был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Великий подвижник православия – наш земляк, уроженец города Курска. Он не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим.

На территории области находится 4229 объектов культурного наследия – памятников археологии, архитектуры и искусства, воинской славы.

Ведущий 6: (Слайд 34) Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место.        Она продолжалась 50 дней и ночей. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. 12 июля 1943 года в районе Прохоровки произошёл один из крупнейших в истории танковый бой. В Прохоровке установлен памятник «Воинам павшим на Прохоровском поле».

Ведущий 5: (Слайд 35) В 2000 г.  в Курске в честь победы в битве на Курской дуге была построена Триумфальная арка. У северного фасада триумфальной арки возведен памятник великому полководцу Георгию Жукову. Во главе арки установили скульптурную композицию святого Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Ведущий 6: (Слайд 36) В г. Курчатове в 1978 году установлена скульптура «Мирный атом». В скульптуре использован образ легендарного Прометея, который принес людям то, что дало им власть, силу, сделало свободными от страха – огонь. Герой скульптуры изначально держал в руке символические кристаллы «мирного атома», позже их заменили другой конструкцией – светящимся шаром в орбитах атома.

Ведущий 5: (Слайд 37) В 2006 году в Курчатове  был установлен памятник «Журавли» в память о трагедии на Курской АЭС. Четыре опоры символизируют количество блоков АЭС.

 Одна из них – четвертый блок – разорвана. Вокруг взрыва три журавля – три государства: Украина, Белоруссия и Россия, на долю которых выпали наибольшие испытания. Сверху пилоны венчает колокол, легким звучанием напоминающий о трагедии.
Ведущий 6:  (Слайд 38) Памятник И.В.Курчатову на площади Свободы  в г. Курчатов, установлен  в 1996 г. Игорь Курчатов - основатель и первый директор Института атомной энергии, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях,  академик Академии наук.

Ведущий 5: (Слайд 39) У дороги из Черемисиново в Кшень был установлен по проекту нашего земляка,  скульптора Вячеслава Клыкова 12-ти метровый Поклонный крест и около него фигура  «Поверженный враг».  Именно там, по мнению скульптора, находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой нагайцев Большого Улуса. По некоторым данным, она произошла 12 июля по новому стилю одновременно с Полтавским сражением в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Ведущий 6: (Слайд 40) Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. Интерес к памятнику Свиридова вспыхнул с новой силой, когда по соседству появились  необычные клумбы в виде рояля и виолончели.

Ведущий 5: (Слайд 41) В том же 2005 году появился еще один «сидящий» памятник – известному писателю Евгению Носову. Он установлен в маленьком скверике на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев рядом с домом, где жил писатель. Писатель изображен сидящим на бревнышке в глубокой задумчивости.

Ведущий 6: (Слайд 42) Памятник Константину Воробьеву установлен в октябре 2009 г. в сквере на площади Перекальского в г. Курске.

Ведущий 5: (Слайд 43) В ноябре 2011 года на площади перед цирком открыли памятник гениальным русским клоунам Юрию Никулину и его напарнику по сцене Михаилу Шуйдину. Это третий по счету памятник Юрию Никулину в России и первый памятник Михаилу Шуйдину. Моментально памятник облюбовали не только дети, но и взрослые. Около  него порой выстраиваются очереди  желающих сфотографироваться.

Ведущий 6: (Слайд 44) Две скульптурные композиции появились на улице Щепкина в 2010 году:  карета губернатора и поручик Ржевский. Пара бронзовых лошадей в натуральную величину запряжена в точную копию губернаторской кареты XIX века, в ней любят посидеть не только маленькие, но и взрослые жители Курска, позируя для фото. Не менее востребован памятник поручику Ржевскому  – можно присесть на скамейку рядом с героем анекдотов.

Ведущий 5: (Слайд 45 ) Скульптуры  «Древняя Греция».

Назвать эти скульптуры памятниками в полном понимании этого слова нельзя. Скорее всего, это элементы ландшафтного дизайна. Небольшие скульптуры, напоминающие героев греческих мифов, расположены у торгового центра на улице Ленина. На главной улице Курска всегда много людей, и одно из развлечений – фото на память с упитанными купидонами, львами или миниатюрными греческими красавицами.

Ведущий 6: Композиция «Свидание».

Сначала эта композиция была задумана как памятник влюбленным. Но влюбленный получился один – молодой человек, пробивающийся сквозь стену и как бы парящий на крыльях любви. В руках у него букетик полевых цветов и куда он спешит, – очевидно – на свидание. По задумке автора, букет должен был представлять собой три розы. Однако в процессе работы они трансформировались в полевые цветы. Объясняют это просто – защитой скульптуры от вандализма. Композиция появилась в 2012 г. на площади Перекальского в Курске.

Ведущий 5: (Слайд 46) «Антоновка».

Этот сорт яблок неслучайно пользуется в Курске таким почтением. Золотистое и ароматное яблоко издавна считается символом плодородия Курской земли. Курская антоновка поставлялась даже к царскому двору, когда Россией правила Екатерина II.

В  центре Курска  на улице Ленина стоит памятник знаменитой курской антоновке. Автор памятника - наш земляк, знаменитый скульптор Вячеслав Клыков. Курская антоновка стала одной из последних его работ. Мастер выполнил ее в 2004 году. Открытие памятника состоялось 19 августа 2008 года.

Ведущий 6: (Слайд 47) Курский соловей - одна из главных достопримечательностей края, который называют «соловьиным» по всей России. 23 мая 2012 г. возле галереи  «АЯ» состоялось торжественно открыли памятник Соловью Сущему. Однако в своем первозданном виде она не сохранилась - несколько лет назад вандалы ее сломали. Олег Радин - автор утраченной скульптуры - принял решение восстановить фигуру соловья. Образ новой скульптуры несколько изменился. Он представляет из себя трех соловьев небольших размеров с озорным фонтанчиком посредине. Кстати, оригинальный памятник можно и послушать - монумент курскому соловью воспроизводит пение птицы в природе благодаря специальной аудиозаписи.

       (Слайд 48) Курский край на знаменитых полотнах

Ведущий 1: Пейзажи на тему курской природы, различные виды Курска и пригорода можно увидеть на полотнах российских художников.

(Слайд 49) Одной из известных  картин Ильи Репина  является «Крестный ход в Курской губернии». Но наряду с этим мировым шедевром, достоянием Третьяковской галереи, наш край становился «местом рождения» и для многих других известных полотен.

Ведущий 2: (Слайд 50) Зинаида Серебрякова из знаменитого рода скульпторов и художников рожденная в  Курской губернии изобразила картину «За туалетом». Оригинальность композиции заключалась в том, что она настолько точно передала взгляд человека, смотрящего на себя, что ни одному зрителю не придёт в голову отрицать наличие зеркала, хотя оно фактически не нарисовано.

Ведущий 1: (Слайд 51) Константин Трутовский, чьи картины также выставлены в Третьяковке, большую часть своей жизни связал с соловьиным краем. Он тоже жил в Курске. В 1860 году художник закончил полотно «Хоровод в Курской губернии», за которое ему было присуждено звание академика.

Ведущий 2: (Слайд 52) Ефим Чепцов сыграл значительную роль в становлении советской живописи. Именно в Медвенке была задумана и написана в 1924 году картина «Заседание сельской ячейки». Ее репродукцию долго печатали в советских школьных учебниках.

Ведущий 2: (Слайд 53) Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич  прожил в Курске около восьми лет. В 1896 году семья Малевичей переехала в наш город. Вместе с соратниками по духу Малевич организовал в Курске художественный кружок. У художника есть много картин на бытовую и крестьянскую тематику. Вероятнее всего, сюжеты он почерпнул именно здесь. Картина «На бульваре», как уверяют многие краеведы, была написана новатором во время пленэра в Курске.

Ведущий 2: (Слайд 54) У Дейнеки, чьим именем названа областная картинная галерея, очень много курских сюжетов. Но самой выразительной, пожалуй, стала картина «Курск». На фоне городского пейзажа изображена женщина, погоняющая свою корову домой. Как ни удивительно, но сегодня, в XXI веке, подобную ситуацию в центре Курска можно увидеть и сейчас.

Ведущий 1: (Слайд 55)Еще много различных пейзажей Курского края  можно увидеть на полотнах художников-земляков: ул. Московская, (Слайд 56) Сергиево-Казанский собор, (Слайд 57) Знаменский собор, (Слайд 58) Казацкая слобода, (Слайд 59)Богословская церковь, (Слайд 60) Коренная пустынь и др. 

Стих

Чтец:

Гимн родной земле 
Чудесны ландшафтами курские дали – 
Поля, перелески, холмы и луга! – 
Они красотою великой рождали 
Великих, чью славу проносят века.  
Молился за нас Феодосий Печерский, 
И — «Радость моя!» — восклицал Серафим,
Встречая людей, кто с открытой по-детски
Душою вставал перед ликом святым.  
Хранятся духовников наших заветы 
В сердцах православных, 
И разве сердца Людские 
не полнятся лирикой Фета, 
Как полнятся светом зари небеса?!  
Искусны куряне в искусствах всех видов, 
И ныне недаром во множестве стран 
Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.
И Носов, и Клыков… — таланты курян.  
А сколько рождала героев ты славных
Для битв за Отчизну, родная земля! – 
Доныне мне слышится плач Ярославны,
Когда выхожу я в родные поля...
Как больно!.. И все же готов облака я
Рассеять незыблемой верой своей:
Ты будешь в грядущем, земля дорогая, 
Рождать красотою великих людей! 
В веках тебе расти и процветать, 
Сильней и краше будь! 
И Коренная Божья Мать 
Нам освещает путь! 
Здесь Сейм и Тускарь, здесь родимый дом, 
Мы не изменим курс: 
Отвагой ратной и трудом 
России дорог Курск!   
Ты в сердце, город нашей любви, 
Где так поют соловьи! 
Геройский край! Над нами ясный свет! 
Салют в честь гордых лет, победных лет! 
Наш древний Курск, тебе земной поклон, 
Святая отчая земля!    
Ты в сердце, город нашей любви, 
Где так поют соловьи! 
Геройский край! Над нами ясный свет! 
Салют в честь гордых лет, победных лет! 
Наш древний Курск, тебе земной поклон, 
Святая отчая земля!    

Преподаватель: 

Культурные ценности - это то, что произведено людьми и является частью общей культуры - например, картины, книги, художественные тексты и отдельные книги мыслителей, мемуары, архитектура и отдельные здания, кинофильмы, скульптуры, отдельные произведения искусства... 

Важность же деятельности по сохранению культурных ценностей - очень огромная - ведь, сохраняя культурные ценности - мы сохраняем все культурные наработки предыдущих поколений - сохраняем для того, чтобы это огромное культурное наследие навсегда осталось с нами, служило культурным, нравственным и духовным ориентиром в жизни будущих поколений.

Ответственность за сохранение культурных ценностей нашей малой родины, за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций нашего государства в целом лежит на нас.


Ведущий 1: Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.

Ведущий 2:  Образована 13 июня 1934 года.

Ведущий 1:Административный центр — Курск.

Ведущий 2:  Площадь нашей области — 29,8 тыс. кв. км.

Ведущий 1:   Численность населения области на начало 2010 г. составила 1148,6 тыс. чел.

Ведущий 2:  Курская область граничит  с Брянской,  Орловской,  Липецкой, Воронежской  и  Белгородской областями Российской Федерации; а также  к ней примыкает Сумская область Украины .

Ведущий 1: Символами  Курской области являются Флаг и Герб.

Ведущий 2: «Выдающиеся люди Курской области…»
Ведущий 1:  Наш край дал Отчизне многих выдающихся деятелей культуры.

Ведущий 2: Знаменитыми артистами стали Щепкин Михаил Семенович - выдающийся русский актер. Родился в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных. Начал играть на сцене Курского театра;

Ведущий 1: Рыбаков  Николай Хрисанфович. Известный драматический артист, родился в  Курске .

Ведущий 2:) Корнелий Николаевич Полтавцев. Русский актёр, артист Императорских Московских театров. Родился в  Курске. 

Ведущий 1: Большой вклад в развитие культуры нашей Родины внесли знаменитые земляки – художники Константин Александрович Трутовский и Вячеслав Григорьевич Шварц.

Ведущий 2: В 1811 г. в Курск из Иркутска переехал Николай Алексеевич Полевой.   Известный публицист и драматург. Издатель первого в России журнала "Московский телеграф".

Ведущий 1: В Курске родился русский ученый-историк, археограф Иван Иванович Голиков . Он  принадлежал к курскому купеческому роду.  Из всех историков был первым систематизировавшим фактические сведения о  жизни и деятельности Петра I.

Ведущий 2:  )Вячеслав Михайлович Клыков  - советский и российский скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. В. М. Клыков родился в селе Мармыжи  Советского района Курской области. 

Ведущий 1: Курская земля подарила миру гения музыкального искусства – одного из величайших композиторов двадцатого века Георгия Свиридова. 

Ведущий 2: Музыка курских песен привлекала внимание крупнейших композиторов. Здесь следует вспомнить народные песни в исполнении Надежды Плевицкой.  Выдающаяся исполнительница русских народных и эстрадных песен. Её называли «Русским жаворонком», «Курским соловьем».
Ведущий 1: Широко известны в России и за рубежом наши земляки-писатели – Аркадий Гайдар, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Евгений Носов и другие.

Ведущий 2:)Шелихов Григорий Иванович – замечательный русский путешественник и купец, один из  первооткрывателей тихоокеанского побережья  американского континента – так называемой «Русской Америки». Родился в г. Рыльске Курской губернии.

Ведущий 1: Асеев Николай Николаевич – известный русский советский поэт. Родился в городе Льгове Курской губернии. Автор поэм и сборников стихов «Самые мои стихи», «Курские края», «Богатырской поэмы». Именем Н. Н. Асеева названа Курская областная научная библиотека.

Ведущий 2:Дейнека Александр Александрович – выдающийся советский художник, график, монументалист. Родился и начал творческую деятельность в Курске. На Курской земле было создано много его картин.

Ведущий 1: Самым знаменитым Курянином был Никита Сергеевич Хрущев. 

С именем Хрущева связан десятилетний период истории государства, еще недавно называвшегося Советский Союз.

Ведущий 2: Начав свой жизненный путь, работая пастухом у помещика, Хрущев достиг вершины политической власти, став в начале первым секретарем ЦК КПСС, а затем и Председателем Совета Министров СССР.

Ведущий 1: Родился он в селе Калиновка Дмитриевского уезда Курской губернии в семье шахтера.

____________________________________________________________________


Ведущий 3: Достопримечательности Курской области. 

Ведущий 4: В административно-культурном центре Курской области работают областные драматический и кукольный театры, областной краеведческий музей, областная филармония, областные научная, юношеская и детская библиотеки, областной центр народного творчества, отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, отделения творческих союзов России – писателей, художников, журналистов, архитекторов, театрального и музыкального обществ.
Ведущий 3: Достоин славы русского театрального искусства Курский областной драматический театр им. А. С. Пушкина. «Построенный в 1792 году на иждивение курского дворянства. На сцене этого театра начинал свою деятельность великий Щепкин. С 1937 года театр носит имя А.С.Пушкина.

Ведущий 4:)Курская областная филармония была учреждена 10 мая 1936 года. Первое время работа филармонии сводилась к организации гастролей артистов из Москвы, Ленинграда и других городов. Затем были организованы собственные творческие коллективы, оркестры симфонической и народной музыки, приняты в штат солисты, чтецы и артисты других жанров эстрады.

Ведущий 3: Курский государственный театр кукол основан в мае 1944 года. Главный режиссер театра – заслуженный артист Украины Валерий  Бугаев.
Ведущий4: Курский областной краеведческий музей учрежден в апреле 1903 года при Курской губернской ученой архивной комиссии по инициативе и при активном участии курского губернатора Н.Н.Гордеева. Первых посетителей музей принял в 1905 году. В настоящее время в музее хранятся более 160 тыс. предметов, многие из которых являются раритетами. Интерес представляют уникальные коллекции старинного бисера, фарфора, оружия, предметов этнографии и быта, редких книг и другие. В Курской области работают четыре филиала музея.

Ведущий 3: Музе́й «Ку́рский солове́й» — музей, посвященный символу Курского края — Курскому соловью, расположенный в Курске. В музее "Курский соловей" собрано более 500 экспонатов на соловьиную тему:

исторические данные о происхождении выражения "курский соловей"; энциклопедические данные о соловьях; стихи, песни, пословицы, поговорки, приметы, сказки, рассказы о соловьях; книги-подарки курских поэтов и писателей, воспевающих соловья; материалы о людях, кого на их родине называют "курскими соловьями"; материалы о людях с "соловьиными" фамилиями;  фотографии курского соловья; глиняные "фирменные" соловьи курских мастеров.

Ведущий 4: Курская областная научная библиотека имени Н.Н.Асеева. Открыта для читателей 16 мая 1935 года. Областная библиотека, как хранитель региональной памяти, является крупнейшим фондодержателем краеведческих и местных изданий, составляющих информационно-ресурсную базу по изучению истории, социально-экономического, культурного развития области. Гордостью книжного фонда является фонд редких книг, который насчитывает около 15 тыс. экземпляров и включает издания XVIII, XIX и начала XX вв

Ведущий 3: Наиболее известными достопримечательностями Курской области являются имение А. А. Фета, усадьба  Моква, усадьба князей Барятинских Марьино  и Коренная пустынь

Ведущий 4: В селе Воробьевка Золотухинского района находилось имение А.А.Фета, где гостили такие знаменитые люди, как Л.Н.Толстой, Я.П.Полонский, П.И.Чайковский. В разное время курскую землю посетили и оставили о ней воспоминания русский критик и философ В.Г.Белинский, поэт Ф.И.Тютчев, писатель А.М.Горький и другие.
Ведущий 3: Моква — усадьба генерал-губернатора Нелидова. Начало 19 в. Включает в себя шесть архитектурных стилей разных эпох. Стоит на берегу двух соединяющихся руслами рек водоемов. Вокруг дворца разбит парк с многовековыми деревьями. Сохранились дворец в стиле псевдоготики начала XIX века и усадебный парк с плотинами и прудами. В настоящее время здесь расположен санаторий межобластного значения "Моква".

Ведущий 4: Марьино — усадьба князей Барятинских. 

Центром всей композиции дворцово-паркового ансамбля является трехэтажное здание дворца, архитектуры XIX в. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы. Сохранились великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели. В ландшафтном парке - круглый и овальный пруды с двумя островками, соединенными тремя мостиками. Сохранились усадебный дворец с крыльями, оранжерея, пруды с островами, мосты в стиле псевдоготики, обширный пейзажный парк, в котором содержится стадо благородных оленей. В настоящее время принадлежит санаторию МЦ УДП РФ.

Ведущий 3: Коренная пустынь — мужской монастырь, находящийся в Курской области, в местечке Свобода.

В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали охотники на охоту. Однажды на охоту приехали охотники из Рыльска, один из них, идя по лесу, увидел расписную доску, которую поднял и из - под этой доски забил источник с водой. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник со святой водой. Благочестивый охотник спрятал ту икону в дупло и продолжил охоту вместе со своим товарищем… (Слайд 31)Через несколько лет на этом месте, где была найдена икона, построили деревянную часовню. В 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» построен мужской монастырь.

_________________________________________________________________


Ведущий 6: Памятники архитектуры

Ведущий 5: Несколько лет назад в центральной части монастыря  Коренная пустынь был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Великий подвижник православия – наш земляк, уроженец города Курска. Он не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим.

На территории области находится 4229 объектов культурного наследия – памятников археологии, архитектуры и искусства, воинской славы.

Ведущий 6: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место.        Она продолжалась 50 дней и ночей. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. 12 июля 1943 года в районе Прохоровки произошёл один из крупнейших в истории танковый бой. В Прохоровке установлен памятник «Воинам павшим на Прохоровском поле».

Ведущий 5: В 2000 г.  в Курске в честь победы в битве на Курской дуге была построена Триумфальная арка. У северного фасада триумфальной арки возведен памятник великому полководцу Георгию Жукову. Во главе арки установили скульптурную композицию святого Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Ведущий 6: В г. Курчатове в 1978 году установлена скульптура «Мирный атом». В скульптуре использован образ легендарного Прометея, который принес людям то, что дало им власть, силу, сделало свободными от страха – огонь. Герой скульптуры изначально держал в руке символические кристаллы «мирного атома», позже их заменили другой конструкцией – светящимся шаром в орбитах атома.

Ведущий 5: В 2006 году в Курчатове  был установлен памятник «Журавли» в память о трагедии на Курской АЭС. Четыре опоры символизируют количество блоков АЭС.

 Одна из них – четвертый блок – разорвана. Вокруг взрыва три журавля – три государства: Украина, Белоруссия и Россия, на долю которых выпали наибольшие испытания. Сверху пилоны венчает колокол, легким звучанием напоминающий о трагедии.
Ведущий 6:  Памятник И.В.Курчатову на площади Свободы  в г. Курчатов, установлен  в 1996 г. Игорь Курчатов - основатель и первый директор Института атомной энергии, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях,  академик Академии наук.

Ведущий 5: У дороги из Черемисиново в Кшень был установлен по проекту нашего земляка,  скульптора Вячеслава Клыкова 12-ти метровый Поклонный крест и около него фигура  «Поверженный враг».  Именно там, по мнению скульптора, находится место исторического сражения курских ополченцев с ордой нагайцев Большого Улуса. По некоторым данным, она произошла 12 июля по новому стилю одновременно с Полтавским сражением в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Ведущий 6: Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. Интерес к памятнику Свиридова вспыхнул с новой силой, когда по соседству появились  необычные клумбы в виде рояля и виолончели.

Ведущий 5: В том же 2005 году появился еще один «сидящий» памятник – известному писателю Евгению Носову. Он установлен в маленьком скверике на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев рядом с домом, где жил писатель. Писатель изображен сидящим на бревнышке в глубокой задумчивости.

Ведущий 6:  Памятник Константину Воробьеву установлен в октябре 2009 г. в сквере на площади Перекальского в г. Курске.

Ведущий 5:) В ноябре 2011 года на площади перед цирком открыли памятник гениальным русским клоунам Юрию Никулину и его напарнику по сцене Михаилу Шуйдину. Это третий по счету памятник Юрию Никулину в России и первый памятник Михаилу Шуйдину. Моментально памятник облюбовали не только дети, но и взрослые. Около  него порой выстраиваются очереди  желающих сфотографироваться.

Ведущий 6: Две скульптурные композиции появились на улице Щепкина в 2010 году:  карета губернатора и поручик Ржевский. Пара бронзовых лошадей в натуральную величину запряжена в точную копию губернаторской кареты XIX века, в ней любят посидеть не только маленькие, но и взрослые жители Курска, позируя для фото. Не менее востребован памятник поручику Ржевскому  – можно присесть на скамейку рядом с героем анекдотов.

Ведущий 5: Скульптуры  «Древняя Греция».

Назвать эти скульптуры памятниками в полном понимании этого слова нельзя. Скорее всего, это элементы ландшафтного дизайна. Небольшие скульптуры, напоминающие героев греческих мифов, расположены у торгового центра на улице Ленина. На главной улице Курска всегда много людей, и одно из развлечений – фото на память с упитанными купидонами, львами или миниатюрными греческими красавицами.

Ведущий 6: Композиция «Свидание».

Сначала эта композиция была задумана как памятник влюбленным. Но влюбленный получился один – молодой человек, пробивающийся сквозь стену и как бы парящий на крыльях любви. В руках у него букетик полевых цветов и куда он спешит, – очевидно – на свидание. По задумке автора, букет должен был представлять собой три розы. Однако в процессе работы они трансформировались в полевые цветы. Объясняют это просто – защитой скульптуры от вандализма. Композиция появилась в 2012 г. на площади Перекальского в Курске.

Ведущий 5: «Антоновка».

Этот сорт яблок неслучайно пользуется в Курске таким почтением. Золотистое и ароматное яблоко издавна считается символом плодородия Курской земли. Курская антоновка поставлялась даже к царскому двору, когда Россией правила Екатерина II.

В  центре Курска  на улице Ленина стоит памятник знаменитой курской антоновке. Автор памятника - наш земляк, знаменитый скульптор Вячеслав Клыков. Курская антоновка стала одной из последних его работ. Мастер выполнил ее в 2004 году. Открытие памятника состоялось 19 августа 2008 года.

Ведущий 6: Курский соловей - одна из главных достопримечательностей края, который называют «соловьиным» по всей России. 23 мая 2012 г. возле галереи  «АЯ» состоялось торжественно открыли памятник Соловью Сущему. Однако в своем первозданном виде она не сохранилась - несколько лет назад вандалы ее сломали. Олег Радин - автор утраченной скульптуры - принял решение восстановить фигуру соловья. Образ новой скульптуры несколько изменился. Он представляет из себя трех соловьев небольших размеров с озорным фонтанчиком посредине. Кстати, оригинальный памятник можно и послушать - монумент курскому соловью воспроизводит пение птицы в природе благодаря специальной аудиозаписи.


Ведущий 2: Курский край на знаменитых полотнах

Ведущий 1: Пейзажи на тему курской природы, различные виды Курска и пригорода можно увидеть на полотнах российских художников.

 Одной из известных  картин Ильи Репина  является «Крестный ход в Курской губернии». Но наряду с этим мировым шедевром, достоянием Третьяковской галереи, наш край становился «местом рождения» и для многих других известных полотен.

Ведущий 2: Зинаида Серебрякова из знаменитого рода скульпторов и художников рожденная в  Курской губернии изобразила картину «За туалетом». Оригинальность композиции заключалась в том, что она настолько точно передала взгляд человека, смотрящего на себя, что ни одному зрителю не придёт в голову отрицать наличие зеркала, хотя оно фактически не нарисовано.

Ведущий 1: Константин Трутовский, чьи картины также выставлены в Третьяковке, большую часть своей жизни связал с соловьиным краем. Он тоже жил в Курске. В 1860 году художник закончил полотно «Хоровод в Курской губернии», за которое ему было присуждено звание академика.

Ведущий 2: Ефим Чепцов сыграл значительную роль в становлении советской живописи. Именно в Медвенке была задумана и написана в 1924 году картина «Заседание сельской ячейки». Ее репродукцию долго печатали в советских школьных учебниках.

Ведущий 2:  Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич  прожил в Курске около восьми лет. В 1896 году семья Малевичей переехала в наш город. Вместе с соратниками по духу Малевич организовал в Курске художественный кружок. У художника есть много картин на бытовую и крестьянскую тематику. Вероятнее всего, сюжеты он почерпнул именно здесь. Картина «На бульваре», как уверяют многие краеведы, была написана новатором во время пленэра в Курске.

Ведущий 2: У Дейнеки, чьим именем названа областная картинная галерея, очень много курских сюжетов. Но самой выразительной, пожалуй, стала картина «Курск». На фоне городского пейзажа изображена женщина, погоняющая свою корову домой. Как ни удивительно, но сегодня, в XXI веке, подобную ситуацию в центре Курска можно увидеть и сейчас.

Ведущий 1: Еще много различных пейзажей Курского края  можно увидеть на полотнах художников-земляков: ул. Московская, Сергиево-Казанский собор,  Знаменский собор, Казацкая слобода, Богословская церковь, Коренная пустынь и др. 

Стих


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок на тему:

«Социальный конфликт»

Обществознание

Цели урока:

- образовательная: сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения.

Подвести учащихся к выводу о неизбежности социальных конфликтов в развитии общества,  о необходимости их разрешения мирным путем.

Основные понятия темы: социальный конфликт,  участники конфликта,  предмет конфликта,  объект конфликта,  социальная напряженность,  консенсус.

- развивающая:

  1. продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности,  умения использовать полученные знания для создания компьютерной презентации, представить и защитить собственный проект;
  2. продолжить формирование у учащихся умения разрабатывать материалы для социологического исследования по определенной тематике,  обобщать и анализировать полученные данные;
  3. продолжить работу над выработкой у учащихся умения анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения на поставленную проблему.

- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. компьютерная презентация «Социальный конфликт».
  3. Материалы для социологического исследования (анкеты).
  4. Результаты социологических исследований, представленные в виде круговых диаграмм.
  5. Документы для исследовательской работы (результаты опросов, проводимых ВЦИОМом,  исследования социологов по теме урока).
  6. Учебное пособие «Социология» под редакцией Э.В. Тадевосяна,  М.,  1995,  стр. 238 – 259.

Этапы урока:

  1. Орг момент,  вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки,   актуализация знаний учащихся.
  2. Сообщение учащимся целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала – представление компьютерной презентации учащегося на тему: «Социальный конфликт».
  4. Представление и анализ результатов социологических исследований,  проведенных учащимися.
  5. Исследовательская работа с документами.
  6. Подведение итогов урока.

Тип урока – урок-исследование,  изучение нового материала.

Ход урока

  1. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя        учащихся.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Начать его я хочу выдержкой из пресс-выпуска ВЦИОМ от 4 апреля 2009 года на тему: «Общественные настроения на фоне социальных реформ»:

«В начале 2009 года впервые с мая прошлого года прекратилась тенденция роста уровня приспособленности россиян к происходящим в стране переменам. В январе по сравнению с декабрем 2008 года число тех, кто считает, что уже приспособился к переменам, сократилось с 65 до 57%, а число тех, кто полагает, что «никогда не приспособится» выросло с 16% в декабре до 22% в январе и сохранилось в феврале – марте на отметке 22 – 23%. Кроме того, по сравнению с январем, в марте сократилось число тех, кто считает, что сумеет приспособиться в ближайшем будущем – с 17 до 13%.

Индекс удовлетворенности жизнью продолжает снижаться: если в ноябре-декабре 2008 года он составлял 31-32%, то в январе сократился до 26%, а к марту до 23%.» (Данные Интернет).

Вопрос к учащимся:

- как вы думаете, о каких тенденциях общественного настроения свидетельствуют данные материалы?

- к чему могут привести подобные настроения?

Дети формулируют проблему урока: нарастание социальной напряженности обычно приводит к социальному конфликту.

Слова учителя:

Одной из главных проблем современной социологии продолжает оставаться  теория социального конфликта. Она особенно актуальна в условиях формирования новой модели общественного сознания, перехода от одной идеологической системы к другой, еще не оформившейся.

На сегодняшнем уроке мы должны будем рассмотреть сущность понятия «социальный конфликт», выявить причины его возникновения, виды конфликтов, выяснить, кто может являться участником конфликта, сделать вывод о роли государства в разрешении социального конфликта, а также проанализировать проведенные вами исследования по проблемам, иллюстрирующим причины возникновения разных конфликтов.

Запись в тетради темы урока.

Над изучением теории социального конфликта работал... Основательно проработав различные исследования, он подготовил собственный проект – компьютерную презентацию, которую и представит вашему вниманию.

Задание классу: ваша задача – составить опорный конспект в виде схем по предложенному материалу.

Работа с презентацией.

Итак, мы познакомились с теорией социального конфликта. В начале урока я привела вам данные ВЦИОМ, подтверждающие рост негативного отношения общества к некоторым социальным реформам.

Мы провели собственные социологические исследования, связанные с темой урока.

  1. Теперь нам предстоит проанализировать результаты проведенных вами исследований и сделать вывод об отношении взрослых людей и тинэйджеров к современному состоянию российского общества, перспективам его развития, о степени нашей готовности позитивно относиться к происходящим в обществе переменам, о нашем умении справляться с кризисными ситуациями.

Самым распространенным методом социологических исследований, как вы знаете, является анкетирование.

Вопрос: какие виды анкетирования мы знаем?

(оно бывает открытое и закрытое)

Задание: сейчас вы должны будете внимательно слушать, подготовить и задать вопросы по теме исследования каждой группе выступающих.

А) Итак, давайте проанализируем результаты исследования группы … на тему «СССР и современная Россия: экономика, общество, культура».

Слова ученицы: Для своей работы мы использовали методику закрытого анкетирования, когда респондентам предлагаются вопросы с вариантами ответов. Нас интересовали следующие вопросы (перечисляет). Опросив учителей, сверстников и родителей мы получили следующие результаты…

(Анализирует представленные на экране диаграммы и делает выводы).

Итак, мы познакомились с результатами вашей работы.

Учащиеся задают вопросы по теме исследования.

Б) группа … выбрала следующую тему для исследования «Каким вы видите будущее России?»

Задание: Выслушав данные этой группы учащихся, предложите свой вариант ответа на этот вопрос.

Слова ученицы.:  Для своей работы мы выбрали методику открытого анкетирования, т. к., задавая респондентам вопрос «Каким вы видите будущее России?», трудно предложить определенные варианты ответов, которые отражали бы весь спектр общественного мнения. Каждый участник опроса имел возможность предложить свой вариант ответа.

Итак, мы получили следующие результаты…

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

- беседа.

В) группа ... исследовала поведение человека в кризисной ситуации, умение выходить из нее, преодолевать конфликтные ситуации.

Задание: подумайте, почему выбрана именно такая тема исследования?

Слова ученика: Для своего исследования мы выбрали тест, разработанный психологами «Выход из трудных жизненных ситуаций», поскольку именно психологическая неготовность человека воспринимать перемены в различных сферах жизни и способствует росту социальной напряженности в обществе.

(анализирует диаграммы, делает вывод).

Итак, ребята, почему выбрана именно такая тема исследования?

- беседа.

Мы проанализировали результаты проведенных вами исследований.

Какие выводы мы сделаем?

Во-первых, и взрослые, и тинэйджеры считают социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в СССР более благополучной, а общество менее апатичным и социально агрессивным;

во-вторых, оценка перспектив развития России взрослыми и детьми различна, более оптимистична она у ваших сверстников;

в-третьих, большинство опрошенных правильно оценивает происходящее в жизни, сохраняет душевное равновесие.

4. Ребята, мы научились разрабатывать, проводить социологические исследования, анализировать их результаты.

Я думаю, что вам будет также интересен взгляд современных обществоведов на природу конфликтов в современном российском обществе и данные ВЦИОМа о возможных причинах новых социальных конфликтов в России.

Задание: в группах вы ознакомитесь с отрывками их монографии преподавателя кафедры социологии МГИМО профессора Кравченко С.А. и данными пресс-выпуска ВЦИОМ. Предложенный вам материал содержит интересную информацию о причинах социальных конфликтов в современном российском обществе и указывает на возможность возникновения новых кризисных ситуаций.

Каждой группе предстоит ответить на предложенные к текстам вопросы и сформулировать собственную точку зрения на обозначенные проблемы.

- работа в группах.

5. Итак, давайте обсудим предложенные вам документы.

6. Общий итог.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с теорией социального конфликта, провели собственные социологические исследования и проанализировали их результаты, ознакомились с мнением известных российских социологов о причинах и роли конфликтов в современном обществе.

А теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразу: «Конфликт в развитии современного общества неизбежен, потому что…»

Большое всем спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этнос и нация

Слайд 2

План урока 1 . Этническая общность и ее виды. 2 . Этнос, нация и национальность. 3. Национальный менталитет. 4. Этническое многообразие современного мира.

Слайд 3

Этническая общность и ее виды Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры , языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целей, своего единства , отличия от других подобных образований

Слайд 5

Признаки этноса Язык Определенная территория Национальное самосознание Кровное родство Общность исторической судьбы Общая культура и традиции Межпоколенная преемственность Менталитет

Слайд 6

Национальный менталитет Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности

Слайд 7

Национальный менталитет Память о прошлом, обуславливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям Явление устойчивое, но не застывшее Оказывают воздействие традиции, национальные ценности

Слайд 8

Этническое многообразие современного мира 226 государств 3-5 тысяч этносов Классификации этносов: географическая; языковая; антропологическая. В составе Российской Федерации в настоящее время более 100 этносов (в т. ч. около 30 наций).

Слайд 9

Национализм и его виды Национализм - это идеология, политика, психология, которые основыва­ются на признании приоритета национального фактора в общественном развитии виды Этнический Борьба народов за национальное освобождение, обретение собственной государственности Державно-государственный Стремление наций во­плотить в жизнь свои на­ционально-государствен­ные интересы, нередко за счет малых народов Бытовой Проявление нацио­нальных чувств, враждебное отно­шение к инородцам, ксенофобия

Слайд 10

2. Написать эссе «Величие народа не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» В.Гюго Домашнее задание 1. пар. 8, записи учить.



Предварительный просмотр:

МБОУ Теве-Хаинская СОШ

Дзун-Хемчикского кожууна

Авторская методическая разработка открытого урока

по обществознанию  

«Гражданин Российской Федерации».

2019г.

Предмет: обществознание

§20. Тема: Гражданин Российской Федерации.

Цели урока:

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважение к правам и обязанностям гражданина .

Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства.

Развивающая: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решения практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы урока: фронтальная, групповой урок-практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР. (слайды)

Основной учебник: Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание,: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение,2019.

Оборудование: компьютер и проектор, Конституция РФ.

Основные понятия: Гражданин, Гражданство, Конституция, Декларация.

Структура урока:

I блок – целевой – 5 мин.

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Мотивация
  • Целеполагание

II блок – поцессуальный – 35 мин.

  • Введение новой информации.
  • Осознание и осмысление полученной информации
  • Закрепление знаний и умений.

III блок – аналитический- 5 мин.

  • Подведение итогов урока.
  • Этап информированности.
  • Этап рефлексии.
  • Заключительный этап

Ход урока.

I блок – целевой.

I . Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть сегодня. Для начала давайте познакомимся, меня зовут Тюлюш Чай-Суу Тараачыновна, мы с вами проведем урок  на тему: Гражданин Российской Федерации. Дежурный по классу, назовите пожалуйста, кто сегодня отсутствует? Хорошо. Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II.  Актуализация знаний по теме.

Слайд слово ГРАЖДАНСТВО, ребята я прошу  написать в тетрадях два три понятия по ассоциации. Какие  у вас ассоциируются  похожие слова?

-Кто такой гражданин? Каким он должен быть?

- вы являетесь гражданами РФ?

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

Посмотрите на тему урока «Гражданин Российской Федерации».

Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

Хорошо, спасибо!

II блок – процессуальный.

III. Введение новой информации.

  1. Работа в тетради.

- Запишите число и тему урока. 15 февраля 2013г. Тема: «Гражданин Российской Федерации».

- Ребята, сегодня мы узнаем кого называют гражданином Российской Федерации, каким он должен быть – настоящий гражданин Российской Федерации, патриот своей страны, Великой России, а  также узнаем как становятся гражданами Российской Федерации. Научимся анализировать документы, развивать наши знания о человеке и гражданина.

                   План:

  1. Гражданство РФ
  2. Права и обязанности гражданина РФ
  3. Воинская обязанность
  4. Альтернативная гражданская служба
  5. Права и обязанности налогоплательщика

2. Работа с учебником.

- Гражданство – правовая принадлежность человека к государству. Признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально означает личную верность монарху,  но в наше время фактически равнозначен понятию гражданства.

-Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав, свобод во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом. В ответ государство ждет, что гражданин будет соблюдать установленные законы и выполнять конституционные обязанности, даже если он находится за пределами страны.

Работа в тетради.

Как человек становится гражданином?

  1. Приобретение гражданства по рождению. Согласно статье 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок является гражданином РФ, если на день его рождения:

А) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России ( место рождения ребенка значения не имеет)

Б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно ( место рождения ребенка значения не имеет)

В) один из его родителей – гражданин России, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства.

Г) оба его родителя, проживающие на территории РФ , являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители,  не предоставляет ребенку гражданство.

2.  Прием в гражданство или натурализация. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течении пяти лет непрерывно.

        Однако законодательство предусматривает упрощенную процедуру приема в гражданство для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. В первую очередь речь идет о выдающихся деятелях науки, техники и культуры, высококвалифицированных специалистах.

        А также ФЗ «О гражданстве…» предусматривает иные основания приобретения гражданства: оптацию, а также усыновление (удочерение) ребенка. Оптация – эта форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т.е. изменением государственной границы).  Российским гражданином может стать имеющий иностранное гражданство ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданами России  в соответствии с законодательством России и указанного государства.

  1. Права и обязанности гражданина РФ.

Давайте подумаем, права человека и гражданина одинаковые или разные? Действительно, права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут или нет.  Это право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его гражданства. Гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Как вы понимаете, только гражданам Российской Федерации принадлежит право участвовать в управлении делами государства. Оно подразумевает право граждан на участие в проведении референдумов и свободу выборов, право быть избранными в органы государственной власти. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами, следователями, работниками органов милиции, государственной безопасности, таможенной службы, военнослужащими, капитанами морских кораблей и воздушных судов. Наконец, только гражданин России может быть избран Президентом страны.

 Кроме того, гражданин имеет свои обязанности перед государством.

Конституция РФ предусматривает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы, (ст. 57); охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества (ст.59)

  1. Воинская обязанность.

Каждый молодой человек, достигший 18-летнего возраста несет военную обязанность. Кто знает какая эта обязанность? Молодцы, правильно! Служба в армии. Воинская обязанность гражданина включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы, а также пребывание в запасе. Я обращаюсь к нашим юношам: вы уже встали на  воинский учет? Когда? В год достижения 17-летнего возраста молодой человек обязан встать на воинский учет в райвоенкомате по мету жительства. Он должен являться по повестке в установленное время в военкомат.

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. За  уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Закон предусматривает возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят ее в срок, указанный в контракте.

 А как быть в том случае, если молодой человек не может служить по состоянию здоровья? Если его признают его негодным или ограниченно годным к военной службе, то он может быть освобожден от призыва на военную службу. Кроме того, призыву не подлежат граждане, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук. А также те, чьи отец, мать, родной брат, родная сестра погибли при исполнении ими обязанностей военной службы.

Закон также предусматривает возможность отсрочки от призыва на военную службу для некоторых категорий граждан призывного возраста. Основанием для этого являются временные проблемы со здоровьем; необходимость ухода за родственником или близким человеком. Отсрочку получает и гражданин, имеющий 2 и более детей или одного ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет.

 Право на отсрочку предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения:

А) средних школах, если уже исполнилось 18 лет (до достижения 20 лет)

Б) учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они до поступления в них не получили среднее (полное) общее образование.

В) учреждениях высшего профессионального образования  (на время обучения, но не свыше нормативных сроков).

Также право на отсрочку от призыва имеют и граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения (аспирантура).

  1. Альтернативная гражданская служба.

Альтернативная гражданская служба предоставляется тогда,  когда несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина. Закон предоставляет ему право на замену военной службы альтернативной гражданской. А что же такое альтернативная гражданская служба? (АГС) Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой в медицинских или иных государственных учреждениях, а также в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве гражданского персонала. Она регулируется Трудовым кодексом РФ , предусмотренных с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (от 25 июля 2013 года.)

  1. Права и обязанности налогоплательщика.

Одним из обязательных требований к человеку и гражданина является обязательная уплата налогов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества, обеспечивает социальную защиту своих граждан. Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в определенные сроки. За уклонение от уплаты  и нарушение порядка уплаты налогов несут ответственность админ и уголовн.

 

4. Работа с документами (Конституция, статьи  с ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Налоговый кодекс, Декларация прав человека)

  1. Осознание и осмысление полученной информации

- Какими интересными документами мы сегодня познакомились?

- Что является основой этих документов?

  1. Закрепление знаний и умений.

Класс делится на группы по 2-3 человека.

Учащиеся выполняют задание.

Проверка выполнения задания.

III блок – аналитический.

Подведение итогов.

Давайте, сделаем вывод по уроку. Сегодня мы познакомились с понятиями гражданство, гражданин, познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, которые зафиксированы в декларации прав человека, в Конституции РФ. Учащиеся фиксируют выводы в тетради.

Выставляются оценки.

-Сегодня поработали на «отлично»  

На «хорошо»

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

 Дом. Задание & Написать сочинение эссе на тему «Как стать достойным гражданином своей страны?»

Дорогие ребята! Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Меня удивило…
  5. Мне захотелось…

Заключительный этап.

Благодарю всех учащихся этого замечательного класса за хорошую работу, а также всем учителям, которые сегодня присутствуют у нас на уроке. Спасибо всем. До свидания!

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методическая разработка для проведения внеурочного мероприятия по иностранным языкам (английский, немецкий, французский)

Можно создать стенд в школе на разных языках по теме Love is и провести данную игру. Сувениры победителям -жвачки или магнитики Love is....

Разработки уроков и внеурочной деятельности по биологии с презентациями. 5-8 классы.

«Роль современного урока в процессе обучения биологии»        Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и создавать условия для их разв...

Методические рекомендации по посещению уроков и внеурочных мероприятий

Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеурочных  мероприятий...

Разработка и проведение внеурочного мероприятия (направленного на популяризацию передовых/ перспективных технологий)

Разработка и проведение внеурочного мероприятия (направленного на популяризацию передовых/ перспективных технологий)...