Рабочая программа по истории. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программадля по истории для обучающихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_6_klass.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
117393, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 28, корп. 3 Дошкольные группы: 117393, г. Москва, улица Гарибальди, д. 28 А ОГРН: 1027739601064 117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 60А | (499) 794-44-85 (499) 794-44-65 (499) 794-44-68 | e-mail: 121@edu.mos.ru Сайт: sch121uz.mskobr.ru ИНН/КПП: 7728231581/772801001 |
РАССМОТРЕНО на заседании МС ГБОУ Школа № 121 (протокол № __ от ___ июня 2020 г.) | СОГЛАСОВАНО заместитель директора __________Л.А. Куклева | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ Школа № 121 ___________ В.С.Сметлев (Приказ № ___ от __ июня 2020 г.) |
Рабочая программа
по предмету «История России. Всеобщая история»
6 класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Круглова М.И.
учитель высшей
квалификационной
категории
Москва
2020 г.
Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории. Средние века»
Программа разработана на основе учебников: Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков» ,М.: Просвещение, 2013; «История России с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2013.
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
-выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
-формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
-изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
-умения работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
-умения определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
-умения изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
-умения анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
-умения давать оценку отдельным явлениям культуры;
-умения составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
-умения составлять характеристику исторических деятелей;
-умения участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные:
- формулировать особенности Средних веков как этапа мировой истории применительно к западноевропейской цивилизации и России;
- знать периодизацию Средних веков и типы государств, соответствующие различным периодам (раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословно-представительная монархия), знать причины возникновения государственности на Руси;
- представлять сословную структуру средневекового общества Европы, Востока и России, права и обязанности основных сословий и групп; сходства и различия в сословной структуре и положении сословий в Европе и России;
- знать особенности мировых религий (христианства – католичества и православия – и ислама), понимать причины и последствия крещения Руси и особенности положения и роли православной церкви в истории России;
- показывать на исторической карте границы государств, княжеств, знать основные этапы Великого переселения народов (в том числе славянских), завоевания арабов, викингов, монголо-татар, этапы объединения земель вокруг Москвы и расширения границ Российского государства;
- знать основные события мировой и российской истории, правителей, войны и т.д.;
- описывать и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства; знать основные изобретения Средневековья;
- знать понятия: Великое переселение народов, колонизация, империя, раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословная монархия, сословие, рыцарство, иго, феодализм, парламент, университет, натуральное хозяйство, барщина, оброк и др.
Метапредметные (общеучебные):
- умение связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умение сравнивать исторические явления в разных регионах, выделяя сходства и различия;
- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;
- умение самостоятельно анализировать исторические источники разных видов (письменные, вещественные, изобразительные);
- умение работать с исторической картой, читать легенду, использовать карту как источник знаний;
- умение составлять характеристику исторических деятелей;
- умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
- умение участвовать в обсуждении, формировать и отстаивать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Ученик научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Ученик получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс всеобщей истории.Средние века
6 класс.
Понятие «средние века», хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы. Образование варварских государств. Расселение франков, занятия. Общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение: сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт, труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия, возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства великих моголов. Средневековая Япония. Государства Средней Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XVI вв.
Возникновение сословно- представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно- представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в 14-15 вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д,Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в чехи. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Курс истории России. 6 класс.
Русь в IX - первой половине XII вв.
Что изучает история Отечества. Праславяне. Восточные славяне в древности. Соседи восточных славян. Города-государства. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племён. «Повесть временных лет» о начале Руси. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Язычество. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы
.
Раздробленность на Руси.
От княжеских усобиц к политической раздробленности. Главные политические центры Руси. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Нашествие с Востока. Объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Экспансия с запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией запада для дальнейшего развития страны. Борьба против Ордынского ига. Русь и Орда в XIII-XV вв. Русь и Литва. Культура Русских земель в XII- XIII вв.
Московская Русь.
Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Создание единого Русского государства. Российское государство в конце XV – начале XVI века. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Освоение Сибири. Опричнина. Русская культура XVI века. Быт и нравы XVI века.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Всеобщая история. Средние века».
№ урока | Раздел / Тема | кол-во часов |
1 | Живое средневековье. | 1 |
2-5 | Становление средневековой Европы. | 4 |
Образование варварских королевств. | ||
Христианская церковь в раннее Средневековье. | ||
Империя Карла Великого.Феодальная раздробленность Западной Европы | ||
Англия в раннее Средневековье. | ||
6-7 | Византийская империя и славяне в VI-XI веках. | 2 |
Византия при Юстиниане. | ||
Образование славянских государств. | ||
8 | Арабы в VI-XI веках. | 1 |
9 | Феодалы и крестьяне. | 1 |
10-11 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
Формирование средневековых городов. | ||
Горожане и их образ жизни. | ||
12 | Католическая церковь и крестовые походы. | 1 |
13-16 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века). | 4 |
Объединение Франции и Англии. | ||
Столетняя война. | ||
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. | ||
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства,оставшиеся раздробленными. | ||
17 | Славянские государства и Византия | 1 |
18-19 | Культура Западной Европы в Средние века | 2 |
Средневековое искусство. Философия. | ||
Раннее Возрождение в Италии. Научные открытия и изобретения. | ||
20 | Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 1 |
21 | Обобщающее повторение | 1 |
22 | Резервный урок |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России».
№ урока | Раздел / Тема | кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2-5 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 4 |
Древние люди и их стоянки. | ||
Образование первых государств | ||
Восточные славяне и их соседи. | ||
Урок обобщения по I главе | ||
6-16 | Русь в IX- первой половине XII века | 11 |
Первые известия о Руси | ||
Становление Древнерусского государства | ||
Правление князя Владимира | ||
Русское государство при Ярославе Мудром | ||
Владимир Мономах | ||
Общественный строй и церковная организация на Руси | ||
Культура Руси | ||
Культурное пространство Европы и Русь | ||
Повседневная жизнь населения | ||
Урок обобщения по II главе | ||
Защита ученических творческих работ | ||
17-21 | Русь в середине XII-начале XIII века | |
Политическая раздробленность на Руси | ||
Политическая раздробленность на Руси | ||
Владимиро-Суздальское княжество | ||
Новгородская республика | ||
Урок обобщения по III главе | ||
22-34 | Русские земли в середине XIII-XIV веках | 13 |
Монгольская империя | ||
Батыево нашествие на Русь | ||
Батыево нашествие на Русь | ||
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | ||
Золотая Орда | ||
Литовское государство и Русь | ||
Усиление Московского княжества | ||
Усиление Московского княжества | ||
Объединение русских земель вокруг Москвы | ||
Куликовская битва | ||
Культура Руси в этот период | ||
Урок обобщения по IV главе | ||
Защита ученических творческих работ | ||
35-44 | Формирование единого Русского государства | 10 |
Русь в начале XV века | ||
Московское княжество в первой половине XV века | ||
Распад Золотой Орды и его последствия | ||
Московское государство и его соседи | ||
Формирование культурного пространства единого Русского государства | ||
Формирование культурного пространства единого Русского государства | ||
Урок обобщения по V главе | ||
Защита ученических творческих работ | ||
Урок обобщения по курсу | ||
Урок обобщения по курсу | ||
45-46 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...