Рассвет Византии
методическая разработка по истории (5 класс)

Методическая разработка с презентацией для урока, посвященному рассвету Византии, для учеников 6ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassvet_vizantii.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рассвет Византии.

Методическая разработка с презентацией для урока, посвященному рассвету Византии, для учеников 6ых классов.

Цель:

 1. Познакомится с периодом правления Юстиниана 1.

2. Узнать о развитии культуры и искусства в Византии в период её рассвета.

3. Познакомится с новыми понятиями («Свод гражданского права», базилика, неф, византийская мозаика, крестово-купольный тип храма», «иконоборцы», «иконопочитатели»)

Задача:

Оборудование: ноутбук или компьютер, проектор или интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Дети сидят за партами.

Слайд 1-3

Византия просуществовала до 1453 года, то есть на целое тысячелетие пережила Римскую империю. Что помогло ей выстоять под многочисленными ударами извне? В 441 и 447 годах Грецию разграбили гунны; в 460-470ые годы такую же угрозу представляли остготы. Даже когда византийский император Зенон уговорил остготов идти от его имени завоевывать Италию и тем самым ослабил натиск на Византию, у её ворот уже стучались новые завоеватели – авары и булгары. Они угрожали Византии еще несколько веков.

Византия обладала мощным морским флотом. У них было устрашающее оружие – так называемый «греческий огонь» - зажигательная смесь из смолы, серы, нефти и некоторых других веществ. Смесь заливалась в глиняные «бомбы» и из специальных медных труб выбрасывалась на вражеские корабли.

Константинополь был великолепно защищен: даже когда враги заполняли Грецию и Малую Азию, город оставался невредим. Вражеские армии разбивались о его колоссальные стены, как волны об океанские утёсы.

Слайды 4-8

Временем рассвета Византии считаются годы правления самого известного её императора – Юстиниана 1 (527-565). Дядя Юстиниана Юстин, крестьянин и Болгарии, сделал карьеру в армии и в 518 году был провозглашен императором. Он был неграмотен и необразован, и его племянник оказывал значительное влияние на государственные дела. Когда Юстин умер, Юстиниан сменил его на престоле. Его супругой было императрица Феодора. Она была честолюбива, ей словно судьбой было предназначено владычествовать в империи.

Юстиниан раздвинул пределы державы почти до границ древней Римской империи, - правда, лишь на короткий срок.

(смотрим карту в учебнике)

Но главное он снискал признание, во-первых, как выдающийся законодатель, а во-вторых, как создатель самого великолепного тогда в христианском мире храма.

По повелению Юстиниана 1 лучшие юристы создали «Свод гражданских прав» - наиболее полное из собрании законов Римской империи. В него вошли законы разных римских императоров, а также подробные комментарии к ним виднейших правоведов. Впервые очень сложное и развитое римское право было тщательно обработано и представлено в стройном порядке. Юстинианов «Свод…» надолго пережил своего создателя. Многие его нормы положены в основу права, действующего и ныне в разных странах мира.

Слайды 9-13

При Юстиниане в Византии строили очень много. Самый известный памятник его правления – величественный храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе. Они сохранился до сих пор. Его можно посетить, приехав в город Стамбул (Турция).

Слайды 14-19

Это внушительное даже по сегодняшним меркам здание возводили в 532-537 годах, как главный храм всего христианского мира. Его построили из плинфы (кирпича), а внутри отделали редкими сортами мрамора и щедро украсили мозаикой. Такого богатого убранства – из золота, серебра и драгоценных камней – не было ни у одного другого христианского храма мира.

Храм Святой Софии увенчал огромный купол. В его основании прорезано много окон. Свет, лившийся через эти окна, делали почти невидимыми тонкие перемычки между ними. Порой казалось, что купол парит над храмом безо всякой опоры, словно подвешенный цепью к небу.  Современники Юстиниана и их потомки считали константинопольский храм Святой Софии новым чудом света.

Слайды 20-36 (убранство храма)

Когда император Константин повелел строить новые христианские храм, им придавалась форма базилики – римских общественных зданий. Базилика в плане выглядела вытянутым прямоугольником. Внутри пространство базилики делилось рядами колонн на продольные помещения – нефы. Со временем к основному «прямоугольнику» стали пристраивать поперечный – трансепт. Такая базилика в плане представляет собой крест.

Слайды 37-41 (базилика)

Базилики распространились по всей Римской империи. Но на  востоке, в Византии, зодчие создали еще один тип христианского храма. Сначала над пересечение основной части базилики и трансепта стали возводить небольшой купол. Затем византийские мастера превратили этот купол в главную особенность своих церквей. Войдя в церковь, человек вскоре попадал в просторное и высокое подкупольное пространство. Четыре мощных столба, на которые купол обычно опирался, задавали плану храма форму креста. Такой тип храмов называется кресто-купольным.

Слайды 42-47

Стены храма украшались мозаиками и росписями на темя из Священного писания или житий святых. Человек, вошедший в храм, видел перед глазами всю Священную историю. Видео он и свое будущее на картинах Страшного суда, рая и ада.

Слайды 48-61

Византийская мозаика – это, прежде всего, мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.

Слайды 62-73

Византийские храмы украшались многочисленными иконами – священными изображениями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Иконам византийцы покланялись истово. Некоторым приписывались чудодейственные свойства. Христос не просто нарисован красками на деревянной доске – он и сам как бы присутствует в собственно изображении. Для этого оно, конечно, должно быть выполнено по правилам, и притом рукой благочестивого мастера.

Однако некоторым византийцам казалось, что в почитании икон кроется идолопоклонничество, и они требовали уничтожить иконы и строго запретить впредь изображать священное. Ожесточённые споры между иконоборцами и иконопочитателями начались в 8 веке и много раз ставили Византию на грань гражданской войны. В этой борьбе в середине 9 века в конце концов победили иконопочитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление и рассвет мирового кинематографа. Зарубежное кино. Чарли Чаплин

Разработанный урок с аудио и видеоматериалами по МХК, посвященный истории зарубежного кинематографа и творчеству Чарлина Чаплина. В урок входят упражнения на отработку новой лексики, обучающий текст с...

Тема любви в стихотворении И.Бунина "Ранний, чуть видный рассвет..."

Природа и любовь в стихотворении И.Бунина как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни....

Рассвет.

Пейзаж. Рисование рассвета, передача воздушной перспективы....

Презентация к произведению Э.Асадова "Их расстреляли на рассвете... "

Презентация послужила иллюстративным материалом к  художественному чтению произведения Э. Асадова "Их расстеляли на рассвете"  на районном конкурсе "Виктория 2013" ...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Презентация к урокам: вопросы, задания, иллюстрации......

Рассвет Византии

Презентация на тему "Рассвет Византии" для 6ых классов...