урок истории 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Тип урока
Проблемно-диалогический
Основное содержание темы, понятия и термины
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.
Образовательные ресурсы
Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.; Аппликация «Боги и богини Древней Греции». Карта Древней Греции.
Интеллектуальный продукт урока
Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Занятие древних греков |
Боги |
Силы природы |
|
ЗЕВС |
|
| ГЕФЕСТ |
|
| АРЕС |
|
|
АФИНА |
|
| ПОСЕЙДОН |
|
| ГЕРМЕС |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока истории 5 класс"Религия древних греков" | 75 КБ |
презентация"греческие боги" | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос.Чапаевский м.р.Красноармейский
Учитель истории и обществознания Майорова О.П.
Технологическая карта урока по теме «Религия древних греков» 5 класс
Педагогические цели
Способствовать формированию учебных действий учащихся: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Тип урока
Проблемно-диалогический
Планируемые УУД (предметные)
Ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД
Уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.
Образовательные ресурсы
Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.; Аппликация «Боги и богини Древней Греции». Карта Древней Греции.
Интеллектуальный продукт урока
Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Занятие древних греков | Боги | Силы природы |
ЗЕВС | ||
ГЕФЕСТ | ||
АРЕС | ||
АФИНА | ||
ПОСЕЙДОН | ||
ГЕРМЕС |
Ход урока
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности: самоопределение к деятельности (Л) целеполагание (П) (7 минут) | Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность. | 1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. 2.Учитель задает вопросы: а)с религиями каких народов мы познакомились ранее? б)определите цель и задачи сегодня на уроке. 3. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске | 1.Оценивают свое рабочее место. 2.Фронтальная работа с вопросами учителя. 3.Записывают тему урока в тетрадь. | Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока совместно с учащимися. Указана тема урока |
2.Актуализация (повторение) знаний: -анализ, обобщение (П) -использование знаково-символических средств (П) -выполнение пробного учебного действия (Р) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) (7 минут) | Подготовить учащихся к выполнению мини- исследованию | 1.Направляет деятельность учащихся на уроке: а)организует парную работу б)учащиеся должны вспомнить и проверить друг друга, задав вопросы, связанные с понятием «религия». 2.Сообщает о проведении мультимедийного урока. 3.Обращает внимание учащихся на проблемное задание, записанное на доске. «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?» | Обсуждение в парах. Индивидуальные ответы.
| Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала. |
3.Постановка учебной задачи: -постановка и формулированиепроблемы (П) -аргументация своего мнения (К) (6 минут) | 1.Сформировать знания по основным вопросам темы. 2.Выполнить проблемное задание: «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?» | 1.Обращает внимание учащихся на проблемное задание.
| Слушают инструктаж учителя. | Принятие учащимися поставленных задач. |
4.Изучение нового материала: -анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П) -определение основной и второстепенной информации (П) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) (10 минут) 5.Первичное закрепление учебного материала (5 минут) 6.Подведение итогов урока (рефлексия) (3 минуты) 7.Домашнее задание (2 минуты) | 1.Познакомить учащихся с пантеоном греческих богов. 2.Развивать умения учащихся работы с текстом учебника, работы в тетради.
Проверить усвоение основных понятий и и имен темы урока. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. Дифференцировать выполнение домашнего задания. | Организует работу учащихся: 1.С текстом учебника и иллюстрациями параграфа по группам. 2.Работу в тетради, где учащиеся должны записать имена основных греческих богов. Презентация греческие боги 3.Работу с дополнительным материалом — с мифами о Геракле.
1.Учитель предлагает разгадать кроссворд. 2.Предлагает ответить на вопрос проблемного задания. Организует рефлексивную деятельность учащихся. Вопрос: Что нового узнали ребята на уроке? Комментирует дом. задание. Обязательное зад.- §28, стр. 138, вопрос 3 письменно. Дополнительное — мифы Древней Греции (отзыв о прочитанном мифе + иллюстрации) |
Учащиеся в группах рассказывают о греческих богах. Учащиеся делают записи в тетради. 1.Учащиеся работают над кроссвордом 2.Сообща, дополняя друг друга, выполняют проблемное задание. Дают самооценку результатов своей деятельности.
Записывают дом. зад. в дневник. | Сформированы знания о религии древних греков, вызван интерес к греческой мифологии. Материал очень интересен учащимся и усвоен. Ребята были очень активны на уроке. Задание дано в соответствии со способностями и интересами уч-ся |
Приложение 1
Мифология Древней Греции.
Бог | Силы и явления природы | Символ | Занятие, ремесло. |
Гея | Земля | Фрукты и деревья. | Хранительницей древней мудрости. |
Уран | Небо | Бог неба, первый владыка мира. | |
Зевс | Гром, дождь и солнце | Щит, топор, орел, молния, скипетр, колесница. | Царь всех богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. |
Гера | Диадема, павлин, плод гранатового дерева, кукушка, аист. | Покровительница семейных уз. Главное женское божество. | |
Посейдон | Трезубец, конь, дельфин, бык, сосна. | Бог морской стихии. | |
Аид | Волшебный шлем (шапка), которая делала невидимым. | Бог подземного царства, бог богатства (хранителя подземных сокровищ). | |
Деметра | Змея, высоко поднятый горящий факел,колосья ячменя. | Богиня плодородия и земледелия,покровительницей чародеев, хранительница жизни. | |
Персефона | Цветок нарцисс. | Богиня весны. | |
Арес | Меч, копье и щит. Его животные — волк и конь. | Бог войны, покровитель солдат. | |
Афина | Шлем, копье, сова,змея, эгида. | Богиня мудрости, военной стратегии и тактики, покровительница городов и государств, наук. | |
Апполон | Лавровый венец, лиры, лук и стрелы, а также четверка лошадей, запряженных в колесницу (квадригу). | Покровитель наук и искусства, бог солнечного света, покровитель творческой деятельности. | |
Гермес | Крылатые сандалии, крылатый жезл-кадуцей, который обвивают две переплетенные змеи. | Покровитель купцов и воров, бог дорог и полевых межей, всех границ. | |
Гефест | Бог-кузнец, покровитель кузнечного и гончарного ремёсел. | ||
Афродита | Морская раковина, пара голубей или лебеди, волшебный пояс , горящий факел и пылающее сердце. | Богиня красоты и чувственной любви. |
Приложение 2
По горизонтали
4. Богиня дневного света у Греков
6. Напиток богов
8. Бог, дарующий людям богатство
9. Этого бога сопровождают нимфы и сатиры.
13. Как завут мать муз
14. Гора,на которой жили греческие боги
15. Богиня домашнего очага и огня (Греция)
16. Еда богов
20. Бог врачебного искусства
21. Мудрейшей из дочерей Зевса
По вертикали
1. Бог западного ветра
2. Богиня мрака
3. В отличие от других богов, этот бог занимался трудом.
5. Бог луны, бог времени и его измерения
7. Кого сопровождали музы
8. Греческий владыка морей
10. Богиня плодородия и земледелия
11. Божество сна
12. Ужасная бездна, полная вечной тьмы, под Землей
13. Покровительницы театра, муза трагедии
17. Как назывались храмы посвещеным музам
18. Богиня-покровительница рожениц
19. богиня жары и влаги
22. Имя этой богини носит город в Греции
23. считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крон Крон , Кро́нос — в древнегреческой мифологии — титан , младший сын бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, стал богом, персонифицирующим время, Хроносом
Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев , третий сын титана Кроноса и Реи .
Аид – бог – владыка царства мертвых. Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось. Посейдон
Аполло́н Аполло́н -— охранитель стад, света ( солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз , предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце
Арес Арес , в древнегреческой мифологии бог войны. Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны.
Афродита Афродита в греческой мифологии богиня красоты и любви . По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни . Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении нимф , ор и харит . В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Герме́с Герме́с — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев , послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии . Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида . Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Гефест Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников. Гефе́ст — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец .
Фемида Фемида – одна из самых культовых в древней Греции богинь. Об этом может говорить тот факт, что ее алтарь часто располагался рядом с алтарем Зевса, справа. Не одно, решения Зевса, не было принято без её участия.
Третья дочь Кроноса и Реи – Гера , жена Зевса, покровительница семейного очага .
богиня земледелия – Деметра ( колосок пшеницы) богиня природы, покровительница охоты – Артемида (олень, стрелы)
Богиня мудрости и справедливости – Афина ( шлем, щит, сова) Бог войны – Арес ( меч, щит, шлем)
Плутон Плутон — бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира .
Эро́т Эро́т — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты , олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле.
Миф о Деметре и Персефоне Юная красавица Персефона была похищена Аидом. Погрузилась в печаль мать её Деметра. Тогда было принято решение: 2/3 года Персефона будет жить на земле, а 1/3 в подземном царстве Аида.
Миф о Геракле Геракл – сын Зевса и смертной женщины, совершает 12 подвигов
Миф о Прометее За то, что Прометей подарил людям огонь, он был наказан Зевсом: его приковали к скале и каждый день орёл клевал его печень. Лишь Геракл смог освободить его от этих мук.
Миф о Дионисе и морских разбойниках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...