урок истории 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Майорова Ольга Петровна

Тип урока

Проблемно-диалогический

Основное содержание темы, понятия и термины

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.; Аппликация «Боги и богини Древней Греции». Карта Древней Греции.

 

Интеллектуальный продукт урока

Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков

Занятие древних греков

 

Боги

 

Силы природы

 

 

ЗЕВС

 

 

 

ГЕФЕСТ

 

 

АРЕС

 

 

 

АФИНА

 

 

 

ПОСЕЙДОН

 

 

ГЕРМЕС

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                ГБОУ СОШ пос.Чапаевский м.р.Красноармейский

Учитель истории и обществознания Майорова О.П.

Технологическая карта урока по теме «Религия древних греков» 5 класс

Педагогические цели

Способствовать формированию учебных действий учащихся: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.

Тип урока

Проблемно-диалогический

Планируемые УУД (предметные)

Ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД

Уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.

Метапредметные УУД

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.

Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.; Аппликация «Боги и богини Древней Греции». Карта Древней Греции.

Интеллектуальный продукт урока

Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков

Занятие древних греков

Боги

Силы природы

ЗЕВС

ГЕФЕСТ

АРЕС

АФИНА

ПОСЕЙДОН

ГЕРМЕС

Ход урока

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности:

самоопределение к деятельности (Л) целеполагание (П)

(7 минут)

Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность.

1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);

организация внимания.

2.Учитель задает вопросы:  

а)с религиями каких народов мы познакомились ранее?

б)определите цель и задачи  сегодня на уроке.

3. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске

1.Оценивают свое рабочее место.

2.Фронтальная работа с вопросами учителя.

3.Записывают тему урока в тетрадь.

Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока совместно с учащимися.

Указана тема урока

2.Актуализация (повторение) знаний:

-анализ, обобщение (П)

-использование знаково-символических средств (П)

-выполнение пробного учебного действия (Р)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

(7 минут)

Подготовить учащихся к выполнению мини- исследованию

1.Направляет деятельность учащихся на уроке:

а)организует парную работу

б)учащиеся должны вспомнить и проверить друг друга, задав вопросы, связанные с понятием «религия».

2.Сообщает о проведении мультимедийного урока.

3.Обращает внимание учащихся на проблемное задание, записанное на доске. «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?»

Обсуждение в парах. Индивидуальные

ответы.

 

Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала.

3.Постановка учебной задачи:

-постановка и формулированиепроблемы (П)

-аргументация своего мнения (К)

(6 минут)

1.Сформировать знания по основным вопросам темы.

2.Выполнить проблемное задание: «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?»

1.Обращает внимание учащихся на проблемное задание.

 

Слушают инструктаж учителя.

Принятие учащимися поставленных задач.

4.Изучение нового материала:

-анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П)

-определение основной и второстепенной информации (П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

(10 минут)

5.Первичное закрепление учебного материала

(5 минут)

6.Подведение итогов урока (рефлексия)

(3 минуты)

7.Домашнее задание

(2 минуты)

1.Познакомить учащихся с пантеоном греческих богов.

2.Развивать умения учащихся работы с текстом учебника, работы в тетради.

   

Проверить усвоение

основных понятий и  и имен темы урока.

Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

Дифференцировать выполнение домашнего задания.

Организует работу учащихся:

1.С текстом учебника и иллюстрациями параграфа по группам.

2.Работу в тетради, где учащиеся должны записать имена основных греческих богов.

Презентация греческие боги

3.Работу с дополнительным материалом — с мифами о Геракле.

   

1.Учитель предлагает разгадать кроссворд.

Приложение 2

2.Предлагает ответить на вопрос проблемного задания.

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Вопрос: Что нового узнали ребята на уроке?

Приложение 1

Комментирует дом. задание.  Обязательное зад.- §28, стр. 138,  вопрос 3 письменно.  Дополнительное — мифы Древней Греции (отзыв о прочитанном мифе + иллюстрации)

 

Учащиеся в группах рассказывают о греческих богах.

Учащиеся делают записи в тетради.

1.Учащиеся работают над кроссвордом

2.Сообща, дополняя друг друга, выполняют проблемное задание.

Дают самооценку результатов своей деятельности.

 

Записывают дом. зад. в дневник.

Сформированы знания о религии древних греков, вызван интерес к греческой мифологии.

Материал очень интересен учащимся и усвоен.

Ребята были очень активны на  уроке.

Задание дано в соответствии со способностями и интересами уч-ся

Приложение 1

Мифология Древней Греции.

Бог

Силы и явления природы

Символ

Занятие, ремесло.

Гея

Земля

Фрукты и деревья.

Хранительницей древней мудрости.

Уран

Небо

Бог неба, первый владыка мира.

Зевс

Гром, дождь и солнце

Щит, топор, орел, молния, скипетр, колесница.

Царь всех богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний.

Гера

Диадема, павлин, плод гранатового дерева, кукушка, аист.

Покровительница семейных уз. Главное женское божество.

Посейдон

Трезубец, конь, дельфин, бык, сосна.

Бог морской стихии.

Аид

Волшебный шлем (шапка), которая делала невидимым.

Бог подземного царства, бог богатства (хранителя подземных сокровищ).

Деметра

Змея, высоко поднятый горящий факел,колосья ячменя.

Богиня плодородия и земледелия,покровительницей чародеев, хранительница жизни.

Персефона

Цветок нарцисс.

Богиня весны.

Арес

Меч, копье и щит. Его животные — волк и конь.

Бог войны, покровитель солдат.

Афина

Шлем, копье, сова,змея, эгида.

Богиня мудрости, военной стратегии и тактики, покровительница городов и государств, наук.

Апполон

Лавровый венец, лиры, лук и стрелы, а также четверка лошадей, запряженных в колесницу (квадригу).

Покровитель наук и искусства, бог солнечного света, покровитель творческой деятельности.

Гермес

Крылатые сандалии, крылатый жезл-кадуцей, который обвивают две переплетенные змеи.

Покровитель купцов и воров, бог дорог и полевых межей, всех границ.

Гефест

Бог-кузнец, покровитель кузнечного и гончарного ремёсел.

Афродита

Морская раковина, пара голубей или лебеди, волшебный пояс , горящий факел и пылающее сердце.

Богиня красоты и чувственной любви.

Приложение 2

Кроссворд по предмету истории - на тему 'Боги Древней Греции'

По горизонтали
4. Богиня дневного света у Греков
6. Напиток богов
8. Бог, дарующий людям богатство
9. Этого бога сопровождают нимфы и сатиры.
13. Как завут мать муз
14. Гора,на которой жили греческие боги
15. Богиня домашнего очага и огня (Греция)
16. Еда богов
20. Бог врачебного искусства
21. Мудрейшей из дочерей Зевса

По вертикали
1. Бог западного ветра 
2. Богиня мрака 
3. В отличие от других богов, этот бог занимался трудом. 
5. Бог луны, бог времени и его измерения 
7. Кого сопровождали музы 
8. Греческий владыка морей 
10. Богиня плодородия и земледелия 
11. Божество сна 
12. Ужасная бездна, полная вечной тьмы, под Землей 
13. Покровительницы театра, муза трагедии 
17. Как назывались храмы посвещеным музам 
18. Богиня-покровительница рожениц 
19. богиня жары и влаги 
22. Имя этой богини носит город в Греции 
23. считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пантеон греческих Богов

Слайд 2

Крон Крон , Кро́нос — в древнегреческой мифологии — титан , младший сын бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, стал богом, персонифицирующим время, Хроносом

Слайд 3

Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев , третий сын титана Кроноса и Реи .

Слайд 4

Аид – бог – владыка царства мертвых. Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Слайд 5

Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось. Посейдон

Слайд 6

Аполло́н Аполло́н -— охранитель стад, света ( солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз , предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце

Слайд 7

Арес Арес , в древнегреческой мифологии бог войны. Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны.

Слайд 8

Афродита Афродита в греческой мифологии богиня красоты и любви . По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни . Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении нимф , ор и харит . В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Слайд 9

Герме́с Герме́с — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев , послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии . Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида . Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

Слайд 10

Гефест Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников. Гефе́ст — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец .

Слайд 11

Фемида Фемида – одна из самых культовых в древней Греции богинь. Об этом может говорить тот факт, что ее алтарь часто располагался рядом с алтарем Зевса, справа. Не одно, решения Зевса, не было принято без её участия.

Слайд 12

Третья дочь Кроноса и Реи – Гера , жена Зевса, покровительница семейного очага .

Слайд 13

богиня земледелия – Деметра ( колосок пшеницы) богиня природы, покровительница охоты – Артемида (олень, стрелы)

Слайд 14

Богиня мудрости и справедливости – Афина ( шлем, щит, сова) Бог войны – Арес ( меч, щит, шлем)

Слайд 15

Плутон Плутон — бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира .

Слайд 16

Эро́т Эро́т — в древнегреческой мифологии — бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты , олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Слайд 17

Миф о Деметре и Персефоне Юная красавица Персефона была похищена Аидом. Погрузилась в печаль мать её Деметра. Тогда было принято решение: 2/3 года Персефона будет жить на земле, а 1/3 в подземном царстве Аида.

Слайд 18

Миф о Геракле Геракл – сын Зевса и смертной женщины, совершает 12 подвигов

Слайд 19

Миф о Прометее За то, что Прометей подарил людям огонь, он был наказан Зевсом: его приковали к скале и каждый день орёл клевал его печень. Лишь Геракл смог освободить его от этих мук.

Слайд 20

Миф о Дионисе и морских разбойниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...