Проект «Штирлиц из Бурятии» – полковник контрразведки Георгий Мордвинов
проект по истории (10 класс)
Автор работы: Луцык Элина, ученица 10 класса
МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ»
Тарбагатайкого района
Руководитель: Муруева Розалия Доржиевна
учитель химии высшей категории,
Заслуженный учитель Республики Бурятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_mordvinove.docx_elya.docx | 82.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесаянтуйская общеобразовательная средняя школа»
Республиканская историко-краеведческая конференция обучающихся, посвященная памяти Малхановой И.Н ,учителя истории и обществознания МАОУ Иволгинская СОШ.
Направление: История Отечества
Тема: «Штирлиц из Бурятии» – полковник контрразведки Георгий Мордвинов
Автор работы: Луцык Элина, ученица 10 класса
МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ»
Тарбагатайкого района
Руководитель: Муруева Розалия Доржиевна
учитель химии высшей категории,
Заслуженный учитель Республики Бурятия.
с. Нижний Саянтуй
2020 год
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..3
- Тема, цель, задачи, проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
- Актуальность, практическая значимость, объект, предмет . . 4
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
- Социологический опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… 5
- Биография Г.И. Мордвинова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………6,7
- Спецоперация «Березино».. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Введение
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, событиях планеты в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Прошло очень много времени, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в людских душах.
Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
Наша страна в 2020 году отмечает знаменательное событие – 75 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для меня и моих сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших - годы тяжелых испытаний. Победа, такая необходимая моему народу и всему миру, она далась очень дорогой ценой.
Уже много лет мой руководитель занимается краеведением и кружковцы изучают не только историю края, села, но и активно собирают фото, видео, документальный материал о селе, о людях, живших и живущих в нашем районе. Встречаются с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с участниками локальных конфликтов, с людьми, активно живущими жизнью села. Составляют родословные своих семей, пишут их истории, а также вовлекаем в это интересное занятие младших школьников и сверстников. На одном из занятий кружка нам дали задание на тему «Давно закончилась война…» Каждый искал тему для исследовательской работы.
Прежде чем выбрать тему исследования, мною было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов. В анкете были вопросы:
- Какое событие вы считаете самым значимым и трагичным в ХХ веке?
- Кто из твоих родственников участвовал в Великой Отечественной войне?
- Захочешь ли ты продолжить разговор о Великой Отечественной войне после бесед со своими родственниками о подробностях этого периода?
Проанализировав результаты анкет (Приложение №1), я пришла к выводу, что интерес к Великой Отечественной войне не ослабевает, а усиливается. Большая часть подростков заинтересовалась этим временем в истории России и судьбами не только родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, но и судьбами своих земляков.
Поэтому я посчитала нужным заняться более глубоким исследованием данной темы. Я убеждена в том, что тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, потому что нельзя не интересоваться своим прошлым, нельзя не уважать подвигов, и ветеранами нельзя не гордиться!
Свою работу я посвятила светлому празднику Великой победы.
Тема: «Штирлиц из Бурятии Георгий Иванович Мордвинов-полковник контрразведки »
Цель Расширение своих знаний о Великой Отечественной войне на основе изучения понятия «подвиг» на примере истории подвига «Штирлица из Бурятии» Георгия Ивановича Мордвинова - полковника контрразведки
Задача:
- Познакомиться с определениями понятия «подвиг»
- Провести социологический опрос.
- Провести анкетирование учащихся 9-11классов
- Изучить историю подвига нашего земляка Г.И. Мордвинова.
- Найти и познакомиться с родственниками Г.И.Мордвинова
Проблема: Сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. Мало, что теперь напоминает о войне, заросли воронки, отстроились города и сёла. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать.
Актуальность: Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из её уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
Объект: Подвиг
Предмет: История подвига нашего земляка во время Великой Отечественной войны.
Гипотеза: Если мы будем знать о подвигах наших дедов-память о них будет вечна ! Подвиг-это поступок ради себя. Подвиг-это поступок ради других. Подвиг-это спонтанный поступок. Подвиг-это обдуманный поступок.
Методы:
- Теоретический
- Социологический опрос
- Анкетирование
- Эмпирический
Практическая значимость: Весь полученный в ходе исследовательской и поисковой работы материал о полковнике контрразведки Г.И. Мордвинове, найдёт своё применение на классных часах, в учебной и во внеклассной деятельности при изучении родного края.
Основная часть
Каждый гражданин своей страны, своей республики, своего села гордится людьми –своими земляками ,которые добились чего-то Большего в жизни ,возглавляли переломные моменты общества ,прошли великое испытание ,совершили героические поступки ,подвиги ,порой даже жертвуя самым ценным на земле –своей Жизнью .Таких людей мы ценим ,такими людьми мы гордимся ,на таких людей мы равняемся ,и таких людей мы будем помнить всегда .
Но не все, а лишь отдельные вписывают в историю свои незабываемые страницы. Величайшим испытанием для всего человечества стала Великая Отечественная война. В кровопролитных сражениях с врагом сыновья и дочери из Бурятии свято выполняли свой долг и победили, совершили беспримерные героические подвиги
Со словом «Победа», всегда рядом стоит слово «подвиг». А что такое подвиг во время войны ? Чтобы понять что такое «подвиг» я обратилась к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова. Существует множество толкований этого слова. В словаре С.И. Ожегова «подвиг» определяется как самоотверженный, героический поступок. Воинский, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины. Одни подвиги замечают, другие - остаются незамеченными. Но в жизни есть всегда место подвигу! 2
Подвиг бывает: Гражданский, Трудовой, Военный. Научный. Вынес из горящего дома подросток малыша – это гражданский подвиг. Подвиг трудящихся во время строительства БАМа – это трудовой подвиг. Я хочу изучить воинский подвиг.
И поэтому провела социологический опрос. В ходе проведения опроса мне хотелось узнать, знают ли жители моего села ( молодёжь), учащиеся школы что такое «подвиг»? Могут ли они привести примеры подвигов.
Социологический опрос.
- Что такое подвиг?
- Каких три самых известных, на ваш взгляд, подвига можете назвать?
- Назовите жителя нашего села, района, совершившего известный подвиг во время Великой Отечественной войны.
Итоги социологического опроса:
Кол-во уастников | % знаний определения «подвиг» | % знаний подвигов | %знаний жителей |
30 человек | 70% | 40% | 10% |
2 Ожегов СИ .Толковый словарь русского языка
Вывод: Результаты опроса показали, что учащиеся старших классов и молодёжь села больше знают о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, чем учащиеся младших классов. Большинство опрошенных не могут привести три самых известных подвига, а так же не знают, о своих земляков, которые сражались и совершали подвиги на благо своей Родины ..
С начала ,я бы хотела познакомить вас биографией Г.И.Мордвинова,-полковника контрразведки «Штирлица из Бурятии» .
Биография уроженца Тарбагатайского района
Георгия Ивановича Мордвинова 1
Георгий Иванович Мордвинов родился 5 мая 1896 года в деревне Бурнашово, Тарбагатайского района Бурятии в бедной крестьянской семье. Трудовую деятельность начал в двенадцать лет на заводе ,затем служил рассыльным в магазине в Чите.
В 1915 году призван в армию и как отличный наездник направлен на Юго-Западный фронт в команду конных разведчиков.
В 1917 году перешел на сторону революции, участвовал в ликвидации Верховной Ставки генерала Духонина в Могилеве, в борьбе с корниловцами. После демобилизации из армии и возращения в Читу вступил в Красную Гвардию, В 1918 году был принят на работу в Забайкальскую ЧК.
В августе 1918 года выполняя, задание руководства ЧК совместно с другим чекистом Д. Ждановым вскрыл заговор белогвардейцев, подготавливавших восстание в Чите. После вторжения японцев и падения советской власти Г.И.Мордвинов вместе с основной группой работников читинской ЧК ушёл в партизаны.
В декабре 1918 года сформировал и возглавил партизанский отряд для борьбы с японскими интервентами.
В 1920 году Г.И. Мордвинов командовал 1-й Амурской кавалерийской бригадой и одновременно по заданию командования организовал и руководил разведкой фронта. Проникнув в тыл белогвардейцев, он подчинил себе гарнизон г. Нерчинска и тем самым способствовал разгрому интервентов в Забайкалье.
В конце 1921 года был назначен комиссаром Особого Амурского полка, участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке.
В 1922 году Г. Мордвинов по заданию командования фронта послан в тыл японцев, где сформировал китайский и корейский боевые отряды. Во время наступления Красной Армии эти отряды обеспечивали охрану наших границ и железных дорог от диверсий со стороны Маньчжурии.[1]
В 1922-1929 годах с установлением советской власти на Дальнем Востоке Г.И.Мордвинов работал на командных должностях в пограничных отрядах и органах ГУП.
В 1924 году участвовал в ликвидации белогвардейских отрядов в пограничном районе на реке Аргунь.
В 1926-1929 годах являлся комендантом Отдельной погранкомендатуры и начальником Феодосийско-Судакского отдела ОГПУ в Крыму.
В 1928 году был направлен на курсы в Высшую пограничную школу ОГПУ. За время работы в контрразведывательных органах на Дальнем Востоке и в Крыму трижды награждался боевым оружием, а также ценными подарками .
В 1929 году поступил на китайский факультет Института востоковедения. В декабре того же года был отозван с учебы на работу в ОГПУ.
В 1930 году он направлен по линии внешней разведки на работу сначала в Монголию, а затем в Китай. По возращении из Китая в 1935 году сдал выпускные экзамены в Институте востоковедения и был направлен на учебу в Институт красной профессуры на китайское отделение исторического факультета.
В 1937 году Г.И.Мордвинов написал рапорт на имя наркома безопасности Ежова ,в защиту своего репрессированного товарища, за что был уволен из органов.
В 1938 окончил Институт красной профессуры китайское отделение исторического факультета.
В начале Великой Отечественной войны Г.И. Мордвинов был призван в органы государственной безопасности и в составе особой группы НКВД занимался формированием партизанских отрядов.
В октябре 1941 года по личному указанию Сталина был командирован в Турцию, где под прикрытием службы в качестве вице-консула в Стамбуле участвовал в организации покушения на ближайшего помощника Гитлера-резидента немецкой разведки посла Франса фон Папена. Однако в результате предательства в марте 1942году был арестован турецкими властями и приговорен к 20 годам тюрьмы, но по счастливой случайности в августе 1944 года был освобождён.
В октябре 1944 года после завершения операции «Березино» был переброшен в немецкий тыл, для выполнения специального задания, откуда возвратился после капитуляции Германии в мае 1945 года.
В 1944 году возвратился на Родину и работал в центральном аппарате разведки.
После был переведён на Дальний Восток, где занимался организацией разведывательной работы в Манчьжурии, где в дальнейшем был назначен резидентом советской разведки.
Перед началом войны с Японией Г.И.Мордвинов назначается начальником разведывательного отдела МГБ по Читинской области. Занимался ведением разведки в Маньчжурии.
В декабре 1945 становится заместителем Управляющего Китайско-Чунциской железной дороги.
В январе 1949 года ушёл в отставку по состоянию здоровья. В последние годы занимался научной работой в Институте востоковедения АН СССР.
Умер 7 апреля 1966 года Георгий Иванович Мордвинов- полковник контрразведки «Штирлиц из Бурятии», похоронен на Новодевичьем кладбище.
Георгий Иванович за заслуги перед Родиной награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени ,орденом Отечественной войны 1-й степени ,многими медалями и .Монгольским правительством награжден орденами МНР.
История полковника контрразведки Георгия Мордвинова
18 августа 2019 г.-исполнилось 75 лет с начала знаменитой операции советской контрразведки «Березино»
Операция «Березино»
18 августа 1944 года началась операция «Березино», ставшая логическим продолжением контрразведывательной операции «Монастырь» (1941-1944 гг.). Ее суть заключалась в создании марионеточной подпольной организации профашистского толка, которая должна была регулярно предоставлять в тыл врага дезинформацию. До командования вермахта доводилась ложная информация о наличии в советском тылу крупных боеспособных группировок германских войск, попавших в окружение, но готовых продолжать войну. Тем самым заставить немцев задействовать ресурсы на поддержку этих частей ,вынудив использовать окруженные группировки.
Георгий Мордвинов готовил ликвидацию посланника Гитлера в Турции, а на войне участвовал в спецоперации «Березино». Суть этой спецоперации «Березино» заключалась в том, чтобы убедить немцев, что в Белоруссии, в тылу Красной Армии, терпит бедствие немецкая воинская часть численностью около двух тысяч человек. У заблудших немецких солдат нет ни продовольствия, ни медикаментов, ни боеприпасов..
После удачно проведенной летом 1944 года операция «Багратион» в тылу красной Армии оказалось множество разгромленных подразделений гитлеровцев ,пытавшихся покинуть территорию освобожденной Белоруссии. Одна из них –окруженная группировка под командованием подполковника Генриха Шерхорна ,о которой сообщали немецкие донесения ,насчитывались около 2-2.5 тыс. человек и сохраняла боеспособность ,однако испытывала острую нужду в медикаментах ,оружии ,боеприпасов ,продовольствии и в средствах связи.
Когда части Красной Армии разгромила часть Шерхорна, он был взят в плен 9 июля 1944г. в районе Минска, а затем завербован начальником диверсионно-разведывательного 4 управления НКГБ СССР, руководителем операции «Березино» при содействии легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильям Фишер.)
Из архива: Службы внешней разведки России: Справка. Военнопленный подполковник Шерхорн Генрих. Кадровый офицер, по профессии администратор коммунального имущества. Взят в плен 9.07.1944года в районе Минска, член НСДАП с1933года. Настроен пессимистично. В победу Германии не верит.)
В Стамбуле по личному указанию Сталина он готовил ликвидацию посланника Гитлера в Турции,Франца фон Папена. Во время Великой Отечественной он вместе с Павлом Судоплатовым, Рудольфом Абелем (Вилли Фишером), Наумом Эйтингоном, Зоей Воскресенской и многими другими разведчиками провел известную операцию «Березино»
Органами госбезопасности постоянно проводились мероприятия по обеспечению безопасности операции, продолжавшейся до конца войны. Всего было захвачено более 50 агентов, арестовано 7 пособников шпионов и получено от немцев несколько миллионов рублей
Радиоигра с Абвером
19 августа 1944 года абвер проинформировал генштаб немецких сухопутных сил об отряде Шерхорна. Гитлер и Геринг пообещали предпринять всё возможное для его спасения. Немецкое командование решило помочь группе Шерхорна пробиться из окружения ,ставя при этом перед ней задачу дезорганизации тылов Красной Армии и проведение диверсии .
16 сентября 1944 года три первых парашютиста – специалисты по радиоделу и диверсиям –были выброшены в точке с указанными координатами.
Один из пунктов плана работы оперативной группы НКГБ гласил: « Для возможного легендирования наличия в намеченном районе немецкой воинской части, а также на случай необходимости организации встреч «втемную» с прибывшими немецкими агентами оперативной группе придается военнопленный немецкой армии подполковник Шерхорн ,фигурирующий в наших сообщениях противнику как командир легендируемой части ,который содержится на базе под соответствующим контролем».
Радиоигра развивалась быстро. . Немцы сбрасывали на подготовленную площадку снаряжение, медикаменты, продовольствие. Постоянно забрасывались радисты, диверсанты, разведчики. Многие из них перевербовывались и вступали в радиоигру – исход войны уже не вызывал сомнений .Шерхорн докладывал о выполнении заданий, сообщал о «диверсиях» в тылу Красной Армии.
Итоги операции «Березино»
Мало кто знает, что в беспрецедентной операции «Березино» самое непосредственное участие принимал и наш земляк - уроженец Тарбагатайского района, полковник контрразведки Георгий Иванович Мордвинов. И не просто участвовал, а являлся одним из её руководителей
Все важные сообщения о ходе операции, Г.И .Мордвинова были подтверждены и выполнены успешно. После операции «Березино» 5 мая 1945 года, наше командование получило радиограмму: «Превосходство сил противника одолело Германию .С тяжелым сердцем мы вынуждены прекратить оказание вам в помощи. На основании создавшегося положения мы не можем больше с вами поддерживать радиосвязь…»
По данным архива СВР РФ от 8 марта 1947 года: «С сентября 1944 г. по май 1945 г. немцами в советский тыл было совершенно 39 самолетовылетов и выброшено 22 германских разведчика, которые были арестованы Четвертым управлением НКГБ СССР ,13 радиостанций ,255 мест груза с вооружением, боеприпасами ,обмундированием ,медикаментами ,продовольствием и 1777000 рублей советских денег .
Из характеристики за подписью П.А.Судоплатова : «В октябре 1944г. был включен в работу по делу «Березино» ,в связи с чем был командирован в Западную Белоруссию ,где находился до мая 1945 г. За работу по делу «Березино» тов. Мордвинов представлен к правительственной награде».
Заключение
Мало кто знает, что в этой беспрецедентной операции самое непосредственное участие принимал и наш земляк - уроженец Тарбагатайского район ,полковник контрразведки Георгий Мордвинов. И не просто участвовал, а являлся одним из её руководителей. Справедливо в наше время его многие называют «Бурятским Штирлицем» и неспроста!
На мой взгляд, каждый гражданин России должен знать историю Великой Победы. Россия должна знать своих героев. Я горжусь тем, что мой земляк Георгий Иванович Мордвинов для меня, он настоящий герой. Спасибо им! Скоро День Победы – « праздник со слезами на глазах. И мы, подрастающее поколение, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны, должны быть достойными памяти своих дедов и прадедов.
Работа моя посвящена великой дате 75- летию Победы нашего народа над фашисткой Германией. Пусть моя работа о войне, о моём земляке, будет благодарностью за счастливое детство. И ещё хочется верить, что многие ребята задумались и проявили интерес к судьбе родных, участников войны и тружеников тыла. В нашем селе чтят память земляков. И мы каждый год 9 мая, идём к обелискам, чтобы почтить память защитников Родины. Следующий этап моей работы –найти родственников Г.И .Мордвинова и познакомиться с ними .
Я поняла, что на сегодняшний день актуальность данной темы в том, что нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов.
Весь полученный в ходе исследовательской и поисковой работы материал найдёт своё применение на классных часах, сообщений, в учебной и во внеклассной деятельности при изучении родного края.
Я убеждена в том, что и на сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. В кружке, котором я занимаюсь краеведением, решили систематизировать все письма, фотографии и воспоминания наших земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне, которые находятся в краеведческом музее и на руках родственников погибших и ныне живущих. Это будет нашим подарком всем жителям нашего села к 75-летию Победы!
Новизна работы заключается в том, что я первая в нашей школе нашла материал, изучила, исследовала героический подвиг и рассказала своим одноклассникам, что нашего земляка Георгия Ивановича Мордвинова- полковника контрразведки из с. Бурнашова Тарбагатайского района называют «Бурятским Штирлицем».
Приложения:
Результаты анкетирования среди учеников 9-10 классов
- Какое событие вы считаете самым значимым и трагичным в ХХ веке?
- Кто из твоих родственников участвовал в ВОВ?
- Захочешь ли ты продолжить разговор о ВОВ после бесед со своими родственниками о подробностях этого периода?
Список литературы
- Газета Новая Бурятия №31(232), 17 августа 2014г.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
[1] Газета Новая Бурятия №31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Христианские храмы Бурятии"
История храма Прихода Нерукотворного Образа Христа Спасителя с.Сосново-Озёрское ...
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Проект "Зеленые отряды Бурятии"
Волонтерское движение...
Проект "Под солнцем Бурятии мы дружно живем"
Разработка мероприятия о воспитании толерантного отношения между одноклассниками разных национальностей....
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...
День Георгиевского креста. День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 ноября 1769 г.
День Георгиевского креста.День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 нояб...
Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию...