Урок по истории средних веков "Крестовые походы"
методическая разработка по истории (6 класс)
Материал раскрывает причины и организацию крестовых походов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_quotkrestovye_pohodyquot.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Учхозская средняя общеобразовательная школа
Урок по истории средних веков
«Крестовые походы»
Подготовила: Андреева Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания
Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения Крестовых походов.
- Познакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода.
- Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий Крестовых походов.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, участвовать в обсуждении, определять свое отношение к вопросам.
Ход урока
- Организационный момент
Актуализация знаний по теме: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».
Итак, мы с вами выяснили, что в средневековой Европе 11-13 веков происходят большие изменения в хозяйстве: ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства. Происходит бурное развитие ремесла, появление новых городов. Кроме того в этот период и христианская церковь достигает сильного могущества.
- Каковы источники могущества церкви?
( церковь взимала десятину – особый налог, платные церковные обряды, продажа индульгенций)
- В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера описываются привычки и вкусы одного из начальников большого монастыря:
Монах был монастырский ревизор.
Наездник страстный, он любил охоту.
И богомолье – только не работу.
…Его конюшню вся округа знала,
Его уздечка пряжками бренчала,
Как колокольчики часовни той,
Доход с которой тратил он как свой.
…Веселый нравом он терпеть не мог
Монашеский томительный острог…
Был наш монах лихой боец, охотник,
Держал борзых на псарне он две сотни:
Без травли псовой нету в жизни смысла.
Он лебедя любил с подливой кислой.
Был лучшей белкой плащ его подбит,
богато вышит и отлично сшит.
Что вы можете сказать об образе жизни и вкусах монастырского начальника? Какие запреты церкви он нарушал?
(вкусы монастырского начальника соответствовали вкусам светского феодала. Основной закон – Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные.)
- Что было причиной разделения церквей?
(Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба)
Работа с историческим источником. Еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл… противоположный тому, который был дан им святыми отцами, и в который верит святая Римская церковь, и который она велит хранить…
Против чего выступали еретики?
-Сообщение об инквизиции.
II. Переход к изучению новой темы
Мы с вами выяснили, что католическая церковь , став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Подобных походов будет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых».
III. Изучение новой темы
1.Работа с историческим источником «Выступление папы Урбана II в Клермоне».
Беседа по прочитанному.
- Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?
- Что обещал Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим?
- Чем привлекали участников похода эти земли?
( Папа призывал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан».
Крестоносцы были уверены, что идут сражаться за святое дело и их ждет награда на небесах.
Люди верили, что в новых землях они обретут богатство и славу.)
Французский поэт Конон де Бетюн ( 12 в) призвал к участию в крестовых походах:
…За нас Христос, исполненный Любови,
Погиб в земле, что турку отдана.
Зальем поля потоком вражьей крови
Иль наша честь навек посрамлена!
…Не будет смерти. Для прозревших внове
Блаженные наступят времена,
А славу, честь и счастье уготовит
Вернувшимся родимая страна.
Как оценивала феодальная мораль участие в крестовом походе?
(Феодалы рассчитывали захватить богатую добычу и новые земли)
2.Работа с историческим источником ( из воспоминаний современников)
Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Жадные по своему обыкновению, пользовались общим бедствием. Хлеба было мало и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами…
Трудно описать толпы детей, юношей, стариков отправляющихся таким образом на священную войну.
- Какие слои населения приняли участие в Первом Крестовом походе?
- Что заставило этих людей отправиться в поход?
- Как вели себя участники похода по отношению к местному населению?
( В Первом Крестовом походе приняли участие как бедняки, так и феодалы.
Бедняки рассчитывали обрести свободу и богатства, феодалы надеялись основать новые государства.
Местных жителей насильно превращали в лично зависимых, грабили и убивали.)
3. Работа с картой.
- Жители каких европейских государств приняли участие в первом Крестовом походе?
( В первом Крестовом походе приняли участие жители Франции, Германии и Италии).
4. Рассказ учителя о взятие Иерусалима. В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все , что в них находилось».
На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Местных жителей – мусульман и христиан – завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того покоренные народы должны были платить налоги королю и десятину католической церкви.
Для обороны и расширения владений крестоносцы вскоре после Первого крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров, госпитальеров, а позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Они подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им было запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.
В конце 12 в. мусульмане создали сильное государство. Во главе стоял египетский правитель Салах ад-Дин. В европейских хрониках его называли Саладин. Саладин разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями христианами. В течение 40 дней им разрешали, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим западные феодалы организовали Третий крестовый поход ( 1189 – 1192 ). Первыми выступили немецкие рыцари. Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Трижды они подходили к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумели.
5.Работа с историческим источником (знакомство учащихся с четвертым крестовым походом, со штурмом Константинополя).
А) Осада и взятие Константинополя латинами (1204 г.) . Ограбление храмов в Константинополе
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!...
Б) Поведение крестоносцев в Константинополе
…всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы плачущими, богатые – нищими. Так – на площадях; так – в закоулках; так – в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!
Таким образом…беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!...
- Как встретили жители Константинополя пришельцев?
- Как вели себя крестоносцы?
(Жители Константинополя встречали освободителей Гроба Господня как в торжественных случаях с крестами и изображениями Христа. Крестоносцы же стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.)
6.Сообщение учащегося о детских крестовых походах.
7.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 4 и 5 стр. 121-122.
- Каковы последствия и итоги Крестовых походов? Выписать в тетрадь.
1. Крестовые походы не достигли своей цели – завоевание стран Востока.
2. Погибло очень много людей: и участников походов и жителей стран, где проходили крестоносцы.
3. Разрушено много городов и населенных пунктов.
4. оживилась торговля между Западом и Востоком.
5. Народы Запада и Востока познакомились с культурой друг друга.
IV. Закрепление изученного на уроке
Заполнение таблицы в тетрадь.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание
- Прочитать параграф 22-23 учебника.
- Повторить все новые термины
- Подготовить рассказ «Один день из жизни рыцаря-крестоносца».
Список литературы
- Большая школьная энциклопедия т.2 (С. Исмаилова)
- О.В. Арасланова "Поурочные разработки по истории средних веков". Москва "ВАКО" 2004
- В.Е. Степанова, А.Я. Шевченко "Хрестоматия. История средних веков (V - XVвв.) Часть I - М., 1980
4. Е.В.Агибалова История средних веков – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"
Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...
Урок по истории Средних веков "Крестовые походы"
Данный урок "Крестовые походы" комбинированный, расчитан на 45 минут. На уроке обучающиеся учатся отбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать, делать выводы, работать с конт...
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Детский крестовый поход"
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Детский крестовый поход"...
Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории
Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого Возро...
конспект урока по Истории КК "Ледяной поход генерала Л.Г. Корнилова и его гибель."
Конспект урока по Истории Кубанского Казачьего Войска....