Урок по истории средних веков "Крестовые походы"
методическая разработка по истории (6 класс)

Андреева Татьяна Александровна

Материал раскрывает причины и организацию крестовых походов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_quotkrestovye_pohodyquot.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

         МБОУ Учхозская средняя общеобразовательная школа

Урок по истории средних веков

«Крестовые походы»

Подготовила: Андреева Татьяна Александровна

учитель истории и обществознания

                                                                                             

 Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения Крестовых походов.
  2. Познакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода.
  3. Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий Крестовых походов.
  4. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, участвовать в обсуждении, определять свое отношение к вопросам.

Ход урока

  1. Организационный момент

Актуализация знаний по теме: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

Итак, мы с вами выяснили, что в средневековой Европе 11-13 веков происходят большие изменения в хозяйстве: ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства. Происходит бурное развитие ремесла, появление новых городов. Кроме того в этот период и христианская церковь достигает сильного могущества.

- Каковы источники могущества церкви?

( церковь взимала десятину – особый налог, платные церковные обряды, продажа индульгенций)

- В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера описываются привычки и вкусы одного из начальников большого монастыря:

Монах был монастырский ревизор.

Наездник страстный, он любил охоту.

И богомолье – только не работу.

…Его конюшню вся округа знала,

Его уздечка пряжками бренчала,

Как колокольчики часовни той,

Доход с которой тратил он как свой.

…Веселый нравом он терпеть не мог

Монашеский томительный острог…

Был наш монах лихой боец, охотник,

Держал борзых на псарне он две сотни:

Без травли псовой нету в жизни смысла.

Он лебедя любил с подливой кислой.

Был лучшей белкой плащ его подбит,

богато вышит и отлично сшит.

Что вы можете сказать об образе жизни и вкусах монастырского начальника? Какие запреты церкви он нарушал?

(вкусы монастырского начальника соответствовали вкусам светского феодала. Основной закон – Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные.)

- Что было причиной разделения церквей?

(Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба)

Работа с историческим источником. Еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл… противоположный тому, который был дан им святыми отцами, и в который верит святая Римская церковь, и который она велит хранить…

Против чего выступали еретики?

-Сообщение об инквизиции.

II. Переход к изучению новой темы

       Мы с вами выяснили, что католическая церковь , став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Подобных походов будет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых».

III. Изучение новой темы

1.Работа с историческим источником «Выступление папы Урбана II в Клермоне».

Беседа по прочитанному.

- Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?

- Что обещал Урбан II всем участникам похода в г. Иерусалим?

- Чем привлекали участников похода эти земли?

( Папа призывал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан».

Крестоносцы были уверены, что  идут сражаться за святое дело и их ждет награда на небесах.

Люди верили, что в новых землях они обретут богатство и славу.)

Французский поэт Конон де Бетюн ( 12 в) призвал к участию в крестовых походах:

…За нас Христос, исполненный Любови,

Погиб в земле, что турку отдана.

Зальем поля потоком вражьей крови

Иль наша честь навек посрамлена!

…Не будет смерти. Для прозревших внове

Блаженные наступят времена,

А славу, честь и счастье уготовит

Вернувшимся родимая страна.

      Как оценивала феодальная мораль участие в крестовом походе?

(Феодалы рассчитывали захватить богатую добычу и новые земли)

2.Работа с историческим источником ( из воспоминаний современников)

Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Жадные по своему обыкновению, пользовались общим бедствием. Хлеба было мало и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами…

    Трудно описать толпы детей, юношей, стариков отправляющихся таким образом на священную войну.

- Какие слои населения приняли участие в Первом Крестовом походе?

- Что заставило этих людей отправиться в поход?

- Как вели себя участники похода по отношению к местному населению?

( В Первом Крестовом походе приняли участие как бедняки, так и феодалы.

Бедняки рассчитывали обрести свободу и богатства, феодалы надеялись основать новые государства.

Местных жителей насильно превращали в лично зависимых, грабили и убивали.)

3. Работа с картой.

- Жители каких европейских государств приняли участие в первом Крестовом походе?

( В первом Крестовом походе приняли участие жители Франции, Германии и Италии).

4. Рассказ учителя о взятие Иерусалима. В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все , что в них находилось».

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Местных жителей – мусульман и христиан – завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того покоренные народы должны были платить налоги королю и десятину католической церкви.

Для обороны и расширения владений крестоносцы вскоре после Первого крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров, госпитальеров, а позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Они подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им было запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех.

В конце 12 в.  мусульмане создали сильное государство. Во главе стоял египетский правитель Салах ад-Дин. В европейских хрониках его называли Саладин. Саладин разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями христианами. В течение 40 дней им разрешали, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим западные феодалы организовали Третий крестовый поход ( 1189 – 1192 ). Первыми выступили немецкие рыцари. Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Трижды они подходили к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумели.

5.Работа с историческим источником (знакомство учащихся с четвертым крестовым походом, со штурмом Константинополя).

А) Осада и взятие Константинополя латинами (1204 г.) . Ограбление храмов в Константинополе

Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!...

Б) Поведение крестоносцев в Константинополе

…всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы плачущими, богатые – нищими. Так – на площадях; так – в закоулках; так – в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!

Таким образом…беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!...

- Как встретили жители Константинополя пришельцев?

- Как вели себя крестоносцы?

(Жители Константинополя встречали освободителей Гроба Господня как в торжественных случаях с крестами и изображениями Христа. Крестоносцы же стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.)

6.Сообщение учащегося о детских крестовых походах.

7.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 4 и 5 стр. 121-122.

- Каковы последствия и итоги Крестовых походов? Выписать в тетрадь.

1. Крестовые походы не достигли своей цели – завоевание стран Востока.

2. Погибло очень много людей: и участников походов и жителей стран, где проходили крестоносцы.

3. Разрушено много городов и населенных пунктов.

4. оживилась торговля между Западом и Востоком.

5. Народы Запада и Востока познакомились с культурой друг друга.

IV. Закрепление изученного на уроке

   Заполнение таблицы в тетрадь.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание

  1. Прочитать параграф 22-23 учебника.
  2. Повторить все новые термины
  3. Подготовить рассказ «Один день из жизни рыцаря-крестоносца».

Список литературы

  1.  Большая школьная энциклопедия т.2 (С. Исмаилова)
  2. О.В. Арасланова "Поурочные разработки по истории средних веков". Москва "ВАКО" 2004
  3. В.Е. Степанова, А.Я. Шевченко "Хрестоматия. История средних веков (V - XVвв.) Часть I - М., 1980

 4. Е.В.Агибалова История средних веков – М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"

Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует  требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...

Урок по истории Средних веков "Крестовые походы"

Данный урок "Крестовые походы" комбинированный, расчитан на 45 минут. На уроке  обучающиеся учатся отбирать необходимый материал, самостоятельно анализировать, делать выводы, работать с конт...

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Детский крестовый поход"

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Детский крестовый поход"...

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого               Возро...

конспект урока по Истории КК "Ледяной поход генерала Л.Г. Корнилова и его гибель."

Конспект урока по Истории Кубанского Казачьего Войска....