Россия в 19 веке
план-конспект урока по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. XIX век».
Эпиграф урока: "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого" В. О. Ключевский
Цели: обобщение, актуализация и контроль знаний учащихся по курсу «История России. XIX в.».
Задачи:
Обучающие: повторить основные факты истории России XIX -начала 20 века; вспомнить выдающихся людей этого времени; привлечь творческий потенциал учащихся 9-х классов в подготовке и проведении урока; расширить знания по курсу, стимулировать самостоятельный поиск и добывание знаний.
Развивающие: формировать способность аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; формировать умения работать с учебным материалом и Интернет- ресурсами, умение делать прогнозы, развитие полилингвизма.
Воспитательные: воспитание патриотизма, гражданственности, целеустремленности.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Форма урока: деловая игра «Международная конференция».
Технологии: педагогики сотрудничества, критического мышления, развивающего обучения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду; высказывать суждения о значении наследия XIX в. для современного общества.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России; приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия родного края, России, стремление сохранять и приумножать культурное наследие; создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации); владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.); использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, коллаж, презентация и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России; осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края в контексте общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа, народов России и мира; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Уважаемые коллеги, мы сегодня находимся на международной конференции с иностранным участием. Присутствуют гости из Татарстана, Англии. Тема обсуждения «Россия в 19 - начале 20 веков. Люди и события». Главная мысль нашего форума - это слова В. О. Ключевского" История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого". История помогает нам понять прошлое, объясняет настоящее и предсказывает будущее. Сегодняшняя наша встреча должна доказать эту идею.
Ведущие, модераторы конференции Рахматуллина Эльвира Рафхатовна - преподаватель английского языка, и я - Абдуллина Ряшидя Хамзиевна учитель истории.
2.Работа по теме урока.
Класс предварительно разделен на 3 группы по желанию детей. 1 группа: ученые –теоретики; 2 группа: ученые-символисты, 3 группа: ученые-футуристы.
Присутствуют три группы ученых: теоретики, символисты и футуристы.
Начнут конференцию ученые теоретики.
Они занимались изучением деятельности правителей 19 века, 2 ученых исследовали биографии деятелей культуры. Сейчас они представят вам свои результаты
- Карязова М.- Александр 1: начало правления. РФ.
- Зябирова Алсу-Николай 1и его эпоха. РФ.
- Ахметова Ю.-Александр 2 и его реформы. РФ.
- Рахматуллина Д.-Николай 2-последний русский царь. Англия.
- Абушаева А.-Ш.Марджани-татарский Геродот. РТ.
- Давыдова Р.-Г.Тукай - солнце татарской поэзии. Р.Т.
Спасибо нашим ученым-теоретикам. А сейчас предоставляем слово ученым-символистам. Они рассмотрели основные вехи в развитии России 19 века, выявили самые интересные, знаковые события и людей, и подготовили коллаж, который сейчас вам продемонстрируют.
1.Куликова К.
2. Казаев Карим
3.Абжалимов Д.
4. Абдряхимова Г.
5. Акчурина А.
6. Шаша А. (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, Пушкин, Кутузов, Витте, Столыпин, Скобелев, Ленин, Сперанский…)
Спасибо нашим символистам. А теперь слово футуристам.
Они провели исследование главных тенденций в жизни Российского общества 19-начала 20 веков и составили прогноз на будущее.
- Ряхимов И.-политика (консервативная идеология, либеральная, революционная)
- Шагвалеев Б.-социальная сфера (урбанизация и т.д.)
- Купаев К.-промышленность (индустриализация, новые отрасли промышленности)
- Шаипов И. сельское хозяйство (малоземелье, безземелье)
- Куликов И.-образование (обязательное образование, увеличение уровня грамотности, женское и т.д.), наука (Циолковский-ракетостроение, химия-новые материалы нано-технологии и т.д.), быт (телефон, трамвай, электричество и т.д.)
Спасибо вам за проделанную вами работу. В следующем году мы посмотрим, насколько сбудутся ваши прогнозы.
Техническое обеспечение Максутов Б.
Сюрприз из 19 века. Дневник Баишева Салиха.
А сейчас сюрприз из 19 века. Шикарная находка. Деревенский мальчишка из простой индерской семьи в течение многих лет вел дневник на арабице. Думаю, это открытие сопоставимо с обнаружением новгородских берестяных грамот. Великолепный источник для изучения истории села, страны. Слово нашему краеведу Рахматуллиной Джамиле.
3.Подведение итогов урока.
Учитель:
Мы сегодня рассмотрели и закрепили знания по основным направлениям развития российского общества. XIX век был богатым на события. Это век великих реформ и он сыграл огромную роль в развитии нашей страны. Это век интересных, мудрых людей, оставивших огромный след в памяти, в истории страны и мира. Каждый из вас оставит свой след в истории России 21 века. Какой это будет след, зависит только от вас. Будущее Индерки, России, Земли в ваших руках!
Хотим закончить урок стихами Киплинга. Киплинг английский писатель 19-20 веков
Заповедь. Р. Киплинг. Перевод М. Лозинского
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Коллеги, спасибо за работу.
If you can keep your head when all about you Are losing theirs and blaming it on you, If you can trust yourself when all men doubt you, But make allowance for their doubting too; If you can wait and not be tired by waiting, Or being lied about, don't deal in lies, Or being hated, don't give way to hating, And yet don't look too good, nor talk too wise:
If you can dream—and not make dreams your master; If you can think—and not make thoughts your aim; If you can meet with Triumph and Disaster And treat those two impostors just the same; If you can bear to hear the truth you've spoken Twisted by knaves to make a trap for fools, Or watch the things you gave your life to, broken, And stoop and build'em up with worn-out tools:
If you can make one heap of all your winnings And risk it on one turn of pitch-and-toss, And lose, and start again at your beginnings And never breathe a word about your loss; If you can force your heart and nerve and sinew To serve your turn long after they are gone, And so hold on when there is nothing in you Except the Will which says to them: "Hold on!"
If you can talk with crowds and keep your virtue, Or walk with Kings—nor lose the common touch, If neither foes nor loving friends can hurt you, If all men count with you, but none too much; If you can fill the unforgiving minute With sixty seconds' worth of distance run, Yours is the Earth and everything that's in it, And—which is more—you'll be a Man, my son!
1.В конце 19 века начинается индустриализация. Вероятнее всего в 20 веке этот процесс продолжится и приобретет больший размах. Россия превратится из аграрной страны в индустриальную. 2. стали появляться новые отрасли промышленности: электротехника, добыча нефти и т.д.. Обнаружены большие залежи нефти. Возможно, Россия станет в дальнейшем экспортировать нефть и в другие страны. Купаев К.
2.После отмены крепостного права появляется проблема безземелья и малоземелья крестьян. Это вопрос не был решен 1 русской революцией. Недовольство крестьян осталось. Оно может привести страну к новой революции и переделу земли. 2.В связи с индустриализацией начался отток населения в города: количество сельского населения в будущем будет сокращаться. 3.В конце 19 века в селе стали появляться сельхоз машины и вероятнее всего в 20 веке возрастет уровень механизации сельского хозяйства. Шаипов И.
3.В 1881 году произошло убийство царя Александра 2. После 1 русской революции исчезла вера в доброго царя. Появились лозунги "Долой царя". В дальнейшем возможно свержение царизма и установление республики. В ходе 1 русской революции появилась многопартийность: эсеры, РСДРП, кадеты, октябристы. Народ и партии получили опыт революционной борьбы. Можно предположить, что могут произойти новые революции. Ряхимов И.
4.В связи с индустриализацией возросла потребность в грамотных людях и поэтому в 20 веке образование, скорее всего, станет обязательным. Начался процесс феминизации. Это должно повлиять на расширение женского образования. В конце 19 века наблюдается прорыв в науке: таблица Менделева, учение Циолковского о ракетостроении. Эти открытия могут стать основой для появления новых искусственных материалов, положить начало освоению космоса. 4. Стали появляться новые виды транспорта: трамвай, автомобиль. В 20 веке их количество значительно возрастет. Это приведет к повышению жизненного комфорта, но с другой стороны сократится двигательная активность, что может привести к ухудшению здоровья населения. Куликов И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зачеты по истории России XX века
проверить и оценить знания учащихся по теме Россия в начале XX века...
«Дружба народов России, испытанная веками»
Урок посвященный Дню народного единства, можно использовать во внеклассной работе....
"Дружба народов России, испытанная веками"
Урок проведен в 9 классе коррекционной школы VIII вида, посвященный Дню народного единства, может быть использован и во внеклассной работе....
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.
Проблемный урок с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...
Презентация - Культура и быт народов России 16 века. Жизнь и быт русских бояр. История России 7 класс.
В этой презентации рассказывается о жизни и обычаях крупнейших феодалов России 16 века....