История развития советской и российской космонавтики
план-конспект урока по истории (8, 9 класс)
Данная методическая разработка является материалом для проведения тематических классных часов и уроков в рамках тематической недели посвещенной Дню космонавтики. Содержит конспект и приложение в виде материалов для самостаятельной и тестовой работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 680.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя истории и обществознания
МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО»
Квитницкая Анна Михайловна
Тема: Развитие советской и российской космонавтики.
(в рамках тематической недели, для учащихся 8-9 классов)
Цели:
- Деятельностная: формирование УУД при изучении темы урока (в процессе работы с текстовым материалом, заполнении таблицы, устных ответов на вопросы);
- Предметно-дидактическая: характеризовать основные этапы истории отечественной космонавтики; систематизировать исторический материал.
Планируемые результаты:
Предметные: уч-ся характеризуют основные этапы развития космонавтики, знают имена основоположников отечественной космонавтики, объясняют их вклад в науку; знают имена первых космонавтов;
Метапредметные: анализируют текст, выделяют главное, систематизируют учебный материал заполняют таблицу, работают в парах, высказывают свое мнение на основе прочитанного текста;
Личностные: проявляют интерес к теме освоения космоса; убеждаются в силе и значении научных знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: репродуктивный, иллюстративно-объяснительный.
Предварительная подготовка: 3 учащихся получают задание подготовить сообщения: «Становление научных представлений о космосе», «Циолковский К. Э.», «Королев С. П.»
Оборудование: мультимедиа, презентация, материалы для изучения, тесты, листы ватмана, фломастеры, цветные ручки и карандаши, клей.
Ход урока.
- Изучение нового материала:
- Определение темы и задач урока.
- внимание привлекается к изображению на экран - зачитываются слова Гагарина Ю. А.:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Задание: предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Как может звучать тема урока? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Метод: беседа.
- Работа с понятиями «космос», «космонавтика».
- Основоположники космонавтики:
- учитель о роли России в освоении космоса, о К. Э. Циолковском;
- уч-ся о К.Э. Циолковском - презентация;
- учитель о предшествующем научном опыте человечества;
- уч-ся об учении Коперника, Браге, Галилео, Ньютона - презентация
- учитель о переходе от теории к практике;
- уч-ся о Королеве С. П.
- Блиц-опрос:
Советский ученый-конструктор, создатель космических ракет-------------------------
Учитель Калужской гимназии, ученый - самоучка, обосновавший возможность полетов в космос на ракете---------------------------
- Основные этапы развития космонавтики (развитие способов умственных действий).
- учитель о форме изучения (работа с текстом, оформление стенгазеты, требования к стенгазете – полнота информации, последовательность, эстетичность);
- уч-ся выполняют задания, работая в группе
А) Задание 1, 2 группы учащихся: выбрать из текста все, что связано с запуском животных на орбиту и искусственных спутников, расположить в хронологической последовательности
Б) Задание 3, 4 группы учащихся: выбрать из текста информацию, которая связана с полетом человека в космос, расположить в хронологической последовательности.
- проверка выполнения, стенгазеты выставляются на обозрение.
Метод: обсуждение, определение лучшей работы
- Работа с отрывком из книги К.Э. Циолковского «Вне Земли»
Задание: что в предсказании будущего сбылось, а что нет?
Метод: беседа
- Закрепление изученного: тест
- Рефлексия.
Метод: вопрос-ответ: Что узнал нового для себя? Что в работе было сложным? Что получилось легче?
- Подведение итогов.
Приложение 1.
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ | ||
• 4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. (СССР).
Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.
• 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2 впервые выведший в космос живое существо — собаку Лайку. (СССР).
К сожалению, эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках. Однако эксперимент показал возможность отправки живых существ в космос.
• 4 января 1959 — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. (СССР).
• Было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.
«Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца.
• 14 сентября 1959 — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. (СССР).
Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.
На поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба СССР.
• 19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полёт совершили собаки Белка и Стрелка. (СССР).
Спутник-5 — первый корабль, вернувший живых существ из космоса.
Спутник вывел на орбиту живой груз — собак Белку и Стрелку, 40 мышей, 2 крысы и ряд растений. Аппарат с выжившими животными успешно вернулся на землю на следующий день. Спутник был оборудован телекамерой, снимавшей поведение собак в полёте.
• 12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле Восток-1. (СССР).
Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области.
Полёт подтвердил возможность нормального пребывания человека в космическом пространстве. Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых известных людей планеты..
• 16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6. (СССР).
В этом полете решались задачи медицинского, технического характера. Изучалось влияние космического полёта на организмы мужчины и женщины, в частности, в этом полёте была окончательно решена проблема питания космонавтов. Стало ясно, что космонавт может нормально питаться самой разной земной пищей.
Больше всего времени заняли эксперименты по радиосвязи.
• 12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1. (СССР).
Восход-1 был первым космическим аппаратом, который поднимал более чем одного человека в космос и первой программой полета без скафандров. Трехместный космический корабль.
• Владимир Михайлович Комаров — командир корабля.
Первые полеты человека доказали возможность длительного пребывания человека в космосе, а значит, и возможность дальних космических путешествий.
• 18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2.(СССР).
После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1», была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важной вехой советской лунной программы. Для выхода в открытый космос, в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104. В салоне Ту-104 был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, которое возникало во время полёта.
Этот полет доказал, что человек может работать в космическом пространстве в условиях невесомости, что делало возможным в будущем создание долговременных орбитальных станций.
• 1 марта 1966 — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. (СССР).
«Венера-3» — автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования планеты Венера. Ей не удалось передать данные о самой Венере, но были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца.
• 17 ноября 1970 — мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1(СССР).
«Луноход-1» — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луне. Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
• 19 апреля 1971 — запущена первая орбитальная станция Салют-1. (СССР).
ОКС «Салют» (Долговременная орбитальная станция)- первая космическая станция, выведенная СССР на орбиту, 19 апреля 1971 года.
Станция была отправлена на Байконур в феврале 1971 г., а закончила свою работу 11 октября 1971 года, пробыв на орбите 175 (179,93 дней?) суток.
• 20 февраля 1986 — вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир.
Мир («Салют-8») — советская (позднее российская) орбитальная станция, представлявшая собой сложный научно-исследовательский комплекс.
В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.
Всего на станции работали 104 космонавта из 12 стран.
Работа орбитальных станций сопровождалась серьезными научными исследованиями:
изучение атмосферы, что позволяет более точно прогнозировать погоду, извержение вулканов,
землетрясения и др.; изучение ресурсов Земли, поиск полезных ископаемых; изучение влияние космоса на здоровье человека; влияние активности Солнца на процессы на Земле и многое другое.
Приложение 2
«Что представляла из себя Земля в 2017 году, к которому относится наш рассказ?
На всей Земле было одно начало: конгресс, состоящий из выборных представителей от всех государств. Он существовал уже более 70 лет и решал все вопросы, касающиеся человечества. Войны были невозможны. Недоразумения между народами улаживались мирным путем. Армии были очень ограничены. Скорее это были армии труда. Население при довольно счастливых условиях в последние сто лет утроилось. Торговля, техника, искусство, земледелие достигли значительного успеха. Громадные металлические дирижабли, поднимающие тысячи тонн, сделали сообщение и транспорт товаров удобными и дешевыми.
В особенности были благодетельны самые громадные воздушные корабли, сплавлявшие по течению ветра почти даром недорогие грузы, как дерево, уголь, металлы и т.п. Аэропланы служили для особенно быстрых передвижений небольшого числа пассажиров или драгоценных грузов; употребительнее всего были аэропланы для одного или двух человек.
Мирно шествовало человечество по пути прогресса. Однако быстрый рост населения заставлял задумываться всех мыслящих людей и правителей.
К.Э. Циолковский из книги «Вне Земли».
Приложение 3 (тест на закрепление)
1 вариант
Продолжи предложение:
А) «мир», «Вселенная», «мироздание» в переводе на греческий звучит-------------------------------------------------------.
Б) Первый полет человека в космос состоялся------------------------------------------(дата).
В) Первым в открытый космос вышел космонавт---------------------------------------------------.
Г) В 1957 году был запущен первый---------------------------------------------------------------------.
Д) Советский ученый- конструктор, создатель космических ракет--------------------------------------------------------------.
2 вариант
Продолжи предложение:
А) теория и практика полетов за пределы стратосферы называется-------------------------------------------------------------.
Б) Имя первой женщины – космонавта-----------------------------------------------------------------------------------------------------.
В) Белка и Стрелка - это---------------------------------------,которые----------------------------------------------------------------------.
Г) Первого человека Земли, совершившего полет в космос звали-----------------------------------------------------------------.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"
Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...
Внеклассное мероприятие, посвященное дню российской космонавтики
Внеклассное мероприятие, посвященное дню космонавтики...
План-конспект урока истории на тему: "50 лет советско-российской космонавтике" (9, 11 кл.)
План-конспект...
Великая Отечественная война в зеркале советской и российской нумизматики
Цифровой образовательный ресурс. Рассматривает Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.) через призму памятных и юбилейных монет отчеканенных в период с 1965 по 2005 гг.В работе раскрываются следующ...
История развития космонавтики
в помощь учителю...
История развития плавания. Достижение советских пловцов на международной арене.
На формирование современных спортивных способов плавания и разработку программы крупнейших международных соревнований понадобилось в общей сложности около 70 лет. В 1908 г. была основана международн...
История развития космонавтики
История покорения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное п...