Россия и Священный союз. Тайные общества 10 класс История
презентация к уроку по истории (10 класс)

Россия и Священный союз. Тайные общества 10 класс История

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия и мир в конце XVIII - XIX в. Россия и Священный союз. Тайные общества 10 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Война за независимость в Северной Америке (повторение + задание). Б) Великая французская революция и её последствия для Европы (повторение + задание ). В) Европа и наполеоновские войны (повторение + задание). Г) Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Изучение нового материала: А) Священный союз: система безопасности для монархов. Б) Внутренняя политика Александра I . В) Тайные общества и самодержавие. 3. Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел VI «россия и мир в конце XVIII - XIX в.». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение истории России и священного союза. Организации тайных обществ. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу ЕГЭ, решу впр . Повторение ранее изученного материала Война за независимость в Северной Америке (повторение + задание ). XVIII в. Ознаменовался ростом масштабов иммиграции в заокеанские колонии Англии, особенно в Северную Америку. Этому способствовали массовое обезземеливание крестьянства в Англии, разорение ремесленников из-за начавшегося промышленного переворота, тяжёлого положения в Ирландии, где голод только в 1741г. Унёс жизни более 400 тыс. человек. Война за независимость в Северной Америке 1775—83, революционная, освободительная война 13 английских колоний в Северной Америке против английского колониального господства, в ходе которой было создано независимое государство — Соединённые Штаты Америки. Война за независимость была подготовлена всей предшествующей социально-экономической историей колоний. Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, рассматривавшей колонии как источник сырья и рынок сбыта.

Слайд 4

Война за независимость в северной америке Повторение ранее изученного материала 10 мая 1775 открылся 2-й Континентальный конгресс, в котором преобладающее влияние получило радикальное крыло буржуазии. Конгресс предложил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей. Были организованы регулярные вооружённые силы. Главнокомандующим стал Дж. Вашингтон (15 июня 1775). 4 июля 1776 Континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости, автором которой был Т. Джефферсон . Декларация объявляла об отделении 13 колоний от метрополии и образовании независимого государства — Соединённых Штатов Америки (США). Она была первым в истории государственно-правовым документом, формально провозгласившим суверенитет народа и основы буржуазно-демократических свобод. Важнейшими мероприятиями явились постановления о конфискации собственности лоялистов (1777), а также земель короны и государственной англиканской церкви. Военные действия в 1775—78 развернулись главным образом на С. страны. Английское командование стремилось подавить сопротивление в Новой Англии, являвшейся центром революционного движения. Экспедиция американцев с целью захвата Канады не достигла намеченной цели. Американцы осадили Бостон и заняли его 17 марта 1776. Однако в августе 1776 английский командующий У. Хоу нанёс тяжёлое поражение войскам Вашингтона при Бруклине и 15 сентября занял Нью-Йорк. В декабре английские войска нанесли новое серьёзное поражение американцам под Трентоном . Правда, Вашингтону вскоре удалось взять Трентон и разбить английский отряд у Принстона 3 января 1777, но положение американской армии всё ещё оставалось тяжёлым. Война за независимость была буржуазной революцией, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского национального государства.

Слайд 5

Война за независимость в северной америке Повторение ранее изученного материала 1 . Причины конфликта между колониями и метрополией (указать не менее 3) 2.Сколько английских колоний появилось в Северной Америке? 3. Бунт, который стал поводом к войне за независимость? 4 . В каком году состоялся первый Континентальный конгресс ? Итоги 5 . Кто командовал армией колонистов? 6 . В каком году принята Декларация независимости? Кто является автором? Содержание 7 . Переломный момент в ходе войны за независимость. Год, итоги 8 . Битва под Йорктауном . Год, итоги 9 . Мирный договор. Что провозгласил?

Слайд 6

Великая французская революция и её последствия для европы Повторение ранее изученного материала К концу XVIII в. в о Франции созрели социально-экономические условия для буржуазной революции. В Париже насчитывалось около 300 тыс. мануфактурных рабочих и ремесленных. В то же время в стране сохранялось феодально-абсолютистские порядки. Из более чем 25-миллионного населения Франции 98% составляло третье сословие, не имеющее никаких политических прав. Расточительность королевского двора истощала казну. Неурожай 1788 г. И спад в экономике обездолили налогоплательщиков.

Слайд 7

Великая французская революция и её последствия для европы Повторение ранее изученного материала

Слайд 8

Великая французская революция и её последствия для европы Повторение ранее изученного материала

Слайд 9

Великая французская революция и её последствия для европы Повторение ранее изученного материала 1. Некоторые исследователи Французской революции считают, что диктатура якобинцев являлась нарушением Декларации прав человека и гражданина. Укажите факты, подтверждающие эту точку зрения. 2. Как вы понимаете выражение: «Революция…пожирает собственных детей»? 3. Оцените значение Великой французской революции для истории Франции и мировой истории.

Слайд 10

Европа и наполеоновские войны Повторение ранее изученного материала К началу XIX в. французы уже хозяйничали на территории ряда современных государств — Бельгии, Люксембурга, Голландии, Швейцарии, части Германии и Италии. Продолжая захватническую политику, Наполеон в 1800 г. нанес поражение Австрии, заставил ее признать все французские завоевания и выйти из войны. Из великих держав борьбу против Франции продолжала одна Англия. Она располагала самой развитой промышленностью и самым сильным флотом, но сухопутная армия англичан была слабее французской. Поэтому она нуждалась в союзниках для продолжения борьбы с Наполеоном. В 1805 г. на союз с Англией пошли Россия и Австрия, обладавшие крупными сухопутными силами и обеспокоенные завоевательными планами Франции.

Слайд 11

Европа и наполеоновские войны Повторение ранее изученного материала

Слайд 12

Европа и наполеоновские войны Повторение ранее изученного материала Направления внешней политики Цели и задачи Основные события Итоги и значение Заполнить таблицу «Внешняя политика Наполеона»

Слайд 13

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Правление Павла I . Девятый император всероссийский Павел I Петрович (Романов) родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был император Петр III (1728-1762), родившийся в германском городе Киле, и получивший при рождении имя Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский .

Слайд 14

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Незавершённые преобразования Александра I . Возмущенный действиями союзников. Павел I вышел из антифранцузской коалиции и начал подготовку к войне с Англией. Однако в результате заговора, инициированного недовольной императором знатью и английской агентурой, Павел был убит. На престол вступил его сын Александр I . Новый император начал своё царствование как сторонник политики Екатерины Великой и идей Просвещения. Он восстановил вольности из ссылки людей, подвергнутых немилости Павел I , отменил жёсткую регламентацию повседневной жизни, одежды. По указанию Александр I была расширена сеть университетов, получивших гарантии невмешательства властей в их внутренние дела. По желанию императора был разработан проект реформ, реализации которых привела бы к превращению России в конституционную монархию с системой разделения властей.

Слайд 15

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Отечественная война 1812 г.

Слайд 16

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Венский конгресс и его итоги

Слайд 17

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Задания для закрепления и рекомендации: Задание №1 https://soc-ege.sdamgia.ru : Кто из указанных военачальников прославился в Отечественной войне 1812 г.? 1) В. А. Корнилов 2) П. И. Багратион 3) Ф. Ф. Радецкий 4) А. В. Суворов

Слайд 18

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Задание №2 https://soc-ege.sdamgia.ru : Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г, и Заграничного похода русской армии 1813—1814 гг.? 1) завоевание Россией выхода к Азовскому морю 2) вхождение в состав Российской империи Царства Польского 3) завоевание Россией выхода к Чёрному морю 4) вхождение в состав Российской империи части Крымского полуострова

Слайд 19

Россия в начале XX в. Отечественная война 1812 г. Повторение ранее изученного материала Задание №3 https://soc-ege.sdamgia.ru : Рассмотрите схему и выполните задание Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) 4 августа сразу же после вручения ноты с объявлением войны начались боевые действия против России. 2) Вторжение Великой армии в пределы Российской империи началось с переправы по наведённым мостам через пограничный Неман. 3) План неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен. 4) Одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили как свою победу и празднуют до сих пор, имея на то основания. 5) Военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет. 6) В результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения заняла Москву без боя.

Слайд 20

Изучение нового материала Священный союз: система безопасности для монархов . В Европе постепенно устанавливался новый международный порядок, к сохранению которого стремились ведущие державы. С этой целью в Париже 26 сентября 1815 года российским императором Александром I, императором Францем I Австрийским и королем Фридрихом Вильгельмом III Прусским был подписан договор о создании Священного союза. К нему впоследствии присоединились практически все монархи Европы за исключением Великобритании и Османской империи. Священный союз стал для европейских держав гарантом незыблемости решений Венского конгресса и установил новый международный порядок, который вылился в Венскую систему международных отношений. Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2317473.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM .

Слайд 21

Изучение нового материала Внутренняя политика Александра I . Второй период царствования Александра I (1815–1825 гг.) в исторической литературе принято считать консервативным, отождествлять с понятием «аракчеевщина» (время политической реакции). Однако после победы в войне с Наполеоном, когда реформаторские намерения императора совпадали с ожиданием перемен в среде свободомыслящего дворянства и крестьян, отстоявших Родину в борьбе с врагом, сложились условия для осуществления преобразований. Одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому. Перемены во внутренней политике царя были связаны с его боязнью разделить участь Павла I, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян. Он не нашел поддержки своим замыслам, в подавляющей массе помещики не хотели либеральных преобразований. Победа над Наполеоном усилила позиции России, дворяне не понимали, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки. В проведении реформ Александр I опирался только на узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Помешала осуществлению реформ сложная внешнеполитическая обстановка. Россия вынуждена было вести постоянные войны, причем на нескольких направлениях одновременно: коалиционные войны 1805–1807 гг., русско-шведская война 1808–1809 гг., война с Турцией 1806–1812 гг., война с Персией 1804–1813 гг., Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813–1814 гг. Немалую роль в отказе от реформ играли и личные качества императора − неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму. Имела значение и противоречивость общего замысла преобразований: сочетать либеральные реформы с сохранением основ самодержавного строя, освобождение крестьян с интересами большинства дворян было невозможно. Хотя многие реформаторские начинания царя не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований подготовили почву для экономического и политического реформирования России во второй половине XIX в. https://foxford.ru/wiki/istoriya/vnutrennyaya-politika-aleksandra-i-v-1815-1825-gg

Слайд 22

Изучение нового материала Тайные общества и самодержавие. Возникновение в 1821–1822 гг. дворянских тайных обществ с программами общественного переустройства – Южного общества во главе с П.И.Пестелем , разработавшим проект республиканской конституции для России и Северного общества во главе с Н.М.Муравьевым , автором «Конституции», по которой Россия провозглашалась конституционной монархией. ( Источник информации - портал История.РФ , https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/obrazovaniie-sieviernogho-i-iuzhnogho-obshchiestva ) ПЕРВЫЕ ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ Первое тайное общество, «Союз спасения» (или Общество истинных и верных сынов Отечества), возникло в 1816 году. Во главе его стояли молодые офицеры Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и другие. В 1818 году они же основали новое, более многочисленное общество – «Союз благоденствия», в которое входило не менее двухсот членов. «Союз благоденствия» имел руководящий орган – Коренную управу. В 1821 году Коренная управа объявила о самороспуске Союза, хотя его руководители не намеревались прекращать революционную деятельность, а лишь стремились таким образом избавиться от ненадежных и случайных членов Союза. Характерной чертой созданной вскоре новой тайной организации было структурное деление ее на две части: Северное общество, опиравшееся на столичные воинские части, и Южное общество, основой которого стали полки 2-й армии, стоявшей на Украине. Другой особенностью нового этапа движения будущих декабристов стала разработка программы действий на будущее, естественно, при условии победы восставших. Сразу же обнаружились разногласия в том, какой должна быть Россия. «Русская правда» – программа признанного лидера Южного общества полковника П. И. Пестеля – предусматривала установление диктатуры Временного верховного революционного правления типа военной хунты, причем Пестель явно отводил себе роль верховного диктатора. Новый орган власти вводил конституцию, согласно которой Россия становилась унитарной республикой с однопалатным законодательным собранием – Народным вечем, и Державной думой – своеобразным советом, каждый из пяти членов которого выполнял функции главы государства и правительства в течение одного года. Контрольные пожизненные функции принадлежали Верховному собору, надзиравшему за соблюдением конституции. Эта конституция гарантировала всем гражданам России основные гражданские свободы, в том числе свободу от крепостной зависимости. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008 http://storyo.ru/empire/140.htm (Источник информации - портал История.РФ , https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/obrazovaniie-sieviernogho-i-iuzhnogho-obshchiestva)

Слайд 23

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 1 https://hist-ege.sdamgia.ru/problem?id=3972 Прочтите отрывок из исторического источника. «Наконец, Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России. Правительство само произнесло слова: "Свобода, освобождение". Само рассевало сочинение о злоупотреблении неограниченной власти Наполеона, и клик русского монарха огласил берега Рейна и Сены. Ещё война длилась, когда ратники, возвратясь в дома, первые разнесли ропот в классе народа. "Мы проливали кровь, говорили они, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа..." Тогда-то стали говорить военные: "Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?". ...А как ропот народа, от злоупотребления властей происшедший, грозил кровавою революцией, то тайные общества вознамерились отвратить меньшим злом большее и начать свои действия при первом удобном случае...» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Одной из главных целей движения военных, упоминаемого в отрывке, была отмена крепостного права. 2) Русский монарх, упоминаемый в отрывке, — это Николай I. 3) Автор воспоминаний отрицательно относится к настроениям, распространявшимся в среде военных после окончания войны с Наполеоном. 4) Все участники движения военных, упоминаемого в отрывке, по своим политическим взглядам были республиканцами. 5) Участниками тайных обществ, упоминаемых в отрывке, были И. И. Пущин и К. Ф. Рылеев. 6) Одними из первых тайных обществ, о которых говорится в отрывке, были Союз спасения и Союз благоденствия.

Слайд 24

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 2 https://hist-ege.sdamgia.ru/problem?id=3972 Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Прочтите отрывок из статьи учёного. «Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления. Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. Российский император стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних — душа австрийского министерства и всей монархической реакции. Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции — тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия. По низложении <…> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипломатические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом. С этою целью созван был конгресс в Ахене , на котором по настоянию императора российского признано право вмешательства во внутренние дела соседственной державы в случае изменения существующего в ней порядка. В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопечатания и тайных обществ, против восстановления в Испании нарушенной королём конституции кортесов. Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неаполитанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского». Показать другие задания к этому тексту

Слайд 25

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 19 «Внешняя политика Александра I . Отечественная война 2012 года», а также решать задания на сайте РЕШУ ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru/ . Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. С. 359 ( § 52) РЕШУ ЕГЭ История // https://soc-ege.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https://resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Слайд 26

Для журнала дз Материалы по теме: Урок 08 https://resh.edu.ru; материалы к уроку на nsportal.ru; § 52, С. 359 в учебнике; Д/З Работа над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.

Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...

Повторение по курсу Россия в XVI-XVII веках 7 класс ИСТОРИЯ

Повторение по курсу Россия в XVI-XVII веках 7 класс ИСТОРИЯ...