Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3» г. Улан-Удэ
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла Протокол №_______ от «_____»_______________2019 г. _________________ | Согласовано Зам. директора по УВР __________________ Яковлева С.Б. | Утверждено Директор МБОУ «ВСОШ №3» _________________ Шулунова Л.В. Приказ № _______ от «_____»_______________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории р
учебный предмет
2019 – 2020 учебный год р
учебный год
10 класс (1 час в неделю) ш
класс, количество часов в неделю
Составил:
Намжилон Анна Яковлевна,
учитель истории и обществознания
высш.кв.категории
г. Улан-Удэ
2019 г.
Пояснительная записка
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3» согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» № 273 гл.11 ст.80 п.4, приказа Минюста РФ № 61, Минобрнауки РФ №70 от 27.03.2006 г. «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», ст. 112 УИК РФ «Общее образование осужденных к лишению свободы», Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р, осуществляет обучение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, реализует программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Особенность школы при пенитенциарном учреждении состоит в том, что её ученики существуют как бы в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это ученики. В школе обучаются совершеннолетние граждане, нарушившие закон, люди с девиантным поведением. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего и среднего (полного) общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Школа реализует образовательные программы с учетом возрастных особенностей, жизненного и производственного опыта, требований режима содержания осужденных, а также специфических особенностей делинквентной личности. К специфическим особенностям обучающихся осужденных можно отнести следующие черты:
- возраст старше 18 лет;
- низкий уровень сформированности у обучающихся базовых системных знаний и навыков, познавательных способностей;
- педагогическую запущенность обучающихся (отсутствие устойчивой мотивации к обучению, наличие длительных перерывов в обучении);
- различные формы протеста в виде агрессии и нигилизма;
- психические отклонения;
- наличие социально опасных инфекционных заболеваний (таких как ВИЧ, гепатит, туберкулез, сифилис и др.);
- низкий уровень общего развития;
- возрастные различия обучающихся;
- ограничение времени на обучение осужденных сроком исполнения наказания;
- педагогически неблагоприятное окружение, состояние физической и психической усталости обучающихся.
Тем не менее, среди осужденных всё чаще встречаются лица, которые осознанно пришли учиться в школу. У таких обучающихся, несмотря на низкий уровень сформированности базовых системных знаний и навыков, познавательных способностей имеется положительная мотивация к обучению.
Основная образовательная программа школы предусматривает достижение следующих результатов образования у обучающихся осужденных:
- личностные результаты: коррекция (переосмысление) осужденными моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к учению, сформированность умения учиться;
- метапредметные результаты: освоение обучающимися осужденными в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
- предметные результаты: освоение обучающимися осужденными в ходе изучения предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход в сочетании с основными принципами пенитенциарной педагогики - индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, его доступность, систематичность, наглядность, активность обучения осужденных.
Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы обучения являются:
- Принцип целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание обучающимся разнообразных связей между его объектами и явлениями.
- Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно.
- Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей обучающихся осужденных. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию осужденного
- Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал взрослому школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД (универсальных учебных действий).
Настоящая рабочая программа основана на Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ 2006 г. и авторской программе А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, (М., Русское слово, 2018 г.).
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник «История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций» (А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Москва). «Русское слово», 2018 г. Методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2011, тесты по истории России Саяпина В.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2011.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Курс «История с древнейших времён до конца XVI века отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до конца XVI века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.
Методической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.
Основными задачами данного курса являются:
- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
- обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
- формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно - следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- осознание учащимися места России и истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
- воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
- формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
- воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
- Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Данная программа обеспечивает изучение курса – «История. Россия и мир с древнейших времен до конца XVI века» учащимися 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно-тематический план.
Урок (№) | Наименование раздела и тем | § | Дата |
Раздел 1. Пути и методы познания истории. | |||
1 | Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Россия во всемирной истории. | §1-3 | |
Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации. | |||
2 | У истоков рода человеческого. | §4 | |
3 | Государства Древнего Востока. | §5 | |
4 | Культура стран Древнего Востока. | §6 | |
5 | Цивилизация Древней Греции. | §7 | |
6 | Древнеримская цивилизация. | §8 | |
7 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации. | §9 | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по Разделу 1 и 2. | §1-9 | |
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века. | |||
9 | Европа в эпоху раннего Средневековья. | §10 | |
10 | Рождение исламской цивилизации. | §11 | |
11 | Славяне в раннем Средневековье. | §12 | |
12 | Образование Древнерусского государства. | §13 | |
13 | Расцвет Древней Руси. | §14 | |
14 | Социально-экономическое развитие Древней Руси. | §15 | |
15 | Политическая раздробленность Руси. | §16 | |
16 | Культура Руси X-начала XIII века. Зарождение русской цивилизации. | §17 | |
17 | Католический мир на подъёме. | §18 | |
18 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. | §19 | |
19 | Монгольское нашествие на Русь. | §20 | |
20 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. | §21 | |
21 | Западная Европа в XIV-XV в.в. | §22 | |
22 | Европейская культура, наука и техника в Средние Века. | §23 | |
23 | Мир за пределами Европы в Средние века. | §24 | |
24 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. | §25 | |
25 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. | §26 | |
26 | Междоусобная война на Руси. | §27 | |
27 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Русь, Европа и Азия в Средние века». | §10- 27 | |
Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV-XVI) | |||
28 | На заре новой эпохи. | §28 | |
29 | Западная Европа: новый этап развития. | §29 | |
30 | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе. | §30 | |
31 | Образование Русского централизованного государства. | §31 | |
32 | Правление Ивана IV Грозного. | §32 | |
33-34 | Культура и быт России в XIV-XVI в.в. | §33 | |
35 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV-XVI)». |
Раздел 1. Пути и методы познания истории.
Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.
Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации.
Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья. Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.
Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.
Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века.
Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно - культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян.
Финно-угорские, балтийские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.
Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.
Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.
Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.
Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управ- ления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.
Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов.
Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.
Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV-XVII век).
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.
Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I.
Василий П. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.
Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва— третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
- Знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
- Уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Контрольно-измерительные материалы.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Календарно-тематическое планирование «История с древнейших времён до XVII века» 10 класс
№ урока | Тема урока | Элементы минимального содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | № § | Дата урока |
РАЗДЕЛ 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ. | |||||
1 | Этапы развития исторического знания Основы исторической науки Россия во всемирной истории | Понятие история, сущность исторического пространства, его эволюция, проблемы философии истории. Роль и место истории в системе гуманитарных наук, теоретико-методологические подходы к осмыслению истории. Роль и место России в мировом развитии. Характер протекания исторических процессов в России. | Уметь характеризовать периоды в развитии исторических процессов, проводить поиск информации, сравнивать исторические оценки событий. Развивать умение анализировать исторический источник и информацию, уметь различать исторические факты и мнения. Знать особенности развития нашей страны, характеризовать роль православия в истории, уметь составлять логическую таблицу. | § 1-3 | |
РАЗДЕЛ 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ. | |||||
2 | У истоков рода человеческого | Сформировать обобщённые представление об антропо-. социо- и политогенезе, об основных особенностях первых цивилизаций. Сущность и значение неолитической революции. | Ознакомить с представлениями о предцивилизационной стадии развития человечества, , зарождении и развитии общества, возникновении государства. | § 4 | |
3 | Государства Древнего Востока | Влияние природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока Архаичные цивилизации Древнего Востока. | Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. | § 5 | |
4 | Культура Древнего востока | Социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. | Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную иерархию древнего восточного общества. | § 6 | |
5 | Цивилизация Древней Греции | Зарождение античной цивилизации. От «тёмных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. | Знать причины, последствия и значение великой греческой колонизации, особенности цивилизации Древней Греции. Уметь сравнивать Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса | § 7 | |
6 | Древнеримская цивилизация | Цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н. э. Римская империя. Кризис римского общества | Определять хронологические рамки значимых событий. Уметь раскрыть сущность античного рабства и его роли и развитии цивилизации Древнего Рима. | § 8 | |
7 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Формирование научного мышления в древности. | Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам. Знать сущность концепции осевого времени. Уметь раскрывать важнейшие особенности мифологической картины мира, содержание мифов. | § 9 | |
8 | Обобщение раздела № 2 «От первобытности к цивилизации» | Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима | Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам. | ||
РАЗДЕЛ 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. | |||||
9 | Европа в эпоху раннего Средневековья | Причины и волны вторжения варварских племён на территорию Римской империи. Падение Рима. Раннесредневековые государства германских племён. | Знать и понимать связь между нашествием варваров и падением империи. Уметь читать историческую карту. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения. | § 10 | |
10 | Рождение исламской цивилизации | Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабско-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества. | Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, выявлять сходства и различия. | § 11 | |
11 | Славяне в раннем Средневековье | Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность. Место славян среди индоевропейцев. | Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках | § 12 | |
12 | Образование Древнерусского государства | Причины и этапы образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Суть спора между норманистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси | Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. | § 13 | |
13 | Расцвет Древней Руси | Характер Древнерусского государства в IX – XI вв, суть лествичной системы передачи княжеской власти и её противоречия. | Составлять биографические справки, характеристики деятельности исторических личностей. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. | § 14 | |
14 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию. | Уметь рассказать об исторических событиях и их участниках. | § 15 | |
15 | Политическая раздробленность Руси | Дискуссии по проблеме причин раздробленности Древнерусского государства. | Излагать собственное суждение о причинно-следственных связях исторических событий. Определять и объяснять своё отношение к данным подходам. | § 16 | |
16 | Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации | Языческая культура. Контакты с культурами Запада и Востока. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси. История Русской православной церкви. | Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства. | § 17 | |
17 | Католический мир на подъеме | Крестовые походы. | Уметь составлять логические таблицы. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное. | § 18 | |
18 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | Влияние Византии на российскую цивилизацию .Значение Византии для мировой истории. | Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. | § 19 | |
19 | Монгольское нашествие на Русь | Образование Монгольского государства. | Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси. | § 20 | |
20 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | Сущность и проявление владычества на Руси. Православная церковь в период татаро-монгольского ига. | Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий. | § 21 | |
21 | Западная Европа в XIV – XV вв. | Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XVI вв. | Знать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию сущности феодализма. | § 22 | |
22 | Европейская культура, наука и техника в Средние века | Сословно-корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Этапы и особенности экономической, политической, социальной сфер средневекового европейского общества. | Уметь сравнивать исторические источники, выявлять их сходства и различия. | § 23 | |
23 | Мир за пределами Европы в Средние века | Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии, Японии в Средние века. | Знать об особенностях государственности Средних веков, формах и этапах её эволюции. | § 24 | |
24 | Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы. | Причины и предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. | Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.Работать с картой. | § 25 | |
25 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. | Уметь раскрывать сущность исторического события. Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и причины возвышения Москвы. | § 26 | |
26 | Междоусобная война на Руси | Феодальная война. Зарождение национального самосознания на Руси | Знать причины противостояния и феодальной войны. Уметь оценивать итоги феодальной войны. | § 27 | |
27 | Обобщение раздела № 3 «Русь, Европа и Азия в средние века» |
| Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. | ||
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.) | |||||
28 | На заре новой эпохи. | Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. | § 28 | |
29 | Западная Европа: новый этап развития. | Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. | Уметь объяснять процессы развития государств. Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. | § 29 | |
30 | Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе . | Религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. Первая буржуазная революция в мире. | Знать причины религиозных войн. Знать основные революции изучаемого периода. Понимать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв. Уметь выявлять причины революций. | § 30 | |
31 | Образование Русского централизованного государства. | Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. | Знать политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. | § 31 | |
32 | Правление Ивана IV Грозного | Реформы Избранной рады. Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация. | Уметь объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным, характеризовать реформы Избранной Рады. Знать и понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья. | § 32 | |
33-34 | Культура и быт России в XIV – XVI вв. | Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества.. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. | Знать специфику развития культуры Руси данного периода. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. | § 33 | |
35 | Обобщение раздела № 4 «Русь, Европа и Азия в средние века» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...