«Россия в эпоху преобразований Петра I»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Старикова Ирина Дмитриевна

Урок разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, по главе I «Россия в эпоху преобразований Петра I» учебника История России, 8 класс. Авторы: Н.М. Арсеньева, А.А Данилов.

Сменяемость видов деятельности положительно влияет на ученика, который не утомляется. Применяются эффективные образовательные технологии: Прием «Да-нетка» (наводящие вопросы), «Инсерт» (ручки с разноцветной пастой), «Жокей и лошадь» (найти соответствующие пары), «Рядом с художником (портреты и картины), «Ромб ассоциаций» (составление схемы). В итоге оформляется стенд эпохи Петра I (инсталляция эпохи Петра I)

Применяются приемы педагогической техники: принцип открытости, деятельности, обратной связи. Для повышения интереса к предмету в начале урока ставится привлекательная цель, используется дидактический метод «Лови ошибку», пресс – конференция, повторяем с контролем

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Полуяновская СОШ»

Разработка урока истории

для участия в

инсталляции научно-исследовательских

и творческих работ педагогов

«Есть идея!»

автор:

учитель истории

Старикова Ирина Дмитриевна

Аннотация к  уроку

Урок разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, по главе I «Россия в эпоху преобразований Петра I» учебника История России, 8 класс. Авторы: Н.М. Арсеньева, А.А Данилов.

Сменяемость видов деятельности положительно влияет на ученика, который не утомляется. Применяются эффективные образовательные технологии: Прием «Да-нетка» (наводящие вопросы), «Инсерт» (ручки с разноцветной пастой), «Жокей и лошадь» (найти соответствующие пары), «Рядом с художником (портреты и картины), «Ромб ассоциаций» (составление схемы). В итоге оформляется стенд эпохи Петра I (инсталляция эпохи Петра I)

Применяются приемы педагогической техники: принцип открытости, деятельности, обратной связи. Для повышения интереса к предмету в начале урока ставится привлекательная цель, используется дидактический метод «Лови ошибку», пресс – конференция, повторяем с контролем

Урок повторения и систематизации знаний

«Россия в эпоху преобразований Петра I»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Форма урока:

повторительно-обобщающий урок

Цель урока: - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I», обобщить материал как систему знаний.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, умение работать в группе.

развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности: закономерности: анализировать.

Организационная часть урока

Ученики делятся на две группы. Два ученика работают отдельно: один из них в течение всего урока готовит выступление на мини-конференцию о том, что важного произошло в период правления Петра I. Данное задание может быть опережающим, дано заранее, чтобы ученик мог разобраться в событиях и датах, в течение урока укрепить знания и донести до учеников. Можно предложить тому, кто будет впоследствии сдавать ОГЭ по истории или участвовать в олимпиаде.

Второй ученик представляется секретарем, который готовит «Ромб ассоциаций» (в центре на ватмане прикреплена фотография Петра I. Вокруг него в виде схемы, записываются события, связанные с его периодом правления)

Вступительное слово учителя

Чтобы узнать, о ком сегодня будем говорить, рассматривать период правления, вы можете задать мне наводящие вопросы

Дети могут задавать примерно такие вопросы:

  • это уже император или ещё царь?
  • проводились ли реформы при этом правителе?
  • при этом правителе была Северная война?
  • указ о единонаследии был принят этим правителем?

В итоге дети говорят, что разговор идет о Петре 1.

Детям ставится привлекательная цель:

На парты раздаются тексты, в которых есть ошибки (каждой группе по одному тексту). В течение урока, ученики стараются исправить все ошибки по мере повторения материала, затем сдают учителю, или, при наличии времени, сверяют сами.

Реформы Петра Великого

Во время правления Петра I были проведены реформы, преобразившие Россию. Целью этих реформ было превращение страны в великую европейскую державу. Для достижения этой цели необходимо было получить выход к морям, а значит, требовались сильная армия, флот и деньги.

Первым делом Петр I ликвидировал стрелецкие полки и полки иноземного строя. Началось формирование регулярных полков на основе рекрутской повинности. Образцом для других полков служили Преображенский и Семеновский полки.

Служба государю была поставлена выше знатного происхождения. Введя в 1714 году “Табель о рангах”, Петр I разделил всех служилых людей на 14 рангов или чинов. Всякий получивший чин шестого класса становился потомственным дворянином.

Для обеспечения регулярного поступления денег в казну Петр I провел перепись населения. Вместо прежней подушной подати все население платило единую подворную подать.

Вместо Боярской Думы в 1708 году был учрежден совет высших чиновников, получивший название Правительствующего Сената. Московские приказы Петр I заменил коллегиями. Президенты коллегий решали дела по своему усмотрению и подчинялись только императору. Для усиления местного аппарата власти страна была разделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на провинции.

Были приняты меры к ограничению прав духовенства и изъятию части церковных доходов. После смерти патриарха Никона царь не назначил ему преемника, а учредил Духовную Коллегию или Адмиралтейство, подчинив церковь самодержавной власти царя. Таким образом, при Петре I в России оформился абсолютизм.

Ошибки: 

  1. Петр I ликвидировал только стрелецкие полки.
  2. “Табель о рангах” была введена в 1722 году.
  3. Потомственное дворянство получали лица, дослужившиеся до чина 8 класса.
  4. Петр I заменил подворную подать подушной.
  5. Подать платили только мужчины.
  6. Правительствующий Сенат был создан в 1711 году.
  7. В коллегиях решения принимались коллективно.
  8. В петровское время было 8 губерний.
  9. Патриарх Никон жил в XVII веке, в петровское время патриархом был Адриан.
  10. Духовная коллегия была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, Адмиралтейство занималось делами морского флота.

Северная война

Чтобы вывести Россию в ранг европейских держав, необходимо было получить выход к незамерзающим морям. Для этого Россия должна была вступить в борьбу с сильными противниками: либо с Турцией, либо со Швецией. Азовские походы против Турции продемонстрировали неподготовленность России к войне. Попытка закрепиться на берегах Черного моря оказалась неудачной.

Для поиска союзников в войне со Швецией в 1699 году в Европу было отправлено Великое посольство. В ходе переговоров был заключен Северный союз против Швеции. Петр заручился поддержкой Пруссии, Дании и Австрии.

Северная война началась неудачно для союзников. Первое сражение под Нарвой в 1700 году из-за численного превосходства войск шведского короля Карла XII было проиграно русской армией. Однако неудачи не сломили Петра  I. Воспользовавшись тем, что Карл XII был занят борьбой с Пруссией и Австрией, русский царь восстановил боеспособность войск с помощью рекрутских наборов, переплавил колокола на пушки и уже через несколько лет праздновал первую победу, одержанную под Санкт-Петербургом.

Разделавшись с союзниками, Карл XII двинулся на Украину на соединение с войсками гетмана Мазепы. Шведы осадили Полтаву, где было много боеприпасов и провианта. 27 июня 1708 года произошла Полтавская битва, которая закончилась полной победой русского оружия, а Карл XII чуть не попал в плен.

Турецкий султан оказал поддержку шведскому королю и объявил России войну. Однако русская армия осуществила блестящий Прутский поход и вынудила турецкого султана подписать перемирие.

После одержанных русским флотом побед на Балтийском море Карл XII был вынужден подписать в 1725 году Ништадтский мир, по которому Россия получила огромную контрибуцию и обширное побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. Завершение Северной войны было отмечено пышными празднествами, а Петр I был провозглашен императором.

Ошибки: 

  1. Второй Азовский поход был удачным. Россия получила выход к Азовскому морю.
  2. Великое посольство отправилось в Европу в 1697 году.
  3. Главной целью посольства был поиск союзников в борьбе с Турцией.
  4. Союзниками России были Дания, Саксония и Речь Посполитая.
  5. Сражение под Нарвой не было первым сражением Северной войны, оно произошло после поражения Дании и неудачной осады Риги войсками Августа II.
  6. В сражении под Нарвой численное превосходство было на стороне русских войск.
  7. Первая победа русскими войсками была одержана в Прибалтике, а Санкт-Петербург начали строить в 1703 году.
  8. Полтавская битва произошла в 1709 году.
  9. Прутский поход был неудачным для русской армии.

10.Ништадтский мир был подписан после смерти Карла XII, в 1721 году.

Приступаем к работе в группах.

После каждого этапа на своем листе, каждый ученик ставит восклицательный знак разной пастой напротив номера этапа (красной – я это знал, синей – знал, но хорошо, что повторили, черной – не знал, нужно выучить)

1 этап

Прием «Жокей и лошадь» (у одной команды термины, у другой команды определения. Нужно найти соответствующие пары) Сами термины прицепить на стенд в хаотичном порядке после того, как нашлись пары и термины озвучены.

Абсолютизм

форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Также используется для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени.

Ассамблеи

бал, общественное собрание в эпоху Петра I.

Генерал-прокурор Сената

высшее лицо в центральной администрации, учрежденное Петром I в 1722 г. Глава Сената - "око государево". Стоял во главе прокуроров и фискалов.

Коллегия

Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный распорядительный орган.

Кунсткамера

в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллеккций редкостей и места их хранения.

Мануфактура

капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике. Существовали с середины XVI в.

Меркантилизм

экономическая политика раннего периода становления индустриального общества. Она представляла собой активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, была основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции, расширении зоны отечественного капитала за границей.

Петровское барокко

архитектурный стиль эпохи с характерной для него типичностью, торжественностью, причудливостью форм.

Подушная подать

основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.

Посессионные крестьяне

государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях.

"Потешные войска"

военные отряды, созданные Петром в селах Семеновском и Преображенском, составившие позднее основу русской регулярной армии.

Приписные крестьяне

дворцовые и государственные крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, то есть были прикреплены (приписаны) к ним.

Протекционизм

экономическая политика государства, имеющая целью ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путем введения новых пошлин на ввозимые товары. Используется также ограничение или полный запрет ввоза определенных товаров, другие меры. Система протекций, покровительства при устройстве чьих-либо дел.

Святейший Синод

(Духовная коллегия) - высший орган управления церковью в Российской Империи, учрежденный в 1718 г.

Сенат

 Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Фискал

государственный чиновник в России в начале XVIII в., осуществлявший надзор за административно-финансовой и судебной деятельностью правительственных учреждений и должностных лиц.

 

2 этап - «Повторяем с контролем»

Группы составляют вопросы по количеству участников и затем одна группа задает вопросы другой. Правильный ответ жетон группе (в конце этой работы жетоны прицепляют на стенде рядом с терминами).

Не забываем ставить восклицательные знаки

3 этап – «Рядом с художником»

(группам предлагается презентация картин и портретов, они должны определить, кто это и событие, с ним связанное или узнать событие)  (Презентация прилагается.)

Если группы не справляются с заданием, возможно использование учебника и интернет ресурсов.

Картины и портреты распечатаны и лежат отдельно. При рассказе детей, они берутся и показываются всем. Затем все они прикрепляются к стенду на стене к предыдущему материалу.

4 этап – «Историческое лото»

Командам даются карточки, на которых указаны события и карточки с датами. Нужно соединить пары и закрыть лото (не забываем ставить восклицательные знаки)

Стрелецкий бунт

Годы правления Петра I

Первый Азовский поход Петра I

Великое посольство в Европу

Северная война со Швецией

Петр I впервые в Европе ввел обязательный рекрутский набор, от которого освобождались только гражданские чиновники, духовенство и некоторые категории крестьян

Основание Санкт-Петербурга

Произошло Сражение при Лесной

Разделение России на губернии

Победа русских войск над шведами в Полтавском сражении. Следствием победы стало подписание Копенгагенского союзного договора

Учреждение Сената

Издание "Табели о рангах".

Указ о единонаследии

Петр I совершил Прутский поход. 8—9 июля 1711 г. у селения Станилешти произошло сражение между русской армией и турецким войском. В результате возникшей сложной для русской армии ситуации был заключен Прутский мирный договор.

Реформа административного управления. Россия разделена на 8 (затем на 11) губерний: Московскую, Санк-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Они в свою очередь разделялись на провинции (около 50), во главе которых стояли воеводы

Проведение подушной переписи и введение подушной подати

Морская победа русского флота при Гренгаме

Учреждение Синода

Петр I издал Указ о престолонаследии: царствующему императору предоставляется право произвольного назначения наследника

Перестройка органов центрального управления: прежние приказы заменены коллегиями, в состав каждой входят 11 членов. Судебная реформа: воеводы лишены судебных полномочий. Налоговая реформа

1698

1696 1725

1695

1697 1698

1700 1721

1703 –.

1705 –.

1708 –.

1708 –.

1708

1709

1711

1711

1714

1718 –.

1718 1724

1720 –.

1721

1722 –.

1722

 

Историческое лото в конверте прикрепляется тоже к стенду рядом с предыдущими материалами.

5 этап - «Мини-конференция» (ставится трибуна)

  • выступает первый ученик с «Ромбом ассоциаций» (схема прикрепляется к стенду к предыдущему материалу)
  • выступает ученик, которому в начале урока было дано задание подвести итог по периоду правления Петра I

(начинает словами «Считаю, что период правления…..)

6 этап – «Подведение итогов»

Обращаем внимание на оформленный в течение урока стенд

В группах подводятся итоги.

У кого большинство восклицательных знаков поставлены красной и синей пастой, можно поставить положительные оценки. И группа решает, кто активно работал и могут предложить оценку кому-то из одноклассников.

Учителю сдается исправленный текст, который был дан в начале урока с ошибками. Если есть время до конца урока, можно детям посмотреть ошибки, которые они должны были исправить. Если нет, обсуждают текст в начале следующего урока, уже после проверки учителем. Желательно сделать это на текущем уроке.

7 этап  - «Домашнее задание»

Готовимся к зачету по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I», используя записи, текст учебника.

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....

Контрольная работа по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I"

Контрольная работа для обучающихся 8 класса составлена к учебнику "История России" под редакцией А.В.Торкунова...

Контрольная работа по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Контрольная работа по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I»....