Новые технологии визуализации истории на уроках.
учебно-методический материал по истории
В статье представлен методический опыт применения эффективных технологий в целях визуализации учебной информации. Визуальная история – одно из самостоятельных направлений современного исторического знания, где объектом исследования является человек (социум, сословие, общество), а методом познания – совокупность приемов работы с визуальным источником (фотографией, открыткой, картиной, фильмом, вещью). В XXI веке визуальный источник оказывается более удобным и соответствующим духу времени инструментом для воссоздания картин прошлого. Кроме этого современные учащиеся относятся к «сетевому поколению», для которых получение визуальной информации стало естественным и неотъемлемым источником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление методического опыта | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые технологии визуализации истории на уроках.
Анализируя результаты ЕГЭ по истории я пришла к выводу, что проблемной группой заданий для школьников стали задания на работу с иллюстративным материалом (№№18,19). Например, для группы участников ЕГЭ, набравших от 61 до 80 баллов, наиболее трудным из всех заданий части 1 оказалось задание №19 с уровнем выполнения 65%. Для группы участников ЕГЭ, набравших от 81 до 100 баллов, оно тоже было одним из самых проблемных: уровень выполнения 75%. Отсюда возникла проблема: какие приемы, технологии необходимо мне использовать как учителю истории, чтобы ликвидировать данные пробелы (решить данную проблему).
Чтобы «прочитать» визуальный источник (произведение изобразительного искусства или архитектуры, фотографию или фильм) исследователю необходимы особые методики и технологии. Любой записанный текст рационализирован, тогда как визуальный источник обращен, прежде всего, к эмоциональному восприятию. В последнее время все большее распространение получает представление о человеке, как о носителе логики эмоций, пристрастий, впечатлений. И в связи с этим обращение к визуальным источникам особенно важно.
С визуальными реконструкциями прошлого ученики встречаются и в своей повседневной жизни вне школьного урока, смотря художественные исторические филь мы, публицистические телепрограммы и шоу, играя в компьютерные игры, посещая сайты Интернет и др.
Откликом на возрастание доли визуализированной исторической информации при организации изучения истории в школе стало включение в в экзаменационные работы ГИА и ЕГЭ специальных заданий, требующих анализа фотографий, плакатов, исторических картин, посвященных тем или иным событиям и персоналиям российской истории. (здесь иллюстративным рядом показать эти задания)
В то же время и задания олимпиадного уровня всегда включают в себя работу с символическими образами, изображениями и портретами, потому что это хороший показатель умения переводить имеющиеся знания из одной плоскости в другую, оперировать ими, анализировать, сравнивать и сопоставлять. Визуализация позволяет подключить все каналы восприятия информации и сделать картину восприятия более полной, яркой и запоминающейся.
У исторической науки есть определённая проблема с образами. Их традиционно мало в учебниках, на них традиционно мало времени на уроках, и они традиционно уходят на третий-четвёртый план. Отсюда возникает проблема как работать с образами на уроках истории: как работать с визуальными источниками, какие приемы , технологии существуют. Современные образовательные стандарты выдвигают ряд новых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в том числе умение анализировать изображения, самостоятельно осуществлять поиск информации различных типов, критически оценивать и интерпретировать ее.
Разработка моделей ученического анализа визуальных источников при изучении истории на разных ступенях школы стала в настоящее время одним из перспективных направлений развития современной методической науки. Знакомясь с работами по данному вопросу, я выделила для себя статью О.М. Хлытиной, к.п.н., профессора кафедры Отечественной истории НГПУ, «Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на школьных уроках истории». О.М. Хлытина в своей статье выделяет три основные стратегии изучения произведений искусства, посвященных историческим событиям и/или их участникам.
Первая стратегия – это реконструкция образов прошлого на основе произведений искусства.
Вторая стратегия – изучение произведений искусства в контексте истории культуры.
Третья стратегия предполагает критический анализ воплощенных в произведениях искусства авторских интерпретаций и оценок прошлого
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, важнейшей задачей которого является освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
Существуют различные технологии визуализации:
- Диаграмма Исикавы, или причинно-следственная диаграмма (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость»
- Коллажи из достопримечательностей.
- Печа – Куча (быстро сменяющие друг друга слайды)
- Облако слов, понятий и названий.
- Создание веб квестов
- Система оценки эффективности. Рубрикаторы – это система баллов, которая предъявляется учащемуся перед началом выполнения работы (задания).
В современной методике преподавания истории в школе появляются новые интересные технологии, которые помогают разнообразить урок и вовлечь учащихся в учебный процесс.
Из данных технологий я использую несколько. Применяя технологию Веб –квест, использую информационные ресурсы Интернета. В частности: http://www.museum.ru Портал «Архитектура России», http://www mhk.spb.ru Из фондов культуры: лаборатория учителя, http://www.belcanto.ru Товарищество Передвижных Художественных Выставок, История в лицах http://www.tphv.ru, http://www.artfrance.ru Портал «Культура России».
Технология кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, что немаловажно, он позволяет оживить «повесть временных лет» образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
Это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Значение слова «кроссенс» – это «пересечение смыслов», по своей сути он аналогичен со словом «кроссворд», которое с английского языка переводится как «пересечение слов». Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Картинки расставлены таким образом, что каждая картинка имеет смысл с предыдущей и последующей, а центральная связывает сразу несколько картинок. Главной задачей школьника найти ассоциативную связь между соседними картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинным
Таким образом, создаётся образ эпохи или какого-либо явления – революции, например. Он собирается из множества визуальных и воображаемых образов, складывающихся подобно мозаике в оригинальный прихотливый узор. Причем у каждого этот узор получится особенным. Если десяти людям предложить в небольшом тексте заменить каждое слово картинкой, то ни один коллаж не повторится. В этом также кроется специфика использования образов. Безусловно, при грамотном подходе, подобные сюжетные и глобальные образы могут иметь огромный воспитательный и образовательный эффект. Активно используются произведения живописи, скульптуры, архитектуры.
Технологию кроссенс использую на разных этапах урока, а также на разных типах урока. Для формулировки темы и цели урока: для формулировки темы и цели урока, для обобщения и закрепления материала, для организации групповой работы.
На уроках по основам православной культуры учащимся предлагаются картины известных художников, скульптурные изображения. Необходимо составить кроссенс по теме «Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и Святой благоверный князь Дмитрий Донской»
Данный вид работы развивает метапредметные умения и навыки
- Коммуникативные: работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
- Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых технологий обучения (ИКТ) на уроках физической культуры
В настоящее время педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к рабо...
Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».
Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....
Статья "Графическая визуализация информации на уроках истории и обществознания"
В статье рассматриваются приемы графической визуализации информации на уроках истории и обществознания....
Использование новых технологий (мультимедийного оборудования) на уроках английского языка
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучен...
Технологии визуализации обучения на уроках математики.
В документе рассматриваются технологии визуализации обучения, которые можно применять на всех уроках....
Технология визуализации учебного материала на уроках музыки.
Практический опыт использования технологии визуализации....