Конспект интегрированного урока "Серебряный век русской культуры"
план-конспект занятия по истории (9 класс)
Материал интегрированного урока для 9 класса (литература, история, изобразительное искусство)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_serebr.vek_.docx | 134.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного урока
«Серебряный век русской культуры»
(литература, история, изобразительное искусство), 9 класс
Подготовлен и проведен учителями МБОУ «СШ № 52»:
Мухаметзянова Г.Г.-русский язык и литература
Матниязова Е.Н.-история
Яшина Л.В.- изобразительное искусство
г. Ульяновск
Конспект урока.
1. Организационный момент.
2.Учитель литературы.
1)Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что я буду вести урок не одна, а совместно с учителями истории и МХК.
Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.
Итак, начнём.
- Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Толстой, Фет, Достоевский и т.д.)
- Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)
- Как часто называют 19 век? (золотой). – Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество)
Учитель литературы: кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.
- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей? Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.
(серебряный век).
- Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите тему. (Учитель пишет на доске «Серебряный век русской культуры»).
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цели стоят перед нами? (цели заранее написаны на доске и закрыты портретами писателей и поэтов 19 века: после того как ученики назовут несколько тем, учитель открывает уточнённую запись).
Цели урока, написанные на доске:
- знать временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;
- знать исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных областях культуры;
- уметь работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами, тестами, уметь обобщать и делать выводы.
Учитель литературы: Серебряный век… - Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова, какие ассоциации они вызывают? (Возможные ответы: серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… )
Учитель литературы: Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театра, скульптуры и т.д.
Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Ответить мы попытаемся с позиции 3-х групп: «Историков», «Литературоведов» и «Искусствоведов», которые заранее получили задания при подготовке к уроку. И ещё: у каждого из вас на парте лежат «Оценочные листы», которые вы будете заполнять в процессе урока, оценивая свою работу и работу своих товарищей; эти листы вы сдадите нам в конце урока.
- Итак, какой же была Россия рубежа веков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предоставим слово первой группе – «Историкам» и учителю истории - Евгении Николаевне.
3.Учитель истории :
Ребята, а как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России?
УЧЕНИК История и литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются все те процессы, которые происходят в обществе.
УЧИТЕЛЬ Сегодня нам предстоит вспомнить основные исторические события истории России конца 19-начала 20 веков, проанализировать их, сделать выводы. Для начала я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы определите событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках и занесите данные в «Ленту времени», которая у вас лежит на столе. Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же она, Россия XX века? А потом мы с вами проверим правильность выполнения задания.
Лента времени
Конец XIX века | 1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
УЧИТЕЛЬ Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
УЧЕНИК (Русско-японская война 1904 – 1905гг)
УЧИТЕЛЬ «Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
УЧЕНИК I русская революция, 1905-1907 гг
УЧИТЕЛЬ Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
УЧЕНИК I мировая война.
УЧИТЕЛЬ Всё общество на красных - белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив. Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли - таковы её итоги.
УЧЕНИК Гражданская война, 1918 -1920 г.
УЧИТЕЛЬ В попытках частную торговлю запретить
Про продразвёрстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
УЧЕНИК Политика военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г
Учитель: Давайте проверим правильность заполнения ленты времени. Сравните полученные ответы с моими, оцените свою работу и занесите результаты в «Оценочную таблицу».
Лента времени
Конец XIX века | 1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Модернизация, переход к империализму | Русско-японская война | I русская пролетарская революция | I Мировая война | II русская революция (ФБД и Окт. переворот | Гражданская война |
Учитель истории: подумайте, какие особенности и противоречия существовали в историческом развитии России в к 19- начале 20 века?
УЧЕНИК 1
"Ведущими тенденциями социально-экономического развития России в начале ХХ в. были дальнейший рост капитализма,
---- переход его в монополистическую стадию, империализм-высшую и последнюю стадию капитализма
----вхождение страны в мировую капиталистическую систему.
УЧЕНИК 2
Но несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного подъёма 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и сохраняющимися многочисленными остатками феодализма
- самодержавием,
- крупным помещичьим землевладением,
- крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском хозяйстве".
Ученик 3 Можно сделать вывод :Реформа отмены крепостного права 1861 г. была половинчатой: крестьяне получили свободу, но не получили земли.
Учитель истории: какая роль отводилась интеллигенции в России? Какие проблемы её волнуют в начале 20 века? Какие пути выхода из кризиса они предлагали? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя документы, которые мы вам приготовили. Работать будете в парах.
1. Философ Н.Бердяев. Из книги «Судьба России»:
«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами . С древнейших времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?
Вопросы к отрывку №1:
---О какой задаче говорит Бердяев Н.? (понять идею России, загадку России, определить её место в мире)
___Какую роль отводит России автор?(Россия предназначена к чему-то великому)
___Что волнует Автора?(Нет ответа на поставленный вопрос, его нужно найти)
2. Из трудов Соловьева В. (Философ и поэт, публицист, переводчик, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX - начала XX в.в )
«Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей. Убедить их можно, только раскрыв истину. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство бога, Природы и человека».
Вопросы к отрывку №2:
__Какую задачу ставит философ? (Задачу необходимости изменить существующий порядок)
___Каким способом автор предлагает это сделать? (Путем воздействия на убеждения людей, раскрывать истину)
__Где автор предлагает искать истину? (В христианстве)
__Что преобразует человека? (Любовь и соборность)
___В чем особенность этого отрывка?( Автор ставит много вопросов и пытается на них ответить, много сомнений)
УЧИТЕЛЬ истории: Итак, мы с вами проанализировали отрывки из сочинений русской интеллигенции к.19-н.20 веков. Давайте попытаемся сделать вывод о том, каким же был XX век - излом тысячелетья?
УЧЕНИК Группа обществоведов делает вывод, что философы: ищут пути философско-религиозного обновления общества, пытаются понять идею России, определить её задачи и место в мире, отвергают революцию как средство переустройства общества. Социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых нравственных идеалов, основанных на христианском учении.
УЧИТЕЛЬ истории делает вывод: Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»
4. Учитель литературы. Действительно, «литература-очевидец всех времён истории».
- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность……)
Именно в это время, в начале 20 века, получает распространение декадентство. А вместе с таким литературным направлением, как реализм, ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и множество его течений: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
- Объяснить значения этих слов помогут девочки из группы «Литературоведы», которые заранее поработали со словарём. Ребята, а вы основные моменты их презентации запишите в своих тетрадях.
Словарная работа. (Презентация).
Учитель литературы: - Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место? (Потому что помогает лучше передать чувства, индивидуальные переживания человека).
Учитель литературы: Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.
- Какие направления и стили характеризуют «Серебряный век»? Об этом нам расскажут ребята из группы «Литературоведов», которые приготовили презентацию. Вы познакомитесь с основными течениями «Серебряного века» и должны будете записать их основные принципы в своих тетрадях.
Презентация.
Комментарий к презентации по литературе.
2-й слайд: Серебряный век - это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
3-й слайд: Литературоведы до сих пор спорят о хронологических рамках поэзии Серебряного века. Но существует общепризнанное мнение, что отсчёт надо вести с 1890 года до 1917, вплоть до 1920 годов, отдельные течения продолжали существовать даже до 1925г.
4 - 5 - 6 слайды: Каковы же основные течения в поэзии Серебряного века и наиболее яркие их представители?
Течений было много, мы выделим как основные 4 – это символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская поэзия. Наиболее яркими представителями такого течения, как символизм были А.Блок, В.Брюсов, А. Белый; акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилёв, Б.Пастернак; футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк; наиболее яркие представители новокрестьянской поэзии – это С.Есенин, Н.Клюев, А.Ширяевец.
Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения.
7 слайд: Самым первым и самым значительным течением в конце 19- в начале 20 века был символизм, что в переводе с греческого языка означает «знак», «символ».
8-й слайд: Основными принципами символизма были:
- Во-первых, установка на сотворчество с читателем
- Мифотворчество (в своих стихах поэты-символисты часто обращались к мифам, использовали мифологические образы)
- Мистические идеалы и вера в обновление мира
- Открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)
- для символистов также характерна - Музыкальность поэзии
9-й слайд: Вот, например, стихотворение А. Блока «Фабрика».
10-й слайд: Акмеизм также является одним из течений модернизма. В переводе с греческого языка акмеизм означает «высшая степень чего-либо, цветущая сила». Это течение тесно связано с символизмом, акмеисты пытались преодолеть некоторые недостатки символистов.
11-й слайд: Основные принципы акмеизма – это
- Отношение к поэзии как к мастерству
- Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях
- Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии
- Романтические мотивы
- Возвращение ценностей и красоты реального мира
12-й слайд: Анна Ахматова – одна из ярких представительниц акмеизма. Стихотворение «Муза».
13-й слайд: Футуризм в переводе с латинского языка означает «будущее».
Футуристы отводили себе роль прообраза искусства будущего, разрушали культурные стереотипы. Цель их творчества – побуждение к действию.
14-й слайд: принципы футуризма:
- Футуристы отрицали старое и утверждали новое искусство, считали, что оно призвано преобразить окружающий мир
- Хотели обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)
- Эстетическое бунтарство, эпатаж
- Новые функции искусства как выражения творчества масс
Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.
15-й слайд: Очень ярким представителем футуристов был Владимир Маяковский. Вот, например, его стихотворение «А вы могли бы?»
16-й слайд: Главными устоями, объединявшими поэтов "новокрестьянской" плеяды,- были любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой.
17-й слайд: Отличительные принципы новокрестьянской поэзии - это
- Поэтизация деревенского быта и сельской природы
- Связь труженика с миром природы и устного творчества
- Чувство неприязни к жизни шумного и душного города
18-й слайд: У истоков новокрестьянской поэзии стоял Николай Клюев. А мы послушаем стихотворение другого представителя этого течения – Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»
19-й слайд: Каково же значение Серебряного века?
- Она выражала настроения эпохи
- Искала новые пути в литературе
- Открыла большое количество творческих индивидуальностей
- Активизировала читателя, привлекала его к сотворчеству
20-й слайд: Таким образом, можно сказать, что поэзия конца 19 – начала 20 веков занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века
Учитель литературы: Итак, мы убедились с вами, как много было новых имён в созвездии поэзии «Серебряного века», стремящихся выразить настроение, нерв, музыку эпохи, ищущих новые пути в искусстве, для которых «Жизнь и поэзия – одно…»
А теперь давайте предоставим слово ещё одной группе ребят – «Искусствоведам», которые расскажут о «Серебряном веке» в других видах искусства.
5.Учитель МХК.
« Живопись - это поэзия, которую видят,
а поэзия – это живопись, которую слышат»
Леонардо да Винчи
Учитель. Из рассказа предыдущей группы, мы услышали, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Группе «Искусствоведов» было дано задание - исследовать направления в изобразительном искусстве конца 19-нач 20 в. Предоставим им слово.
(Слайд 2-4)Ученик 1. Прочные позиции удерживали художники Реалисты - представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, М. Нестеров, В. Суриков и др.).
Музыка тоже успешно развивала лучшие традиции русских композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем продолжала поиски в области формы и содержания.
Учитель. Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века! «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А.А.Блок).
(Слайд 5-7)Ученик 1. Русские художники конца 19 и начала 20 в. увлеклись импрессионизмом. А.Серов, И.Грабарь, К. Коровин.
(Слайд 8)Ученик 2. Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое общество «Мир искусств».
(Слайд 9-10) Одним из художников этого общества был Н.Рерих.
(Слайд 11)Учитель. Один из современных исследователей отмечал: «Всякий стиль неповторим, но стиль модерн – самый неповторимый среди всех стилей». Согласны ли вы с подобной точкой зрения?
Ученик 3. Мне кажется, что модерн соединил в себе все направления: романский, готический, классицизм, барокко, русский стиль.
(Слайд 12) Это мы видим в постройках Ф.О.Шехтеля, В.Валькотта.
Учитель. Да, в столицах возводились постройки в стиле модерн, или как его еще называли неоклассицизм.
(Слайд 13)Ученик 3. Мы провели исследования в градостроительстве нашего города, и нашли интересные постройки этого периода. В Симбирске конец 19 – нач. 20 века называли эпохой ФАНТАЗЕРОВ.
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения российского архитектора, инженера и дизайнера - Федора Ливчака. В Ульяновске сохранилось более двух десятков его строений.
(Слайд 14) В 2014 году исполняется 150 лет выдающемуся русскому архитектору Августу Шоде.
(Слайд 15)Учитель. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Насколько мы можем понять и «расшифровать» поэтические слова В.Я.Брюсова в стихотворении «Творчество»?
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
Ученик 2. Мне кажется, символ можно истолковать словами, но истинный смысл понять нельзя, можно только догадываться.
(Слайд 16) Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров-Водкин.
В созданных образах Михаилом Врубелем нашли отражения не только духовные поиски, но и внутренние противоречия сложного времени, в которое он жил. Реальность, мечта и фантазия переплелись в его полотнах невероятным образом. «Царевна лебедь».
(Слайд 17) «Демон» Врубеля – олицетворяет борьбу мятущегося человеческого духа, страх перед неизвестностью.
(Слайд 18) В домашнем задании опишите, какие символы вы можете увидеть в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?
(Слайд 19) Но символизм в русской живописи не был единым стилем.
«Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»… Чем объясняется многообразие и пестрота направлений в искусстве?
Ученик 2. Наверное, им было интересно экспериментировать, искать новые формы и пути в изобразительном искусстве.
(Слайд 20) Крупнейшие русские художники «авангардисты»: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др., каждый со своим «авторским» стилем.
(Слайд 21-24) В «Абстракционизме» Василия Кандинского отказ от изображения реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность в динамике пятен или объемов. «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль» говорил Кандинский. Свои работы он называл «Импрессия 3», «Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209», «Композиция 6» и т.д.
(Слайд 25) «Супрематизм» К.С.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.
(Слайд 26) «Черный квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор.
Учитель. Какие же мы сделаем выводы из всего этого многообразия.
(Слайд 32)Ученик. Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.
Ученик. Существовало множество направлений, каждое из которых провозглашало свою идею и стремилось реализовать ее в творчестве. В них и по сей день сложно разобраться.
Учитель МХК: - Ну что ж, ребята, давайте обобщим всё, о чём мы говорили и сделаем выводы. Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца 19 – начала 20 веков получила название «Серебряный век»? Что нового вы узнали для себя на уроке?
Таким образом, конец 19 – начало 20 веков подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших людей в разных областях искусства, каждый из которых индивидуален и самобытен по-своему. Это был феноменальный расцвет в культуре.
Учитель литературы:
- А теперь проведём небольшое тестирование, которое поможет нам выяснить, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Каждая группа приготовила вопросы, на которые вы ответите вместе внутри своих групп, затем оцените тесты, оценки выставите в «Оценочные листы» и озвучите результаты работ в группах.
Тестирование. Работа в группах.
№ | Литераторы | Историки | Искусствоведы |
1 | Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии. 1) начало 20 века 2) конец 19 – начало 20 века 3) начало-середина 20 века | К началу ХХ века на тер-ритории Российской империи проживало около: 1) 128,2 млн. человек 2) 22 млн. человек 3)300 млн. человек | 1.Какого из художественного объединения начала 20 века не существовало? 1)«Бубновый валет» 2) «Голубая роза» 3) «Пиковая дама» |
2 | Название какого поэтического течения переводится как «знак»? 1) акмеизм 2) футуризм 3) символизм | Основной формой монополий в России в начале ХХ века стали: 1) синдикаты 2) картели 3) тресты | 2.Кто из названных русских художников конца 19-начала20 веков не входил в творческое общество «Мир искусства»? 1)А.Н.Бенуа 2)Н.К.Рерих 3)В.В.Кандинский |
3 | Название какого поэтического течения переводится как «будущее»? 1) акмеизм 2) футуризм 1) символизм | Первая российская революция произошла: 1) 1904-1905 гг. 2) 1905-1906 гг. 3) 1905-1907 гг. | 3.В начале творческого пути А.Скрябин продолжил традиции группы: 1)«Мир искусства» 2) «Могучая кучка» 3) «Русские сезоны» |
4 | Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». 1) акмеизм 2) футуризм 3) символизм | События 9 января 1905 ода получили название: 1) «Кровавый понедельник» 2) «Кровавая пятница» 3) «Кровавое воскресенье» | 4.Картина «Демон» принадлежит кисти художника: 1) А.Серов 2) М.Нестеров 3) М.Врубель |
Учитель литературы:
-А теперь оцените результаты тестирования (по одному ученику из группы озвучивают результаты)
7.Учитель литературы:
Многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку. Сейчас мы с вами услышим в исполнении Иры Сергеевой и Насти Замалетдиновой романс «Не жалею, не зову, не плачу…» на стихи Сергея Есенина.
8. Домашнее задание.
1) по литературе: а) индивидуальное задание - подготовить презентацию-рассказ о поэтах «Серебряного века» (о Блоке, Маяковском, Есенине, Ахматовой);
б) заполнить сравнительную таблицу об основных течениях модернизма по аналогии.
2) по истории: по выбору: а) составить кроссворд по теме «Культура России конца 19 – начала 20 веков»; б) написать план по теме «Культура России конца 19 – начала 20 веков».
3) по МХК: по выбору: а) Перечислите символы, использованные в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?
б) Можно ли говорить о «музыкальности» живописи Врубеля и «живописности» музыки Скрябина?
9. Рефлексия.
Учитель литературы: - Ребята, на этом наш урок окончен. Всем спасибо. Каждый из вас получит за работу оценку после того, как вы сдадите свои «Оценочные листы».
А в заключение нам всем хотелось бы узнать, как вы оцениваете себя. Поэтому выберите, пожалуйста, из 2-х квадратов Малевича –чёрный и красный - один, который охарактеризовал бы вашу работу и эмоциональное состояние сегодня на уроке.
На обратной стороне доски помещены иллюстрации чёрного и красного квадрата Малевича. Учащиеся прикрепляют свой магнитик рядом с той картиной, которая соответствовала их настроению на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по физической культуре
Материал предназначен для учителей физкультуры. Данный урок может быть проведён в 10 кл во время изучения механики по физике. Это хороший наглядный пример о взаимосвязи предметов.Также урок можно пров...
План-конспект интегрированного урока по физической культуре в 4 классе, 1 четверть
Интегрированный урок (математика-устный счёт) образовательно-тренировочной направленности....
Конспект интегрированного урока по физической культуре "Веселые старты"
Тема урока для 1 класса: "Веселые старты знатокам русского языка"...
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
Конспект интегрированного урока по физической культуре и биологии в 8 классе.
Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья с учетом индивидуальных физических особенностей...
Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»
Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...
Конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнидеятельности в 9 классе «Мы не курим и Вам не советуем!»
Данное занятие направлено на пропаганду здорового образа жизни. Цель урока - рассказать учащимся о пагубности и вреде вредных привычек, а именно курения. Занятие построено на диалоге с учениками, такж...