Повторение по теме "Россия в первой половине 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Повторение  по теме "Россия в первой половине 19 века" поможет обобщить знания учащихся по данному периоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_po_teme_rossiya_v_pervoy_polovine_19_veka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Николае 1»

Цели урока:

        --образовательная: обобщить знания по теме (повторить основные события, их причины и последствия, даты, персоналии)

        --развивающая: систематизировать учебный материал, продолжить

формировать умения работы с историческим источником,  хронологическими данными; умение работать в группе

        -- воспитательная: показать, что  правление Николая 1 носило как положительные,  так и отрицательные стороны

Тип урока: обобщающий

Оборудование: раздаточный материал по группам; портреты, репродукции картин и архитектурных сооружений

Ход урока

Организационный момент (1-2 мин). Учащиеся сдают домашние работы на листах.

На протяжении многих уроков мы изучали период российской истории, который относился к правлению Николая 1. Сегодня  на уроке мы повторим основные события той эпохи с помощью  игры -соревнования.  Сейчас мы разделимся на 2 команды.

Составление команд. Каждый ученик получает карточку, в которой  записаны сведения об  Александре  1 или Николае 1. Получившие карточки,  относящиеся к Александру 1, составляют первую команду, к Николаю 1 – вторую.

        1. Его учителем был швейцарский политик Ф. С. Лагарп

        2. Его готовили к военной службе.

        3. Вступил на престол в 1825 году

4. Ближайшими сподвижниками в первые годы правления были

  П. А. Строганов,  Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыжский.

5. Был любимым внуком Екатерины 2

6. Его женой была дочь прусского короля, получившая в России имя Александры Фёдоровны

7. Умер в Таганроге

8. Способствовал заключение Священного Союза

9. При нём Финляндия получила права самоуправления

10. За его политику в Европе Россию называли «жандарм Европы»

11. Его царствование началось с восстания декабристов

12. При нём началась Крымская война

13.По легенде не умер в Таганроге, а «ушёл в народ».

14.В его правление один из его сподвижников - Аракчеев

15.Основал 3 отделение корпуса жандармов

16. При нём были основаны «Северное» и «Южное» общества декабристов.

17. При нём в России прокатились «картофельный бунты».

Название команд. Каждая команда придумывает название команды, выбирает капитана.

Первый конкурс. Каждой команде предлагается список слов. Ученики должны пояснить, к каким событиям, личностям они относятся. За каждое объяснение  - 1 балл

Декабристы        Северное общество

«Обязанные крестьяне»        Нахимов П. С.

промышленный переворот        западники

Туркманчайский договор        Адрианопольский договор

Малахов курган        Теория официальной народности

славянофилы        «капиталисткие крестьяне»

Второй конкурс.

Что объединяет эти даты? Укажите событие каждой даты. За каждую дату – 1 балл

1817, 1826, 1828, 1853 г        1839-1843, 1837-1841, 1832

Третий конкурс. Заполните таблицу. За каждый правильный ответ – 2 балла

Исторический деятель

Кто такой? Что сделал?

Аксаковы, Кириевские, Хомяков

Воронихин, Захаров, Тон

Беллинсгаузен, Лазарев

П. Д. Киселёв

Исторический

деятель

Кто такой? Что сделал?

Грановский, Боткин, Кавелин

Брюллов, Кипренский, Венецианов

Крузенштерн, Лисянский

Бенкендорф А. Х.

                                                       

Четвёртый конкурс.  Работа с источником. Каких общественно-политических взглядов придерживались авторы документов, из которых приведены отрывки?

За правильный ответ –3 балла

Первой команде. «Самодержавие составляет главное условие политического существование России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют её в полной мере, хотя и поставлены на разных ступенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живёт и  охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание  и с ним развиваться».

Второй команде. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нём собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные  вопросы. Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, – свою земельную общину, и в силу этого находиться ближе к социальной революции…»

Пятый конкурс. Конкурс капитанов. Капитану предлагается 10 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Первой команде.

  1. Война мусульман против «неверных» (газават)
  2. Мирный договор заключенный в 1828 году? (Туркманчайский)
  3. Противники России в Крымской войне (Англия, Франция, Сардиния, Турция)
  4. Отрицательно относились к реформам Петра 1 (славянофилы)
  5. Адмирал, командовавший русским флотов в Синопском сражении (Нахимов)
  6. Государственный деятель, осуществивший  кодификацию российского законодательства (Сперанский)
  7. Сколько месяцев продолжалась оборона Севастополя (11 месяцев)
  8. Полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии (жандармерия)
  9. Разновидность классицизма в архитектуре, в переводе – империя (ампир)
  10. Путешественник, доказавший, что Сахалин – это остров (Невельской)

Второй команде.

  1. Представители какого общественного движения предлагали России примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью» (западники)
  2. Воинственное направление в исламе (мюриидизм)
  3. Переход от ручного труда к машинному (промышленный переворот)
  4. Мирный договор, заключенный в 1829 году (Адрианопольский)
  5. Каких крестьян касалась реформа Киселёва (государственных)
  6. Как был назван современниками Цензурный устав 1826 года (чугунным)
  7. В какую страну была направлена русская армия для подавления революции в 1849 году (Венгрия)
  8. По итогам какой войны Россия получила устье Дуная и восточное побережье Черного моря  (русско-турецкой)
  9. Автор первой геологической         карты европейской России (Кошкаров)
  10. Композитор, автор произведения «Жизнь за царя» (Глинка)

Шестой конкурс. Проблемное задание. За правильный ответ – 5 баллов

Первой команде. С. М. Соловьев, комментируя Крымскую войну, писал: «В то время…когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот…» Что имел ввиду Соловьев?

Второй команде. Как вы считаете, почему сильная, неограниченная самодержавная власть в России во второй четверти 19 века, опиравшаяся на мощную бюрократическую машину, не смогла осуществить перемены, в необходимости и жизненной важности которых она была убеждена?

Седьмой конкурс. Рассуждение. Наивысший балл – 3 балла

        Выскажите своё мнение о правлении Николая 1(одинаковое задание для двух команд)

Восьмой конкурс (дополнительный, если осталось время). За правильный ответ – 1 балл.

Учитель показывает репродукции картин, архитектурные сооружения,  портреты исторических личностей. Учащиеся должны назвать

                                 название картины, их автора

название архитектурного памятника и автора

                                 имя исторической личности

Подведение итогов. Подсчитываются баллы, выставляются оценки.

Учитель благодарит учеников за работу на уроке.

          1. Его учителем был швейцарский политик Ф. С. Лагарп

        2. Его готовили к военной службе.

        3. Вступил на престол в 1825 году

4. Ближайшими сподвижниками в первые годы правления были

  П. А. Строганов,  Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыжский.

5. Был любимым внуком Екатерины 2

6. Его женой была дочь прусского короля, получившая в России имя Александры Фёдоровны

7. Умер в Таганроге

8. Способствовал заключение Священного Союза

9. При нём Финляндия получила права самоуправления

10. За его политику в Европе Россию называли «жандарм Европы»

11. Его царствование началось с восстания декабристов

12. При нём началась Крымская война

13.По легенде не умер в Таганроге, а «ушёл в народ».

14.В его правление один из его сподвижников - Аракчеев

15.Основал 3 отделение корпуса жандармов

16. При нём были основаны «Северное» и «Южное» общества декабристов.

17. При нём в России прокатились «картофельный бунты».

Декабристы        Северное общество

«Обязанные крестьяне»        Нахимов П. С.

промышленный переворот        западники

Туркманчайский договор        Адрианопольский договор

Малахов курган        Теория официальной народности

славянофилы        «капиталисткие крестьяне»

Что объединяет эти даты? Укажите событие каждой даты. За каждую дату – 1 балл

1817, 1826, 1828, 1853 г        1839-1843, 1837-1841, 1832

Третий конкурс. Заполните таблицу. За каждый правильный ответ – 2 балла

Исторический деятель

Кто такой? Что сделал?

Аксаковы, Кириевские, Хомяков

Воронихин, Захаров, Тон

Беллинсгаузен, Лазарев

П. Д. Киселёв

Исторический

деятель

Кто такой? Что сделал?

Грановский, Боткин, Кавелин

Брюллов, Кипренский, Венецианов

Крузенштерн, Лисянский

Бенкендорф А. Х.

                                                       

Первой команде. «Самодержавие составляет главное условие политического существование России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют её в полной мере, хотя и поставлены на разных ступенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живёт и  охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание  и с ним развиваться».

Второй команде. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нём собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные  вопросы. Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, – свою земельную общину, и в силу этого находиться ближе к социальной революции…»

Первой команде.

  1. Война мусульман против «неверных» (газават)
  2. Мирный договор заключенный в 1828 году?  
  3. Противники России в Крымской войне
  4. Отрицательно относились к реформам Петра 1
  5. Адмирал, командовавший русским флотов в Синопском сражении
  6. Государственный деятель, осуществивший  кодификацию российского законодательства
  7. Сколько месяцев продолжалась оборона Севастополя
  8. Полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии
  9. Разновидность классицизма в архитектуре, в переводе – империя
  10. Путешественник, доказавший, что Сахалин – это остров

Второй команде.

  1. Представители какого общественного движения предлагали России примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью»
  2. Воинственное направление в исламе
  3. Переход от ручного труда к машинному
  4. Мирный договор, заключенный в 1829 году
  5. Каких крестьян касалась реформа Киселёва
  6. Как был назван современниками Цензурный устав 1826 года
  7. В какую страну была направлена русская армия для подавления революции в 1849 году
  8. По итогам какой войны Россия получила устье Дуная и восточное побережье Черного моря  
  9. Автор первой геологической         карты европейской России
  10. Композитор, автор произведения «Жизнь за царя»

Первой команде. С. М. Соловьев, комментируя Крымскую войну, писал: «В то время…когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот…» Что имел ввиду Соловьев?

Второй команде. Как вы считаете, почему сильная, неограниченная самодержавная власть в России во второй четверти 19 века, опиравшаяся на мощную бюрократическую машину, не смогла осуществить перемены, в необходимости и жизненной важности которых она была убеждена?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"

Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....

Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX века»

КИМы по теме: Россия в первой половине XIX века. 8 класс учебник Боханова...

контрольные тесты по истории в 8 классе по теме "Россия в первой половине XIX века"

Контрольные тесты по истории в 8 классе по теме"Россия в первой половине XIX века"....

Итоговое повторение по теме: «Россия в I половине XX века»

Итоговое повторение по теме: «Россия в I половине XX века» содержит в себе два варианта контрольной работы с заданиями, аналогичными заданиям Контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по истории...

Тестирование по теме "Россия в первой половине XIX века" 8 класс

Данное тестирование позволяет оценить знания учащихся по главе. 15 тестовых вопросов с одним вариантом ответа, 5 вопросов - на соотнесение, либо выбором нескольких вариантов ответа. Надеюсь, вы найдет...

Контрольная работа по теме: Россия в первой половине 19 века

Контрольная работа по теме: Россия в первой половине 19 века...

Дидактический материал по теме "Россия в первой половине XIX века"

Тестовые задания по теме "Россия в первой половине XIX века"....