история села Уро
творческая работа учащихся по истории (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история села Уро | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по
теме «История села Уро»
Исполнитель: Коневин Вадим , ученик 7 класса
Руководитель: Грига Ирина Иннокентьевна учитель
русского языка и литературы, музеевед
Уро
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………
Глава 1. История села Уро …………………………………..
1.1.Возникновение и развитие с.Уро Баргузинского района РБ……….
1.2. Знаменитые люди с.Уро……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список источников и литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. Быть причастным к истории села, школы – это основа формирования гражданского самосознания, патриотических качеств у нас, подрастающего поколения. Нельзя считать себя грамотным человеком, не зная истории своей малой родины.
Таким образом, актуальность темы определяется современной позицией школьника, гражданина 21 века.
Степень изученности проблемы. Незначительная информация по истории с. Уро имеется в исторических трудах, таких как «История Бурят-Монгольской АССР»[1], «История Сибири с древнейших времен до наших дней»[2] в пяти томах. Изучением истории сел Восточной Сибири и Республики Бурятии занимался историк М.М. Шмулевич[3]. По истории с. Уро материал встречается в книгах Г.Н. Румянцева[4], Л.Е.Элиасова[5], П.Л.Натаева[6], Б.В. Башкуева[7], Н.Ф. Угрюмова[8], А. В.Тиваненко[9], Н.А.Ожигова[10], в статьях местной периодической печати. Среди авторов статей можно выделить учителя Читканской средней общеобразовательной школы Василия Ивановича Прокушева[11], Заслуженного работника общего образования РФ, известного краеведа в Баргузинском районе, Бато-Жаргала Бубеевича Дармаева[12], учителя истории МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа», Коновалову Людмилу Алексеевну[13], сельского библиотекаря, Александра Гавриловича Елшина[14], ветерана войны и труда и др.
К 350-летию города Баргузина был выпущен сборник статей «Баргузин: страницы истории»[15], в котором приводятся данные о селе Уро.
Объектом исследования является: село Уро Баргузинского района РБ
Предмет исследования – история села;
Цель исследования :
- Дать всестороннее представление о селе Уро, о его истории, как и когда оно появилось, какие события произошли с тех пор, об истории культуры.
- Научиться работать с научными трудами, историческими источниками, публикациями из газет, журналов, архивными документами; проанализировать их, правильно ими пользоваться и делать соответствующие выводы.
- Воспитание интереса к исследовательской работе, любви и уважения к родному краю, к его историческому прошлому, сегодняшнему и будущему.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- Описывая события и факты, по возможности показать связь между ними.
- Изучить историю села Уро
- Охарактеризовать духовную и культурную жизнь села на рубеже ХХ - ХХI вв.;
Методы исследования. При написании работы были использованы методы анализа, описания. Использовался метод опроса жителей села для сбора информации. При анализе рассматриваемой тематики применялись принципы объективности.
Глава 1. Село Уро Баргузинского района РБ
1.1. Возникновение и развитие с. Уро Баргузинского района РБ
Одним из исследователей истории Баргузинского района и села. Уро был Лазарь Ефимович Элиасов. В 1936 г. он записал со слов старожила Ивана Андреевича Малыгина предание о появлении с. Уро, «что первые русские люди появились в Баргузине 300 лет назад, очевидно с отрядом казака-землепроходца Ивана Галкина, основавшего Баргузинский острог. В одной из команд был казак, который никак не уживался с другими. В конце-концов он ушел из отряда и стал в одиночку бродить по тайге. Казаки в поисках беглеца наткнулись на стоянку тунгусов на берегу небольшой речки в глухой горной тайге. Русским понравилось это место, и они решили поселиться там. Глава рода тунгусов сказал, что это место называется, Уро, (в переводе с тунгусского «стоянка в горной тайге»)[16]. Со слов старожилов села существует и вторая версия названия «Уро» – «пастбище в горной тайге».
«…Остался жить в этой местности беглый казак, которого за одичалый вид, за трудную жизнь среди лесных зверей прозвали Зверьковым. Его род и сейчас идет. Зажил Зверьков на новом месте, из тунгусов жену себе взял, и ребят у них наплодилось много. Через несколько лет русские снова стали подъезжать к Баргузину, а оттуда их в Уро посылали. Прошло несколько лет, мужики тайгу расчистили, такие себе хлебные поля сделали, что всем на загляденье. Когда Василенковы подъехали, они на порогах речки Уро мельницы построили, за ними Зверьковы и Поздняковы начали мельницы делать. Потом отцы стали выделять своих сыновей и на другой берег селить. Так начало расти Малое Уро, а старое назвали – Большое Уро. Первый род наших мужиков пошел от Зверьковых, Коноваловых, Василенковых, Колмаковых, Поздняковых, Зубковых, Малыгиных, Стельмашенковых, Чирковых…»[17].
На сегодняшний день точной датой образования с. Уро мы не располагаем. В своей работе автор обращается к статьям периодической печати. В одной из них встречаем упоминание о с. Уро. «… К середине XIX века «крупным» по местным масштабам было Уринское село (Уро): в 57 дворах его проживали 378 мужчин и женщин»[18]. Из различных источников известно, что в 1857 г. в с. Уро насчитывалось около 31 дома, в которых проживало 105 мужчин и 104 женщины[19].
В статье С.В. Бураева читаем «В 1882 г. в шести верстах от с. Читкан крестьянином Михаилом Стелиматенковым «по приговору» односельчан была построена Уринская Богородице – Казанская церковь (деревянная, без колокольни); церковь была приписана к Читканскому приходу, т.е. Читканской Христорождественской..»[20]. «В 1900 г. в с. Телятниково была построена церковь. Жертвователь – житель села Уро Михаил Дмитриевич Зубков. «Крестьянин Телятниковского селения Читканской волости Косьма Зарубин за труды по постройке церкви пожалован 6 мая 1913года золотой медалью на Анненской ленте, для ношения на груди»[21]. Со слов старожила Кузьмы Осиповича Колмакова известно, что церкви были построены и в с.Телятниково (деревня, входящая в состав с.Уро), а также в с. Душелан (деревня, в 7км. от с.Уро). В 30-х гг. XX в. церкви использовали под избы-читальни, клубы.
После Великой Октябрьской революции в Сибири и Забайкалье шла ожесточенная борьба за укрепление Советской власти. В селе Уро все еще «пыталась верховодить земская волостная управа, в которую входили кулаки и их подпевалы». Как утверждают источники в с. Уро «по - настоящему боевую и смелую деятельность по защите Советской власти развернули группы местных крестьян.[22]» Широкую агитацию проводил Иван Игнатьевич Романов, бывший фронтовик, кавалер двух Георгиевских крестов, который вернулся с русско-германского фронта по ранению. Он и его товарищи - Иннокентий Михайлович Янкеев, Андрей Тимофеевич Плеханов, Никита Михайлович Фомин, Максим Михайлович Ширяев, Алексей Иванович Распопов вели разъяснительную работу среди крестьян, молодежи, рассказывали о первых декретах революции.
На сельском сходе был избран революционный комитет, председателем которого стал Никита Михайлович Фомин.
В январе 1919 г. в Уро прибыли белогвардейцы: офицер Новиков, прапорщики Маркел Кожевин, Анатолий Толстихин, А.Михайлов (сыны кулаков), а также офицер по фамилии Тихан и другие. Воспользовавшись ситуацией, что в Верхнеудинске временно пала власть Советов, местные кулаки вместе с прибывшим отрядом Тихана внезапно арестовали активистов Советской власти, расстреляли всех арестованных . После отбытия карателей в Верхнеудинск , в Баргузине в январе 1920 г. была свергнута власть белогвардейцев. В Уро был восстановлен революционный комитет, председателем которого был избран Николай Ананьевич Зубков, а расстреленными семеновцами активистам, был поставлен памятник[23].
В марте 1927 г. в с. Уро организовалось товарищество по совместной обработке земли. Это товарищество имело сельскохозяйственные машины, обрабатывало свои земли и помогало семьям красноармейцев в уборке урожая и обмолоте зерна. Затем члены товарищества решили на собрании создать коммуну. В общее хозяйство объединили рабочий и продуктивный скот, транспортный и производственный инвентарь.
В 1922 г. на территории Сельского Совета с.Уро была создана Читканская волость Баргузинского уезда Прибайкальской губернии. Волость управлялась Читканским волостным революционным комитетом с местонахождением в с.Большое Уро. В состав волости входили следующие населенные пункты: Большой Читкан (786 чел.), Малый Читкан (1124 чел.), Большое Уро (834 чел.), Малое Уро (785 чел.), Телятниково (853 чел.), Душелан (575 чел.), Алгинское (183 чел.), Суво (832 чел.), Кокуй (454 чел.), Агафоново (95 чел.), Шапеньково (484 чел.), Нестериха (547 чел.). Всего насчитывалось населения 7552 человек.
Согласно постановления Бурревкома от 19 сентября 1923 г. Читканская волость из существующего параллельно Баргузинского уезда переходит в Баргузинский аймак, а уездность упраздняется.
В 1929 г. из 29 хозяйств образовалась коммуна[24].
В 1933 г. коммуна перешла на устав сельскохозяйственной артели.
Основное занятие населения сельсовета были животноводство и земледелие
В июне 1941г. началась война с Германией. Многие колхозники ушли на фронт. Из 450 человек вернулось живыми117. Погибшим воинам в центре с. Уро в 1956 г. был установлен памятник.
В 1953 г. начинается укрупнение колхозов. Колхоз «Большевик» объединился с колхозом «Красный партизан» с. Сухая. Председателем избирается Токарев Александр Никитович, окончивший двухгодичную партшколу в г. У лан-Удэ.
Уро – Читканский сельский Совет депутатов трудящихся Баргузинского аймака Бур.АССР был образован согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1954 г. за счет объединения Телятниково-Уринского и Читканского сельских Советов.
В 1958 г. общая численность населения составляла 5655 чел.
К моменту образования Уро-Читканского сельсовета происходит объединение колхозов в более крупные хозяйства: «колхоз им. 18-го партсъезда», «колхоз им. Ворошилова» и колхоз «Большевик».
В 1959 г. объединилось еще несколько коллективных хозяйств. Вместе они образовали колхоз «Гигант». Его председателем избрали Зверькова Василия Степановича. В 1961 г. указанные колхозы были упразднены и на их месте образован совхоз «Баргузинский».
Первым директором совхоза был назначен Малыгин Николай Иванович. С1965 по 1995 гг. директором работал Шелковников Николай Дмитриевич.
Совхоз «Баргузинский» в 1998 г. был переименован в СПК «Баргузинский», а в 2001 г. стал ООО «Уро», председателем работал Попов Виктор Николаевич[25].
В 2004 г. было образовано СП «Уринское».
Муниципальное образование сельского поселения «Уринское» (МО СП) расположено в 23 км. от районного центра Баргузин Республики Бурятии, в 337 км. от административного центра республики г. Улан-Удэ и занимает территорию площадью 66131 га.
В состав поселения «Уринское» входят 3 населенных пункта: с. Уро, Малое Уро, Душелан.
Численность населения на 01.01.2012 г. по селам составляет: Уро – 1286чел., Малое Уро – 173чел. Душелан – 204 чел. Всего – 1663 человека.
В поселении имеется школа, 2 Дома Культуры и 2 библиотеки, в которых работают 6 человек. Работает участковая больница, детский сад, почтовое отделение связи, коммерческие магазины.
В настоящее время в селе Малое Уро по ул.Школьная в доме (бывшее здание сельского клуба) расположен Свято– Никольский приход, который открыли по просьбе верующих жителей села.
С 2006 г. создан Центр общественного доступа населения, который предоставляет качественные услуги по пользованию Интернетом.
Географическое расположение поселения имеет свои особенности: оно удалено от административного центра республики города Улан-Удэ и крупных промышленных центров, нет железной дороги, а существующая сеть автомобильных дорог находится в изношенном состоянии.
Большое значение для поселения имеет наличие на территории природных горячих целебных источников, которые в настоящее время не имеют существенного практического применения. Тем не менее, разрабатываются мероприятия, благородя которым, возможно строительство центра отдыха и туризма на данных источниках с использованием их целебных качеств. Природные ресурсы уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию.
Одним из основных восполняемых природных ресурсов являются лесные ресурсы. Вся лесопокрытая площадь поселения составляет 39357 га.
На территории поселения размещены светлохвойные леса из сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, реликтовая темнохвойная тайга. Флора представлена таежными, болотными, горными, степными видами цветковых растений, среди которых есть виды, занесенные в Красную книгу России. Особое место занимает фауна. В охотничьих угодьях водятся изюбр, косуля, росомаха, белка, знаменитый баргузинский соболь; в озерах, речках не менее ценный пушной зверек – ондатра.
Река Уро, и речки ее поймы относятся к бассейну р. Баргузин
Таким образом, изученный материал о с. Уро свидетельствует о том, что село и его люди, прошли сложный и противоречивый путь развития. Нельзя не согласиться с мнением историка Н.М. Карамзина, который в свое время отметил: «История – это, прежде всего, люди. Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее.
1.2. Знаменитые люди с. Уро
В селе Уро выросло много людей, которые принесли пользу обществу, благодаря своим знаниям, умениям.
Это ученые, работники образования, здравоохранения, военные, юристы и многие другие. Среди них Заслуженные механизаторы и животноводы Бурятии: Виктор Георгиевич Вылков, Владимир Андреянович Лысцев, Степан Ильич Зверьков, Иван Кузьмич Усынин, Георгий Ефимович Зверьков, Ульяна Аниподистовна Терентьева, Иннокентий Екимович Филиппов, Петр Сергеевич Максимов. Орденом «Знак Почета» награждены: Ефим Иванович Куркин, Зинаида Андреевна Иванова, Василий Иванович Жеравин.
Неоценима роль учителя Уринского приходского училища Арсения Михайловича Низовцева в образовании и просвещении сельских жителей[26].
Большой вклад внес в науку-филологию уроженец с. Уро Лазарь Ефимови Элиасов.
Л.Е. Элиасов родился в с. Большое Уро. Его предки поселились здесь вначале XIX в. Места свои он знал отлично. Получив хорошую филологическую подготовку, Л.Е. Элиасов сорок лет своей жизни посвятил собиранию забайкальской диалектной лексики, местного фольклора.
В1939 году была выпущена книга «Старый фольклор Прибайкалья». В Ленинградском отделении Госкомиздата, вышел сборник «Сказки Магая», подготовленный Л.Элиасовым и М.Азадовским. По приискам Витима, Витимкана, Ципы и Ципикана за несколько лет работы Элиасовым собрано было более 1000 слов, характеризующих местный говор и специальную приисковую терминологию.
В 1935 и 1937 гг. командировки были очень продолжительными, и тогда удалось объехать большое количество приисков, рабочих поселков, сел и деревень, входящих в Бурятскую АССР и Читинскую область[27].
Л.Е. Элиасов был участником Великой Отечественной войны, дошел до самого Берлина. После войны участвовал в экспедициях на Камчатку, Сахалин. Скончался в 1955 г.
В сфере образования велика роль Тимофея Михайловича Малика. С 1 октября 1944 г. приказом районного ОНО он был назначен директором школы с.Уро.
Он бал инициатором развития садоводства и пчеловодства не только в нашем селе, но и в районе, республике.
Школа с.Уро с 1951 г. ежегодно являлась участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, за это время в Москве побывали в качестве участников ВСХВ 38 учащихся.
Пять пчелосемей, доставленных из других районов республики, послужили началом развития в Баргузинском аймаке пчеловодства - одной из самых доходных отраслей сельского хозяйства.
Материалы о жизни своего отца передала дочь в сельскую библиотеку с. Уро[28].
Прекрасным педагогом, хорошо знающим историю, литературу, искусство, активным общественным деятелем, воспитателем подрастающего поколения был директор средней школы Иннокентий Матвеевич Васильев. Во время войны И.М. Васильев получил назначение на должность Заместителя командира отдельной роты в одной из частей Забайкальского военного округа. Великая Отечественная война оставила в душе капитана глубокую рану. После демобилизации в 1947 г. Иннокентий Матвеевич возвращается в школу, а в 1952 г. заочно оканчивает учительский институт. В общей сложности, заведующим начальной и директором средней школ он проработал 27 лет. «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Бурятской АССР», честный, принципиальный, порядочный человек И.М. Васильев прошел большой путь от ликбеза до современной реформы школы[29].
Талантливым организатором сельскохозяйственного производства был Николай Дмитриевич Шелковников. Грамотный специалист-аграрник, целеустремленный человек, с неуязвимым оптимизмом, почти 30 лет, возглавлявший самый крупный в Баргузинской долине совхоз «Баргузинский».
Николай Дмитриевич награжден медалями: «За трудовое отличие», «За трудовые заслуги», тремя Почетными Грамотами РБ, ему присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РБ».
Николай Андреянович Толстихин до войны работал бухгалтером в Баргузине. С июня 1941 по 1942 г. учился в танковом училище в Омске, а затем воевал в составе действующей армии на различных фронтах. В 1943 г. в боях за город Запорожье на Днепре был сильно контужен.
Войну Николай Андреянович закончил в Берлине – в звании капитана и в должности командира танковой роты.
После войны работал пчеловодом в колхозе и, одновременно, закончил институт. В 1969 – 1975 гг. работал председателем Уро-Читканского сельского Совета. С 1975 г. по 1982 г. Николай Андреянович работал начальником Уринского отделения связи.
Павел Евсеевич Степанцов родился и вырос в с. Большое Уро.
С молодых лет, стал табунщиком, едва приобщившись к колхозной работе. Отслужил в армии, снова вернулся к лошадям. По итогам социалистического соревнования Павел Евсеевич несколько раз утверждался участником ВДНХ СССР, награждался медалями. В 1982 г. получил золотую медаль Выставки.
Иннокентий Павлович Телятников – директор северного предприятия электрических сетей. Родился в с. Телятниково.
Работал начальником ПТО Северных электрических сетей, заслуженный энергетик РБ, заслуженный энергетик РАО ЕЭС России, заслуженный энергетик РФ.
Сергей Владимирович Лысцев - родился в селе Большое Уро, имеет два высших образования (инженер-электрик, экономист), с 1997 г. генеральный директор ОАО «Бурятэнерго», депутат Народного Хурала РБ в 1998 и в 2002 гг., вице – президент союза промышленников и предпринимателей РБ.
За конкретные достижения в сохранении устойчивости предприятий, умение выживать в условиях финансового кризиса С.В. Лысцеву вручена «Золотая медаль» Ассоциации содействия промышленности Франции и национальная общественная премия имени Петра Великого. Присвоено звание «Заслуженный экономист Республики Бурятия»,
Награжден нагрудным знаком « Заслуженный работник РАО ЕЭС России», золотой медалью первого республиканского общественного конкурса «Признание» в номинации «Экономика».
Заслуги в развитии отрасли отмечены званием «Почетный энергетик» Минтопэнерго РФ, присуждена ученая степень доктора экономики. Живет в г. Москве.
Николай Михайлович Колмаков – родился в с. Малое Уро в большой крестьянской семье, где было 8 детей. В 1960 г. окончил школу с. Уро, а затем Челябинское высшее военное авиационное училище, стал штурманом. Учился и работал в Военно-Воздушной Академии им. Ю.А.Гагарина, имеет воинское звание «генерал – майор авиации», награжден орденами и медалями. Живет в г. Москве.
Владимир Парфентьевич Толстихин - работал председателем Уро -Читканского сельского Совета, проработал более 10 лет, с 1955 по 1969 гг.
Нельзя не упомянуть о молодом поколении уринцев. Это участники боевых действий, воины-интернационалисты:
Андрей Александрович Карнапольцев (Чечня), Леонид Иванович Новиков ( Афганистан), Сергей Александрович Терентьев (Чечня), Сергей Александрович Распопов (Таджикистан), Сергей Александрович Коновалов (Чечня), Валентин Константинович Лопатин (Чечня).
Именем одного из них названа улица села. Колмаков Владимир Михайлович родился в 1969 г. 23 марта в с. Уро Баргузинского района.
В мае 1987 г. был призван в армию. Служил в Афганистане. Выполняя долг воина – интернационалиста, погиб 22 марта 1988 г.
Награжден орденом «Красной звезды» 7 сентября 1988 г. посмертно[30].
Выводы по главе. Результатами краеведческих, исследовательских работ являются конкретные материалы, которые необходимо хранить, показывать. На основе их вести разъяснительную работу.
Заключение
История деревень – неотъемлемая часть истории народа. Надо понимать правильно, невозможно полностью охватить историю. И эта работа – маленькая часть труда автора.
Во-первых, в ходе исследования автор пользовался разными методами.
Во-вторых, неоценимую помощь оказали старожилы села.
В- третьих, использование при выполнении данной работы краеведческих материалов.
Делая выводы, можно сказать, что уже известным фактам и сведениям я прибавил ещё множество новых фактов. По порядку попытался осветить их в этой работе.
В ходе работы узнал много нового.
Каждый народ имеет никогда не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники.
Список источников и литературы
- Источники:
1.Архив школьной библиотеки села Уро.
2.Архив сельской библиотеки села Уро.
3.Программа социально-экономического развития МО СП «Уринское».
- Опубликованные источники и литература:
1.Агапова, И.И. Патриотическое воспитание в школе / И.И. Агапова, М.Р. Давыдова; Серия: Внимание дети. – М.: Айрис-Пресс, 2002. -224с.
2..Академия наук СССР. Восточно-Сибирский филиал. Б.Р.Буянтуев. Прибайкалье. Улан-Удэ 1955 (экономико-географический очерк под редакцией В.А. Кротова).
3.Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1982
4. Бахаев, В.Б.История Бурятии Ч.1./В. Б. Бахаев, И. Н. Шагдурова. – Улан-Удэ, 1995. – С.
5. История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. – Улан-Удэ,1954.
6.История Бурятии. Учебная книга для средних учебных заведений. Общественно-научный центр «Сибирь». Улан-Удэ, 1994 г.
7.Леонид Шлихарёв. Сибирь. Откуда она пошла и куда она идёт. Размышления, прогнозы. Издание второе, дополненное. Издательство «Советская Россия», Москва – 1978 г.
8.Шмулевич, М. М. К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сёл в Западном Забайкалье в XVIII – в первой половине XIX века. // Этнографический сборник. –
Вып.6./ Шмулевич, М.М. – Улан-Удэ: АН СССР Сибирское отделение.1974.
9.Элиасов, Л. Е. Байкальские легенды и предания. / Элиасов, Л. Е. – Улан-Удэ,1984.
Приложение
[1] История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. – Улан-Удэ, 1954.
[2] История Сибири с древнейших имен до наших дней. – Ленинград: издательство «Наука»,1968г.
[3] Шмулевич, М.М. К истории крестьянской колонизации и возникновение русских сел в Западном Забайкалье в XVII – первой половине XIX века. Этнографический сборник. Вып.6 – Улан-Удэ: АН СССР Сибирское отделение, 1974.
[4] Румянцев, Г.Н. Баргузинские летописи. /Румянцев, Г.Н. –Улан-Удэ,1956.- С.45.
[5] Элиасов, Л.Е. Байкальские легенды и предания./ Элиасов, Л.Е.- Улан-Удэ, 1984.
[6] Натаев, П.Л. О жизни и времени. / П.Л.Натаев.- Улан-Удэ, 2005. – С.107-108.
[7] Башкуев, Б.В. География Бур.АССР./-Улан-Удэ,1984. С.96.
[8] Угрюмов, Н.Ф. Баргузин – край, где мы живем. / Н.Ф. Угрюмов.- Баргузин, 1998.- С.150.
[9] Элиасов, Л.Е. Байкальские легенды и предания./ Элиасов, Л.Е.- Улан-Удэ, 1984.
[10] Ожигов, Н.А.Чирковский корень…//Сб.очерков./Улан-Удэ.-1975.-С127-137.
[11] Прокушев, В.И. Казачему роду нет переводу…// Баргузинская Правда,-12июня 1997.
[12] Дармаев Б.Ж., Понтонист…// Баргузинская Правда, - 6мая 2010.
[13] Коновалова Л.А., Поклонимся великим тем годам…// 6 мая 2010.
[14] Елшин, А.Г. Моя жизнь и работа./А.Г.Елшин. – Улан-Удэ, 2007. С.6-21.
[15] Баргузин:страницы истории.//Материалы научно-практической конференции к 350- летию. Улан-Удэ, 1998.
[16] Элиасов, Л.Е. Байкальские легенды и предания./ Элиасов, Л.Е.- Улан-Удэ,1984
[17] Архив школьного музея села Уро.
[18] Прокушев, В.И. Из истории церквей Баргузинского района //Баргузинская правда.-2004 г. -20 мая.-С.6.
[19] Архив администрации с.Уро.
[20] Баргузин:страницы истории.//Материалы научно-практической конференции к 350- летию. Улан-Удэ, 1998.-С.123-124.
[21] Прокушев, в.И. Из истории церквей Баргузинского района //Баргузинская правда.-2004 г. -20 мая.-С.6.
[22] Натаев, П. Л. О жизни и о времени. /П.Л.Натаев.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО.Респ.тип..2005,-188с.
[23] Угрюмов, НФ. Баргузин – край, где мы живем./Сб. очерков.-Баргузин.1998г. -176с.
[24] Елшин, А.Г. Моя жизнь и работа./А.Г.Елшин. – Улан-Удэ, 2007. С.6-21.
[25] Елшин, А.Г. Моя жизнь и работа./А.Г.Елшин. – Улан-Удэ, 2007. С.6-21.
[26] Прокушев В., День Уринской школы и ее история…//Баргузинская Правда, - 17 февраля 2003, № 20-21-С.5-6.
[27] Прокушев В., К 90-летию со дня рождения Л.Е.Элиасова…Баргузинская Правда, - 24 марта 2003, №38-39, С.5-6.
[28] Архив библиотеки села Уро.
[29] Архив школьного музея села Уро.
[30] Архив библиотеки села Уро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История села - часть истории района
Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...
Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...
История села - история страны
Данный проект разработан с целью исследования и возникновения моей малой Родины, привлечения учащихся к изучению истории родного края. Актуальность темы очевидна. У каждого человека...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Ребята,Ирина Иннокентьевна!
Ребята,Ирина Иннокентьевна! Спасибо за участие в Вахте памяти,за то,что познакомили нас с историей своего села