Тема "Восточные славяне"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Маиерал содержит разработку урока с ипользованием ЭОР, фильм, кроссворд и презентацию по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________Восточные славяне в древности.________________________
(Тема урока)
ФИО: Петухова Наталья Валерьевна | |||
Место работы: МОУ «СОШ» пст.Визиндор Сысольского района РК | |||
Должность: учитель истории, заместитель директора поУР | |||
Предмет: история | |||
Класс: 6 | |||
Тема и номер урока в теме: Восточные славяне в древности. 3 урок по курсу «История России». | |||
Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI в., издательство «Просвещение». |
- Цель урока: усвоение обучающимися информации о расселении, занятиях и быте восточных славян.
9. Задачи:
- обучающие: формирование у обучающихся общего представления о предках славян, расселении восточнославянских племен в древности, занятиях славян.
-развивающие: развитие умения работать с материалом учебника, с исторической картой, иллюстративным материалом по теме; получение опыта целеполагания.
-воспитательные: воспитание чувства уважения к истории народа, его труду и достижениям.
10. Тип урока: изучение нового материала с элементом текущего контроля..
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, настенная карта «Киевская Русь».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. | Приветствие учителя. | 1 | |
2. | Постановка учебной задачи. | 1.Предложение представить ситуацию знакомства с незнакомым человеком. Вопрос: «Что вы захотите о нем узнать?» 2. Фиксирует предложения детей на доске. Предлагает выбрать самое главное. 3. Сообщает, что сегодня мы будем знакомиться не с отдельным человеком, а с целым народом. Вопрос: подходят ли данные позиции для характеристики народа? 4. Сообщение темы урока: «Восточные славяне в древности». | 1.Отвечают на вопрос. Варианты: - как выглядит, чем занимается, где живет, как выглядит его дом, какой у него характер и т.п. 2.Делают выбор: внешность, занятия, жилище, характер (как правило) 3.Обдумывают ответ на вопрос. Предложение дополнить список позицией: где живет народ. 4. Записывают тему урока и план характеристики народа в тетрадь. | 5 | |
3. | Изучение нового материала. | ЭОР № 1. | Начало демонстрации презентации (Приложение 1). Предложение рассмотреть иллюстрацию и рассказать, как выглядели славяне, сделать предположения о чертах характера наших далеких предков. При наличии времени можно дать пояснения о том, что такое портретная реконструкция, т.к. с данным видом иллюстративного материала учащиеся будут встречаться в курсе истории России достаточно часто. | Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения. | 4 |
ЭОР № 2. | Рассказ учителя о территории проживания восточных славян. Демонстрация фильма о расселении славянских племен. (Приложение 2). Предлагает еще раз ознакомиться с расселением племен по материалу учебника (1 абзац) и показать по карте расселение каждого из племен. | Слушают рассказ учителя. Смотрят фильм. После просмотра отвечают на вопрос: Почему славяне селились по берегам рек? Чтение материала учебника. Показ по карте. | 6 | ||
Рассказ учителя о занятиях славян с показом презентации (2 слайда). По первому слайду задается вопрос: «Какие занятия славян вы можете назвать по данной иллюстрации?» Второй слайд содержит вопрос о системах земледелия у славян. | Слушают рассказ, смотрят фрагмент презентации. Отвечают на вопросы. Делают в тетради запись: «Занятия славян: земледелие,..» | 5 | |||
Предлагает задание: прочитать в учебнике о других занятиях славян и перечислить их. Направляет и контролирует работу обучающихся. Задает уточняющий вопрос о то, что такое бортничество. | Работа с учебником, определяют другие занятия славян, перечисляют, продолжают запись в тетради: «Занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, ремесла (гончарное, кузнечное), бортничество». Дополняют запись: «Бортничество – сбор меда диких пчел». | 5 | |||
Предлагает обратиться к плану характеристики незнакомого народа, выяснить, что мы уже охарактеризовали, а что – еще нет. | Отвечают на вопрос. Осталось охарактеризовать жилище и характер славян. | 2 | |||
Показ следующего слайда презентации. Вопрос: Как выглядело поселение славян? Что сделано для защиты жителей? Показ следующего слайда презентации. Вопрос: Как выглядит жилище восточных славян? Почему оно называется полуземлянка? Найдите отличия славянского жилища от вашего. При наличии времени можно задать проблемный вопрос: Почему в полуземлянках дверь всегда открывалась внутрь? | Смотрят иллюстрацию, отвечают на вопрос. Смотрят иллюстрацию, отвечают на вопросы. | 5 | |||
4. | Закрепление знаний. (Вариант 1) | ЭОР № 3. | Предлагает выполнить практическое задание из ОМС «Практика. Восточные славяне VI- X веков» - шаг 2- на установление соответствий. Контролирует выполнение задания. | Выполнение задания. | 5 |
4. | Закрепление знаний. (Вариант 2) | Предлагает отгадать кроссворд по теме (Приложение 3). Контролирует выполнение задания. | Выполнение задания. | ||
4. | Закрепление знаний. (Вариант 3) | Предлагает выполнить интерактивный тест по теме (Приложение 4). Контролирует выполнение задания. | Выполнение задания. | ||
5. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | ЭОР № 4. | Обращается к плану урока, предлагает выяснить, что еще не рассмотрено. Проблемный вопрос: Как узнать о характере людей, которых мы никогда не видели? Подводит учащихся к необходимости ознакомиться со свидетельствами современников славян. Предлагает дома поработать с письменными источникам по теме (раздаточный материал) (Приложение 5). Задание: определить черты характера славян по свидетельствам их современника. | Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Получают раздаточный материал. Записывают домашнее задание, задают вопросы. | 4 |
6. | Итоги урока. Рефлексия. | Предлагает определить, что новое узнали учащиеся на уроке. Помогает правильно сформулировать устные высказывания. Делает вывод по уроку. | Отвечают на вопрос. | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
______________Восточные славяне в древности.____________________________
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Восточные славяне | Информационный, иллюстрация портретной реконструкции | Иллюстрация | |
2. | Расселение славянских племен | Комбинированный,карта-иллюстрация и видео | Иллюстрация (карта), видео | http://pochemuha.ru/otkuda-slavyane-prishli-na-dunaj |
3. | Практика. Восточные славяне VI- X веков. | Практический, открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), интерактивное средство | Интерактивный тест, таблица | http://fcior.edu.ru/card/8836/praktika-vostochnye-slavyane-vi-x-vekov.html |
4. | Раздаточный материал. | Информационный, текст. | Адаптированный фрагмент первоисточника. | http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/II.1.htm |
Приложения:
- Презентация «Восточные славяне в древности».
- Видео «Расселение славянских племен».
- Кроссворд в в программе в Excel, с иллюстрациями «Восточные славяне».
- Тест в программе в Excel «Восточные славяне».
- Раздаточный материал. Текст для домашней работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Классный час - игра " Древние славяне"
Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях....
Словарь "Восточные славяне. Первые князья"
Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...