Занятие "Смышленый ребенок. Историческая викторина"
план-конспект по истории

Шарова Анна Вячеславовна
  • Воспитание в подрастающем поколении любви к Родине на лучших примерах истории России. Привитие чувства ответственности за судьбу Отчизны на примерах мужества, доблести, героизма . Расширение кругозора, развитие познавательной активности.  Повышение уровня нравственного, эстетического воспитания учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие "Смышленый ребенок. Историческая викторина"

Шарова Анна Вячеславовна

воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ средней школы №298


Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»... Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом...

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1. Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2. Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом...

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2. Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2. Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1. А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2. Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1. Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1. Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок. Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1. А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

• Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

• Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Переходим к тесту. Вам Нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Тест

(С ответами)

1. В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.

Сколько таких дней воинской славы?

А) 18

Б) 24

В) 16

2. Второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 и 1242 гг. участвовал в битвах против шведов. За одну из этих битв князь получил прозвище, с которым и вошёл в историю

А) Александр Невский

Б) Дмитрий Донской

 В) Иван Сусанин

3. Между какими богатыря произошел поединок, который положил начало Куликовской битве?

А) Ханом Мамаем и Дмитрием Донским

Б) Челубеем и Пересветом

В) Челубеем и Дмитрием Донским

4. Памятник, каким двум героям, возглавившим народное ополчение против польско-литовских интервентов в 1612 году, стоит на Красной площади в Москве?

А) Ленину и Сталину

Б) Марксу и Энгельсу

В) Минину и Пожарскому

5. Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой?

А) Швеция

Б) Норвегия

В) Финляндия

6. Кто командовал русским флотом в Гангутском сражении?

А) Петр 1

Б) Адмирал Нахимов

В) Адмирал Нельсон

7. Какое звание было у командующего Русским флотом  Ф. Ф. Ушакова?

А) Капитан первого ранга

Б) Контр адмирал

В) Фельдмаршал

8. Как называется книга которую написал А.В. Суворов?

А) Наука побеждать

Б) Наука воевать

В) Наука сражаться

Г)  Наука выживать

9. Именно он принял решение об оставлении Москвы без боя, сказав: «Мы оставляем Москву, но     сохраним армию, а значит и всю Россию».

А) Багратион

Б) М.И. Кутузов

В) А.В. Суворов

10. Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?

А) В.А.Корнилов

Б) П.С.Нахимов

В) В.И.Истомин

11. Как называлась советская армия в период с 1918-1946гг?

А) Красная армия

Б) Белая армия

В) Красная гвардия

12. Когда и какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, происходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города? (парад)

13. Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?

А). Ленинград

Б) Волгоград

В) Москва

14. В каком году произошла Курская битва?

1) 1942г

2) 1941г

3) 1945г

В 1943

15. Зимой 1943 г. Донской фронт взял в плен 90 тысяч солдат и офицеров, 23 генерала и одного… Кого?

А) Генералиссимуса

Б)  Маршала

В)  генерала – фельдмаршала

16. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом?

А) Пилотки

Б) Перчатки

В) Ремни

17. Какой награды не существует?

А) Медаль “За освобождение Белграда”

Б) Медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

В) Медаль “За победу над Японией”

Г) Медаль “За оборону Советского Заполярья”

Д) Орден Александра Невского

Е) Медаль “Партизану Отечественной войны”

Все есть.

Подведение итогов, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая викторина "Счастливый случай"

Историческую викторину можно использовапть на уроке в качестве закрепления изученного материала...

Историческая викторина

Историческая викторина для проведения военно-спортивной игры "Молодецкая забава", посвященной 23 февраля. 3 варианта вопросов с  ответами для жюри....

Колесо истории (историческая викторина)

Данный материал приобщает детей к исторческому прошлому нашей страны, расширяет кругозор, развивает патриотические чувства. В него включены следующие конкурсы: "Приветствие"," Выбери жилище", "За...

Колесо истории (историческая викторина)

Данный материал приобщает детей к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, развитие патриотических чувств....

Историческая викторина для учащихся 8 класса

Задачи исторической викторины: Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.Усиление интереса к истории.Формирование побуж...

Историческая викторина.

Историческая викторина 6 класс для проведения Недели Истории....

Историческая викторина для учащихся 8 класса

Данная методическая разработка позволяет выявить знания учащихся по истории и привить любовь к предмету....