Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок истории в 5 классе.
Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии
Задачи урока:
Познавательная: Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии
Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.
Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.
Планируемые результаты:
Личностные:
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.
Предметные:
-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;
-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;
-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения
- знать и применять новые исторические понятия
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
-организация учебной деятельности;
- самоконтроль и оценка результатов;
-овладение приемами систематизации знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_5_klasse.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе.
Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии
Задачи урока:
Познавательная: Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии
Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.
Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.
Планируемые результаты:
Личностные:
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.
Предметные:
-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;
-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;
-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения
- знать и применять новые исторические понятия
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
-организация учебной деятельности;
- самоконтроль и оценка результатов;
-овладение приемами систематизации знаний
Методы обучения: проблемно-исследовательский
Оборудование: учебник, атлас, карта, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Южная Азия, Индийский океан, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, Ашока, вера в переселение душ.
Ценностный компонент урока: Понимать влияние природных условий на образ жизни и занятия людей.
Работа с учебником: чтение, работа с иллюстрациями, комментированное чтение.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Сегодня нас открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
- Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите видеофрагмент. Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
Вспомните, по какому плану вы изучали историю государств? (Где расположена? Географическое положение? Какие природные условия? Чем занимались? В каких богов верили?)
-На какие вопросы мы будем искать ответ?
-Итак, сформулируем план работы.
I План.(слайд)
1 Географическое положение Древней Индии.
2.Природные условия.
3.Занятия древних индийцев.
4.Религиозные верования людей.
-Ребята, какое слово является обобщающим для двух первых пунктов плана? (Природа)
-Последующие пункты? ( Люди.)
-Запишем в тетради тему урока. (ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.)
А как мы будем действовать, чтобы получить знания? Какие средства выберем для изучения темы? (-.Работать с исторической картой. - Работать с документом. Описывать иллюстрации. -Работать с учебником § 20 п.1,5.)
По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? И итогом нашей работы станет репортаж. А для этого я предлагаю вам выступить в роли журналистов. Для того чтобы ваш репортаж стал профессиональным, нам нужно отправиться в путешествие по Древней Индии. Есть вопросы? Итак, начинаем.
3. Создание проблемной ситуации
Внимание мы отправляемся в страну чудес, именно так называли её греки, а почему, мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
4. Первичное усвоение новых знаний
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.
У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Учитель: Карта, необходимая вам, находится в учебнике на стр.96. А у меня на доске.
Учитель предлагает посмотреть на слайд, ученики работают с учебником на стр…96.
- Давайте вспомним некоторые понятия, с которыми вы познакомились на уроках окружающего мира.
Учитель спрашивает учеников:
- Что такое остров и полуостров?
- Чем они отличаются друг от друга?
Ученики на основе своих прежних знаний по изучению Окружающего мира формулируют ответ, учитель поясняет, что полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).
-Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики показывают о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов. Индостан). Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями (учитель на доске выдвигает закладку с пояснениями к карте).
- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки:
- Найдите на карте и назовите их. (Инд и Ганг). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
- Сделайте записи в схеме.
- Определите расположение рек на карте. ( Учитель с их помощью перетаскивает название на карту.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № ).
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи).
Учитель: У нас было индивидуальное задание у Наташи , которая сейчас расскажет о Гималаях.
Сообщение учащегося: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется Джомолунгма. Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов? (Презентация, ).
- Отметьте на контурной карте горы.
- Сделайте записи в схеме.
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №).
Учитель: О джунглях нам расскажет Полина.
Сообщение учащегося: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает слон. (Презентация, слайд №). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №).
Учитель: Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?
- Можно ли было человеку выжить в джунглях?
- Чем питаться?
- Поработайте со схемой.
- Динамическая пауза. Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
- заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
- раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
- вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №). Я попрошу вас открыть учебники на стр. 97, в п.3 найти и назвать основные занятия индийцев.
Учитель: Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №).
- А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о занятиях и жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.
(Учитель раздает слова Клеопатры, путешественника,).
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что путешественники вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №).Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда путешественник сказал:
путешественник: (Презентация, слайд №). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.
Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № ).
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
- Ребята, какие сельскохозяйственные культуры выращивали индийцы? (хлопок, рис, чай, сахарный тростник, перец)
- Сделайте записи в схеме.
О религии
Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».
Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?
Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).
- На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и выясним причину такого поведения.
Ответ: Индусы верили в переселение души после смерти. Человек, заботящийся о своей дальнейшей судьбе должен был проявлять милосердие ко всем живым существам.
- Сравните верования древних индийцев с верованиями других народов.
(Прослушивается запись «Песни о переселении душ» В.С. Высоцкого)
Историческая задача.
Задача.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)
Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Теперь, когда мы столько узнали об удивительной Древней Индии , мы можем ответить на вопрос: «Почему греки называли Индию волшебной страной?»
Ответ должен содержать следующие пункты:
- в Индии протекают полноводные реки, с трех сторон она омывается Индийским океаном, с севера защищена величественными горами.
- территория страны покрыта джунглями, в которых обитают разнообразные животные.
- индийцы занимались выращиванием культур, неизвестных другим народам.
- до наших дней сохранились развалины древних городов, характеризующие высокий уровень развития цивилизации
- индийцы верили в переселение душ.
Подведение итогов
Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, составим репортаж об интересной и привлекательной стране – Древней Индии.
Подготовьте репортаж о Древней Индии
Индия расположена на _____________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире_________. Берега Индии омываются__________. Самые многоводные реки Индии _______и_______. Климат полуострова очень _______и______. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_______. Там водится множество__________ и__________. Здесь живут огромные__________, страшные ___________, ловкие_______, ядовитые________.
Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Объяснение домашнего задания. Прочитать § 20 и подготовить ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»
Творческие задания по выбору учащихся.
- Кому из русских альпинистов удалось покорить Эверест?
- Русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию, описал его в книге « Путешествие за три моря». Подготовьте сообщение об этом путешественнике.
- Подготовьте сообщение о древнейших городах Индии, обнаруженных археологами. Какие загадки таят они?
Оценивание себя детьми.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
-О чем еще вы хотели бы узнать?
- Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.
Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и поднимите тот, который считаете нужным.
3. Закрепление знаний
Игра «Да-нет»
Если вы согласны с данным утверждением, то должны хлопать, если не согласны – топать.
Индия расположена на юге Азии. (да)
Северной границей Индии служат Гималаи .(да)
Крупные реки Индии – Тигр и Евфрат. (нет)
Густые труднопроходимые леса называются джунглями. (да)
В Индии железными орудиями труда стали пользоваться в 3 веке до н.э. (нет)
Корова в Индии была божественной кормилицей. (да)
Мудрого бога Ганешу изображали с головой слона. (да)
В Индии не верили в переселение душ.(нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Разработка урока истории в 5 классе «Природа и люди Древней Индии»
Урок изучения нового материала....
Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"...
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.
Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...
урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
сценарий урока истории Древнего мира в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии", подробный ход урока с проблемой и рефлексией...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....