Задания по истории России к теме правление Л.И. Брежнева
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Тест составлен  на основе заданий ФИПИ для подготовки ЕГЭ по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brezhnev.docx253.15 КБ

Предварительный просмотр:

Правление Л.И. Брежнева

1.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию, дважды пропущенную в тексте.
______ и его ближайшее окружение и думать не хотели о расставании с властью. И себя, и других убеждали, что де уход ____ нарушит установившееся равновесие, подорвет стабильность. Словом, опять незаменимый, хотя и полуживой. Помню, как на одном из заседаний Политбюро председательствовавший потерял смысловую нить обсуждения. Все сделали вид, что ничего не произошло. Хотя всё это оставляло тяжкое впечатление. После заседания я поделился своими переживаниями с Андроповым.
2. Запишите пропущенные термины.
В Конституции СССР 1977 было положение о том, что в стране построено ____ социалистическое общество, при котором социализм развивается на своей собственной основе, всё полнее раскрываются созидательные силы нового преимущества социалистического образа жизни.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название столицы государства, дважды пропущенное в тексте.
Решение в войсках было принято три недели назад. Десанты начали переправляться под ____ ещё за неделю до переворота по просьбе самого Амина, который, видимо, решил, что иначе ему не удержаться. Однако, он не учёл, что войска направляются для прямо противоположной цели. А теперь через границу двинулась полная дивизия, которая до ____ будет по горам идти целую неделю.
Вот так делается политика от имени партии и народа. И никто ведь не возразил – ни члены Политбюро, ни секретари ЦК, ни, конечно, республики, ни даже аппарат. Думаю, что в истории России, даже при Сталине, не было ещё такого периода, когда столь важные акции предпринимались без намёка на малейшее согласование с кем – нибудь, совета, обсуждения, взвешивания – пусть в очень узком кругу.
4. Прочтите текст и выполните задания
В ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска пяти стран Варшавского Договора - СССР, НРБ, ГДР, ВНР и ПНР - перешли ________ границу. По этому поводу ТАСС сделал заявление.
  ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели _______ обратились к Советскому Союзу и другим 
союзным государствам с просьбой об оказании братскому  народу неотложной помощи, включая помощь вооруженным силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в _____-  социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами...
  Дальнейшее обострение обстановки в _____  затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю _______  представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
  Советское правительство и правительства 
союзных стран - Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...
  Советские воинские подразделения вместе с воинскими подразделениями названных союзных стран 21 августа вступили на территорию _______ . Они будут незамедлительно выведены из____ , как только создавшаяся угроза завоеваниям социализма в ______, угроза безопасности стран социалистического содружества будет устранена и законные власти сочтут, что в дальнейшем пребывании там этих воинских подразделений нет необходимости.
  Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его   укреплении.
  Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать и одного звена из содружества социалистических государств.
1. Укажите год, когда было сделано данное заявление ТАСС. Укажите страну, название которой пропущено в тексте. Назовите руководителя СССР в период описанных в заявлении событий.
2. Назовите указанные в заявлении три причины, которыми объясняется ввод войск на территорию данной страны.
3. Какое название получила политика СССР в отношении социалистических государств, проявлением которой стало данное заявление? Назовите любые два внешнеполитические мероприятия, относящиеся к периоду руководства СССР государственного деятеля, при котором было сделано данное заявление.
5. Рассмотрите изображение и выполните задания.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5504/strebkov1976.6/0_5d6ed_3ac0bf05_XL

Какие суждения о данной карикатуре являются верными:
1. На карикатуре нашло отражение событие, которое произошло в 1970 – е годы
2. На карикатуре изображён советский космический корабль серии Восток
3. Современниками, отражённого на данной карикатуре события, были Ф. Рузвельт и У. Черчилль
4. Участниками события, нашедшего отражение на карикатуре, были А. Леонов и Томас Стаффорд
5. Событие. Нашедшее отражение на данной карикатуре, считается официальным окончанием холодной войны

6. Прочтите текст и выполните задания
«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории — Конституцию и 60-летие Революции.

С первой связана ещё одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки “интеллигентных аппаратчиков” вместе с отобранными учёными демократически облагородить советский Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нём — “6-ю статью”, превращавшую означенные попытки в нормальную для нашего образа жизни демагогию. <…>

Годовщина Октября — знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР — всё ещё сила, но уже не “вождь” и не пример для подражания. Это молчаливо признавало (“в душе”) само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти “единство” Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути “еврокоммунизма”. “Лишь бы “друзья” открыто не ругали КПСС и СССР — на остальное, что у них там — наплевать!” — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.

«Братские партии» во всё большем числе и всё более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и… деньгами, «довольствием на продолжение существования».

В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни — физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических “служб”, но и о том, что движение страны по наклонной становится всё более гибельным.

Свидетельством тому было также то, что властные функции нагло подбирала под себя “тройка” членов Политбюро — Устинов, Громыко, Андропов. Пока ещё “пари́л” над ними Суслов, тоже начинавший “слабеть”, но рычаги “реальной политики” были в их руках».

  1. Укажите год, когда происходили события, о которых идёт речь в отрывке. Назовите генерального секретаря, о котором идёт речь. Назовите представителя «тройки» членов политбюро, упомянутой в тексте, который занимал пост министра иностранных дел.
  2. Какие явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии страны? Укажите три явления.
  3. Укажите год, когда была отменена статья Конституции СССР, о которой идёт речь в отрывке. Назовите руководителя СССР в этот период. Укажите одно любое последствие её отмены.

7. Какие черты характеризовали социально – экономическую и политическую ситуацию в СССР в первой половине 1980 – х гг:
1. Кризисная ситуация в сельском хозяйстве
2. Ослабление репрессий против инакомыслящих
3. Неспособность руководства провести назревшие реформы
4. Экстенсивный экономический рост
5. Отказ от централизованной системы управления экономикой
6. Реформа органов внутренних дел и госбезопасности

8. Прочтите текст и выполните задания.
«Правительство решило начать новую хозяйственную реформу. Речь шла о том, чтобы улучшить планирование и стимулирование экономики на основе развития инициативы предприятий. ...Прошел Пленум ЦК КПСС по вопросам совершенствования управления промышленностью, появились постановления ЦК и правительства о стимулировании производства и о государственном производственном предприятии. Совнархозы упразднялись и восстанавливалась прежняя система промышленных министерств. Сначала действовало 29 общесоюзных и союзно-республиканских промышленных министерств, а к середине 70-х гг. их число увеличилось до 35. Были созданы также крупные государственные комитеты (Госснаб, Госкомцен и Госкомитет по науке и технике). Каждое союзное министерство отвечало за всю отрасль, в том числе и за положение дел на предприятиях, подведомственных республиканским министерствам. Приказы и инструкции союзных министерств считались обязательными для исполнения министерствами республик. Основной смысл хозяйственной реформы сводился к тому, чтобы добиться повышения научного уровня государственного планирования, расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и повышения материальной заинтересованности работников в улучшении работы предприятий. Число обязательных плановых показателей сокращалось до минимума. Реформа предполагала использовать доходную часть бюджета в качестве важнейшего планового показателя, отказаться от неэффективных форм постоянных государственных дотаций, что отличало ее от реформ Хрущева. Главными теперь становились не валовые показатели, а объем реализованной продукции — то есть сбыт и прибыль. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть прибыли оставляли в распоряжении предприятий для материального поощрения работников, проведения социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и развития производства».
1. В каком году началось проведение описанной в тексте хозяйственной реформы? Кто в это время являлся первым секретарем ЦК КПСС? Кто был председателем Совета министров?
2. В чем заключались основные направления реформы? Укажите не менее трёх положений
3. Используя свои знания по истории, укажите, каких результатов удалось добиться в первые пять лет проведения реформы? Укажите не менее двух положений. Какова судьба  хозяйственной реформы?
9. Рассмотрите изображение и выполните задания

http://moi-goda.ru/images/stories/memory/217.jpg

Какие суждения о данном изображении  являются верными:
1. Всего состоялось 5 полётов по программе Союз – Аполлон
2. Участниками полёта со советской стороны были Г. Титов и А. Николаев
3. Советско – американский полёт в космос стал одним из символов эпохи разрядки
4. Участниками полёта с советской стороны были А. Леонов и В. Кубасов
5. Советские и американские космонавты высадились на луне

10. Какие положения характерны для экономической реформы 1960 – х гг:
1. Создание мелких частных предприятий
2. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий
3. Создание на предприятиях фонда стимулирования труда работников
4. Сохранение централизованного планирования основных экономических показателей
5. Выборность руководящего состава предприятий
6. Ликвидация общесоюзных плановых организаций

11. Какие события характеризуют период правления Л.И. Брежнева:
1. Бескомпромиссная борьба с бюрократизмом и взяточничеством
2. Увольнение на пенсию руководящих работников, достигших 70 – летнего возраста
3. Принятие концепции развитого социализма
4. Преследование диссидентов
5. Наличие теневой экономики
6. Принятие программы построения коммунизма

12. Прочтите текст и выполните задания.
О событиях в Чехословакии я узнавал в основном по радио. Ещё за год до этого я купи время от времени, не очень регулярно слушал БИ- би – си и Голос Америки. А в ____ году самыми волнующими стали новости из Чехословакии. В эти месяцы всё чаще заходить Живлюк и Р. Медведев, от них я также узнавал много нового . Казалось, что в Чехословакии происходит наконец то, о чём мечтали столь многие в социалистических странах, - социалистическая демократизация, экономической и социальной систем, ликвидация всесилия органов безопасности внутри страны с оставлением  им только внешнеполитических функций, безоговорочное и полное раскрытие преступлений и ужасов сталинского периода. Даже на расстоянии чувствовалась атмосфера возбуждения, надежды, энтузиазма, нашедшая свое выражение в броских, эмоционально – активных выражениях _Пражская весна, социализм с человеческим лицом.
1. К какому году относится данный фрагмент воспоминаний? Кто в это время был генеральным секретарем ЦК КПСС? В какой военно политический союз входили СССР и Чехословакия?
2. Каковы были признаки Пражской весны? Укажите не менее трех положений
3. Пользуясь своими знаниями по истории, укажите, кто был руководителем Чехословакии – главным инициатором реформ. В каком году завершился процесс Пражской весны? Почему он завершился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-задания по истории России по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса

Предлагаемые карточки содержат разнообразные задания — от вопросов воспроизводящего характера до направленных на анализ текста, а также тесты и задания проблемного характера. Карточки-задани...

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"...

Зачетные задания по истории России ХХ в., тема «Россия в 1900-1916 гг.»

Тестовые задания составлены для проведения зачета по истории России по теме "Россия в 1900-1916 гг."...

Тест по истории России по теме: "Россия в период правления Н.С. Хрущева"

Тест для закрепления знаний истории России в период правления Н. С. Хрущева. Возможно использовать для подготовки к ОГЭ по истории и в 10 классе при изучении данной темы....

Задания по истории России к теме правление Н.С. Хрущева

Задания составлены на основе ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по истории по теме период управления Н. С. Хрущева...

Контрольная работа по истории России по теме «Россия в годы правление Николая I» , 9 класс

В контрольный тест включены задания по внутренней и внешенй политике Николая I. Возможно использовать при подготовке к ОГЭ по истории....

Контрольная работа по истории России по теме: «Россия в период правления Александра I»

Контрольная работа по истории России по теме: «Россия в период правления Александра I»...