Урок обществознания "Отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Урок обществознания для обучающихся 8 класса по теме "Отклоняющееся поведение" (технологическая карта урока, презентация к уроку).
Учебник для общеобразовательных организаций. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов./Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. "Просвещение", 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обществознания "Отклоняющееся поведение" | 868.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондакова Валентина Васильевна
учитель истории, обществознания
МБОУ Чановская СШ №1 Чановского района
Новосибирской области
Класс: 8
Предмет: обществознание
Тема: Отклоняющееся поведение
Цели урока: На основе фактов сформировать представление об отклоняющемся поведении.
Задачи урока:
1. Научить школьников определять причины отклоняющегося поведения; оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества; оценивать социальное значение здорового образа жизни.
2. Создать условия для развития умений анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
3. Способствовать развитию у учащихся морального сознания и ориентировки в сфере нравственно-этических отношений.
Оборудование урока:
Проектор, компьютер, слайдовая презентация, тестовые задания, учебник.
УМК:
1.Учебник для общеобразовательных организаций. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов./Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. "Просвещение", 2016
2.Поурочные разработки. Обществознание 8 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016.
Основные термины: социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.
План изучения нового материала
1. Какое поведение считают отклоняющимся.
2. Алкоголизм и наркомания.
3. «Почему они делают это?»
Данный урок можно провести, используя групповую работу.
Обучающиеся получают рабочие листы (3) и оценочный лист.(1)
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Орг. момент. 2.Проверка домашнего задания. 3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД». Т – тетрадь Р – ручка У – учебник Д – дневник, домашнее задание А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение. Учитель: Ребята, проверку домашнего задания мы проведём, выполнив тест. ( 2) На работу отводится 5 минут. Затем вы обменяетесь работами; этап взаимопроверки. Слайд 1. Ответы на слайде. Слайд 2 - Ребята, рассмотрите изображения на слайде и скажите, что их объединяет? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд 3 – Сегодня мы поговорим об отклоняющемся или девиантном поведении. | -Ученики выполняют задания. -Взаимопроверка Ученики должны назвать проявления поведения, которые нарушают принятые в обществе нормы. определяют тему урока. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группе. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2.Учитывать разные мнения |
4. Версии. | Слайд 4 – Какую проблему урока нам предстоит решить? – Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться? | – Почему люди поступают не так, как принято в обществе? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых? Предлагают свои версии | |
5. Актуализация знаний. | Слайд 5 – Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. Соотнести понятие с определением. Вводится новое понятие – отклоняющееся поведение. . | Ученики выполняют задание слайда. Ученики записывают определение в тетрадь. | |
6. Планирование деятельности. | – Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Мы рассмотрим причины, проявления и последствия отклоняющегося поведения | Ученики должны ответить, что необходимо. | |
Дальнейшая работа с новым материалом организована по группам. На столах лежат рабочие листы и оценочный лист | |||
7. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Слайд 6 Учитель: Из многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют следующие: -на уровне личности -в малых социальных группах -на уровне государства Приведите примеры. Слайд 7. Учитель говорит о том, что открывать новое знание мы будем, составляя кластер. Ученики по группам получают рабочий лист, в центре записано: отклоняющееся поведение. Учитель записывает на доске и называет виды отклоняющегося поведения. Каждая группа выполняет своё задание. Слайд 8 Задания группам: 1 группа – выделить формы позитивного отклоняющегося поведения п.1 2 группа – выделить последствия алкоголизма, как отклоняющегося поведения п.2 3 группа – выделить последствия наркомании п.3 4 группа – выделить причины отклоняющегося поведения п.4 После выполнения задания каждая группа отчитывается и дополняет кластер на доске, ребята в своих рабочих листах. | Ученики должны привести примеры: - переход дороги в неположенном месте и др. - родители-наркоманы не занимаются воспитанием детей - взятки чиновников и др. Ученики начинают работать с кластером. Выступление групп, запись элементов в кластер | |
8. Выражение решения проблемы. | Слайд 9 – И теперь ответим на основной вопрос нашего урока: Почему люди поступают не так, как принято в обществе? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых? | -Ученики называют психологические и социальные причины - распитие спиртных напитков, наркомания, сквернословие и др. | |
9. Применение нового знания. | Слайд 10 Учитель: Задание по группам. Опровергнуть или согласиться с распространённым утверждением о наркомании и алкоголизме. Каждая группа получает одно утверждение, обсуждает в течение 3 мину, даёт аргументированный ответ. 1. Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики, пьют и при этом абсолютно здоровы. 2. Алкоголизм или пристрастие к наркотикам – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. 3. Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. 4. Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. Слайд 11 Учитель: Альтернативой отклоняющегося поведения может стать здоровый образ жизни. Используя метод «мозгового штурма» назовите элементы ЗОЖ. Каждая группа предлагает свои варианты. Слайд 12 элементы ЗОЖ Рефлексия Учитель: Ребята, перед вами оценочные листы.(1) Оцените свою работу и работу группы. | Примерные ответы учеников: 1. Таких людей не существует. 2. Избавление от этих пагубных зависимостей у большинства людей проходит долго и мучительно. Как и любая болезнь, они требуют лечения, существует даже особый раздел медицины – наркология. 3. От наркозависимых страдает семья, вред обществу и др. 4. Не существует такого понятия как «разумная» доза алкоголя: он вреден в любых количествах. Кроме того, алкоголь имеет накопительный эффект, т. е. при повторном употреблении «разумной» дозы его вред увеличивается вдвое. Ученики могут назвать (занятия спортом, правильное питание, соблюдение режима дня и другое) | |
10. Домашнее задание. | Слайд 13 - § 16 учебника; -Работа с документом «Из Уголовного кодекса РФ», стр.137-138 - Задания рубрики «В классе и дома» |
Приложение 1
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка работы группы (поставить знак +) |
1. Активно работал в группе | ||
2. Выполнял свои обязанности | ||
3. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | Мы работали слаженно и у нас всё получилось. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
Приложение 2
Тест по теме «Нации и межнациональные отношения»
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Этнос; глобализация; власть; народность; тоталитаризм.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2.Родоплеменная общность, в отличие от народности
1) характеризуется общностью языка 2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве 4) объединяет семьи патриархального типа
3.В разговоре с друзьями Пётр сказал, что он — белорус. Таким образом, он определил свою принадлежность к общности
1) этнической 2) территориальной 3) демографической 4) профессиональной
4.Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.
Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.
Б. Этносы формируются только после возникновения государства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6.Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.
Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возникает в догосударственный период 2) относится к этническим общностям
3) является элементом социальной структуры 4) основывается на кровном родстве
| |||
Черты сходства | Черты отличия | ||
8.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тип этноса | Характеристика |
социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. | |
Племя | объединение нескольких родов |
Ответы:
1 - 1. Понятия: этнос, народность.
2. Смысл понятия: этнос — совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
2-3
3-1
4-3
5-1
6-3
7- 2314
8- нация
Приложение 3
Рабочий лист
Рабочий лист (итог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка
Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...
Классификация отклоняющегося поведения.
Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"...
Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.
Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...
обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...
Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.
В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...