Урок обществознания "Отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Урок обществознания для обучающихся 8 класса по теме "Отклоняющееся поведение"  (технологическая карта урока, презентация к уроку).

Учебник для общеобразовательных организаций. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов./Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. "Просвещение", 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондакова Валентина Васильевна

учитель истории, обществознания

МБОУ Чановская СШ №1 Чановского района

 Новосибирской области

Класс: 8

Предмет: обществознание

Тема: Отклоняющееся поведение

Цели урока: На основе фактов сформировать представление об отклоняющемся поведении.

Задачи урока:

1. Научить школьников определять причины отклоняющегося поведения; оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества; оценивать социальное значение здорового образа жизни.

2. Создать условия для развития умений анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

3. Способствовать развитию у учащихся морального сознания и ориентировки в сфере нравственно-этических отношений.

Оборудование урока:

Проектор, компьютер, слайдовая  презентация, тестовые задания, учебник.

УМК:

1.Учебник для общеобразовательных организаций. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов./Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. "Просвещение", 2016

2.Поурочные разработки. Обществознание 8 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,  Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016.

Основные термины: социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.

План изучения нового материала

1. Какое поведение считают отклоняющимся.

2. Алкоголизм и наркомания.

3. «Почему они делают это?»

Данный урок можно провести, используя групповую работу.

Обучающиеся получают  рабочие листы (3) и оценочный лист.(1)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Создание

проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД».

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник, домашнее задание

А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение.

Учитель:  Ребята, проверку домашнего задания мы проведём, выполнив тест. ( 2) На работу отводится 5 минут. Затем вы обменяетесь работами;                  этап взаимопроверки.

Слайд 1. Ответы на слайде.

Слайд 2

- Ребята, рассмотрите изображения на слайде и скажите, что их объединяет? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 3

– Сегодня мы поговорим об отклоняющемся или девиантном поведении.

-Ученики выполняют задания.

-Взаимопроверка

Ученики должны назвать проявления поведения, которые нарушают принятые в обществе нормы.

определяют тему урока.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2.Учитывать разные мнения

4. Версии.

Слайд 4

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?

 Почему люди поступают не так, как принято в обществе?

Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Предлагают свои версии

5. Актуализация знаний.

Слайд 5

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. Соотнести понятие с определением.

Вводится новое понятие – отклоняющееся поведение.

.

Ученики выполняют задание слайда.

 Ученики записывают определение в тетрадь.

6. Планирование деятельности.

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Мы рассмотрим причины, проявления и последствия отклоняющегося поведения

Ученики должны ответить, что необходимо.

Дальнейшая работа с новым материалом организована по группам.

На столах  лежат рабочие листы и оценочный лист

7. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Слайд 6

Учитель:

Из многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют следующие:

-на уровне личности

-в малых социальных группах

-на уровне государства

Приведите примеры.

Слайд 7.

Учитель говорит о том, что открывать новое знание мы будем, составляя кластер.

Ученики по группам получают рабочий лист, в центре записано:  отклоняющееся поведение. Учитель записывает на доске и называет виды отклоняющегося поведения.

Каждая группа выполняет своё задание.

Слайд 8

Задания группам:

1 группа – выделить формы позитивного отклоняющегося поведения  п.1

2 группа – выделить последствия алкоголизма, как отклоняющегося поведения п.2

3 группа – выделить последствия наркомании п.3

4 группа – выделить причины отклоняющегося поведения  п.4

После выполнения задания каждая группа отчитывается и дополняет кластер на доске,  ребята в своих рабочих листах.

Ученики должны привести примеры:

- переход дороги в неположенном месте и др.

- родители-наркоманы не занимаются воспитанием детей

- взятки чиновников и др.

Ученики начинают работать с кластером.

Выступление групп, запись элементов в кластер

8. Выражение решения проблемы.

Слайд 9

– И теперь ответим  на основной вопрос нашего урока:

Почему люди поступают не так, как принято в обществе?

Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

-Ученики называют психологические и социальные причины

- распитие спиртных напитков, наркомания, сквернословие и др.

9. Применение нового знания.

Слайд 10 

Учитель: Задание по группам. Опровергнуть или согласиться с  распространённым утверждением о наркомании и алкоголизме.

Каждая группа получает одно утверждение, обсуждает в течение 3 мину, даёт аргументированный ответ.

1. Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики, пьют и при этом абсолютно здоровы. 

2. Алкоголизм или пристрастие к наркотикам – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. 

3. Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. 

4. Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. 

Слайд 11

Учитель: Альтернативой отклоняющегося поведения может стать здоровый образ жизни. Используя метод  «мозгового штурма» назовите элементы ЗОЖ. Каждая группа предлагает свои варианты.

Слайд 12   элементы ЗОЖ

Рефлексия

Учитель: Ребята, перед вами оценочные листы.(1) Оцените свою работу и работу группы.

Примерные ответы учеников:

1. Таких людей не существует. 2. Избавление от этих пагубных зависимостей у большинства людей проходит долго и мучительно. Как и любая болезнь, они требуют лечения, существует даже особый раздел медицины – наркология.

3. От наркозависимых страдает семья, вред обществу и др.

4. Не существует такого понятия как «разумная» доза алкоголя: он вреден в любых количествах. Кроме того, алкоголь имеет накопительный эффект, т. е. при повторном употреблении «разумной» дозы его вред увеличивается вдвое.

Ученики могут назвать (занятия спортом, правильное питание, соблюдение режима дня и другое)

10. Домашнее задание.

Слайд 13

- § 16 учебника;

-Работа с документом «Из Уголовного кодекса РФ», стр.137-138

- Задания рубрики «В классе и дома»

                                                                                                                                                  Приложение 1

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка работы группы (поставить знак +)

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

 -+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

                                                                                                                                                                                                    Приложение 2

Тест по теме «Нации и межнациональные отношения»

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 Этнос; глобализация; власть; народность; тоталитаризм.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2.Родоплеменная общность, в отличие от народности

     1) характеризуется общностью языка    2) появляется с возникновением государства

3) основана на кровном родстве   4) объединяет семьи патриархального типа

3.В разговоре с друзьями Пётр сказал, что он — белорус. Таким образом, он определил свою принадлежность к общности

      1) этнической   2) территориальной      3) демографической   4) профессиональной

4.Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

      А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.

Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.

     1) верно только А          2) верно только Б 3) верны оба суждения            4) оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения об этнических группах?

      А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.

Б. Этносы формируются только после возникновения государства.

     1) верно только А      2) верно только Б

3) верны оба суждения            4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

  А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.

Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.

  1) верно только А            2) верно только Б    3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

     1) возникает в догосударственный период    2) относится к этническим общностям

3) является элементом социальной структуры       4) основывается на кровном родстве

 

Черты сходства

Черты отличия

 8.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тип этноса

Характеристика

социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Племя

объединение нескольких родов

Ответы:

1 -    1. Понятия: этнос, народность.

        2. Смысл понятия: этнос — совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб.

Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

2-3

3-1

4-3

5-1

6-3

7-  2314

8- нация

                                                                                                                                            Приложение 3

Рабочий лист

Рабочий лист (итог)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Классификация отклоняющегося поведения.

Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"...

Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.

Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...

обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...

Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.

В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...