Конспект урока истории в 11 классе «Новая экономическая политика: «временное отступление» или «всерьёз и надолго»
план-конспект урока по истории (11 класс)

Коняева Наталья Анатольевна

Тема урока: «Новая экономическая политика: «временное отступление» или  «всерьёз и надолго»

Урок для учащихся 11 класса

Коняева Наталья Анатольевна, учитель истории МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
  • развивать навыки групповой работы.
  • воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Новая экономическая политика: «временное отступление» или  «всерьёз и надолго»

Урок для учащихся 11 класса

Коняева Наталья Анатольевна, учитель истории МОУ «СОШ №13 г.Пугачева имени М.В. Ломоносова»

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
  • развивать навыки групповой работы.
  • воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами), интерактивные, метод аналогии .

Формы работы: беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей рабочих групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий.

Средства обучения: учебники, документы, проектор, ноутбуки.

Ход урока

 Эпиграф к уроку: «Культура общества зависит от умения уважать точку зрения другого человека, сохраняя при этом свою»

  Министр иностранных дел А. Горчаков.

Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Здравствуйте! Обратите внимание на экран. На слайде книга повёрнута к вам, или вы видите её обратную сторону? (мнения разделились). Что вы видите на этом рисунке?

Учащиеся: Слона. Учитель: Сколько у него ног?  (при внимательном рассмотрении, кажется, что у него пять ног)

Учитель: Даже при рассмотрении простого рисунка люди могут иметь разное мнение. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются  различные,  часто  противоречивые  точки  зрения. Эта особенность нашла отражение в ЕГЭ по истории.

Задание № 24  предлагает, используя исторические знания, привести  два аргумента, которыми можно подтвердить  предложенное суждение,  и  два  аргумента,  которыми  можно его опровергнуть.  

По данным центра оценки качества только 39% выпускников успешно выполнили это задание в прошлом году.

Дискуссионных моментов в истории очень много. Какие вы можете привести примеры? Ученики:

- образование Древнерусского государства;

- коллективизация;

- Великая октябрьская революция.

Учитель: Всегда неоднозначно, с различных точек зрения, в истории России рассматривался период Нэпа.

Тема нашего урока: Нэп: «временное отступление» или  «всерьёз и надолго». Учитывая вышесказанное, предположите, какова цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с алгоритмом выполнения задания №24 ЕГЭ по истории на примере наиболее дискуссионной  темы истории XX века «Новая экономическая политика».

Учитель: Давайте прочитаем задание (читают ученики):

«Отказ от НЭПа – ошибка, т. к. он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой и не исключал проведение индустриализации»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить  данную  точку  зрения,  и  два  аргумента,  которыми  можно опровергнуть  её.  При  изложении  аргументов  обязательно  используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

Учитель: Используя метод аналогии, историческую проблему можно сравнить с закрытой дверью, как её открыть? (на доске изображение закрытой двери)

 Ученики:  подобрать ключи!

Учитель: Что в нашем случае будет ключами? Ученики: аргументы на основе исторических знаний!

Учитель: Что является источником исторических знаний?

Ученики:

- документы;

- учебники;

- таблицы, графики, диаграммы;

- воспоминания очевидцев;

- агитационные материалы 20-х годов: рисунки, фотографии, плакаты, реклама;

- публикации в СМИ.

Учитель: У каждой группы есть учебники, причём разных авторов, а вот дополнительные материалы вы выберете сами.

Прошу по одному представителю подойти ко мне. Нужно на основании  копии исторического источника сказать: положительное было отношение к НЭПу у автора или отрицательное?

  1. Карикатура нэпмана (автор высмеивает  НЭП - отрицательное)
  2. Плакат времён НЭПа (смычка города и деревни, развитие кооперации - положительное)
  3. Реклама, атрибут рыночной экономики (насыщение рынка товарами - положительное)
  4. Плакат времён НЭПа, (город не обеспечивает крестьян необходимыми орудиями труда -  отрицательное)

Учитель: По какому принципу группы разделяться на сторонников и противников суждения?

Ученики: в зависимости от смысла исторического источника.

Учитель: Начнём работу. Распределите в группе учебники, копии исторических документов. На каждом столе есть карточки с заданием. К концу урока каждая группа должна сформулировать и записать на символические ключи аргументы и прикрепить на доску.

Итак, давайте выстроим алгоритм выполнения задания. Подумайте,  с чего должен начать ученик, выполняя подобное задание?

- детализировать предложенное суждение:

Какую информацию  должны содержать аргументы в подтверждение? Ученики: Отказ от НЭПа – ошибка, т. е. эту политику  нужно было продолжать, потому что он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой и не исключал проведение индустриализации.

Учитель: А какую информацию должны содержать аргументы в опровержение? Ученики: Отказ от НЭПа был правильным т.к. эта политика исключала возможность проведения индустриализации и активной социальной политикой.

Группы №1 и №2 ориентируются на формирование  аргументов подтверждение данного суждения, группы №3 и №4 на опровержение.

Учитель: Подумайте, что ещё нужно сделать?

- Определить хронологические рамки периода:

Хронологические рамки НЭПа -1921-1929. На X съезде партии Ленин объявил о переходе к нэпу.

Учитель: Что будет следующим шагом?

- Анализ исторического явления.

Предложите план анализа данного периода? (записать на доску)

  1. Задачи НЭПа.
  2. Сущность и соответствие идеологии социализма.
  3. Итоги:

а) экономические

б) социальные

      4) Противоречия и кризисы нэпа

Давайте посмотрим видеоролик и определим задачи НЭПа:

1.Увеличить производство  сельского хозяйства и промышленности, преодолеть голод и разруху, восстановить разрушенное войнами хозяйство;

2. Преодолеть политический кризис, связанный с требованием «власть советам, а не большевикам»

3. Снять социальную напряженность в обществе, вызванную в целом политикой военного коммунизма.

Вывод: Следовательно, сущность НЭПа можно определить как временный тактический маневр большевистского руководства, как вынужденный обстоятельствами отход от коммунистических принципов во имя самосохранения.

Дальше мы с вами будем работать с презентацией, которую вы сами сейчас будете составлять, она размещена  на google диске. На этом этапе нашего урока вам понадобиться ноутбук, на рабочем столе есть папки с документами к уроку, также я предлагаю вам использовать материалы, размещённые на моём сайте в разделе дистанционное обучение и материалы с сайта краеведческого музея, ссылки на рабочем столе. Открываем презентацию google 15 мин.

ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА:

2.Заполнение сравнительной таблицы   5 мин.:

Критерий для сравнения

НЭП

Идеология социализма

Формы собственности

Частная собственность на средства производства в мелкой и средней промышленности при сохранении решающей роли государственной собственности.

Государственная собственность на средства производства, ликвидация частной.

Методы ведения хозяйства

Использование элементов рыночной экономики    (продналог, хозрасчет, наемный труд)

Плановая экономика

Использование иностранного капитала как источника средств

концессия — договор на право эксплуатации иностранным капиталом государственной собственности на определенных условиях

Не использовался

 Изменения в социальной структуре

Появление нэпманов, совбуров

Отсутствие эксплуататорских классов,  рабочий класс и  крестьянство

У каждой группы есть на столе ноутбук с выходом в Интернет. На большом экране учитель видит и может открыть работу каждой группы.

Учитель: Сделайте вывод на основе таблицы.

Ученики: Нэп препятствовал непосредственному и быстрому переходу к социализму и построению коммунизма, так как его черты многообразие форм собственности, использование иностранного капитала, применение наёмного труда противоречили социалистической идеологии.

Противоречия НЭПа в сфере идеологии: появившиеся при НЭПе частная собственность, социальное неравенство расходились с идеологией социализма.

Действительно, многие исследователи и публицисты считают, что  в условиях монополии большевиков на власть нэп был изначально обречен, так как большевики провозгласили идеи бестоварного социализма. (3 мин.)

3.Итоги нэпа в экономике?

Первая группа изучает вопрос «Итоги НЭПа в промышленности».

Вторая группа изучает вопрос «Итоги НЭПа в сельском хозяйстве».

Третья группа изучает вопрос  «Итоги НЭПа в социальной сфере».

Четвертая группа изучает вопрос «Экономические итоги НЭПа в Саратовской губернии и г.Пугачёве».

Группы в ходе изучения материала заполняют по 2-3 слайда в общей презентации. 10 мин.

Возвращаемся к заданию №24 из ЕГЭ по истории.

- Опираясь на исторические факты сформулируйте  аргументы.

Обсудите в группе аргумент, запишите его на ключ, и результат прикрепите на доску рядом с символической дверью, символизирующей проблему урока.

Аргументы в подтверждение:

  1. В период НЭПа началась реализация плана ГОЭЛРО, который означал начало индустриализации.
  2. К 1928 году страна по основным показателям достигла уровня 1913 года: восстановлены дореволюционные посевные площади, увеличился валовый сбор зерна, достигнут довоенный уровень в животноводстве, страна могла и дальше развиваться успешно.
  3. Большинство сельского населения Саратовскойгубернии позитивно расценивало политику руководства, поскольку НЭП позволил стабилизировать цены на хлеб, приблизив их к довоенному уровню. В 1925 году в рационе саратовцев преобладал пшеничный хлеб и говядина, что свидетельствовало о возросшем благосостоянии среднестатистического жителя губернского центра.

Аргументы в опровержение:

  1. Нэп препятствовал непосредственному и быстрому переходу к социализму и построению коммунизма, так как его черты многообразие форм собственности, использование иностранного капитала, применение наёмного труда противоречили социалистической идеологии.
  2. Развитие рыночных отношений содействовало формированию зажиточных слоёв населения, использующих наёмный труд, но с точки зрения идеологии правящей партии нэпманы и кулаки являлись классовыми противниками, их высокие доходы считались недопустимыми.
  3. Для проведения индустриализации нужны огромные средства, а возможности государства были ограниченны: частный капитал не пускали в крупную и даже среднюю промышленность, у населения отсутствовали сбережения, а иностранцы боялись рисковать своими капиталами.

Ученики комментируют свой ответ с использованием слайдов в презентации.

Учитель: удалось выполнить предложенное задание?

Наша символическая дверь откроется? А что за ней?

- научились выполнять задание по типу  ЕГЭ по истории.

- рассмотрели различные стороны НЭПа.

Пригодятся ли знания, полученные сегодня в вашей будущей жизни?

Выполнив задание – «открыв  дверь» мы поняли, что важно уметь грамотно доказывать свою точку зрения подбирая аргументы, но при этом  уметь  слушать другого человека,  уважать иное мнение.

Мы изучаем историю не просто для того, чтобы усвоить информацию, а чтобы в истории как в зеркале увидеть сегодняшний день.

Следует отметить то обстоятельство, что нэп дал миру три элемента экономики будущего: государственное регулирование, смешанную экономику и частное предпринимательство.

Пример сегодняшнего Китая, который успешно решает задачи своего экономического развития на принципах неонэпа, свидетельствует о большом историческом значении экономической политики большевиков 20 гг.

Если я сверну лист бумаги, а потом расправлю - останется след. Спасибо за сегодняшний урок,  я думаю,  он оставит след не только в моей душе, но и в вашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»

Представляю вашему вниманию учебное занятие  2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс  Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....

Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»

Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...

Урок в 11 классе "Новая экономическая политика"

Урок в 11 классе "Новая экономическая политика"...

Презентация по истории России 9 класс "Новая экономическая политика"

Презентация по истории России 9 класс разработана к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю....

Конспект урока по истории по теме: "Новая экономическая политика»

Конспект урока по истории по теме НЭП,готовый материал при изучении этой темы....

Презентация к уроку истории 10 класс "Новая экономическая политика"

С опорой на данную презентацию можно провести урок в 10 классе по теме "Новая экономическая политика". Рассматривается причины перехода к НЭПу, сущность, противоречия этой экономической поли...