Рабочая программа по истории - 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории для 6 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644). Рабочая программа в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334.
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе примерных программ по истории основного общего образования и федерального компонента государственного стандарта «История средних веков» под редакцией Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского и «История России»» под редакцией А.В. Торкунова в соответствии со следующими нормативными документами:
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа рассчитана на 70 часов из расчёта 2 часа в неделю на основе базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Метапредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 классе задачей предмета истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении предмета истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Реализация данной программы предполагает широкое использование метапредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Арсентьева Н.М., истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М.
Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 классе включает: первое полугодие – истории России – 38 часов. второе полугодие изучается история средних веков – 32 час. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания истории. Предполагается последовательное изучение истории. Внутренняя периодизация в рамках этих периодов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 6 классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Реализация данной программы предполагает широкое использование метапредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно - методический комплект:
Учебное пособие:
1.История России 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ;под ред. А.В. Торкунова.- М. :Просвещение, 2016.- 128 с.
2.История Средних веков: учебник 6 кл. для общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, Москва. 2019 г.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «История».
Календарно – тематическое планирование составлено:
История России- 38часов.
История Средних веков- 32час;
Образовательная программа ОУ предусматривает:
Количество часов по предмету – 2
Общее количество часов на изучение истории в 6 классе составляет 70 ч.
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ИСТОРИЯ РОССИИ
с древнейших времен до начала XVI в. (38ч)
Введение. Наша Родина-Россия (1 ч).
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч).
Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.
Русь в 9- первой половине 12 век (9 ч).
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения.
Русь в середине 12- начал 13 вв. (4 ч)
Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Контрольная работа (1ч)
Русские земли в середине 13-14 вв. (9 ч).
Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в.
Формирование единого Русского государства (9ч).
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства.
Контрольная работа (1ч)
История средних веков (32 ч)
Введение.(1 ч)
Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. По каким источникам ученые изучают историю средних веков.
Становление средневековой Европы. (6 ч)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков.
Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее средневековье.
Византийская империя и славяне в VI –XIIIвв. (2 ч)
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Арабы в VI - XI вв. (2 ч)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. (1 ч)
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч)
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.
Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
Контрольная работа (1ч)
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) (6 ч)
Как происходило объединение Франции. Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах
Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 ч)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в XI - XV вв. (4 ч)
Образование и философия. Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2ч)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Контрольная работа (1ч)
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Введение. Наша Родина-Россия.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Образование древних государств. Восточные славяне и их соседи.
4
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.
Русь в 9- первой половине 12 века.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура России. Повседневная жизнь населения.
9
Познавательные: планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Русь в середине 12- начал 13 вв.
Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
4
Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую ,аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); Коммуникативные: выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Русские земли в середине 13-14 вв. Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половин 13-14 в.
9
Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать художественную и текстовую информацию, обобщать факты, Коммуникативные: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в. Московское княжество в первой половине 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15- начале 16 в. Человек в Российском государстве второй половины 15. Формирование культурного пространства единого Российского государства.
8
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Итоговое повторение.
Итоговое тестирование
Введение
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья
1
Раскрывают значение терминов история, исторический источник.
Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Становление средневековой Европы
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее Средневековье. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Культура раннего Средневековья.
Входная контрольная работа
6
Комментируют и формулируют понятия:
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов
Определяют значение и роль общины в жизни человека.
Византийская империя и славяне в VI – XI веках
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
2
Исследуют на ист. карте Образование славянских государств. Составляют сравнительную таблицу
Составляют рассказ о просветителях славян – Кирилле и Мефодии.
Арабы в VI – XI веках
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
2
Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Оценивают культурное наследие стран халифата.
Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
1
Осуществляют понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Выделяют ключевые понятия, характеризующие средневековую деревню и её обитателей.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.
Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан
2
Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).
Выявляют различия католической и православной церквей.
Католическая церковь в XI – XIII веках.
Крестовые походы
Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
2
Определяют причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Представляют о внешнем облике и вооружении воинов.
Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XIII века)
Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началам своих свобод. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия.
6
Называют определение понятий реформы.
Развивают навыки работы с первоисточником, опорной схемой, определяют историческое значение событий. Формируют уважение прав и свобод человека.
Ведут диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
2
Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).
Культура Западной Европы в XI – XV веках
Образование и философия. Средневековая литература. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
4
Определяют особенности. Сравнивают, обобщают и делают выводы.
Выполняют практическую работу с текстом.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки.
Повторительно - обобщающий. Итоговый тест.
2
Находят на карте и устно комментируют положение средневековой Азии, занятия ее населения.
Характеризуют государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Работают с новыми терминами
(вставляют пропущенные буквы).
Всего: 70
РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ.
Введение (1 ч)
Наша Родина- Россия. 04.09.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.
Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческим источником. Участие в беседе. Работа с картой, иллюстрациями учебника.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Древние люди и их стоянки на территории современной России-04.09.
1
Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.
Работа в тетради. Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческим источником. Участие в беседе. Работа над новым понятием.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники – 06.09.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
Заслушивание устного ответа. Отзыв учащихся. Самостоятельная работа с текстом учебника. Участие в беседе. Работа с историческим документом. Решение творческой задачи.
Образование первых государств-11.09.
1
Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.
Работа по карточкам. Дискуссия. Работа с картой. Слушание. Работа по историческому документу. Участие в беседе. Решение задачи.
Восточные славяне и их соседи-13.09.
1
Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами
Выполнение письменного задания. Работа по карте. Беседа по вопросу. Заслушивание устного ответа. Работа с текстом учебника. Работа с историческим документом. Решение задачи.
Русь в IX – первой половине XIIв (9 часов)
Первые известия о Руси- 18.09.
1
Становление Древнерусского государства-20.09.
1
Использовать карту при рассказе о о первых известиях о Руси; работать с историческими документами.
Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
Выполнение тестового задания. Слушание. Самостоятельная работа с текстом. Участие в беседе. Работа с историческим документом и иллюстрациями, новыми терминами.
Правление князя Владимира. Крещение Руси-25.09.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Русское государство при Ярославе Мудром-27.09.
1
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах-02.10.
1
Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).
Участие в беседе. Слушание рассказа учителя. Работа с картой. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. Работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами. Беседа по вопросам.
Общественный строй и церковная организация на Руси-04.10.
1
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями учебника. Слушание рассказа учителя. Работа с новыми терминами.
Место и роль Руси в Европе-09.10.
1
Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
Решение творческих задач. Слушание. Работа с дополнительной литературой. Участие в беседе. Работа над новым понятием.
Культурное пространство Европы и культура Руси-11.10.
1
Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Повседневная жизнь населения-16.10.
1
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
Решение логических задач. Выполнение теста. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой. Слушание. Участие в беседе.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь с древних времен до 12 в.»
1
Обобщать исторические события и явления.
Выполнение заданий в рабочей тетради. Слушание. Работа с иллюстрацией учебника. Самостоятельная работа с текстом учебника. Решение творческой задачи. Работа с новыми понятиями.
Русь в середине XII – начале XIII в. (4 ч)
Политическая раздробленность на Руси-18.10.
1
Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
Выполнение тестового задания. Самопроверка.
Владимиро-Суздальское княжество-23.10.
1
Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Новгородская республика-23.10.
1
Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).
Беседа по вопросам. Работа в тетрадях. Слушание. Решение логических задач.
Контрольная работа «Русь с 9 по 13 век»-25.10.
Южные и юго-западные русские княжества.
1
Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).
Беседа по вопросам. Работа в тетрадях. Слушание. Решение логических задач.
Русские земли в середине XIII-XIV вв. (9 ч)
Монгольская империя и изменение политической карты мира.-06.11.
1
Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Батыево нашествие на Русь-15.11.
1
Характеризовать политику исторических личностей использовать карту при рассказе об объединении русских земель.
Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Участие в беседе. Работа с картой, иллюстрациями учебника.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.-20.11.
1
Работать с исторической картой делать выводы.
Работа в тетради. Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческим источником. Участие в беседе. Работа над новым понятием.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.-22.11.
1
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
Заслушивание устного ответа. Самостоятельная работа с текстом учебника. Участие в беседе. Работа с историческим документом.
Литовское государство и Русь.—27.11.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
Работа по карточкам. Дискуссия. Работа с картой. Слушание. Работа по историческому документу. Участие в беседе. Решение задачи.
Усиление Московского княжества.-29.11.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.
Выполнение письменного задания. Работа по карте. Беседа по вопросу. Работа с историческим документом. Решение задачи.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.-04.12.
1
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
Выполнение тестового задания. Слушание. Самостоятельная работа с текстом. Участие в беседе.
Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.-06.12.
1
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
Выполнение тестового задания. Слушание.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в 12-14 в.»
1
Обобщать исторические события и явления.
Выполнение письменного задания.
Формирование единого Русского государства (8 ч)
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в.-11.12.
1
Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Московское княжество в первой половине 15 в.-13.12.
1
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Распад Золотой Орды и его последствия.-18.12.
1
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
Слушание. Участие в беседе. Работа с новыми терминами.
Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.-20.12.
1
Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Русская православная церковь в 15-начале 16 в.-25.12.
1
Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.
Слушание рассказа учителя. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. Работа с текстом учебника.
Контрольная работа «Формирование единого русского государства»-27.12.
1
Человек в Российском государстве второй половины 15 в.-15.01. -17.01.
1
Обобщать исторические события и явления.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Формирование культурного пространства единого Российского государства.-22.01.- 24.01.
Описывать культуру Российского государства.
учителя. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. Работа с текстом учебника.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства»-29.01.
Обобщать исторические события и явления.
Выполнение письменного задания.
Итоговое повторение. (1 час) - 31.01.
Введение. (1 час)-05.02.
1
Что изучает история средних веков
1
Называть хронологические рамки средневековья. Умение работать с лентой времени.
Умение анализировать ист. источники и делать выводы.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Становление средневековой Европы. (6 часов)
Образование варварских государств. Государство франков в 6-8 веках-07.02.
1
Работать с картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.
Выявление отличия власти короля от власти вождя
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Христианская церковь и раннее Средневековье-12.02.
1
Уметь анализировать организацию христианской церкви, давать оценку деятельности христианской церкви.
Участие в беседе. Слушание рассказа учителя. Работа с картой. Работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами. Беседа по вопросам.
Возникновение и распад империи Карла Великого.-14.02.
1
Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.
Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями учебника.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв.-19.02.
1
Уметь выделять причины феодальной раздробленности, давать оценку этому явлению.
Решение творческих задач. Слушание. Участие в беседе. Работа над новым понятием. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа в тетрадях.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье.-21.02.
1
Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли и образованные государства
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Повторение пройденного за курс истории 6 класса-26.02.
Выполнение тестового задания.
Византийская империя и славяне в 6-11 вв. (2 часа)
Византия при Юстиниане.-28.02.
Борьба империи с внешними врагами.-
1
Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).
Решение логических задач. Выполнение теста. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой. Слушание. Участие в беседе.
Культура Византии.-04.03.
Образование славянских государств-06.03.
1
Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).
Выполнение заданий в рабочей тетради. Слушание. Работа с иллюстрацией учебника. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Арабы в 6-11 веках. (часа)
Возникновение ислама.-11.03.
Арабский халифат и его распад
1
Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.
Выполнение тестового задания. Самопроверка.
Культура стран халифата-13.03
1
Умение составлять описание произведений искусства,
выявлять вклад учёного в развитие научных знаний
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Феодалы и крестьяне. (1 час)
Средневековая деревня и её обитатели.-18.03.
В рыцарском замке-20.03.
1
Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.
Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа)
Формирование средневековых городов. Городское ремесло-01.04.
1
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).
Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческим источником. Участие в беседе. Работа с картой, иллюстрациями учебника.
Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни-03.04.
1
Выявлять различия католической и православной церквей.
Работа в тетради. Слушание. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческим источником. Участие в беседе. Работа над новым понятием.
Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)
Могущество католической церкви.-08.04.
Католическая церковь и еретики
1
Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.
Работа по карточкам. Дискуссия. Работа с картой. Слушание. Работа по историческому документу. Участие в беседе. Решение задачи.
Крестовые походы-08.04.
1
Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).
Выполнение письменного задания. Работа по карте. Беседа по вопросу.
Контрольная работа: «Зрелое и позднее Средневековье»-10.04.
1
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XIII века). (6 часов)
Как происходило объединение Франции-15.04.
1
Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.
Выполнение тестового задания. Слушание. Самостоятельная работа с текстом. Участие в беседе. Работа с историческим документом и иллюстрациями, новыми терминами.
Что англичане считают началом своих свобод.-17.04.
1
Наносить на контурную карту ход боевых действий.
Выполнение письменного задания.
Столетняя война: причины и итоги.-22.04.
1
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.-24.04.
1
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове-29.04.
1
Работать с картой (на примере Реконкисты).
Участие в беседе. Слушание рассказа учителя. Работа с картой. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника. Работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами. Беседа по вопросам.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия.-06.05.
1
Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.
Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями учебника. Слушание рассказа учителя. Работа с новыми терминами.
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. (2 часа)
Польша Чехия в14-15 веках.-08.05.
1
Работать с картой (на примере завоеваний турок-османов).
Решение творческих задач. Слушание. Работа с дополнительной литературой. Участие в беседе. Работа над новым понятием.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова-13.05.
1
Работать с картой (на примере завоеваний турок-османов).
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Культура Западной Европы в XI – XV веках. (4 часа)
Образование и философия-15.05.
1
Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.
Решение логических задач. Выполнение теста. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой. Слушание. Участие в беседе.
Средневековая литература и искусство-20.05.
1
Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.
Выполнение заданий в рабочей тетради. Слушание. Работа с иллюстрацией учебника. Самостоятельная работа с текстом учебника. Решение творческой задачи. Работа с новыми понятиями.
Культура раннего Возрождения в Италии-22.05.
1
Составлять описание достижений культуры стран.
Сравнивать особенности развития Китая и Индии.
Выполнение тестового задания. Самопроверка.
Научные открытия и изобретения
1
Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.-27.05.
1
Составлять описание достижений культуры стран.
Сравнивать особенности развития Китая и Индии.
Беседа по вопросам. Работа в тетрадях. Слушание. Решение логических задач.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1
Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.
Слушание. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с новыми терминами.
Контрольная работа. Итоговый тест-29.05
1
Обобщать исторические события и явления.
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература:
- История России 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова.- М. :Просвещение, 2016.
- История средних веков 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. Е.В. Агибалова., Г.М. Донской, И.Е. Уколова под ред. А.А. Сванидзе. –М.:Просвещение, 2019.
Технические средства обучения:
- Компьютер, проектор.
2. Ресурсы Интернета
РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ В 6 КЛАССЕ.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Нормы оценки знаний, умений и навыков, учащихся по истории.
Проверка знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм.
Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и другое.
Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:
логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2»
может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам
Требования к устным ответам.
- Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
- Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
- Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
- Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Рекомендации по оцениванию решения
познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений, и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
Критерии оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...