Формы работы и методы активного обучения на уроках истории
учебно-методический материал по истории

Саая Сырга Станиславовна

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории

В педагогической деятельности приоритетными являются активные приемы и средства обучения, позволяющие вовлечь учащихся в познавательный процесс, организовать процесс самостоятельного получения знаний. В первую очередь это метод проблемного диалога, позволяющий привлечь учащихся к поиску проблем и способов их совместного разрешения, что, несомненно, значительно интересней, динамичней, а главное продуктивней, нежели просто изучение параграфа. Как утверждал известный математик М. Полани, «распознание проблемы, которая может быть решена и достойно решения … есть тоже своего рода открытие». Открытие же для ребенка всегда создает ситуацию успеха и познавательного удовольствия. Рискнем утверждать, что любая тема по истории может быть подана в форме эвристического диалога. Грамотно организованный диалог требует соблюдения ряда основных условий: логическая взаимосвязь, четкость вопросов, пошаговый поиск и решение проблемы, быстрая и грамотная корректировка вопросов в зависимости от ответов детей; создание взаимно заинтересованной, доверительной атмосферы, позволяющей спокойно высказать свою точку зрения, не бояться сказать что-то не так.

Образно говоря, дети должны привыкнуть к принципу, сформулированному еще Декартом: «Не бывает глупых мыслей, если они родились в собственной голове, глупым бывает лишь их отсутствие». Конечно, такой диалог требует серьезной подготовки, как от учителя, так и от учеников, переосмысления материала учебников, крайне редко содержащих проблемные ситуации. Крайне важно, что помимо решения учебно-познавательных задач, такой диалог обладает воспитательным значением, способствует развитию коммуникативных навыков, толерантности.

Вторым приемом, способствующим активизации учебного процесса, является использование на уроке системы кластеров, предложенной Т. Г. Мушанским. «Кластер» (гроздь) – выделение смысловых единиц материала и их оформление в виде схемы (Приложение 1). Система кластеров используется как в процессе поиска проблемного поля темы, так и в процессе работы над историческими текстами. Так, при изучении новой темы ученикам предлагается самим решить, на какие  вопросы-проблемы следует разбить данную тему, а затем самим же искать ответы.

В процессе такой работы создается мотивация для изучения материала – сами сформулировали вопрос, сами же ищем на него ответ, кроме того происходит систематизация материала, устанавливаются причинно-следственные связи. В конце урока обязательно должна возникнуть следующая «гроздь» кластеров, т.е. более сложных вопросов, называемых «толстыми» вопросами, направленных уже на осмысление материала. Умение самостоятельно формулировать вопросы к теме свидетельствуют о наличии критического, т.е. творческого мышления.

Третьим элементом активизации обучения является уроков-дискуссий, позволяющих выявить противоположные позиции по наиболее актуальным проблемам, их обсудить. Главная цель таких дискуссий – формирование активной, аргументированной познавательной позиции. Основные качества личности, которые воспитываются в процессе таких дискуссий – заинтересованность, интеллектуальная терпимость, умение слушать, умение «держать позицию», ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха). Правила дискуссии формулируются вместе с детьми, что также является сильным воспитательным моментом.

Еще одним приемом активизации обучения является регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала. Основными видами познавательных задач являются:

  • анализ исторических фактов, событий, статистических данных;
  • комментирование различных суждений из газет, журналов, документов;
  • задания на сравнительный анализ, выявление причинно-следственных связей и т.д.

Современные требования к выполнению заданий итоговой аттестации как раз ориентированы на умение учеников выполнять задания такого типа.

Хотелось бы отметить актуальность и эффективность  применения интегрированных уроков, позволяющих сформировать целостное восприятие проблемы. Интегрированные уроки облегчают понимание процессов, изучаемых в разных предметных областях, позволяют сократить учебное время на изучение предметов, учат работать в коллективе. Хорошим подспорьем в развитии познавательных УУД  является  систематичное ведение выполнения  следующих заданий:

  • «умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений;
  • заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем (Приложение 2);
  • задания на анализ цифровой информации;
  • задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых  источников;
  • задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д. (Приложение 3).

Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Во-первых, этого можно добиться  в процессе самостоятельной работы обучающегося. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Надо исходить из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с историческими источниками помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

Во-вторых, специально подобрана система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. При формировании УУД широко используется технология сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте,  меняться ролями,  проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. Все вышеперечисленное вынуждает учителя переходить от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским методам.  Приведем примеры тестовых заданий, формирующих познавательные УУД: действия по установлению соответствий, логические действия представлены в  приложении П.

 Реализация  познавательных УУД осуществляется на разных этапах урока:    

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Формулирование темы урока, постановка цели

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

  • Рассмотрите ...
  • Сравните ... В чем их отличие?
  • Найдите в учебнике…
  • Может ли… Почему?

УУД: сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников;

УУД: используют  знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму;

УУД: устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений;

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации;

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание:

  • закончите предложения, используя текст параграфа;
  • соотнести определения с изученными терминами и понятиями;

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду…

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Использование перечисленных приемов, методов, типов урока может служить средством реализации познавательных универсальных учебных действий школьников.

Таблица 1

 Классификация активных методов обучения в контексте

познавательных УУД

Метод обучения

Познавательные УУД

групповая

и парная

работа

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

дискуссия

- извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

метод

проектов

- умение использовать предметные знания для реализации цели;

-добывать, перерабатывать и представлять информацию;

-оформлять результаты исследования и представлять его;

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

деловые

игры

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

метод эвристических вопросов

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

драматизация, театрализация

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

творческая игра

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

имитационный тренинг

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

ситуация успеха

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

«Мозговой штурм»

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

«Круглый стол»

- осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- выдвижение гипотез и их обоснование.

метод эвристических вопросов

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез.

Представленные методы активного обучения способствуют вовлечению учащихся в   познавательный процесс, организации процесса самостоятельного получения знаний, а также повышению познавательной активности.  

Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся.  Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия.

Приемы обучения, представленные в таблице 5 удобно использовать как конструктор урока. Эти приемы также можно применять и  в период диагностики УУД на разных этапах урока.

Таблица 2

Приемы работы, используемые на разных этапах урока

Этап урока

Используемые приемы

Вызов

  • мозговой штурм  (Приложение Ж)
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал») (Приложение З)

Осмысление

  • Прием инсерт - пометки на полях (Приложение И)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) (Приложение К)
  • Чтение со стопами (Приложение К)
  • Прием «Сюжетная таблица» (Приложение К)
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы» (Приложение К)
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм» (Приложение Ж)
  • Прием «Фишбоун» (Приложение Л)

Рефлексия

  • Рефлексивный экран вопросов
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
  • Что нового вы узнали на уроке
  • «Неоконченное предложение»

Приёмы, способствующие реализации познавательных УУД учащихся на уроках истории (Приложение 4):

А) Приёмы изучения теоретического материала: объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов (без репродуктивных методов обучения нельзя обойтись, они имеют место быть); рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий.

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им  надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Б) Приёмы изучения хронологии: основные даты; опорные даты; «лента времени»; хронологические комплексы  способствуют временные отношения и датированные факты с целью связывания фактов в логические цепочки; календарь важнейших событий; синхронистические таблицы.

В) Приёмы работы с документом: документы повествовательно-описательного характера; документы актового характера (дополняют рассказ учителя); памятники художественного слова.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.

Г) Приёмы использования художественной литературы: литературные источники -  произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий; историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе; использование художественной литературы для воссоздания картины быта, общественных отношений.

Д) Приёмы использования исторической карты: на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, а потом уже на тематической.

Е) Приёмы обучения по опорным сигналам: опорные сигналы в  графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал опорными сигналами.

Ж) Приёмы проверки знаний и умений учащихся: письменные – составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов); устные приемы проверки: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры «Морской бой» (Приложение Н).

Разрабатывая план урока, учителю необходимо выделять основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий):

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка (Приложение 3). В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё.

В уроке на основе известных фактов, с опорой на памятку ученики дают характеристику историческому лицу (Приложение 3).

На уроках используются следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них;

- Комментированное чтение текста;

- Составление простого и сложного плана;

- Составление сравнительных, хронологических таблиц;

- Составление кластера;

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- Составление логической схемы, цепочки.

Обучение приемам поиска информации – очень важное познавательное универсальное учебное действие.  Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники.

В ходе обучения истории педагогом используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  • составь набор понятий темы...

Инструмент проверки работы с источником информации (учебник):

1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения;

2) модельный ответ.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы: 

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Теперь рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Таблица 3

 Приемы ТРКМ

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер (Приложение П)

Верные - неверные утверждения (Приложение П)

Синквейн (П)

Общеучебные

Инсерт (Приложение И)

Чтение с остановками (Приложение К)

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали (Приложение З)

Толстые и тонкие вопросы (Приложение К)

Знаково-символические

Кластер (Приложение П)

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

ТРКМ  позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  • умение работать с информацией в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

        Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

          В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:

  1. находить требующуюся информацию в различных источниках;
  2. критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  3. систематизировать информацию по заданным признакам;
  4. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  5. видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  6. находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  7. устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  8. уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  9. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

В целостном процессе обучения проектирование уроков педагоги должны осуществлять с элементами разных технологий: развивающего обучения, компетентностного подхода,  системно-деятельностного подхода и их составляющих, представленные в таблице 6, так как обслуживают е различные стороны процесса обучения и способствуют формированию познавательных УУД.

Процесс познания для учеников носит творческий характер, так как через разнообразные виды учебной деятельности ученик способен овладеть УУД.

Вовлечение учащихся в   познавательный процесс, организация процесса самостоятельного получения знаний осуществляется с помощью активных приемов и методов  обучения: метод проблемного диалога, использование на уроке системы кластеров, проведение уроков-дискуссий, интегрированных уроков, регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала, проведение, заполнение синхронистических, систематизирующих и сравнительных таблиц, задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Теоретическое изучение методов формирования универсальных учебных действий, активных форм и методов организации учебной деятельности, применение полученных знаний на практике способствует, как повышению познавательной активности учащихся на уроках истории, так и реализации познавательных универсальных учебных действий.

Приложение 1

Фрагмент урока “Древняя Спарта” в 5 классе

Описание: Описание: http://festival.1september.ru/articles/581470/img6.jpg

1. Территория: Южная Греция, долина реки Еврот, область Лакония.

2. Управление:

  • Совет старейшин
  • Народное собрание
  • Два предводителя (цари)

3. Спартанцы:

  • Отбор детей
  • Семилетний возраст
  • Воспитание: спали на подстилках из тростника, ели скудно, говорили кратко (лаконично), разучивали звуки флейты, стойко переносили лишения, занимались гимнастикой: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья.
  • Отношения с илотами

Приложение 2

Фрагмент урока «Финикийские мореплаватели» в 5 классе

Ученики вместе с учителем формулируют вопросы, на которые нужно ответить для решения проблемной задачи:

  • Сравнить природные условия трех цивилизаций, размеры территорий.
  • Сравнить основные занятия жителей.
  • Сравнить общественное устройство (управление государством).

Класс делиться на группы. Каждая группа получает свое задание, соответственно поставленным вопросам.

Вопросы для сравнения

Египет, Междуречье

Финикия

Как это влияло на мореплавание

Природные условия

Равнины, полноводные реки

Нет полноводных рек, мало равнин, горы, побережье моря

Море – основной источник средств существования

Величина территории

Большая территория

Маленькая территория

Расширение территории за счет колонизации островов и Северной Африки

Основные занятия жителей

Земледелие, ремесло, торговля

Ремесло, рыболовство, торговля, пиратство

Для этих занятий необходимо все время усовершенствовать корабли и письменность (алфавит)

Управление государством

Рано появились единые государства

Не была единым государством

Города-государства соперничали друг с другом, и это ускоряло появление новых открытий и изобретений

Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу и подводит учеников к следующему выводу:

«Финикия была приморской страной. Основные занятия населения – морская торговля и пиратство – требовали самых совершенных кораблей того времени. Поэтому самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами».

Приложение 3

Памятка для работы с историческим источником

  1. Происхождение источника: автор, время издания, тип источника (документ, письмо, дневник и т.д.), полный текст или отрывок, первичный текст (оригинальный текст) или вторичный (перевод). 
  2.   Кратко изложите содержание прочитанного,  и сформулируйте основные идеи и факты. Объясните непонятные слова, используя словари. 
  3. Определите достоверность информации:

-  автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел?

  1.  Субъективность текста: субъективность осознанная или неосознанная? Были ли у автора особые намерения? Является ли автор хорошим наблюдателем? Есть ли у автора симпатии или антипатии? 
  2. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику. 

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какой группы населения выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Приложение 4

Приёмы, способствующие реализации познавательных УУД учащихся на уроках истории

А) Приёмы изучения теоретического материала:

  • объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов (без репродуктивных методов обучения нельзя обойтись, они имеют место быть). Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности);
  • рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставиться вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся  к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный  вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им  надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Б) Приёмы изучения хронологии:

  • основные даты, связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147 г.), Куликовская битва (1380 г.);
  • опорные даты, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 г. опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша ), 1389 г. ( начало правления Василия I );
  • «лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет (до н. э.). Например, 72 г.до н.э. - восстание Спартака и 1861 г. - отмена крепостного права в России.    

                              776                72                                0                 1380              1861     1917

       

                                 до  нашей эры                                           новая эра

                                       линия  времени

  • хронологические комплексы  способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497 г., 1550 г., 1581 г., 1649 г. – закрепощение крестьян;
  • календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий.

Например, 1700 г., 1703 г., 1709 г., 1714 г., 1720 г., 1721 г. – основные события петровской эпохи;

  • синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории. Например,

Европа

Россия

1648 г.

1653 г.

Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания

Начало реформы патриарха Никона

В) Приёмы работы с документом:

  • документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий)  дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа;
  • документы актового характера  (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;
  • памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел, «Вот тебе бабушка и Юрьев день!», песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.

Г) Приёмы использования художественной литературы:

  • Литературные источники -  произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Например, отрывки из книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Путь русского офицера» А.И. Деникина, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • Историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
  • Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ  художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, осмелюсь сказать, цементирует изученный материал.

Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.

Д) Приёмы использования исторической карты:

  • При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте,  например карте мира, а потом уже на тематической.

Е) Приёмы обучения по опорным сигналам:

  • опорные сигналы в  графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал опорными сигналами (ОС), подчёркиваю, можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, ОС по теме «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»  

                         

Ж) Приёмы проверки знаний и умений учащихся:

  • письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов).

     З) Устные приемы проверки:

  • беседа по теме,
  • рассказ у доски,
  • устное тестирование,
  • ответ по цепочке
  • повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры «Морской бой».

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Обучение приемам поиска информации – очень важное познавательное универсальное учебное действие.  Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники.

В ходе обучения истории педагогом используются разнообразные приемы работы с текстом учебника: 

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа...;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, основные составляющие процесса);
  • составь набор понятий темы...;
  • составь предложения по теме ..., используя слова –  «так, как», «потому что», «следовательно», «если…, то»;
  • зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
  • составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Инструмент проверки работы с источником информации (учебник):

1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения;

2) модельный ответ.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы: 

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод активного обучения на уроках технологии.

“Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  каков ребенок в игре, таков во многом он   будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Метод активного обучения на уроке английского языка

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях  деятельностного подхода.Для большинства школьников академическое обучение слишком абстрактно. Им нужно видеть, трог...

Методы активного обучения на уроках биологии.

В данной статье рассматривается возможность применения методов активного бучения на уроках биологии....

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории.

Учебно-методическая публикация содержит описание форм и методов активного обучения на уроках истории....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....