Рабочая программа по истории. 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тымлатская средняя школа»
«Принято» Руководитель МО: _____________/______/ Протокол № 1 от «____» ________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Тымлатская средняя школа» Еременко Е.С. /_______/ «__» _______ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Тымлатская средняя школа» Горяева Л.А. /_________/ «___» ________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 6 класса
Убушуева М. Н.,
учителя высшей
квалификационной категории
2019 - 2020 учебный год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.
К концу изучения курсов истории средних веков и истории России в 6 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ученик научится:
• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси;
б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Ученик получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Основные виды контроля знаний
тестовые работы
устные ответы учащихся
письменные самостоятельные работы
работа в группах
анализ исторического источника
характеристика исторической личности
защита мини-проектов
Контрольные работы по курсу не предусмотрены.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровье сберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Введение в историю Средних веков. | 1 | |||
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (6 ч) | |||||
2 | Древние германцы. Возникновение Франкского королевства. | 1 | |||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | |||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | |||
5 | Входной контроль | 1 | |||
6 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | |||
7 | Англия в раннее Средневековье | 1 | |||
8 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)» | 1 | |||
Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2 ч) | |||||
9 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 1 | |||
10 | Образование славянских государств | 1 | |||
Глава III. Арабы в VI-XI веках (1 ч) | |||||
11 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | 1 | |||
Главы IV, V. Феодалы и крестьяне; Средневековый город (2 ч) | |||||
12 | Феодалы и крестьяне. Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 | |||
13 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 1 | |||
Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (2 ч) | |||||
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | |||
15 | Крестовые походы. | 1 | |||
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (6 ч) | |||||
16 | Объединение Франции | 1 | |||
17 | Королевская власть в Англии в XI-XII вв. | 1 | |||
18 | Столетняя война | 1 | |||
19 | Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV в. | 1 | |||
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | |||
21 | Политическая борьба в Германии и Италии | 1 | |||
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2 ч) | |||||
22 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | |||
23 | Османская империя в XIV-XVI вв. | 1 | |||
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч) | |||||
24 | Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Средневековая литература | 1 | |||
25 | Средневековое искусство | 1 | |||
26 | Культура раннего Возрождения в Италии | 1 | |||
27 | Научные открытия и изобретения | 1 | |||
Глава X. Народы Азии, Америки Африки в Средние века (2 ч) | |||||
28 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | |||
29 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | |||
30 | Административная контрольная работа | 1 | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||
31 | Наша Родина – Россия | 1 | |||
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.) | |||||
32 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | |||
33 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | |||
34 | Образование первых государств. | 1 | |||
35 | Восточные славяне и их соседи | 1 | |||
36 | История заселения территории родного края в древности или повторительно-обобщающий урок по Главе I (по усмотрению учителя). | 1 | |||
Глава II. Русь в IX – первой половине XII в. (9 ч.) | |||||
37 | Первые известия о Руси. | 1 | |||
38 | Становление Древнерусского государства | 1 | |||
39-40 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 2 | |||
41 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |||
42 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | |||
43 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | |||
44 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1 | |||
45 | Повседневная жизнь населения | 1 | |||
46 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II | 1 | |||
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. (6 ч.) | |||||
47-48 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 2 | |||
49 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |||
50 | Новгородская республика | 1 | |||
51 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | |||
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме III | 1 | |||
Глава IV. Русские земли в середине XIII – XIV в. (10 ч.) | |||||
53 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | |||
54 | Батыево нашествие на Русь | 1 | |||
55 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |||
56 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | |||
57 | Литовское государство и Русь | 1 | |||
58 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | |||
59 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |||
60 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в. | 1 | |||
61 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | |||
62 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV | 1 | |||
Глава V. Формирование единого Русского государства (8 ч.) | |||||
63 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |||
64 | Московское княжество в первой половине XV в | 1 | |||
65 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | |||
66 | Московское княжество и его соседи во второй половине XV в. | 1 | |||
67 | Русская православная церковь в XV – начале XIV в. | 1 | |||
68 | Человек в Российском государстве во второй половине XV в. | 1 | |||
69 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | |||
70 | Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по V Главе (по усмотрению учителя) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...