Статья
статья по истории (11 класс)

Быковских павел Александрович

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМ. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МУЗЕЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

СТУДЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР I ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫИ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ «ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВА ТюмГНГУ

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА СО РАН

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ, ИСТОРИОГРАФИИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Диалог культур и цивилизаций

Тезисы VIВсероссийской научной конференции молодых историков

25 - 26 февраля 2005 г.

Тобольск, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. А. Быковских. Нижневартовский госпединститут, аспирант

 

ПРИЧИНЫ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ В ТРАКТОВКЕ С. В. БАХРУШИНА

С. В. Бахрушин в статье «Разгром немецкого ордена в Прибалтике Иваном IV (1560)» говоря о причинах вступления России в Ливонскую войну, указывает, что для развития производительных сил страны ей необходим был выход в Балтийское море. Только так могло развивающееся государство установить сношения со странами Западной Европы, откуда русские могли получать необходимые им товары, специалистов-техников, мастеров. Учёный подчёркивает, что царь прекрасно понимал важность приобретения балтийского побережья. Недаром с захватом Нарвы через эту торговую гавань немедленно началась оживлённая торговля с Западной Европой. В Нарву стали приходить корабли из Германии, Англии, Франции и других стран; через неё поступали не только необходимые для России товары и боеприпасы, но и приезжали специалисты-техники, в частности, оружейники и пушечные мастера. Это был первый шаг к овладению Балтийским морем и его торговлей. После взятия Нарвы вся восточная Эстония была занята русскими войсками.

     Говоря об истоках ливонского конфликта, историк ссылался на высказывание К. Маркса, согласно которому Россия, действительно, нуждалась в свободном выходе к балтийскому побережью для своего успешного развития. Косвенным подтверждением данного суждения может служить переписка польского короля Сигизмунда II Августа с английской королевой Елизаветой II. Король сообщает, что с приобретением балтийских гаваней к «московиту» будут поступать не только товары и оружие «до сих пор ему неизвестное», но и приезжать мастера, «посредством которых он приобретёт средства побеждать всех». Одной из причин, побудивших Ивана Грозного к завоеванию Прибалтики, могла стать слабость Ливонского ордена, который переживал к середине XVI века не лучшие времена. Стоит отметить, что указанная работа С. В. Бахрушина было написано в 1941 году, что наложило явный отпечаток на трактовку у автором рассматриваемой темы.

     В брошюре «Иван Грозный» С. В. Бахрушин, касаясь причин Ливонской войны, практически не вносит в их трактовку ничего нового и лишь повторяет ранее сказанное. В частности, историк отмечает, что Иван Грозный отлично понимал, какое значение для его

страны имеет выход к Балтийскому морю. Исследователь также подчеркнул, что завоевание Нарвы открывало широкие возможности для Русского государства. С. В. Бахрушин обращает внимание на внутреннюю политику Грозного, которая привела к эскалации ливонского конфликта. Историк утверждает, что новые классы (дворяне и купцы) поддержали политику Ивана Грозного в Прибалтике. С. В. Бахрушин пишет о конфликте между боярством и прогрессивным дворянством, что также повлияло на решение вести войну за Ливонию. В более поздней своей работе «Расширение Русского государства при Иване IV» историк тоже говорит о конфликте между дворянством и боярством, полагая, что Иван Грозный начал войну за Прибалтику при поддержке дворян. Исходя из вышесказанного можно сделать предположение, что одной из причин ливонского конфликта стал конфликт внутри Русского государства.

     В представлении выдающегося учёного главной причиной, побудившей царя Ивана к войне, стало стремление завоевать выход к Балтийскому морю. Недаром Россия и после смерти Ивана Грозного стремилась добиться свободного выхода в Балтийское море. Даже с заключением Плюсского перемирия, в перспективе война за Балтику должна была возобновиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykovskih_p._a._publikatsiya_2005.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМ. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МУЗЕЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

СТУДЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР I ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫИ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ «ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВА ТюмГНГУ

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА СО РАН

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ, ИСТОРИОГРАФИИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Диалог культур и цивилизаций

Тезисы VIВсероссийской научной конференции молодых историков

25 - 26 февраля 2005 г.

Тобольск, 2005

П. А. Быковских. Нижневартовский госпединститут, аспирант

ПРИЧИНЫ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ В ТРАКТОВКЕ С. В. БАХРУШИНА

С. В. Бахрушин в статье «Разгром немецкого ордена в Прибалтике Иваном IV (1560)» говоря о причинах вступления России в Ливонскую войну, указывает, что для развития производительных сил страны ей необходим был выход в Балтийское море. Только так могло развивающееся государство установить сношения со странами Западной Европы, откуда русские могли получать необходимые им товары, специалистов-техников, мастеров. Учёный подчёркивает, что царь прекрасно понимал важность приобретения балтийского побережья. Недаром с захватом Нарвы через эту торговую гавань немедленно началась оживлённая торговля с Западной Европой. В Нарву стали приходить корабли из Германии, Англии, Франции и других стран; через неё поступали не только необходимые для России товары и боеприпасы, но и приезжали специалисты-техники, в частности, оружейники и пушечные мастера. Это был первый шаг к овладению Балтийским морем и его торговлей. После взятия Нарвы вся восточная Эстония была занята русскими войсками.

     Говоря об истоках ливонского конфликта, историк ссылался на высказывание К. Маркса, согласно которому Россия, действительно, нуждалась в свободном выходе к балтийскому побережью для своего успешного развития. Косвенным подтверждением данного суждения может служить переписка польского короля Сигизмунда II Августа с английской королевой Елизаветой II. Король сообщает, что с приобретением балтийских гаваней к «московиту» будут поступать не только товары и оружие «до сих пор ему неизвестное», но и приезжать мастера, «посредством которых он приобретёт средства побеждать всех». Одной из причин, побудивших Ивана Грозного к завоеванию Прибалтики, могла стать слабость Ливонского ордена, который переживал к середине XVI века не лучшие времена. Стоит отметить, что указанная работа С. В. Бахрушина было написано в 1941 году, что наложило явный отпечаток на трактовку у автором рассматриваемой темы.

     В брошюре «Иван Грозный» С. В. Бахрушин, касаясь причин Ливонской войны, практически не вносит в их трактовку ничего нового и лишь повторяет ранее сказанное. В частности, историк отмечает, что Иван Грозный отлично понимал, какое значение для его

страны имеет выход к Балтийскому морю. Исследователь также подчеркнул, что завоевание Нарвы открывало широкие возможности для Русского государства. С. В. Бахрушин обращает внимание на внутреннюю политику Грозного, которая привела к эскалации ливонского конфликта. Историк утверждает, что новые классы (дворяне и купцы) поддержали политику Ивана Грозного в Прибалтике. С. В. Бахрушин пишет о конфликте между боярством и прогрессивным дворянством, что также повлияло на решение вести войну за Ливонию. В более поздней своей работе «Расширение Русского государства при Иване IV» историк тоже говорит о конфликте между дворянством и боярством, полагая, что Иван Грозный начал войну за Прибалтику при поддержке дворян. Исходя из вышесказанного можно сделать предположение, что одной из причин ливонского конфликта стал конфликт внутри Русского государства.

     В представлении выдающегося учёного главной причиной, побудившей царя Ивана к войне, стало стремление завоевать выход к Балтийскому морю. Недаром Россия и после смерти Ивана Грозного стремилась добиться свободного выхода в Балтийское море. Даже с заключением Плюсского перемирия, в перспективе война за Балтику должна была возобновиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....