Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_istoriya.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовский район Тамбовская область
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от ______________ | Согласованно на методическом совете Протокол №1 от ______________ ________/ Соколова Л.А. | Утверждено Директор школы: ______/ Черникова С.В./ Приказ № ________ от _______________ |
Рабочая программа
по учебному курсу
«История России» и «История средних веков»
для 6 класса
Автор учебника: И.Л. Андреев, И.Н. Федоров «История России
М: Дрофа, 2016
Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» - М:
Просвещение, 2016
2016 год
Пояснительная записка
Требования ФГОС к результатам обучения и освоения содержания курса «Истории»
Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и авторской программы - И.Л. Андреева, И.Н. Федорова «История России», 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2016 г; Е.В. Агибаловой Г.М. Донского «История средних веков» М. «Просвещение" 2016 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVI в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XIV—XV вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России c Древнейших времен до XVI вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
+ Планируемые результаты к каждому разделу или теме курса
№№ п\п | Наименование темы | Содержание программы | Всего часов | Из них | ||
П.P | тест | Контр. работы | ||||
1 | ||||||
1 | Становление средневековой Европы | Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации. Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. | 7 |
2 | Византийская империя и славяне в 6-11 в.в | Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир. | 2 | ||||||||||||
3 | Арабы в 6-11 в.в | Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. | 2 | 1 | |||||||||||
4 | Феодалы и крестьяне | Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. | 2 | 1 | |||||||||||
5 | Средневековый город | Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. | 2 | ||||||||||||
6 | Католическая церковь в11-13 в.в | Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов. | 2 | ||||||||||||
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе | Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. | 6 | 1 | |||||||||||
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. | |||||||||||||||
8 | Германия и Италия | Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. | 1 | ||||||||||||
9 | Славянские государства и Византия | Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. | 1 | ||||||||||||
10 | Культура Западной Европы в 14-15 в. | Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения. | 2 | ||||||||||||
11 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура | 1 | ||||||||||||
12 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
13 | Введение. Народы и государства Восточной Европы в древности. | Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру. | 4 | ||||||||||||
14 | Русь в 9 -первой половине 12 века | Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда. Русь при Ярославичах. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах - последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха. | 10 | 1 | 1 | ||||||||||
15 | Русь в середине 12-начале 13 века | Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности. Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры. Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами - битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы. Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси. | 5 | 1 | 1 |
| |||||||||
16 | Русские земли в середине XIII-XIV в. | Положение Северо-Восточной Руси первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь. Москва центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды. Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек. | 6 | 1 | |||||||||||
17 | Русские земли в XIII-в первой половине XV в | Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междоусобная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века. | 4 | 1 | |||||||||||
18 | Формирование единого Российского государства в XVв. | Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства. | 4 | ||||||||||||
19 | Итоговое повторение | Защита проектов | 7 | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечения рабочей программы
Программно-нормативное обеспечение:
1. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
2. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Учебно-методический комплект:
• Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2016
• Андреев И.Л., Федоров И.Н.. История России. 6 класс. М.: Дрофа, 2016
Состав учебно-методического комплекта:
• Учебник. История России. 6 класс. Андреев И.Л., Федоров И.Н..
• Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
• Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
• Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
• Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
• Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Интернет – ресурсы
• http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
• http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
• http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
• http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
• http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
• http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
• http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
• http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
• http://www.fipi.ru - ФИПИ
• http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
• http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
• http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…) http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
Приложение
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
Предмет: История
Класс: 6
Учитель: Четырина Н.В.
Количество часов всего: 70, в неделю: 2
Плановых контрольных работ: 4, зачетов: 4, тестов: 6, п.р.: 4
Учебник: «История Средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской М: Просвещение 2016 год, «История России» И.Л. Андреев, И.Н. Федоров М: Дрофа 2016
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ) | Дата | Примечания | ||||||||||||||||
Предметные результаты | Личностные результаты | Универсальные учебные действия | План | Факт | ||||||||||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||||||||||||
1 | Введение. Человек и история. (изучение нового материала) | Введение с. 5-11 | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья | Научатся определять что изучает история Отечества Получат возможность научиться: определять исторические источники по истории нашей Родины | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 веках. | § 1 | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины и распространение христианства в Европе. | Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, Получат возможность научиться: определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||
3 | Христианская церковь в Ранее средневековье | § 2 | Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Объяснять значение понятий «монах», «римский папа». | Научатся определять термины: аббаты, монастыри. Получат возможность научиться:, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | § 3 | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментировать последствия Верденского раздела | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают | ||||||||||||||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы | § 4 | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
6. | Англия в ранее Средневековье | § 5 | Показывать на карте территории Англии Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. | Получат возможность научиться: выделять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии. | § 6-7 | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
| используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. | аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||||||||||||
8 | Образование славянских государств | § 8 | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание | Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
| самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||||||||||||
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
9 | Арабский халифат и его распад | § 9 | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
| выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||||||||||
10 | Культура стран халифата | § 10 | Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | 5.10 | 1.10 | Д здоровья | |||||||||||
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | § 11 | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
| самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||
12 | В рыцарском замке | § 12 | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | ||||||||||||||
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВыЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
13 | Формирование средневековых городов. Ремесло. | § 13 | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ||||||||||||||
14 | Торговля и горожане | § 14-15 | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. | Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
| ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
15 | Католическая церковь в Средние века | § 16 | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: называть основные различия между православной и католической церковью | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | ||||||||||||||
16 | Крестовые походы | § 17 | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. : | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. | аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||||||||||||
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | ||||||||||||||||||||||
17 | Объединение Франции | § 18 | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. : | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||||||||||||
18 | Что англичане считают началом своих свобод | § 19 | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||||||||||
19 | Столетняя война | § 20 | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон | Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк | Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | ||||||||||||||
20 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | § 21 | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ||||||||||||||
21 | Реконкиста | § 22 | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. : | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
22 | Раздробленные государства - Германия и Италия | § 23 | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии и Италии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. | Научатся определять термины: булла, гвельфы и гиббелины Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и Италии | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | ||||||||||||||
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
23 | Гуситское движение в Чехии | § 24 | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
| самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. | участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||||||||||||
24 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | § 25 | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Научатся определять термины: турки-османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||||||||||
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
25 | Образование и философия | § 26 | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы. | Проявляют устойчивый учебно познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
| самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | ||||||||||||||
26 | Средневековая литература Средневековое искусство | § 27-28 | Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI | Проявляют устойчивый учебно познавательный интерес к новым общим способам решения задач | ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
| самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. | допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | ||||||||||||||
27 | Культура Раннего Возрождения. | § 29 | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
| самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||
28 | Научные изобретения и открытия | § 30 | Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
| самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||
Глава XI. НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
29 | Средневековая Азия. Африка и доколумбовая Америка | § 31-32 | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Выделять своеобразие африканской культуры | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | ||||||||||||||
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | повтор | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
| ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||
Глава V. Русские земли в XIII-в первой половине XV в. 4 часа |
56 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы | § 23 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте место Куликовской битвы; Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы; Оценивать историческую роль Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия | Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения | |||||
57 | Московское княжество в конце XIV середине XVв. | § 24 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: поместье, местничество, Юрьев день. Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие; | Научатся определять термины: феодальная война, уния Получат возможность научиться: составлять исторический портрет этого периода, делать вывод об источниках конфликта между князьями. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||||
58 | Соперники Москвы | § 25 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать суждение о значении победы Москвы за власть | Научатся определять термины: государственная религия, вероотступники. Получат возможность научиться: работать по карте. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||||
59 | Повторительно-обобщающий урок по теме русские земли в XIII-в первой половине XV в. | § 23-25 | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русские земли в XIII-в первой половине XV в.»; Выполнять практические и проверочные задания. Высказывать суждение о значении наследия этого периода для современного общества; | Научатся определять термины, изученные в главе «Русские земли в XIII-в первой половине XV в.» «Получат возможность научиться: называть главные события, достижения истории и культуры | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | |||||
Глава VI. Формирование единого Российского государства в XVв. 4 часа | |||||||||||||
60 | Объединение русских земель вокруг Москвы | § 26 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Оценивать историческое значение возникновения единого Русского государства. | Научатся определять термины государь всея Руси Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана3 | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||||
61 | Русское государство во второй половине XV начале XVI в. | § 27 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать суждения о значении независимости Русской православной церкви. | Научатся определять термины Государев двор, приказы, кормление. Получат возможность научиться: определять значение Судебника 1497 года. | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, | |||||
62-63 | Русская культура XIV-начале XVI в. | § 28-29 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); | Научатся: называть самые значительные памятники Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XIV-XVI вв | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности. | определяют последовательность промежуто чных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них совместной деятельности; | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | |||||
64-65 | Итоговое повторение по курсу История России | § 1-29 | Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»; | научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. | договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников. | |||||
66-70 | Защита проектов по курсу «История России с древнейших времен до XVI в.»; | повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...