Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_istoriya.docx | 96.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовский район Тамбовская область
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от ______________ | Согласованно на методическом совете Протокол №1 от ______________ ________/ Соколова Л.А. | Утверждено Директор школы: ______/ Черникова С.В./ Приказ № ________ от _______________ |
.
Рабочая программа по учебному курсу «История Древнего мира»
для 5 класса
Автор учебника Л А.А Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира»
2015 год
Пояснительная записка
- Перечень нормативных документов.
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по истории и учебника «История Древнего мира» для 5 класса авторского коллектива в составе: А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, издательство «Просвещение», 2014 год, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Цнинская СОШ №2», положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012 г. приказ № 329).
2. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Курс «История Древнего мира» является частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю в 5 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, обучаются оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. «История Древнего мира» позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Реализация программы исторического образования в 5 классе предполагает широкое использование метапредметных связей. Использование связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
- Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационной и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому, или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем измерения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времён, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этнических систем и т.д.
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение истории в 5 классе не менее 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
5. Уровень и направленность рабочей программы
В курсе «История Древнего мира» в 5 классе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Формируются знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
- Цель изучения предмета.
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта зарубежных стран и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
- Задачи.
- усвоение учащимися системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого- формирование гуманистической направленности личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважение к истории и культуры народов разных стран мира;
- формирование у учащихся представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
- усвоение учащимися значимости периода древности, античности в истории народов мира, их место в истории мировой цивилизации;
- выявление особенностей взаимодействия человека с окружающей природной средой, движения человечества от первобытности к цивилизации.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы - История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений / А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014
8. Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК ««История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
- Ценностными ориентирами являются принципы:
- научности,
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, тестовый контроль знаний и др., а также традиционных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся.
10. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную;
-владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами, формируемыми при изучении курса «История Древнего мира» являются:
- усвоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- формирование у учащихся эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- овладение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- умение составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
- сравнивать развитие стран, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности.
Содержание программы. Тематическое планирование.
№№ п\п | Наименование темы | Содержание программы | Планируемые результаты | Всего часов | Из них | |||
Т.Р | П.Р | Контр. работы | ||||||
1 | Введение | Что изучает история? Периодизация мировой истории. Что такое исторические источники. Письменные исторические источники. Вещественные исторические источники. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие». | Предметные: уметь определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник Метапредметные: сопоставлять свидетельства разных исторических источников. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению исторического прошлого человечества | .1 | ||||
2. | Жизнь первобытных людей | Первобытные собиратели и охотники. Понятие «первобытные люди». .Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Первобытные земледельцы и скотоводы. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). | Предметные: уметь схематично изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Метапредметные: решать проблемные задачи с использованием медиаресурсов; - уметь свободно оперировать понятиями и терминами раздела; Личностные: формирование представления о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах; - развитие потребности в самовыражении через выполнение творческих заданий. | .6 | 1 | |||
3. | Древний Восток | Древний Египет: местоположение и природные условия, земледелие как главное занятие. Возникновение единого государства в Египте. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия и искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Достижения древних египтян. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Древневавилонское царство. Религиозные верования жителей Двуречья. Финикия. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Образование Персидской державы. Индия и Китай в древности Местоположение и природа Древней Индии. Религиозные верования. Представление о кастах. Объединение Индии под властью Ашоки. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру | Предметные: знать основные исторические события, связанные с возникновением государств и общества; - уметь показывать на карте территорию и центры изученных государств Древнего Востока; - составлять небольшие сообщения на разные темы; - понимать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Метапредметные: выделять основную мысль в параграфе; - находить и группировать информацию по данной теме из текста или учебника; - объяснять назначение карты, рисунка. Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений при обсуждении различных исторических ситуаций; - развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий. | 21 | 1 | 1 | ||
4 | Древняя Греция | Местоположение и природные условия. Критское царство. Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возникновение самостоятельных государств. Древние Афины. Реформы Солона. Афинская демократия. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Греко-персидские войны. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. Македонские завоевания в IV в. до н. э Возвышение Македонии при царе Филиппе. Поход Александра Македонского на Восток. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | Предметные: знать географическое положение древнегреческих городов и уметь показывать их на карте; - знать основные достижения греческой культуры. Метапредметные: уметь работать в малых группах по дифференцированным заданиям; - самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради по теме урока; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позиций партнера. Личностные: формирование уважения к личности другого человека и его достоинству.(на примере традиций Древней Греции; - формирование моральных качеств посредством знакомства с подвигами человеческого духа людей прошлого; - осознание ценности демократии для реализации прав и свобод человека. | 22 | 2 | 1 | ||
5 | Древний Рим | Местоположение и природные особенности Италии. Возникновение республики. Устройство Римской республики. Рим − сильнейшая держава Средиземноморья. Войны с Карфагеном. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Приход Цезаря к власти. Правление Октавиана Августа. Римская империя в первые века нашей эры. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Искусство Древнего Рима. Падение Западной Римской империи. Разделение Римской империи на два государства − Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру | Предметные: знать историю возникновения Рима; - уметь соотносить события одного периода в Риме и Греции; - сравнивать природные условия Греции и Рима; - осознавать вклад народов древности в мировую культуру. Метапредметные: уметь составлять простой план параграфа; комментировать иллюстрации на страницах учебника; - представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента; Личностные: формирование способности оценивать поступки с точки зрения общечеловеческих ценностей; - развитие способности сопереживать другим людям посредством знакомств с историей древнего мира. | 20 | 1 | 2 | 1 | |
Итого | 70 | 4 | 2 | 4 |
12. Материально-техническое и информационное обеспечение
Компьютер, мультимедийный проектор, доступ к ресурсам Интернет.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронная мультимедийная энциклопедия, 2009 г.
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Москва «Просвещение», 2014 год.
- Поурочные разработки по истории древнего мира к вышеназванному учебнику, автор О.В. Арасланов, К.А. Соловьев. Москва, издательство «ВАКО», 2012 г.
- Атлас по истории Древнего мира для 5 класса;
- История Древнего Мира. Детская энциклопедия. Аст, 2002г.
Для ученика:
- А.А. Вигасин, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2013г;
- Г.И. Годер, «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
- Примерная программа основного общего образования по истории.
- История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой – Волгоград: Учитель, 2013г.
- Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 клас
Приложение
Календарно - тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
Предмет: история
Класс: 5
Учитель: Четырина Н.В.
Количество часов всего: 70, в неделю: 2
Плановых контрольных работ: 4, тестов: 4, п.р.: 2
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс
№/№ | Тема, количество часов | Материал учебника (домашнее задание) | Форма учебного занятия виды, формы контроля | Виды деятельности | Результаты обучения | Дата проведения урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в историю Древнего мира (1ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение Источники знаний по истории Древнего мира (1) | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников | Урок изучения нового материала | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник | Сопоставлять свидетельства разных исторических источников. | Формирование познавательного интереса к изучению исторического прошлого человечества | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Древнейшие люди (1) | §1, вопросы устно. | Комбинированный | Рассказывать об условиях жизни, занятиях, первобытных людей, использую текст учебника и изобразительные материалы. | Уметь схематично изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. | Решать проблемные задачи с использованием медиаресурсов. | Формирование представления о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Первобытные охотники и собиратели (1) | §2. | Комбинированный | Составление простых схем. | Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей. | Работа в малых группах: по материалам параграфа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Возникновение искусства и религии (1) | §3 | Комбинированный | Объяснять значение религии и искусства у первобытных людей. | .Уметь характеризовать верования первобытных людей. | Использовать речевые средства для решения различных учебных и коммуникативных задач. | Формирование первичных представлений о зарождении человеческой культуры и искусства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Первобытные земледельцы и скотоводы (1) | §4, определения | Комбинированный | Работа с текстом учебника. | Уметь оценивать значение эпохи первобытности для развития человечества | Находить в тексте требуемую информацию | Развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Возникновение неравенства между людьми (1) | §5; вопросы | Комбинированный | Давать сравнительную характеристику. | Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Аргументировать свою точку зрения. | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Жизнь первобытных людей (1) | § 1-5 | Повторительно-обобщающий | Работа с различными источниками | Уметь обобщать и систематизировать знания, полученных в ходе изучения главы. | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (21 ч) Тема 1 Древний Египет (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Местоположение и природные условия Древнего Египта (1) | §6 | Комбинированный | Работа по карте. | Знать об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. | Объяснять назначение карты, рисунка | Вырабатывать у учащихся чувство уважения к культуре других народов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Быт земледельцев и ремесленников (1) | §7 | Комбинированный | Обсуждение различных исторических ситуаций | Знать основные исторические события, связанные с возникновением государства. | Уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений при обсуждении различных исторических ситуаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Жизнь египетского вельможи (1) | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона | Комбинированный | Составление рассказа, используя иллюстрации учебника. | Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. | Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. | Развитие потребности к самовыражению через выполнение творческих заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Военные походы фараонов (1) | §9, вопросы, выводы к таблице | Комбинированный | Работа с картой в малых группах по единому заданию, | Знать цели и задачи направления завоевательных походов фараонов, вооружения воинов. | Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Религия древних египтян (1) | §10, | Комбинированный | Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа. | Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. | Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Искусство Древнего Египта (1) | §11 | Комбинированный | Работа с текстом учебника. | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Находить и группировать информацию по данной теме из текста, учебника. | Формирование уважения к культурным и историческим памятникам прошлого. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | В Древнеегипетской школе (1) | §12 | Комбинированный | Составлять небольшое сообщение о древнеегипетской письменности | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Древний Египет (1) | §6-12 | Повторительно-обобщающий | Выполнить индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Древнее Двуречье (1) | §13 | Комбинированный | Работа с презентациями. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье. | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях. | Вырабатывать у учащихся чувство уважения к чужой культуре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1) | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». | Комбинированный | Анализ законов Хаммурапи | Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы. | Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Финикийские мореплаватели (1) | §15 | Комбинированный | Работа в малой группе: составление опорных схем | Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме) | Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Древние евреи (1) | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. | Комбинированный | Составление плана своего ответа | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям. | Составлять развёрнутый план ответа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Древнееврейское царство и его правители (1) | §19, вопросы | Комбинированный | Анализ исторических источников | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев | Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории | |||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Ассирийская держава (1) | §18, вопросы | Комбинированный | Работа с презентациями. | Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. | Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Образование Персидской державы (1) | §19, разобрать схему. | Комбинированный | Работа с дополнительными источниками | Объяснять, как управлялась Персидская держава. | Работать с несколькими источниками информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Индия и Китай в древности (6 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Местоположение и природа Древней Индии (1) | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. | Комбинированный | Составление опорных схем по предложенному материалу. | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. | Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Индийские касты (1) | §21, повторить термины из словаря | Комбинированный | Анализ мифов | Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям. | Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Местоположение и природа Древнего Китая (1) | §22, вопросы | Комбинированный | Обсуждать и аргументация своей точки зрения. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Объединение Китая (1) | §23, вопросы | Комбинированный | Анализировать иллюстративный материал. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. | Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Индия и Китай в Древности (1) | §21-23 | Повторительно-обобщающий | Работать в малых группах | Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Осознать значимость истории Индии и Китая для современного мира. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Контрольная работа по разделу «Древний Восток»(1) | Контроль знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Древняя Греция (22 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Природа и население Древней Греции (1) | §24, миф о Тесее и Минотавре, рисунок к мифу. | Комбинированный | Работать по карте | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения. | Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. | Привить учащимся любовь и уважение к древнегреческой цивилизации. и раскрыть ее значимость для древнего мира. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Микены и Троя (1) | §25, прочитать миф о причинах Троянской войны | Комбинированный | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Поэма Гомера «Илиада» (1) | §26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. | Комбинированный | Участвовать в ролевой игре. | Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» (1) | §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. | Комбинированный | Анализ поэмы, составлять план путешествия главного героя | Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Религия древних греков (1) | §28, пересказ одного из мифов о богах. | Комбинированный | Высказывать суждения по теме урока. | Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1) | §29, термины учить. | Комбинированный | Составлять простой план ответа | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Составлять простой план ответа. | Выработать у учащихся чувство патриотизма на основе конкретно-исторических примеров показать любовь к родине. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Зарождение демократии в Афинах (1) | §30, вопросы | Комбинированный | Составлять исторический портрет. | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках. | Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Древняя Спарта (1) | §31 | Комбинированный | Написание небольшого эссе. | Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. | Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Основание греческих колоний(1) | §32, подготовить пересказ о царе Скиле | Комбинированный | Работать в малых группах | Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Олимпийские игры (1) | §33 | Комбинированный | Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого. | Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. | Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на появление Олимпийски игр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Греко-персидские войны (1) | §34, нарисовать план Марафонского сражения. | Комбинированный | Показывать на карте места известных сражений. | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям. | Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу (1) | §35 | Комбинированный | Написать отзыв о происходящих событиях. | Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям | Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей (1) | §36 | Комбинированный | Аргументировать свою точку зрения. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества. | 09.02 | 13.02 | День здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||
42 | В городе богини Афины (1) | §37 | Комбинированный | Описывать культурные памятники Афин. | Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян. | Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. | 13.02 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | В афинских школах и гимнасиях (1) | §38. | Комбинированный | Составлять сравнительную таблицу. | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | В театре Диониса (1) | §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы» | Комбинированный | Работа с презентациями. | Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. | Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Афинская демократия при Перикле (1) | §40 | Комбинированный | Составлять схему управления в Афинах. | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. | Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | Осознание ценности демократии для реализации прав и свобод человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии (1) | §41 | Комбинированный | Составлять исторический портрет героев событий | Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | На основе конкретно-исторических примеров показать мужество народа, сражающегося против захватчиков | 06.03 | 06.03 | ||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток (1) | §42, контурная карта. | Комбинированный | Составлять исторический портрет А.Македонского. | Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского. | Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий. | 09.03 | 06.03 | Д. семьи | ||||||||||||||||||||||||||||||
48 | В Древней Александрии Египетской (1) | §43, сопоставить муз с видами искусств. | Комбинированный | Составлять план экскурсии по Александрии Египетской. | Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям. | Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Македонские завоевания Повторение (1) | Таблица | Повторительно-обобщающий | Выполнять задания по группам | Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Контрольная работа по разделу: «Древняя Греция» (1) | Контроль знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим (20 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Древнейший Рим (1) | §44 | Комбинированный | Работать по карте. | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Привить чувство уважения к древнеримской культуре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Завоевание Римом Италии (1) | §45 | Комбинированный | Исследовательская работа в группах. | Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. | Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Устройство Римской республики (1) | §46, сделать рисунок римского легионера | Комбинированный | Составлять план своего ответа. | Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. | Давать характеристику общественного строя Римской республики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Вторая война Рима с Карфагеном (1) | §47, план «Битва при Каннах» | Комбинированный | Работать в парах, составление схемы. | Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям. | Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы. | Привить учащимся чувства гуманизма. высокой роли свободы человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. (1) | §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. | Комбинированный | Работать с картой в процессе изучения событий. | Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям. | Работать с картой в процессе изучения событий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Рабство в Древнем Риме (1) | §49, рисунок гладиатора. | Комбинированный | Составлять рассказ от имени очевидца. | На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Развитие способности сопереживать другим людям посредством знакомства с историей Древнего мира | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Земельный закон братьев Гракхов (1) | §50 | Комбинированный | Работать с историческими источниками. | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Восстание Спартака (1) | §51 | Комбинированный | Составлять исторический портрет Спартака. | Сформировать представление о восстании Спартака, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. | Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Единовластие Цезаря в Риме (1) | §52 | Комбинированный | Описывать события прошлого по данной теме. | На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря. | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Установление империи в Риме (1) | §53 | Комбинированный | Составлять конспект, используя материал учебника. | Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. | Составлять конспект, используя материал учебника. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Соседи Римской империи(1) | §54 | Комбинированный | Участвовать в обсуждении по поставленным вопросам. | Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | В Риме при императоре Нероне (1) | §55 | Комбинированный | Составлять рассказ от имени очевидца. | Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Привить чувство уважения к древнеримской культуре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Первые христиане и их учения (1) | §56 | Комбинированный | Участвовать в обсуждении по поставленным вопросам. | Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме. | Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Расцвет Римской империи во 2 веке(1) | §57 | Комбинированный | Анализировать и обобщать факты. | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. | Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | «Вечный город» во времена империи и его жители (1) | §58, вопрос 4 письменно | Комбинированный | Составлять план экскурсии по «Вечному городу» | Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал. | Работа в малых группах городу с краткой характеристикой исторических памятников. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Римская империя при Константине (1) | §59 | Комбинированный | Составлять исторический портрет императора Константина. | Характеризовать период правления Константина, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы. | Анализировать ответы одноклассников. | Формирование способности оценивать поступки людей с точки зрения общечеловеческих ценностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Взятие Рима готами (1) | §60, подготовка к проверочной работе | Комбинированный | Репортаж с места описываемых событий. | Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. | Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Контрольная работа по разделу: «Древний Рим» (1) | Контроль знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Особенности цивилизации Греции и Рима.(1) | . | Итоговое повторение | Составлять рассказ о событиях древней истории. | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории. | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Защита проектов (1) | Выполнять презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...