Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Шилимов Алексей Владимирович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10kl.istor_.docx333.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по истории с учетом примерной программы по истории России (базовый уровень). – Москва. 2004 год и авторской программы Н.С.Борисова и  А.А.Левандовского), учебного плана МБОУ «Гуменская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Требования к результатам обучения по истории

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 Содержание тем учебного курса

Вводная часть

Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.

Тема 1. Первобытность

Предцивилизационная стадия истории человечества. Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.

Тема 2. Древний мир

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.

Тема 3. Средневековье

Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура.

Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории 

Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны — варяги — Русь.

Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв.

Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Тема 6. Образование единого Русского государства

Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства.

Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV—начале XVII в. Характер Московского государства во второй половине XV—начале XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени

Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание. Европейские государства в XVI—XVIII вв. Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.

Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация.

Тема 10. Духовная жизнь общества

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке 

Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.

Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени

Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого

Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.

Тема 15. Россия в первой половине XIX века

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

Тема 16. Россия во второй половине XIX века

Реформы 1860-1870-х годов. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х годов. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.

Тематическое планирование

 № п/п

     Раздел, тема.

Тип или форма урока

Домашнее задание

Дата проведения

Основные понятия

п.

ф.

 

Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

2 часа

 

 

 

 

1

Этапы развития исторического знания.

Изучение нового материала

Загладин, Симония

§ 1

 5.09

 

Принцип историзма

2

Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории.

Комбинированный

Загладин

§ 2, 3, таблица

 9.09

 

Материализм, идеализм, формационный и цивилизационный подходы

 

Раздел 2. Человечество на заре своей истории.

5 часов

 

 

 

 

3

Первобытная эпоха.

Изучение нового материала

Загладин

§ 4, 5

 12.09

 

Палеолит, мезолит неолит, энеолит

,

4

Первые государства Древнего мира.

Комбинированный

Загладин

§ 6, 7, 8

 16.09

 

Государство, рабство,

военные деспотии

5

Античная эпоха в истории человечества.

Комбинированный

Загладин

§ 9, 10

 19.09

 

Полис, плебеи, патриции

6

Возвышение Рима.

Комбинированный

Загладин

§ 11

 23.09

 

Демократия и тирания, республика и империя

7

Крушение империй Древнего мира.

Комбинированный

Загладин

§ 12, 13

 26.06

 

Великое переселение народов

 

Раздел 3. Россия, Европа и Азия в Средние века.

23

часа

 

 

 

 

8

Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Западная Европа в XII-XIII вв. Крестовые походы.

Изучение нового материала

Загладин

§ 14, 19, 23, 24

 30.09

 

Феодализм, нормандские завоевания, крестоносцы

9

Экспансия ислама. Монгольские завоевания в Азии.

Комбинированный

Загладин

§ 15, 22

 3.10

 

Шариат, сунниты, шииты

10

Русский мир.

Лекция

Борисов

введение

Загладин

§ 18

 7.10

 

Идентичность, глобализация,

цивилизация

11

Восточные славяне в VI-IX вв. Образование древнерусского государства.

Семинар

Борисов

§ 1

 10.10

 

Древнерусская народность, норманнская теория

12

Киевская Русь.

Комбинированный

Борисов

§ 2, 3

 14.10

 

Категории населения, вечевые порядки

13

Культура Киевской Руси.

Презентация проектов

Борисов

§ 4

 17.10

 

Мозаика, фреска, скань, зернь

14

Русские земли в XII- начале XIII вв. Наследники Киевской Руси.

Изучение нового материала

Борисов

§ 5, 6

 21.10

 

Феодальная раздробленность

15

Культура Руси XII – начала XIII вв.

Изучение нового материала

Борисов

§ 7

 24.10

 

Лицевой свод, башнеобразный храм

16

Русские земли под властью Золотой Орды.

Изучение нового материала

Борисов

§ 8

 7.11

 

Монголотатарское иго

17

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Семинар

Загладин

§ 16, 17, 20, 21

 11.11

 

Сословно-представительная монархия

18

Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV вв.

Лекция

Борисов

§ 9, 10

 14.11

 

Автокефалия. феодальная война

19

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI вв.).

Семинар

Борисов

§ 11, 12

 18.11

 

Поместье, дворянство

20

Культура Руси в XIV-XV вв.

Презентация проектов

Борисов

§ 13

 21.11

 

Повесть, хождение

21

Эпоха Великих географических открытий.

Лекция

Загладин

§ 26, 27

 25.11

 

Доколумбовые цивилизации

22

Россия в XVI столетии.

Семинар

Борисов

§ 14, 15

 28.11

 

Избранная рада, опричнина

23

Русская культура XVI столетия.

Презентация проектов

Борисов

§ 16

 2.12

 

Домострой,

шатровая архитектура «годуновская» и «строгановская» школы

24

Смутное время в России.

Изучение нового материала

Борисов

§ 17, 18

 5.12

 

Династический кризис,

самозванство

25

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации.

Лекция

Загладин

§ 28, 29

 9.12

 

Революция

26

Возрождение России после Смуты.

Семинар

Борисов

§ 19

 12.12

 

Династия Романовых,

церковный раскол

27

Внешняя и внутренняя политика первых Романовых.

Практическая работа

Борисов

§ 20

 16.12

 

Переяславская Рада, гетманство

28

Культура России в XVII столетии.

Презентация проектов

Борисов

§ 21

 19.12

 

Автобиография, сатирическая повесть,

Нарышкинское барокко

29

Западная Европа: новый этап развития. Абсолютизм в Западной Европе. Тридцатилетняя война.

Изучение нового материала

Загладин

§ 25, 30, 31

 23.12

 

Мануфактура Возрождение

30

Русь, Европа и Азия в Средние века.

Урок обобщения.

Борисов

с. 251

 26.12

 

Все понятия курса

 

Раздел 4. Новое время: эпоха европейского господства.

36

часов

 

 

 

 

31

Буржуазная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии и его последствия.

Изучение нового материала

Загладин

§ 32, 37

 13.01

 

Внутренний рынок,

промышленный переворот

32

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

Семинар

Загладин

§ 33

 16.01

 

Теория общественного договора, разделение властей

33

Реформы Петра I.

Комбинированный

Левандовский

§ 1, 2

 20.01

 

Рекрутские наборы, подушная подать, Сенат, коллегия, синод

34

Внешняя политика Петра I.

Комбинированный

Левандовский

§ 3

 23.01

 

«Вечный мир», Северный союз

35

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.

Комбинированный

Левандовский

§ 4

 27.01

 

Ассамблея, Кунсткамера

36

Эпоха дворцовых переворотов.

Изучение нового материала

Левандовский

§ 5

 30.01

 

Дворцовый

переворот,

кондиции

37

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Комбинированный

Левандовский

§ 6

 3.02

 

Губерния, уезд

38

Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

Комбинированный

Левандовский

§ 7

 6.02

 

Жалованная грамота, купеческие гильдии

39

Внешняя политика России в XVIII в.

Комбинированный

Левандовский

§ 8

 10.02

 

Разделы Речи Посполитой, антифранцузские коалиции

40

Царствование Павла I.

Изучение нового материала

Левандовский

§ 9

 13.02

 

Деспотизм

41

Русская культура XVIII в.

Презентация проектов

Левандовский

§ 10

 17.02

 

Классицизм,сентиментализм,барокко

42

Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы.

Лекция

Загладин

§ 44, 45

 20.02

 

Самоизоляция

43

Война за независимость в Северной Америке.

Семинар

Загладин

§ 34

 24.02

 

Декларация независимости, конституция

44

Экономическое развитие России в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Комбинированный

Левандовский

§ 11, 12

 27.02

 

Негласный

комитет, министерство,«вольные хлебопашцы»

45

Великая французская революция и ее последствия для Европы.

Комбинированный

Загладин

§ 35, 36

 2.03

 

Конвент, якобинская диктатура, директория

46

Наполеоновские войны.

Комбинированный

Загладин

§ 39, 40

 5.03

 

Континентальная блокада

47

Борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 г.

Комбинированный

Левандовский

§ 13

 9.03

 

Венский конгресс

48

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.

Комбинированный

Загладин

§ 41

 12.03

 

Священный   союз

49

Период реакции. Декабристы.

Комбинированный

Левандовский

§ 14

 16.03

 

Аракчеевщина, военные поселения, тайное общество

50

Внутренняя политика

Николая I.

Комбинированный

Левандовский

§ 15

 19.03

 

Теория официальной народности, корпус жандармов

51

Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война.

Комбинированный

Левандовский

§ 16

 2.04

 

«Жандарм Европы», нейтрализация Черного моря

52

Общественное движение в годы царствования Николая I.

Комбинированный

Левандовский

§ 17

 6.04

 

Западники, славянофилы

53

Русская культура первой половины XIX в.

Презентация проектов

Левандовский

§ 18

 9.04

 

Ампир, эклектика

54

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

Лекция

Загладин

§ 38

 13.04

 

Индустриальная цивилизация

55

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.

Семинар

Загладин

§ 46, 47

 16.04

 

Сипаи, опиумные войны, реформы Мэйдзи

56

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

Изучение нового материала

Левандовский

§ 19, 20

 20.04

 

Буржуазия, промышленный пролетариат

57

Реформы 60-70-х гг. XIX в.

Семинар

Левандовский

§ 21

 23.04

 

Земство, всеобщая воинская повинность, состязательный суд

58

Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX в.

Лекция

Левандовский

§ 22

 27.04

 

Прокламация, революционное подполье

59

Противостояние власти и революционеров в 70-х – начале 80-х гг. XIX в.

Комбинированный

Левандовский

§ 23

 30.04

 

Народничество, революционный террор

60

Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III.

Комбинированный

Левандовский

§ 24

 4.05

 

Контрреформы, марксизм, земский либерализм

61

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Комбинированный

Левандовский

§ 25

 7.05

 

Тройственный союз, Антанта

62

Русская культура второй половины XIX в.

Презентация проектов

Левандовский

§ 26

 11.05

 

Передвижники, «могучая   кучка»

63

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

Лекция

Загладин

§ 41, 42

 14.05

 

Объединение Италии и Германии, франко - прусская война

64

Страны Западного полушария в XIX в.

Семинар

Загладин

§ 43

 18.05

 

«Доктрина Монро», гражданская война, реконструкция Юга

65

Завершение колониального раздела мира.

Комбинированный

Загладин

§ 48

 21.05

 

Метрополия, колония

66

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй половине XIX в.

Комбинированный

Загладин

§ 39

 25.05

 

Либерализм, консерватизм, социализм

67

Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

Презентация проектов

Загладин

§ 40

 28.05

 

Классицизм, романтизм, реализм

68

Россия и мир к началу XX века.

Итоговое обобщение.

 

 

 

Все понятия курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...