Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории с учетом примерной программы по истории России (базовый уровень). – Москва. 2004 год и авторской программы Н.С.Борисова и А.А.Левандовского), учебного плана МБОУ «Гуменская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Требования к результатам обучения по истории
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание тем учебного курса
Вводная часть
Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.
Тема 1. Первобытность
Предцивилизационная стадия истории человечества. Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.
Тема 2. Древний мир
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
Тема 3. Средневековье
Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура.
Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории
Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны — варяги — Русь.
Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв.
Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Тема 6. Образование единого Русского государства
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства.
Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV—начале XVII в. Характер Московского государства во второй половине XV—начале XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени
Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание. Европейские государства в XVI—XVIII вв. Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.
Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация.
Тема 10. Духовная жизнь общества
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке
Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.
Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени
Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.
Тема 15. Россия в первой половине XIX века
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Тема 16. Россия во второй половине XIX века
Реформы 1860-1870-х годов. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х годов. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема. | Тип или форма урока | Домашнее задание | Дата проведения | Основные понятия | |
п. | ф. | |||||
| Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления | 2 часа |
|
|
|
|
1 | Этапы развития исторического знания. | Изучение нового материала | Загладин, Симония § 1 | 5.09 |
| Принцип историзма |
2 | Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. | Комбинированный | Загладин § 2, 3, таблица | 9.09 |
| Материализм, идеализм, формационный и цивилизационный подходы |
| Раздел 2. Человечество на заре своей истории. | 5 часов |
|
|
|
|
3 | Первобытная эпоха. | Изучение нового материала | Загладин § 4, 5 | 12.09 |
| Палеолит, мезолит неолит, энеолит , |
4 | Первые государства Древнего мира. | Комбинированный | Загладин § 6, 7, 8 | 16.09 |
| Государство, рабство, военные деспотии |
5 | Античная эпоха в истории человечества. | Комбинированный | Загладин § 9, 10 | 19.09 |
| Полис, плебеи, патриции |
6 | Возвышение Рима. | Комбинированный | Загладин § 11 | 23.09 |
| Демократия и тирания, республика и империя |
7 | Крушение империй Древнего мира. | Комбинированный | Загладин § 12, 13 | 26.06 |
| Великое переселение народов |
| Раздел 3. Россия, Европа и Азия в Средние века. | 23 часа |
|
|
|
|
8 | Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Западная Европа в XII-XIII вв. Крестовые походы. | Изучение нового материала | Загладин § 14, 19, 23, 24 | 30.09 |
| Феодализм, нормандские завоевания, крестоносцы |
9 | Экспансия ислама. Монгольские завоевания в Азии. | Комбинированный | Загладин § 15, 22 | 3.10 |
| Шариат, сунниты, шииты |
10 | Русский мир. | Лекция | Борисов введение Загладин § 18 | 7.10 |
| Идентичность, глобализация, цивилизация |
11 | Восточные славяне в VI-IX вв. Образование древнерусского государства. | Семинар | Борисов § 1 | 10.10 |
| Древнерусская народность, норманнская теория |
12 | Киевская Русь. | Комбинированный | Борисов § 2, 3 | 14.10 |
| Категории населения, вечевые порядки |
13 | Культура Киевской Руси. | Презентация проектов | Борисов § 4 | 17.10 |
| Мозаика, фреска, скань, зернь |
14 | Русские земли в XII- начале XIII вв. Наследники Киевской Руси. | Изучение нового материала | Борисов § 5, 6 | 21.10 |
| Феодальная раздробленность |
15 | Культура Руси XII – начала XIII вв. | Изучение нового материала | Борисов § 7 | 24.10 |
| Лицевой свод, башнеобразный храм |
16 | Русские земли под властью Золотой Орды. | Изучение нового материала | Борисов § 8 | 7.11 |
| Монголотатарское иго |
17 | Образование централизованных государств в Западной Европе. | Семинар | Загладин § 16, 17, 20, 21 | 11.11 |
| Сословно-представительная монархия |
18 | Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV вв. | Лекция | Борисов § 9, 10 | 14.11 |
| Автокефалия. феодальная война |
19 | Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI вв.). | Семинар | Борисов § 11, 12 | 18.11 |
| Поместье, дворянство |
20 | Культура Руси в XIV-XV вв. | Презентация проектов | Борисов § 13 | 21.11 |
| Повесть, хождение |
21 | Эпоха Великих географических открытий. | Лекция | Загладин § 26, 27 | 25.11 |
| Доколумбовые цивилизации |
22 | Россия в XVI столетии. | Семинар | Борисов § 14, 15 | 28.11 |
| Избранная рада, опричнина |
23 | Русская культура XVI столетия. | Презентация проектов | Борисов § 16 | 2.12 |
| Домострой, шатровая архитектура «годуновская» и «строгановская» школы |
24 | Смутное время в России. | Изучение нового материала | Борисов § 17, 18 | 5.12 |
| Династический кризис, самозванство |
25 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. | Лекция | Загладин § 28, 29 | 9.12 |
| Революция |
26 | Возрождение России после Смуты. | Семинар | Борисов § 19 | 12.12 |
| Династия Романовых, церковный раскол |
27 | Внешняя и внутренняя политика первых Романовых. | Практическая работа | Борисов § 20 | 16.12 |
| Переяславская Рада, гетманство |
28 | Культура России в XVII столетии. | Презентация проектов | Борисов § 21 | 19.12 |
| Автобиография, сатирическая повесть, Нарышкинское барокко |
29 | Западная Европа: новый этап развития. Абсолютизм в Западной Европе. Тридцатилетняя война. | Изучение нового материала | Загладин § 25, 30, 31 | 23.12 |
| Мануфактура Возрождение |
30 | Русь, Европа и Азия в Средние века. | Урок обобщения. | Борисов с. 251 | 26.12 |
| Все понятия курса |
| Раздел 4. Новое время: эпоха европейского господства. | 36 часов |
|
|
|
|
31 | Буржуазная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии и его последствия. | Изучение нового материала | Загладин § 32, 37 | 13.01 |
| Внутренний рынок, промышленный переворот |
32 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Семинар | Загладин § 33 | 16.01 |
| Теория общественного договора, разделение властей |
33 | Реформы Петра I. | Комбинированный | Левандовский § 1, 2 | 20.01 |
| Рекрутские наборы, подушная подать, Сенат, коллегия, синод |
34 | Внешняя политика Петра I. | Комбинированный | Левандовский § 3 | 23.01 |
| «Вечный мир», Северный союз |
35 | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | Комбинированный | Левандовский § 4 | 27.01 |
| Ассамблея, Кунсткамера |
36 | Эпоха дворцовых переворотов. | Изучение нового материала | Левандовский § 5 | 30.01 |
| Дворцовый переворот, кондиции |
37 | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | Комбинированный | Левандовский § 6 | 3.02 |
| Губерния, уезд |
38 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | Комбинированный | Левандовский § 7 | 6.02 |
| Жалованная грамота, купеческие гильдии |
39 | Внешняя политика России в XVIII в. | Комбинированный | Левандовский § 8 | 10.02 |
| Разделы Речи Посполитой, антифранцузские коалиции |
40 | Царствование Павла I. | Изучение нового материала | Левандовский § 9 | 13.02 |
| Деспотизм |
41 | Русская культура XVIII в. | Презентация проектов | Левандовский § 10 | 17.02 |
| Классицизм,сентиментализм,барокко |
42 | Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы. | Лекция | Загладин § 44, 45 | 20.02 |
| Самоизоляция |
43 | Война за независимость в Северной Америке. | Семинар | Загладин § 34 | 24.02 |
| Декларация независимости, конституция |
44 | Экономическое развитие России в конце XVIII – первой половине XIX вв. | Комбинированный | Левандовский § 11, 12 | 27.02 |
| Негласный комитет, министерство,«вольные хлебопашцы» |
45 | Великая французская революция и ее последствия для Европы. | Комбинированный | Загладин § 35, 36 | 2.03 |
| Конвент, якобинская диктатура, директория |
46 | Наполеоновские войны. | Комбинированный | Загладин § 39, 40 | 5.03 |
| Континентальная блокада |
47 | Борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 г. | Комбинированный | Левандовский § 13 | 9.03 |
| Венский конгресс |
48 | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. | Комбинированный | Загладин § 41 | 12.03 |
| Священный союз |
49 | Период реакции. Декабристы. | Комбинированный | Левандовский § 14 | 16.03 |
| Аракчеевщина, военные поселения, тайное общество |
50 | Внутренняя политика Николая I. | Комбинированный | Левандовский § 15 | 19.03 |
| Теория официальной народности, корпус жандармов |
51 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война. | Комбинированный | Левандовский § 16 | 2.04 |
| «Жандарм Европы», нейтрализация Черного моря |
52 | Общественное движение в годы царствования Николая I. | Комбинированный | Левандовский § 17 | 6.04 |
| Западники, славянофилы |
53 | Русская культура первой половины XIX в. | Презентация проектов | Левандовский § 18 | 9.04 |
| Ампир, эклектика |
54 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. | Лекция | Загладин § 38 | 13.04 |
| Индустриальная цивилизация |
55 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. | Семинар | Загладин § 46, 47 | 16.04 |
| Сипаи, опиумные войны, реформы Мэйдзи |
56 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа. Социально-экономическое развитие пореформенной России. | Изучение нового материала | Левандовский § 19, 20 | 20.04 |
| Буржуазия, промышленный пролетариат |
57 | Реформы 60-70-х гг. XIX в. | Семинар | Левандовский § 21 | 23.04 |
| Земство, всеобщая воинская повинность, состязательный суд |
58 | Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX в. | Лекция | Левандовский § 22 | 27.04 |
| Прокламация, революционное подполье |
59 | Противостояние власти и революционеров в 70-х – начале 80-х гг. XIX в. | Комбинированный | Левандовский § 23 | 30.04 |
| Народничество, революционный террор |
60 | Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III. | Комбинированный | Левандовский § 24 | 4.05 |
| Контрреформы, марксизм, земский либерализм |
61 | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | Комбинированный | Левандовский § 25 | 7.05 |
| Тройственный союз, Антанта |
62 | Русская культура второй половины XIX в. | Презентация проектов | Левандовский § 26 | 11.05 |
| Передвижники, «могучая кучка» |
63 | Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. | Лекция | Загладин § 41, 42 | 14.05 |
| Объединение Италии и Германии, франко - прусская война |
64 | Страны Западного полушария в XIX в. | Семинар | Загладин § 43 | 18.05 |
| «Доктрина Монро», гражданская война, реконструкция Юга |
65 | Завершение колониального раздела мира. | Комбинированный | Загладин § 48 | 21.05 |
| Метрополия, колония |
66 | Общественно-политическое развитие стран Западной Европы во второй половине XIX в. | Комбинированный | Загладин § 39 | 25.05 |
| Либерализм, консерватизм, социализм |
67 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | Презентация проектов | Загладин § 40 | 28.05 |
| Классицизм, романтизм, реализм |
68 | Россия и мир к началу XX века. | Итоговое обобщение. |
|
|
| Все понятия курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...