Адаптированная образовательная программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовнательых учреждений 8 вида «История» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_6.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокшамарская средняя общеобразовательная школа
им.И.С.Ключникова-Палантая»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № __ от «__»______ 20__ г. Рук. МО _______ С.В.Ильина | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______ М.В.Петрова «__»______ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Б.В.Кондратьев «__»______ 20__ г. |
Адаптированная рабочая программа
Наименование учебного предмета: история
Класс: 6
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Майорова Любовь Николаевна
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 учебные недели, 68 часов в год, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовнательых учреждений 8 вида «История» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г
3. Программы по истории к учебнику 6 класса «Мир истории»для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой
Рабочую программу составила __________ Майорова Л.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом МОУ «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовнательых учреждений 8 вида «История» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г
Пропедевтический курс «Мир истории» (пропедевтика) предназначен для учащихся 6 класса, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида первый год.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Основные задачи изучения предмета «Мир истории» (пропедевтика):
- Обобщение имеющихся знаний у учащихся с нарушением интеллекта разрозненных сведений для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества.
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Данная программа отражает основные положения учебника и рабочей тетради «Мир истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При проведении уроков используются методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- Наглядные - наблюдение, демонстрация;
- Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
- Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы.
Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи,своего имени, фамилии;
- Государственное устройство РФ,герб,флаг и гимн РФ;
- Исторические памятники;
- Современные религии и как они появились.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
Критерии оценивания знаний и умений:
На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
Учебно-методический комплекс:
1. Мир истории.6 класс : учеб.для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2014.
Содержание программы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, ОБ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЯХ, О ПРОСТРАНСТВЕ ВОКРУГ НАС - 18 часов
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ - 11 часов
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).
История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 8 часов
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА - 15 часов
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 12 часов
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
1. | Имя, отчество, семья, родословная человека. | 7 |
2. | Отчий дом. Наша Родина – Россия. | 11 |
3. | О том, что такое время и как его изучают. | 5 |
4. | Что изучает наука история. | 6 + 1 контр. раб. |
5. | История Древнего мира. | 8 |
6. | История вещей. Занятия человека на Земле. | 15 |
7. | Человек и общество. | 12 + 1 контр. раб. |
8. | Повторение изученного материала. | 1 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Цель урока | Основные знания | Основные термины и понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата | ||||
1. | Введение. Почему надо изучать историю. | 1 | Вводный урок | Наука, Конфуций. | Выполнение заданий к текстам в учебнике. | С. 3-4 | |||||||
Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека. (7 часов) | |||||||||||||
2. | История имени. | 1 | Сообщение новых знаний | Знакомство учащихся с историей появления имён. | Знать происхождение своего имени. | Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Святцы. | Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | С. 6-10 | |||||
3-4. | Отчество и фамилия человека. | 2 | Комбиниро - ванный | Знакомство учащихся с историей появления отчеств и фамилий. | Уметь рассказывать. | Отчизна. | Задания на анализ информации. Письменно-индивидуальные творческие задания – история моей фамилии. | С. 10-15 | |||||
5. | Семья. | 1 | Комбиниро-ванный | Формирование представлений учащихся о семье. | Умение составлять правильно предложения. | Поутру, Семья. | Составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи. | С. 16-18 | |||||
6-7. | Биография. | 2 | Комбиниро-ванный | Формирование представлений учащихся о биографии. | Называть свою дату рождения; составлять краткую автобиографию. | Биография, | Творческое задание-составление родословного древа семьи. | С. 18-24 | |||||
8. | Поколения людей. | 1 | Комбиниро-ванный | Формирование представлений учащихся о поколениях людей. | Выразительно рассказывать; объяснять значение слов «предки», «потомки», «родственники»; называть родственников своей семьи. | Предки, поколения людей. | Работа в тетради. | С. 24-28 | |||||
Глава 2. Отчий дом. Наша Родина - Россия. (11 часов) | |||||||||||||
9. | Что такое дом. Какие бывают дома. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений о видах жилья. | Правильно составлять предложения. | Дом, | Работа в тетради (составление рассказа «Мой дом»), работа в альбоме (рисование рисунка «Мой дом»). | С. 30 - 33 | |||||
10. | Русская изба. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений о русской избе. | Составление рассказа по опорным словам и фразам. | Изба. | Пересказ близко к тексту, творческое задание – рисунок «Мой дом». | С. 34 - 36 | |||||
11. | Названия городов и улиц. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений о появлении и названиях городов и улиц. | Расширение словарного запаса. | Основатель, | Умение самостоятельно работать с информацией. | С. 38-40, Дополнительная литература | |||||
12. | Родник «Двенадцать ключей». | 1 | Комбиниро - ванный | Знакомство учащихся с историей родника. | Составление сложных предложений. | Слобода, русло, | Умение самостоятельно работать с информацией. | С. 41 – 44, таблицы | |||||
13. | Истоки. | 1 | Комбиниро - ванный | Знакомство учащихся с рассказом, сравнение двух рассказов. | Составление рассказа по опорным словам и фразам, умение делать вывод с опорой на факты. | Истоки, | Пересказ близко к тексту. | С. 44 – 47, таблицы | |||||
14. | Наша Родина-Россия. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование знаний учащихся о нашей Родине-России. | Называть страну, в которой живём, давать полное название нашего государства. | Гражданин, территория, патриот. | Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов), картой (показ границ Российской Федерации), работа с символами, цветами карты. | С.47-51 | |||||
15. | Как устроено государство. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование знаний о том, как устроено государство, кто управляет государством. | Называть основной закон государства; называть главу государства. | Конституция, | Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов). | С. 51-54 | |||||
16. | Герб, флаг, гимн России. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование знаний учащихся о символике Российской Федерации. | Пересказ текста по плану. | Герб, | Работа в тетради, прослушивание гимна Российской Федерации, работа в альбоме (рисование Государственного флага). | С. 55 - 57 | |||||
17. | Москва-столица России. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование знаний учащихся о столице нашего государства. | Пересказ текста по плану. | Кремль, летопись. | Просмотр презентации. | Стр. 58 – 61, карта | |||||
18. | Мы жители планеты Земля. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о планете Земля. | Называть планету, на которой живём; уметь называть имя первого космонавта Земли. | Планета, космос, атмосфера. | Пересказ частей текста с использованием новых слов. | С. 62- 66 | |||||
19. | Урок повторения по теме « Отчий дом. Наша Родина – Россия». | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Расширение словарного запаса. | Повторение изученных слов и терминов. | Тест, умение делать вывод с опорой на факты. | ||||||
Глава 3. О том, что такое время и как его изучают. (5 часов) | |||||||||||||
20-21. | Что такое время. | 2 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о времени. | Знать, какое время называется прошлым, настоящим, будущим; ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера. | Хронология, настоящее, | Составление цепочки единиц времени с опорой на текст учебника, умение применить имеющиеся знания на практике. | С. 68 – 72, карта | |||||
22. | История календаря. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о том, как появился календарь. | Знать, что такое календарь; приводить примеры названий месяцев. | Календарь. | Работа в тетради, чтение дополнительной литературы об истории календаря. | С. 72 - 73 | |||||
23. | Русский земледельческий календарь. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о русском земледельческом календаре. | Знать отличия земледельческого календаря от календаря истории; уметь отличать земледельческий календарь от календаря истории. | Названия месяцев земледельческого календаря у русских. | Работа с пословицами и поговорками. | С. 73-77 | |||||
24. | Счёт лет в истории. Историческое время. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о времени в истории. | Знать, какое время называется историческим; уметь работать с «Лентой времени». | Дата, век, столетие, « лента времени». | Работа в тетради, работа с «Лентой времени». | С. 77 – 82, карта | |||||
Глава 4. Что изучает наука история. (6 часов) | |||||||||||||
25. | Что такое история. | 1 | Комбиниро - ванный | Дать учащимся представление об истории как науке. | Знать, что такое история. | История – наука о прошедшем и настоящем времени. Исторические факты. | Работа в тетради, игра «Путешествие в страну Историю». | С. 84 - 85 | |||||
26. | Какие науки помогают истории. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о вспомогательных исторических науках. | Называть вспомогательные исторические науки. | Археология, геральдика, нумизматика. | Работа в тетради, составление схемы «Науки помогающие истории». | С. 85 – 87, доп. лит - ра | |||||
27. | Как работают археологи. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся о работе археологов. | Рассказывать о работе археологов. | Полевые работы, | Работа в тетради, рассматривание иллюстраций о работе археологов. | С. 87 - 90 | |||||
28. | Исторические памятники. | 1 | Комбиниро - ванный | Формирование представлений учащихся об исторических памятниках. | Соотносить различия между вещественными и невещественными историческими памятниками. | Исторические источники: письменные, вещественные, устные. | Работа в тетради (составление таблицы «Исторические памятники»), ознакомление с историческими памятниками (иллюстрациями). | С. 90 - 92 | |||||
29. | Историческая карта. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся об исторической карте. | Знать отличия исторической карты от географической; называть основные правила работы с картой по истории. | Историческое пространство, | Работа в тетради, сравнение географической карты и исторической. | С. 92 - 95 | |||||
30. | Урок повторения по теме « Что изучает наука история». | 1 | Систематизация и обобщение знаний учащихся по разделу «Что изучает наука история». | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Знать, что такое история; исторические памятники; отличия исторической карты от географической; называть основные правила работы с исторической картой.
| Работа в тетради, с карточками, тестовыми заданиями, с «Лентой времени». | |||||||
31. | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Контрольно-проверочный урок. | ||||||||||
Глава 5. История Древнего мира. (8 часов) | |||||||||||||
32. | Земля и космос. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о происхождении Земли. | Рассказывать о происхождении Земли; называть отличия Земли от других планет. | Религия, фантастика, | Работа в тетради, в альбоме. | С. 98 - 99 | |||||
33. | От кого произошёл человек. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о происхождении человека. | Рассказывать, от кого произошёл человек, как жили древнейшие люди. | Первобытный период, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 99 -102 | |||||
34. | Человек умелый. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о человеке умелом. | Рассказывать об открытиях человека умелого. | Каменный век, человек умелый. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 102 - 104 | |||||
35. | Следующее поколение людей каменного века. | Сообщение новых знаний. | Формирование представлений учащихся о людях каменного века. | Называть поколения людей каменного века. | Человек прямоходящий, разумный, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 104-106 | ||||||
36. | Наступление ледников. | 1 | Сообщение новых знаний. | Формирование представлений учащихся о ледниковом периоде. | Рассказывать об изменениях в жизни людей в ледниковый период. | Ледниковый период | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 107 - 108 | |||||
37. | Как жили охотники, кочевники и собиратели. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о жизни древних охотников, кочевников и собирателей. | Рассказывать о жизни кочевников и собирателей. | Кочевники, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С 108-112, Дополнительная литература. | |||||
38. | Новые занятия людей. | 1 | Сообщение новых знаний. | Знакомство учащихся с новыми занятиями людей. | Перечислять новые занятия людей. | Приручение животных, земледелие, скотоводство. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 113 - 115 | |||||
39. | Урок повторения главы «История Древнего мира». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика. | Работа в тетради. | |||||||
Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов) | |||||||||||||
40. | Огонь в жизни древнего человека. | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о том, как добывали огонь. | Рассказывать о значении огня в жизни человека. | Природные источники огня. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 118-120 | ||||||
41. | Огонь, | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о работе гончара. | Рассказывать о работе гончара. | Гончар, керамика. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 120 – 123 | |||||
42. | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о том, как огонь и медь изменили жизнь человечества. | Рассказывать, как огонь и медь изменили жизнь человечества. | Медь, сплав, олово, кузнец. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 124 – 126 | |||||
43. | Вода, её значение в жизни человека. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека. | Рассказывать о значении воды в жизни человека. | Снасти, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 126 –131 | |||||
44. | Вода и земледелие. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о значении воды для земледелия. | Рассказывать о значении воды для земледелия. | Орошение, ил, служащий, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 131 – 134 | |||||
45. | Вода как источник энергии. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о воде как источнике энергии. | Рассказывать о воде как источнике энергии. | Гидротурбина. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 134 – 137 | |||||
46. | Какие дома строили древние люди. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о видах домов древних людей. | Перечислять виды домов древних людей. | Искусственные материалы. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 138 – 140 | |||||
47. | Как появилась мебель. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о появлении мебели. | Рассказывать о появлении мебели, перечислять профессии, связанные с изготовлением мебели. | Ларь, бархат, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 141-144 | |||||
48. | Как появилась каша и хлеб. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о появлении каши и хлебопечении. | Рассказывать об открытии хлебопечения. | Бактерии | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 144 – 146 | |||||
49. | История об обыкновенной картошке. | 1 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся об истории появления картофеля в России. | Называть имя царя, при котором впервые был завезен картофель в Россию. | Чили. | Работа в тетради, с иллюстрациями, презентацией, «Лентой времени». | С. 147 - 149 | |||||
50. | О керамике, фарфоре и деревянной посуде. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о материалах, используемых для изготовления посуды. | Называть виды деревянной посуды и домашней утвари. | Глазурь, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 149 – 152 | |||||
51. | История появления одежды. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о появлении одежды человека. | Рассказывать, как появилась одежда. | Мода, | Работа в тетради, с иллюстрациями, презентацией, «Лентой времени». | С. 153 – 157 | |||||
52. | Одежда и положение человека в обществе. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о влиянии видов одежды на положение человека в обществе. | Учиться определять по одежде положение человека в обществе. | Знать, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 157 – 161 | |||||
53. | Как люди украшали себя. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о средствах украшений древних людей. | Называть средства украшения древних людей. | Свита, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С.161– 164, иллюстрации. | |||||
54. | Урок повторения главы «История вещей. Занятия человека на Земле». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Повторение изученных слов и терминов. | ||||||||
Глава 7. Человек и общество. (12 часов) | |||||||||||||
55. | О далёких предках – славянах и родовом строе. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о жизни древних славян. | Называть основные занятия славян. | Община, вече, | Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». | С. 168– 171 | |||||
56. | Как люди понимали мир природы в древности. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся о религии славян. | Называть веру в природных богов. | Первозданная природа, обряды, | Работа в тетради, с иллюстрациями. | С. 171 – 176 | |||||
57-58. | Современные религии, как они появились. | 2 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о появлении мировых религий. | Называть мировые религии. | Будда, | Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». | С. 176-182, Доп. лит - ра | |||||
59-60. | Искусство и культура. | 2 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся об искусстве и культуре на Руси. | Приводить примеры народных промыслов. | Искусство, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 182 – 187 | |||||
61-62. | Письмо и первые книги. | 2 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о появлении письменности на Руси. | Называть, когда и кем был создан первый алфавит. | Пиктография, | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 188-192 | |||||
63. | От изобретения колеса - к новым открытиям. | 1 | Комбиниро – ванный | Формирование представлений учащихся об изобретениях древних людей и современных изобретениях. | Приводить примеры изобретений человека в древние времена. | Изобретения. | Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации. | С. 193 – 196 | |||||
64-65. | Человечество стремится к миру. | 2 | Сообщение новых знаний | Формирование представлений учащихся о стремлении человечества к миру. | Объяснять, почему народы многих государств не хотят войн. | Конфликт, надел, | Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени». | С. 197 – 203. | |||||
66. | Урок повторения главы «Человек и общество». | 1 | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Повторение изученных слов и терминов. | |||||||||
67. | Контрольная работа за год. | 1 | Контрольно-проверочный урок. | ||||||||||
68. | Урок повторения изученного за год. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщение представлений учащихся по изученному материалу. | Расширение и активизация словаря по теме. |
Список литературы:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида .Мир истории( пропедевтика).И.М Бгажноковой
2.Учебник « Мир истории» И.М.Бгажнокова. Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа 8 вид .М.Просвещение 2014год.
3.Наша победа. В.А.Ильин.М.2009 год.
4.Чтобы знали и помнили. «Подмосковье»,2014 год.
5.О Битве Куликовой. В.В.Артемов, М.,2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для 1 класса. УМК "Школа России". Вариант 3.1.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования предоставляет возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в раскрытии интеллект...
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Животный мир Земли"
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Животный мир Земли"...
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Наш дом - Земля"
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Наш дом - Земля"...
Тест для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Вселенная"
Тест для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Вселенная"...
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 6 классе по теме "Вода"
Контрольная работа по теме "Вода" для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неживая п...
Часть адаптированной образовательной программы по истории
В данной работе представлена адаптированная рабочая программа по истории России для ученика 7 класса. Целью программы является адаптация курса истории России для ученика с ограниченными возможно...
Адаптированная образовательная программа по истории для обучающихся с ЗПР (5 класс)
Адаптированная образовательная программа по истории для обучающихся с ЗПР (5 класс)...