Тесты по разделам История России
тест по истории
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины «История» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «История».
В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальностям СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание 1 | 1.79 МБ |
Ответы к заданию 1 | 64 КБ |
Задание 2 | 55 КБ |
Ответы к заданию 2 | 40 КБ |
Задание 3 | 1.79 МБ |
ответы к заданию 3 | 63.5 КБ |
Задание 4 и ответы к заданию 4 | 713 КБ |
Задание 5 и ответы к заданию 5 | 713 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ
I тур — Максимальная оценка – 85 баллов
1.
1. «Младосимволисты»
2. Даты принятия Конституций в РСФСР – СССР
3. Министры иностранных дел СССР в середине – второй половине XX века;
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла
2.
1. Командующие Белорусскими фронтами в конце Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; лишнее – Д. Г. Павлов
2. Министры первого состава Временного правительства (март-май 1917 г.), деятели правоцентристских партий; лишнее – В. Чернов
3. Даты смены Первых и Генеральных Секретарей КПСС; лишнее – 1961 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 3 балла
3.
1. Багратион; 2.Белоруссии; 3.Львовско-Сандомирская; 4. Ясско-Кишиневская;
5. Румынии
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов
4.
1. Самара 2. Нижний Новгород 3. р. Урал 4. Крымский п-ов
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла
5.
Термин | Общее | Различное |
«Автономизация» | Планы создания Советского Союза в 1922 г. среди высших руководителей страны | Предоставление в рамках унитарного государства широкого самоуправления; отстаивался И. В. Сталиным |
Федерализм | Равноправие субъектов, самостоятельность в большинстве вопросов (кроме внешней политики, обороны, финансов и т.д.); отстаивался В. И. Лениным |
Термин | Общее | Различное |
Синдикат | Виды монополистических объединений в России в начале XX века. Объединение предприятий, где общими являются закупка сырья и сбыт продукции | Производство находится в исключительной компетенции отдельных предприятий, входящих в монополистическое объединение |
Трест | Производство находится в ведении монополистического объединения, предприятия в нем полностью лишены хозяйственной самостоятельности |
За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 6 баллов
6.
1. Ясско-Кишиневская операция (20-31 августа 1944 г.), приведшая к стремительному разгрому немецко-румынской Группы Армий «Южная Украина», освобождению Молдавии и выведению из войны Румынии;
2. Постоянные перестановки министров в правительстве Российской империи в 1915-1916 гг. годы Первой мировой войны;
3. Обозначение виселиц; к этой мере наказания приговаривали военно-полевые суды, введенные П. А. Столыпиным (премьер-министр в 1906-1911 гг.);
4. Ужесточение прав избрания в Государственную Думу, дававший огромные преимущества помещикам и буржуазии; Закон об этом подписан 3 июня 1907 г.
5. Разгром войск Западного фронта РККА (М. Н. Тухачевский) на подступах к Варшаве вследствие неожиданного наступления польских войск под командованием Ю. Пилсудского в августе 1920 г.
За каждый развернутый ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов
7.
1. Тамбовское; 2. Кронштадте; 3. 1921 г.; 4. Новую экономическую политику (НЭП);
5. продразверстки 6. продналогом
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов
8.
Литератор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Усадьба | б | а | г | в | - |
За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла
9.
1. Нет, еще Бессарабии
2. Да
3. Нет, образование ОВД (1955) – ответ на вступление ФРГ в НАТО (1955), а не создания Североатлантического альянса (1949)
За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 1 балл, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится). Итого – 5 баллов
10.
1. 1949 г. 2. 1938 г. 3. 1943 г. 4. 1922 г. 5. 1929 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов
11.
1. В. М. Молотов (по совместительству – глава НКИД)
2. Северной Америке; с 1867 г., когда Александр Второй передал права на Аляску (российское владение в Северной Америке) США за 7,2 млн. долларов на 99 лет;
3. Заготовка валенок и лаптей для бойцов и командиров РККА
За первый и третий вопрос – по 1 баллу, за второй (если даны все три элемента) – 2 балла, 1 балл (2 элемента), 0 баллов (если 1 ил менее элементов). Итого – 4 балла
12.
1. Нет, нельзя, так как по 3 из 5 показателей план (и отправной, и оптимальный) выполнен не был, в том числе по произведенному национальному продукту;
2. Группа «А» - производство средств производства, именно она составляет основу гражданского и военного тяжелого машиностроения – а именно эти отрасли считались тогда стратегически важными;
3. В сельском хозяйстве; причины – коллективизация (в том числе «раскулачивание»), низкие урожаи в 1932-1933 гг., сосредоточение основного внимания государства на промышленном, а не на аграрном элементе экономики;
4. Первый план был составлен ранее и в основном готовился специалистами Госплана; второй – непосредственно руководством СССР во главе с И. В. Сталиным, который посчитал первоначальный вариант плана недостаточным;
5. Тяжелая промышленность (в т. ч. автомобилестроение, танкостроение, тракторостроение, авиационная и кораблестроительная отрасли, выплавка стали, чугуна и т. д., станкостроение)
За верный первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – названа группа экономики, её функции, причины её роста – 2 балла, лишь 2 элемента – 1 балл, 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за третий вопрос – названы верно отрасль и не менее двух причин – 2 балла, названы лишь 2 элемента – 1 балл, назван 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за верные четвертый и пятый вопросы – по 1 баллу. Итого – 7 баллов
13. 1. Доклад (выступление) Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС
2. 14 февраля 1956 г.
3. Н. С. Хрущев
4. Концепция «мирного сосуществования»
5. Улучшение отношений с США в 1957-1961 гг.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов
14.
Событие отечественной истории | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Событие всемирной истории | в | д | а | б | г |
За 5 верных соотнесений – 3 балла, за 3-4 – 2 балла, за 1-2 – 1 балл. Итого – 3 балла
15.
Группа, критерий выделения | Полководцы- участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Полководцы-участники Гражданской войны 1918-1922 гг. |
Номера полководцев (в скобках назовите их) | 1. (Г. К. Жуков), 3. (К. К. Рокоссовский), 5. (А. М. Василевский) | 2. (М. В. Фрунзе), 4. (В. К. Блюхер), 6. (В. И. Чапаев) |
Правильно выделены группы (обе) – 1 балл. Верно отнесены 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца- 2 балла, 3 или менее – 0 баллов; Верно названы 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца – 2 балла, 3 полководца – 1 балл, 2 или менее – 0 баллов. Итого – 7 баллов.
16.
1. В 1962 г. Куба была «социалистическим островом», нацеленным в грудь США, на тот момент это было практически единственное государство с «левыми» во главе; кубинско-американское противостояние и предопределило поворот Гаваны сначала в сторону СССР, а затем, и принятие марксизма как государственной идеологии.
2. Нет, не могло. США имели в 1962 г. 5 000 ракет с носителями, СССР – 300, следовательно, 40 ракет на Кубе не могли изменить серьезно соотношение сил;
3. Имеется в виду размещение ракет на территории Турции вдоль закавказских границ СССР;
4. Впервые в своей истории американцы осознали, что оружие противника может достать их территорию; это и повергло в ужас общественность Соединенных Штатов.
За каждый развернутый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла.
17.
Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г. | Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению |
Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, бой под Клястицами, бой под Красным | сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, Вяземское сражение |
За 9-10 элементов – 4 балла, за 7-8 элементов – 3 балла, за 5-6 элементов – 2 балла, за 3-4 элемента – 1 балл, 2 или менее элементов – 0 баллов. Итого – 4 балла
18.
№ районов на карте | Название промышленных районов | Специализация |
I | Центральный | Текстильная промышленность |
II | Северо-Западный | Металлообработка и машиностроение |
III | Западный | Добыча угля |
IV | Причерноморский | Добыча угля, металлургия |
V | Закавказский | Добыча нефти |
VI | Уральский | Металлургия |
VII | Юго-Западный | Пищевая |
За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов
II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 15
Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.
Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.
При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл — 3.
- Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл — 3.
- Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл — 3.
- Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл — 3.
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл — 3.
Предварительный просмотр:
Максимальный балл за работу - 100
1. Выберите правильный ответ.
(Максимальный балл – 6).
А. Какое соседнее с Русью государство приняло ислам в качестве государственной религии?
1) Хазарский Каганат
2) Волжская Булгария
3) Византийская империя
4) Болгарское царство
Б. «Лествичное право» на Руси предполагало
1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старшинству
2) выборность князей
3) вертикальный принцип наследования княжеской власти
4) занятие должностей по знатности
В. Какие русские земли НЕ попали под власть Орды?
1) Юго-Западная Русь
2) Западная Русь
3) Южная Русь
4) Северо-Западная Русь
2. Какие основные виды (категории) землевладения сложились в XVII в.?
(Максимальный балл – 3).
А) мануфактурные
Б) дворцовые волости
В) «черные» (государственные) волости
Г) поместья
Д) частновладельческие вотчинные
Е) земли зажиточных крестьян
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(Максимальный балл – 6).
А) Б.И. Орловский, П.К. Клодт, И.И. Мартос
Б) Здания Русского музея, Александринского театра, Главного штаба в Санкт-Петербурге
В) 1906 год, 1907 год, 1912 год, 1993 год, 1995 год, 2003 год
4. Установите хронологическую последовательность событий.
(Максимальный балл – 6).
А) Московская конференция
Б) Крымская (Ялтинская) конференция
В) конференция в Сан-Франциско
Г) подписание капитуляции Японии
Д) Тегеранская конференция
Е) Потсдамская конференция
5. Установите соответствие.
(Максимальный балл – 5).
1) Ф.-Б. Растрелли 2) В.И. Баженов 3) Д. Трезини 4) И.Е. Старов
| А) Дом Пашкова в Москве Б) Таврический дворец в Петербурге В) Смольный собор в Петербурге Г) Усадьба Царицыно Д) Собор Петропавловской крепости |
6. В приведенном ниже тексте содержатся намеренные ошибки. Найдите их и исправьте.
(Максимальный балл – 15).
«В мае-июне 1942 года немецкие войска потерпели неудачу при наступлении в Крыму и Донбассе и поэтому решили сосредоточить силы для главного удара на воронежском направлении и далее.
К октябрю 1943 года немецкие войска вышли к Волге и овладели Сталинградом. Однако в результате боев за Сталинград немецкие войска оказались далеко вытянутыми вперед в виде гигантского клина, на острие которого была танковая армия Гота, а фланги прикрывала 6-я армия генерала Паулюса. Из-за такого положения немецкое командование отдало приказ о прекращении наступления и переходе к обороне.
Советское командование еще летом приступило к разработке плана контрнаступления. В октябре план под кодовым названием «Багратион» был утвержден Г.К. Жуковым. Контрнаступление должно было проводиться силами Западного, Сталинградского и Степного фронтов».
7. При чтении художественных произведений, написанных в историческом жанре, необходимо понимать многие специальные или устаревшие термины, названия. Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом.
(Максимальный балл – 5).
Эти Сириусы, Марсы
Для меня смешны и странны;
Мне милее Станиславы,
И Владимиры, и Анны… (П. Вейнберг, 1862 г.)
8. Замените выделенные курсивом фрагменты историческими терминами.
(Максимальный балл – 8).
А. Это слово – едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам.
Б. Название периода времени, в течение которого феодал мог искать и возвращать беглого крестьянина.
В. С конца XVIII в. неуклонно росло число крепостных крестьян, отпущенных помещиком для добывания оброка в городе, для работы на мануфактурах.
Г. В СССР существовал перечень наиболее важных должностей, назначение и снятие которых исполнялось партийными комитетами разных уровней; правящая элита в СССР.
9. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
(Максимальный балл – 10).
« О земельном пространстве государства. [Глава I]
§ 4. Россия есть государство единое и неразделимое … всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.
О племенах, Россию населяющих [Глава II]
§ 4. Все должны быть перед законом равны …все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны...
§ 6. Дворянство
...Обладать другими людьми, как собственностью своею … есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской…
О народе в политическом отношении [Глава IV]
§10. … Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. … Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно...
§14. ...Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества за исключением бедных…
О народе в гражданском отношении [Глава V]
§10. Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства...
§19. …Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному Вечу, вторая – Державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная… поручается верховному собору. … Народная Веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет… Никто не может распустить Народной Вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.
Вопросы:
1. Укажите название и автора документа.
2. Какая форма правления планируется в России согласно проекту?
3. В чем достоинства и недостатки предлагаемого проекта?
10. Федеральным законом от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» установлен ряд праздников. Заполните пропуски в таблице, определив даты победных дней нашего народа и лиц, принимавших участие в этих событиях.
(Максимальный балл – 8).
Дата | Событие | Участники |
5 апреля ________ г. | Ледовое побоище | |
9 августа 1714 г. | ||
10 июня _________ г. | заключение Кючук-Кайнарджийского мира | |
18 ноября 1853 г | победа русской эскадры в _____________________ |
11. Подчеркните и пронумеруйте в данном фрагменте «Повести временных лет» древние географические названия. Дайте их современные варианты.
(Максимальный балл – 8).
« …Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, из Варяг до Рима».
12. Напишите эссе на тему: «Выдающийся отечественный политический деятель XX века».
(Максимальный балл – 20).
Ваше эссе будет оцениваться по следующим критериям:
1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).
2. Грамотность и точность использования исторических понятий и терминов, фактов.
3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.
4. Точность и аргументированность выводов.
5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы
Предварительный просмотр:
Ответы
1. А-2
Б-1
В-2
Максимальный балл – 6, по 1 баллу за каждое верно выполненное задание
2. БВГД
Максимальный балл – 3, при наличии 1 ошибки – 2 балла.
3. А. выдающиеся скульпторы
Б. творения архитектора К.И. Росси (XIX в.)
В. Выборы в Государственную думу
Максимальный балл – 6, по 2 балла за ряд
4. А, Д, Б, В, Е, Г
Максимальный балл – 6, при наличии 1 ошибки – 5 баллов.
5. 1–В, 2–А,Г, 3–Д, 4–Б
Максимальный балл – 5, по 1 баллу за каждое верное соотнесение.
6. Ошибки:
- В мае-июне 1942 года в Крыму, Донбассе и на воронежском направлении серьёзные неудачи потерпели советские войска, именно трагические события лета 1942 года позволили немцам выйти к Волге;
- Сталинградом полностью немцам овладеть не удалось;
- Фланги немецкого клина прикрывали итальянские и румынские войска, боеспособность которых была ниже немецкой: именно поэтому советское командование приняло решение направить сюда главный удар;
- Главная причина срыва немецкого наступления – самоотверженность и умелые действия советских войск;
- Наступление советских войск под Сталинградом носило кодовое название «Уран», оно было утверждено не Жуковым, а Ставкой осенью 1942 года.
Максимальный балл – 15, по 3 балла за каждую верно найденную ошибку.
7. Названия российских орденов: Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира.
Максимальный балл – 5.
8. А. обмирщение
Б. «урочные лета»
В. отходники
Г. номенклатура
Максимальный балл – 8, по 2 балла за термин.
9. Приведен фрагмент из «Русской Правды» Пестеля. Пестель был горячим сторонником установления республики. Россия, в его представлении, после свержения старой власти должна была стать единым и неделимым государством. В ответе должно быть представлено мнение учащегося о достоинствах и недостатках данного документа.
Максимальный балл – 10, по 3 балла за за ответы на 1й и 2й вопросы и4 балла за 3й вопрос.
10.
Дата | Событие | Участники |
5 апреля 1242_ г. | Ледовое побоище | Александр Невский |
9 августа 1714 г. | День первой российской морской победы у мыса Гангут | Петр I, Ф. Апраксин |
10 июня 1774 г. | заключение Кючук-Кайнарджийского мира | Екатерина II |
18 ноября 1853 г | победа русской эскадры в Синопской бухте | адмирал П.С. Нахимов |
Максимальный балл – 8, по 1 баллу за верное заполнение одного пропуска таблицы
11. 1. Путь «из Варяг в Греки» – торговый путь из Сев. Европы («скандинавов», Швеции) в Византию (Балканский п–ов, Малая Азия, юго–восточное Средиземноморье; территория Турции, Болгарии…), из моря Балтийского в Черное.
2. Оз. Нево – Ладожское озеро.
3. Варяжское море – Балтийской море.
4. Царьград – Константинополь (ныне Стамбул);
5. Понт Эвксинский в переводе с греческого «гостеприимное море», (встречается и название «Русское море»); Черное море.
6. Оковский лес – лес между Тверью, Смоленском и Новгородом; на Валдайской возвышенности; имеет происхождение от древнефинского «оки» (река) – «Лес рек»; далее встречалось – Волоковский лес (много волоков); Волконский лес – у Сигизмунда Герберштейна; Волгинский (от названия р. Волги).
7. Хвалисское (встречается и «Хваннское») – Каспийское море.
8. Болгары – Булгария Волжско–Камская, Татария.
Максимальный балл – 8, по 1 баллу за каждый элемент.
12. Эссе оценивается по следующим критериям:
(до 4 баллов за каждый критерий)
1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему вы выбрали именно эту тему, и какую задачу (задачи) ставите перед собой в своей работе).
2. Грамотность и точность использования исторических понятий и терминов, фактов.
3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.
4. Точность и аргументированность выводов.
5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.
Максимальный балл – 20.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ
I тур — Максимальная оценка – 85 баллов
1.
1. «Младосимволисты»
2. Даты принятия Конституций в РСФСР – СССР
3. Министры иностранных дел СССР в середине – второй половине XX века;
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла
2.
1. Командующие Белорусскими фронтами в конце Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; лишнее – Д. Г. Павлов
2. Министры первого состава Временного правительства (март-май 1917 г.), деятели правоцентристских партий; лишнее – В. Чернов
3. Даты смены Первых и Генеральных Секретарей КПСС; лишнее – 1961 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 3 балла
3.
1. Багратион; 2.Белоруссии; 3.Львовско-Сандомирская; 4. Ясско-Кишиневская;
5. Румынии
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов
4.
1. Самара 2. Нижний Новгород 3. р. Урал 4. Крымский п-ов
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла
5.
Термин | Общее | Различное |
«Автономизация» | Планы создания Советского Союза в 1922 г. среди высших руководителей страны | Предоставление в рамках унитарного государства широкого самоуправления; отстаивался И. В. Сталиным |
Федерализм | Равноправие субъектов, самостоятельность в большинстве вопросов (кроме внешней политики, обороны, финансов и т.д.); отстаивался В. И. Лениным |
Термин | Общее | Различное |
Синдикат | Виды монополистических объединений в России в начале XX века. Объединение предприятий, где общими являются закупка сырья и сбыт продукции | Производство находится в исключительной компетенции отдельных предприятий, входящих в монополистическое объединение |
Трест | Производство находится в ведении монополистического объединения, предприятия в нем полностью лишены хозяйственной самостоятельности |
За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 6 баллов
6.
1. Ясско-Кишиневская операция (20-31 августа 1944 г.), приведшая к стремительному разгрому немецко-румынской Группы Армий «Южная Украина», освобождению Молдавии и выведению из войны Румынии;
2. Постоянные перестановки министров в правительстве Российской империи в 1915-1916 гг. годы Первой мировой войны;
3. Обозначение виселиц; к этой мере наказания приговаривали военно-полевые суды, введенные П. А. Столыпиным (премьер-министр в 1906-1911 гг.);
4. Ужесточение прав избрания в Государственную Думу, дававший огромные преимущества помещикам и буржуазии; Закон об этом подписан 3 июня 1907 г.
5. Разгром войск Западного фронта РККА (М. Н. Тухачевский) на подступах к Варшаве вследствие неожиданного наступления польских войск под командованием Ю. Пилсудского в августе 1920 г.
За каждый развернутый ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов
7.
1. Тамбовское; 2. Кронштадте; 3. 1921 г.; 4. Новую экономическую политику (НЭП);
5. продразверстки 6. продналогом
За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов
8.
Литератор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Усадьба | б | а | г | в | - |
За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла
9.
1. Нет, еще Бессарабии
2. Да
3. Нет, образование ОВД (1955) – ответ на вступление ФРГ в НАТО (1955), а не создания Североатлантического альянса (1949)
За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 1 балл, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится). Итого – 5 баллов
10.
1. 1949 г. 2. 1938 г. 3. 1943 г. 4. 1922 г. 5. 1929 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов
11.
1. В. М. Молотов (по совместительству – глава НКИД)
2. Северной Америке; с 1867 г., когда Александр Второй передал права на Аляску (российское владение в Северной Америке) США за 7,2 млн. долларов на 99 лет;
3. Заготовка валенок и лаптей для бойцов и командиров РККА
За первый и третий вопрос – по 1 баллу, за второй (если даны все три элемента) – 2 балла, 1 балл (2 элемента), 0 баллов (если 1 ил менее элементов). Итого – 4 балла
12.
1. Нет, нельзя, так как по 3 из 5 показателей план (и отправной, и оптимальный) выполнен не был, в том числе по произведенному национальному продукту;
2. Группа «А» - производство средств производства, именно она составляет основу гражданского и военного тяжелого машиностроения – а именно эти отрасли считались тогда стратегически важными;
3. В сельском хозяйстве; причины – коллективизация (в том числе «раскулачивание»), низкие урожаи в 1932-1933 гг., сосредоточение основного внимания государства на промышленном, а не на аграрном элементе экономики;
4. Первый план был составлен ранее и в основном готовился специалистами Госплана; второй – непосредственно руководством СССР во главе с И. В. Сталиным, который посчитал первоначальный вариант плана недостаточным;
5. Тяжелая промышленность (в т. ч. автомобилестроение, танкостроение, тракторостроение, авиационная и кораблестроительная отрасли, выплавка стали, чугуна и т. д., станкостроение)
За верный первый вопрос – 1 балл, за второй вопрос – названа группа экономики, её функции, причины её роста – 2 балла, лишь 2 элемента – 1 балл, 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за третий вопрос – названы верно отрасль и не менее двух причин – 2 балла, названы лишь 2 элемента – 1 балл, назван 1 и менее элементов – 0 баллов (оценка не ставится), за верные четвертый и пятый вопросы – по 1 баллу. Итого – 7 баллов
13. 1. Доклад (выступление) Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС
2. 14 февраля 1956 г.
3. Н. С. Хрущев
4. Концепция «мирного сосуществования»
5. Улучшение отношений с США в 1957-1961 гг.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов
14.
Событие отечественной истории | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Событие всемирной истории | в | д | а | б | г |
За 5 верных соотнесений – 3 балла, за 3-4 – 2 балла, за 1-2 – 1 балл. Итого – 3 балла
15.
Группа, критерий выделения | Полководцы- участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Полководцы-участники Гражданской войны 1918-1922 гг. |
Номера полководцев (в скобках назовите их) | 1. (Г. К. Жуков), 3. (К. К. Рокоссовский), 5. (А. М. Василевский) | 2. (М. В. Фрунзе), 4. (В. К. Блюхер), 6. (В. И. Чапаев) |
Правильно выделены группы (обе) – 1 балл. Верно отнесены 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца- 2 балла, 3 или менее – 0 баллов; Верно названы 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца – 2 балла, 3 полководца – 1 балл, 2 или менее – 0 баллов. Итого – 7 баллов.
16.
1. В 1962 г. Куба была «социалистическим островом», нацеленным в грудь США, на тот момент это было практически единственное государство с «левыми» во главе; кубинско-американское противостояние и предопределило поворот Гаваны сначала в сторону СССР, а затем, и принятие марксизма как государственной идеологии.
2. Нет, не могло. США имели в 1962 г. 5 000 ракет с носителями, СССР – 300, следовательно, 40 ракет на Кубе не могли изменить серьезно соотношение сил;
3. Имеется в виду размещение ракет на территории Турции вдоль закавказских границ СССР;
4. Впервые в своей истории американцы осознали, что оружие противника может достать их территорию; это и повергло в ужас общественность Соединенных Штатов.
За каждый развернутый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла.
17.
Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г. | Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению |
Бой под Миром, Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, бой под Клястицами, бой под Красным | сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, Вяземское сражение |
За 9-10 элементов – 4 балла, за 7-8 элементов – 3 балла, за 5-6 элементов – 2 балла, за 3-4 элемента – 1 балл, 2 или менее элементов – 0 баллов. Итого – 4 балла
18.
№ районов на карте | Название промышленных районов | Специализация |
I | Центральный | Текстильная промышленность |
II | Северо-Западный | Металлообработка и машиностроение |
III | Западный | Добыча угля |
IV | Причерноморский | Добыча угля, металлургия |
V | Закавказский | Добыча нефти |
VI | Уральский | Металлургия |
VII | Юго-Западный | Пищевая |
За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов
II тур — Историческое эссе — Максимальная оценка — 15
Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.
Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.
При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл — 3.
- Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл — 3.
- Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл — 3.
- Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл — 3.
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл — 3.
Предварительный просмотр:
Дорогой друг!
Перед тобой задания по истории. Они соотнесены с содержанием курса, который изучается в школе. Тебе предлагается 14 заданий, за правильное выполнение которых можно максимально получить 100 баллов.
Есть задания, которые требуют напряжения памяти и точных конкретных ответов на вопросы. Другие имеют творческий характер: для их выполнения требуется умение логически мыслить, делать выводы, строить умозаключения. Если тебе кажется, что задания относятся к теме, незнакомой тебе, не теряй самообладание, попробуй проявить внимание, сообразительность, остроумие, которые возможно помогут успешно с ним справиться. Постарайся выполнить все задания.
Обрати особое внимание на задание № 14 «Эссе». Оно призвано отразить интеллектуальный багаж, приобретенный тобой за школьные годы. Эссе представляет собой творческое мини–сочинение по проблеме, которая представлена в форме высказывания. Эссе – жанр прозы, который отличается небольшим объемом, внутренним смысловым единством, свободной композицией, непринужденностью повествования и, главное, личностным восприятием и отношением к рассматриваемой проблеме.
Время на выполнение всех заданий – 3 астрономических часа.
Желаем успеха!
Задание 1. Историческое понятие. Прочитайте приведенные определения исторических терминов и понятий и внесите их названия в таблицу (по 1 баллу за правильный ответ, максимум – 5 баллов).
Определение | Термин (впишите) |
Система назначения на должности в зависимости от происхождения, существовавшая на Руси в XV–XVII вв. | |
Переписи податного населения в России в XVIII – первой половине XIX в. | |
Первые в России выборные всесословные органы местного самоуправления, введенные в 1864 г. | |
Заграждение из подручных материалов, служащее защитой во время уличных боев. | |
Система обеспечения военным снаряжением и продовольствием со стороны США своих союзников во II мировой войне. |
Задание 2. Утверждение. Согласны ли Вы с приведенными ниже определениями исторических терминов и достоверностью исторических фактов? Если согласны, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов).
- Судебник 1497 г. впервые установил Юрьев день в качестве единого срока выхода крестьян.
- До правления Петра I Россия никогда не имела выхода к Балтийскому морю.
- Генеральный регламент – законодательный акт, устанавливающий структуру, порядок работы всех государственных учреждений и обязанности должностных лиц в начале XIX века.
- Предводитель дворянства – согласно Жалованной грамоте дворянству выборный глава уездной или губернской дворянской корпорации.
- Б.Н. Ельцин был Президентом СССР в 1990–1991 гг.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 3. Автор и произведение. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений. Для этого соедините в таблице укажите под соответствующей цифрой букву. (По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов).
Писатели | Произведения | ||
1. | М.А. Булгаков | А. | «Один день Ивана Денисовича» |
2. | А.Н. Островский | Б. | «Судьба человека» |
3. 4. | А.И. Солженицын А.А. Фадеев | В. Г. | «Мастер и Маргарита» «Как закалялась сталь» |
5. | М.А. Шолохов | Д. | «Молодая гвардия» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 4. Логический ряд. По какому принципу образованы нижеприведенные ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду (по 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 5 баллов).
1. Вятичи, древляне, кривичи, поляне, сербы.
2. Закупы, опричники, рядовичи, смерды, холопы.
3. Морской, Поместный, Посольский, Разрядный, Челобитный.
4. И.К. Айвазовский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.К. Клодт, П.А. Федотов
5. Контрибуция, деноминация, девальвация, приватизация, ваучер, дефолт.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 5. События и правители. Запишите в правой колонке таблицы правителя нашей страны, при котором произошло упоминаемое в левой колонке событие (по 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 10 баллов).
Событие | Имя правителя |
1. Принятие христианства | 1. |
2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. | 2. |
3. Опричнина. | 3. |
4. Северная война. | 4. |
5. Основание Московского университета. | 5. |
6. «Жалованная грамота дворянству». | 6. |
7. Отечественная война 1812 г. | 7. |
8. Подавление восстания декабристов. | 8. |
9. Введение земского самоуправления. | 9. |
10. Первая русская революция 1905–1907 гг. | 10. |
Задание 6. Высказывание персоны. Николаю I принадлежат или приписываются несколько известных высказываний. Определите, кому они адресованы, выбрав из предложенного списка. Укажите в таблице букву под соответствующей цифрой. (По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов).
Высказывания:
А. «Ты будешь моим начальником штаба по крестьянскому вопросу».
Б. «В России только два человека не воруют – ты и я».
В. «Отныне я буду твоим цензором».
Г. «Утирай слезы вдов, сирых и всех несчастных».
Д. «Ты же знаешь, что только нас двое не могут оставить посты, пока живы.»
Адресаты:
1. А.Х. Бенкендорф.
2. Е.Ф. Канкрин.
3. П.Д. Киселев.
4. Наследник престола (будущий император Александр II).
5. А.С. Пушкин.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 7. Пропущенное слово. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (по 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск, максимум – 7 баллов).
В 1802 г., (1)__, введенные Петром I как центральные органы государственного управления были заменены на __(2)__. Деятельность новых органов строилась на принципе единоначалия.
Среди них был и принципиально новый орган, ведавший всеми учебными и научными учреждениями в стране (кроме ведомственных) – __(3)__. Другим новым для России центральным органом управления, осуществлявшим контроль за практически всем местным государственным аппаратом, стало __(4)__.
По реформе 1810–1811 гг. новые центральные органы власти в России получили единообразное устройство: они делились на __(5)__, отделения и __(6)__. Во главе последних находился столоначальник.
Количество центральных органов власти в России в XIX в. постепенно росло. Так, в 1837 г. для управления государственными крестьянами было создано __(7)__.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание 8. Хронологическая последовательность.Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (по 1 баллу за каждый правильно расположенный орган, максимум – 5 баллов).
Боярская Дума.
Государственный Совет.
Земские соборы.
Редакционные комиссии.
III отделение Его Императорского Величества Канцелярии.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 9. Занимательная статистика. Изучите таблицу, характеризующую состав одного из высших государственных органов Российской империи начала XX века. Ответьте на вопросы (максимум –5 баллов).
Политические партии | Период работы: 20 февраля – 2 июня 1907 г. | Период работы: 1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г. |
Социал-демократы | 65 | 19 |
Трудовики | 104 | 13 |
Кадеты | 98 | 53 |
Умеренные и октябристы | 32 | 136 |
Правые | 22 | 51 |
Всего | 518 | 442 |
1. О составе какого государственного органа идет речь? (1 балл)
2. Данные о каких созывах этого органа представлены в таблице? (2 балла)
3. Чем объясняются такие существенные изменения в его составе? (2 балла)
Задание 10. Историческая загадка. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы (максимум 10 баллов).
Из выступления А.И. Микояна о результатах Октябрьского Пленума ЦК КПСС: «Заслуг (его) мы отрицать не можем, они большие – в борьбе за мир, в ликвидации последствий культа личности… Но чем дальше, тем больше у (него) накапливались ошибки и недостатки в работе и руководстве. У него была склонность во всех своих мероприятиях к импровизации, к решению задач с ходу… Когда стало плохо в сельском хозяйстве, (он) не стал искать глубоких объективных причин, а встал на путь дерганья людей, перемещения их…. (Он) страдал организационным зудом, склонностью к беспрерывным реорганизациям… Считаю, что с ним поступили по Уставу. Весь состав Президиума остался почти без изменений…».
1. Укажите год проведения этого Пленума ЦК КПСС, фамилию руководителя, о котором говорит А.И. Микоян, две занимаемые им должности и решение Пленума о его дальнейшей судьбе (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальный балл – 5).
Фамилия:
Должности:
Судьба:
2. Укажите, какие заслуги и неудачи этого руководителя называет А.И. Микоян (максимальный балл – 5).
Заслуги:
Неудачи:
Задание 11. Исторический портрет. Ниже приведен «исторический портрет». Вам предстоит по эпизодам жизни исторического персонажа определить, о ком идет речь. Впишите его имя в строке, расположенной после текста. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Он родился в 1769 г. в Тверской провинции Новгородской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Вскоре после окончания Артиллерийского корпуса был направлен служить в Гатчину к наследнику престола Павлу Петровичу, став его любимцем. Здесь он принимал участие в воспитании будущего императора Александра I, которые ему также абсолютно доверял. В его правление он занимал важнейшие государственные должности: военный министр, председатель Военного департамента Госсовета, начальник системы военных поселений. Его фамилия стала нарицательным названием системы реакционных мероприятий в России 1815–1825 гг. После вступления на престол Николая I – в отставке (умер в 1834 г.).
ОТВЕТ: __________________________________
Задание 12. Образ эпохи. Назовите людей, изображенных на портретах. (По 1 баллу за каждого правильно названного человека, максим – 5 баллов).
123
4 5
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 13. Лидеры государства. Постарайтесь написать пять должностей, которые занимал М.С. Горбачев в 1980–1990-х гг. (по 1 баллу за каждую правильно названную должность, максимальный балл – 5).
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 14. Историческое эссе (максимум – 25 баллов)
Вам предстоит работать с вопросами, высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения–эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
- Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
- Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
- Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
Темы для эссе
- Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием. Насколько справедливо это предположение Н.Я. Эйдельмана?
- В.О.Ключевский назвал XVII век «веком новшеств». Насколько справедливо это определение для века, вошедшего в историю как «Бунташный»?
- А.И.Герцен, вспоминая о спорах западников, к которым он относил и себя, и славянофилов, писал: «У нас была одна любовь, но не одинакая. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время, как сердце билось одно» Объясните эту фразу А.И.Герцена
- Можно ли сказать, что в 1914 г. мир был обречен на крупное военное противостояние? Имелись ли возможности предотвращения мировой войны?
- Как вы думаете, почему из «двух зол» – белых или красных – Россия выбрала последнее?
- Не все историки согласны с освободительным характером военных действий Советской Армии в Восточной Европе в 1944-1945 гг. и называют их «экспортом коммунистической революции». Какая точка зрения близка Вам и почему?
Рейтинговый лист
Задание | Максимальное кол-во баллов | Баллы |
Задание 1. | 5 | |
Задание 2. | 5 | |
Задание 3. | 5 | |
Задание 4. | 5 | |
Задание 5. | 10 | |
Задание 6. | 5 | |
Задание 7. | 7 | |
Задание 8. | 5 | |
Задание 9. | 5 | |
Задание 10. | 10 | |
Задание 11. | 3 | |
Задание 12. | 5 | |
Задание 13. | 5 | |
Задание 14. | 25 | |
ВСЕГО | 100 |
Члены жюри: _____________________________________________
Ключ для проверки заданий по истории
Задание 1. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов.
Местничество, ревизии, земство, баррикада, ленд-лиз.
Задание 2. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ДА | НЕТ | НЕТ | ДА | НЕТ |
Задание 3. По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Г | А | д | б |
Задание 4. По 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 5 баллов.
1. Восточнославянские племенные союзы. Лишний элемент – сербы.
2. Категории зависимого населения в Киевской Руси. Лишний элемент – опричники.
3. Приказы XVI века. Лишний элемент – Морской.
4. Российские художники первой половины XIX в. Лишний элемент – Клодт.
5. Термины, связанные с экономической ситуацией в России в 1990-х гг. Лишний элемент – контрибуция.
Задание 5. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 10 баллов.
1. Владимир Креститель/ Святой/ Красное Солнышко
2. Иван III
3. Иван IV
4. Петр I
5. Елизавета Петровна
6. Екатерина II
7. Александр I
8. Николай I
9. Александр II
10. Николай II.
Задание 6. По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимальный балл – 5.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | Д | А | Б | В |
Задание 7. По 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск, максимум – 7 баллов.
1. Коллегии.
2. Министерства.
3. Министерство народного просвещения.
4. Министерство внутренних дел.
5. Департаменты
6. Столы.
7. Министерство государственных имуществ
Задание 8. По 1 баллу за каждый правильно расположенный орган, максимум – 5 баллов.
1. Земские соборы.
2. Боярская Дума.
3. Редакционные комиссии.
4. III отделение его императорского величества Канцелярии.
5. Государственный Совет.
Задание 9. За ответы на три вопроса максимум –5 баллов.
1. Государственная Дума (1 балл).
2. 2 и 3 созывы (2 балла, по 1 – за каждый правильно названный созыв).
3. Третьеиюньский государственный переворот – принятие нового «Положения о выборах», существенно изменившее пропорции представительства отдельных групп населения в Государственной Думе (2 балла, по 1 – за названия события 3 июня 1907 г. и его характеристику).
Задание 10. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 10 баллов (по 5 за каждый из вопросов).
На первый вопрос:
1. Год проведения Пленума – 1964.
2. Фамилия руководителя – Н.С. Хрущев.
3 и 4. Он совмещал должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров.
5. Пленум отправил Хрущева на пенсию.
На второй вопрос:
1 и 2. Заслуги Н.С. Хрущева, по Микояну: разоблачение культа личности; ослабление международной напряженности.
3–5. Провал сельскохозяйственных кампаний; непродуманные реорганизации в системе государственного управления; необоснованные перемещения и смена руководителей.
Задание 11. 3 балла за правильный ответ: Аракчеев.
Задание 12. По 1 баллу за каждого правильно названного человека, максимум – 5 баллов.
1. Николай II
2. Александр I
3. Александр II
4. Николай I
5. Александр III.
Задание 13. По 1 баллу за каждую правильно названную должность, максимум – 5 баллов.
1. Первый секретарь Ставропольского краевого комитета КПСС.
2. Секретарь Центрального Комитета КПСС (по сельскому хозяйству).
3. Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС.
4. Председатель Верховного Совета СССР.
5. Президент СССР.
Задание 14. Эссе – максимум 25 баллов.
Жюри, оценивая эссе, руководствуется следующими критериями:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник) – до 3 баллов
- Творческий характер восприятия темы, ее осмысления – 5 баллов
- Грамотность использования исторических фактов и терминов – 10 баллов
- Четкость и доказательность основных положений работы – 3 балла
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу – 4 балла
Максимальный балл – 25.
Предварительный просмотр:
Дорогой друг!
Перед тобой задания по истории. Они соотнесены с содержанием курса, который изучается в школе. Тебе предлагается 14 заданий, за правильное выполнение которых можно максимально получить 100 баллов.
Есть задания, которые требуют напряжения памяти и точных конкретных ответов на вопросы. Другие имеют творческий характер: для их выполнения требуется умение логически мыслить, делать выводы, строить умозаключения. Если тебе кажется, что задания относятся к теме, незнакомой тебе, не теряй самообладание, попробуй проявить внимание, сообразительность, остроумие, которые возможно помогут успешно с ним справиться. Постарайся выполнить все задания.
Обрати особое внимание на задание № 14 «Эссе». Оно призвано отразить интеллектуальный багаж, приобретенный тобой за школьные годы. Эссе представляет собой творческое мини–сочинение по проблеме, которая представлена в форме высказывания. Эссе – жанр прозы, который отличается небольшим объемом, внутренним смысловым единством, свободной композицией, непринужденностью повествования и, главное, личностным восприятием и отношением к рассматриваемой проблеме.
Время на выполнение всех заданий – 3 астрономических часа.
Желаем успеха!
Задание 1. Историческое понятие. Прочитайте приведенные определения исторических терминов и понятий и внесите их названия в таблицу (по 1 баллу за правильный ответ, максимум – 5 баллов).
Определение | Термин (впишите) |
Система назначения на должности в зависимости от происхождения, существовавшая на Руси в XV–XVII вв. | |
Переписи податного населения в России в XVIII – первой половине XIX в. | |
Первые в России выборные всесословные органы местного самоуправления, введенные в 1864 г. | |
Заграждение из подручных материалов, служащее защитой во время уличных боев. | |
Система обеспечения военным снаряжением и продовольствием со стороны США своих союзников во II мировой войне. |
Задание 2. Утверждение. Согласны ли Вы с приведенными ниже определениями исторических терминов и достоверностью исторических фактов? Если согласны, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов).
- Судебник 1497 г. впервые установил Юрьев день в качестве единого срока выхода крестьян.
- До правления Петра I Россия никогда не имела выхода к Балтийскому морю.
- Генеральный регламент – законодательный акт, устанавливающий структуру, порядок работы всех государственных учреждений и обязанности должностных лиц в начале XIX века.
- Предводитель дворянства – согласно Жалованной грамоте дворянству выборный глава уездной или губернской дворянской корпорации.
- Б.Н. Ельцин был Президентом СССР в 1990–1991 гг.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 3. Автор и произведение. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений. Для этого соедините в таблице укажите под соответствующей цифрой букву. (По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов).
Писатели | Произведения | ||
1. | М.А. Булгаков | А. | «Один день Ивана Денисовича» |
2. | А.Н. Островский | Б. | «Судьба человека» |
3. 4. | А.И. Солженицын А.А. Фадеев | В. Г. | «Мастер и Маргарита» «Как закалялась сталь» |
5. | М.А. Шолохов | Д. | «Молодая гвардия» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 4. Логический ряд. По какому принципу образованы нижеприведенные ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду (по 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 5 баллов).
1. Вятичи, древляне, кривичи, поляне, сербы.
2. Закупы, опричники, рядовичи, смерды, холопы.
3. Морской, Поместный, Посольский, Разрядный, Челобитный.
4. И.К. Айвазовский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.К. Клодт, П.А. Федотов
5. Контрибуция, деноминация, девальвация, приватизация, ваучер, дефолт.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 5. События и правители. Запишите в правой колонке таблицы правителя нашей страны, при котором произошло упоминаемое в левой колонке событие (по 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 10 баллов).
Событие | Имя правителя |
1. Принятие христианства | 1. |
2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. | 2. |
3. Опричнина. | 3. |
4. Северная война. | 4. |
5. Основание Московского университета. | 5. |
6. «Жалованная грамота дворянству». | 6. |
7. Отечественная война 1812 г. | 7. |
8. Подавление восстания декабристов. | 8. |
9. Введение земского самоуправления. | 9. |
10. Первая русская революция 1905–1907 гг. | 10. |
Задание 6. Высказывание персоны. Николаю I принадлежат или приписываются несколько известных высказываний. Определите, кому они адресованы, выбрав из предложенного списка. Укажите в таблице букву под соответствующей цифрой. (По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов).
Высказывания:
А. «Ты будешь моим начальником штаба по крестьянскому вопросу».
Б. «В России только два человека не воруют – ты и я».
В. «Отныне я буду твоим цензором».
Г. «Утирай слезы вдов, сирых и всех несчастных».
Д. «Ты же знаешь, что только нас двое не могут оставить посты, пока живы.»
Адресаты:
1. А.Х. Бенкендорф.
2. Е.Ф. Канкрин.
3. П.Д. Киселев.
4. Наследник престола (будущий император Александр II).
5. А.С. Пушкин.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 7. Пропущенное слово. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (по 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск, максимум – 7 баллов).
В 1802 г., (1)__, введенные Петром I как центральные органы государственного управления были заменены на __(2)__. Деятельность новых органов строилась на принципе единоначалия.
Среди них был и принципиально новый орган, ведавший всеми учебными и научными учреждениями в стране (кроме ведомственных) – __(3)__. Другим новым для России центральным органом управления, осуществлявшим контроль за практически всем местным государственным аппаратом, стало __(4)__.
По реформе 1810–1811 гг. новые центральные органы власти в России получили единообразное устройство: они делились на __(5)__, отделения и __(6)__. Во главе последних находился столоначальник.
Количество центральных органов власти в России в XIX в. постепенно росло. Так, в 1837 г. для управления государственными крестьянами было создано __(7)__.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание 8. Хронологическая последовательность.Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (по 1 баллу за каждый правильно расположенный орган, максимум – 5 баллов).
Боярская Дума.
Государственный Совет.
Земские соборы.
Редакционные комиссии.
III отделение Его Императорского Величества Канцелярии.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 9. Занимательная статистика. Изучите таблицу, характеризующую состав одного из высших государственных органов Российской империи начала XX века. Ответьте на вопросы (максимум –5 баллов).
Политические партии | Период работы: 20 февраля – 2 июня 1907 г. | Период работы: 1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г. |
Социал-демократы | 65 | 19 |
Трудовики | 104 | 13 |
Кадеты | 98 | 53 |
Умеренные и октябристы | 32 | 136 |
Правые | 22 | 51 |
Всего | 518 | 442 |
1. О составе какого государственного органа идет речь? (1 балл)
2. Данные о каких созывах этого органа представлены в таблице? (2 балла)
3. Чем объясняются такие существенные изменения в его составе? (2 балла)
Задание 10. Историческая загадка. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы (максимум 10 баллов).
Из выступления А.И. Микояна о результатах Октябрьского Пленума ЦК КПСС: «Заслуг (его) мы отрицать не можем, они большие – в борьбе за мир, в ликвидации последствий культа личности… Но чем дальше, тем больше у (него) накапливались ошибки и недостатки в работе и руководстве. У него была склонность во всех своих мероприятиях к импровизации, к решению задач с ходу… Когда стало плохо в сельском хозяйстве, (он) не стал искать глубоких объективных причин, а встал на путь дерганья людей, перемещения их…. (Он) страдал организационным зудом, склонностью к беспрерывным реорганизациям… Считаю, что с ним поступили по Уставу. Весь состав Президиума остался почти без изменений…».
1. Укажите год проведения этого Пленума ЦК КПСС, фамилию руководителя, о котором говорит А.И. Микоян, две занимаемые им должности и решение Пленума о его дальнейшей судьбе (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальный балл – 5).
Фамилия:
Должности:
Судьба:
2. Укажите, какие заслуги и неудачи этого руководителя называет А.И. Микоян (максимальный балл – 5).
Заслуги:
Неудачи:
Задание 11. Исторический портрет. Ниже приведен «исторический портрет». Вам предстоит по эпизодам жизни исторического персонажа определить, о ком идет речь. Впишите его имя в строке, расположенной после текста. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Он родился в 1769 г. в Тверской провинции Новгородской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Вскоре после окончания Артиллерийского корпуса был направлен служить в Гатчину к наследнику престола Павлу Петровичу, став его любимцем. Здесь он принимал участие в воспитании будущего императора Александра I, которые ему также абсолютно доверял. В его правление он занимал важнейшие государственные должности: военный министр, председатель Военного департамента Госсовета, начальник системы военных поселений. Его фамилия стала нарицательным названием системы реакционных мероприятий в России 1815–1825 гг. После вступления на престол Николая I – в отставке (умер в 1834 г.).
ОТВЕТ: __________________________________
Задание 12. Образ эпохи. Назовите людей, изображенных на портретах. (По 1 баллу за каждого правильно названного человека, максим – 5 баллов).
123
4 5
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 13. Лидеры государства. Постарайтесь написать пять должностей, которые занимал М.С. Горбачев в 1980–1990-х гг. (по 1 баллу за каждую правильно названную должность, максимальный балл – 5).
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 14. Историческое эссе (максимум – 25 баллов)
Вам предстоит работать с вопросами, высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения–эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
- Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
- Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
- Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
Темы для эссе
- Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием. Насколько справедливо это предположение Н.Я. Эйдельмана?
- В.О.Ключевский назвал XVII век «веком новшеств». Насколько справедливо это определение для века, вошедшего в историю как «Бунташный»?
- А.И.Герцен, вспоминая о спорах западников, к которым он относил и себя, и славянофилов, писал: «У нас была одна любовь, но не одинакая. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время, как сердце билось одно» Объясните эту фразу А.И.Герцена
- Можно ли сказать, что в 1914 г. мир был обречен на крупное военное противостояние? Имелись ли возможности предотвращения мировой войны?
- Как вы думаете, почему из «двух зол» – белых или красных – Россия выбрала последнее?
- Не все историки согласны с освободительным характером военных действий Советской Армии в Восточной Европе в 1944-1945 гг. и называют их «экспортом коммунистической революции». Какая точка зрения близка Вам и почему?
Рейтинговый лист
Задание | Максимальное кол-во баллов | Баллы |
Задание 1. | 5 | |
Задание 2. | 5 | |
Задание 3. | 5 | |
Задание 4. | 5 | |
Задание 5. | 10 | |
Задание 6. | 5 | |
Задание 7. | 7 | |
Задание 8. | 5 | |
Задание 9. | 5 | |
Задание 10. | 10 | |
Задание 11. | 3 | |
Задание 12. | 5 | |
Задание 13. | 5 | |
Задание 14. | 25 | |
ВСЕГО | 100 |
Члены жюри: _____________________________________________
Ключ для проверки заданий по истории
(муниципальный этап)
10 КЛАСС
Задание 1. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов.
Местничество, ревизии, земство, баррикада, ленд-лиз.
Задание 2. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 5 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ДА | НЕТ | НЕТ | ДА | НЕТ |
Задание 3. По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимум – 5 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Г | А | д | б |
Задание 4. По 1 баллу за каждый правильный ряд, максимум – 5 баллов.
1. Восточнославянские племенные союзы. Лишний элемент – сербы.
2. Категории зависимого населения в Киевской Руси. Лишний элемент – опричники.
3. Приказы XVI века. Лишний элемент – Морской.
4. Российские художники первой половины XIX в. Лишний элемент – Клодт.
5. Термины, связанные с экономической ситуацией в России в 1990-х гг. Лишний элемент – контрибуция.
Задание 5. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 10 баллов.
1. Владимир Креститель/ Святой/ Красное Солнышко
2. Иван III
3. Иван IV
4. Петр I
5. Елизавета Петровна
6. Екатерина II
7. Александр I
8. Николай I
9. Александр II
10. Николай II.
Задание 6. По 1 баллу за каждое правильное соответствие, максимальный балл – 5.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | Д | А | Б | В |
Задание 7. По 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск, максимум – 7 баллов.
1. Коллегии.
2. Министерства.
3. Министерство народного просвещения.
4. Министерство внутренних дел.
5. Департаменты
6. Столы.
7. Министерство государственных имуществ
Задание 8. По 1 баллу за каждый правильно расположенный орган, максимум – 5 баллов.
1. Земские соборы.
2. Боярская Дума.
3. Редакционные комиссии.
4. III отделение его императорского величества Канцелярии.
5. Государственный Совет.
Задание 9. За ответы на три вопроса максимум –5 баллов.
1. Государственная Дума (1 балл).
2. 2 и 3 созывы (2 балла, по 1 – за каждый правильно названный созыв).
3. Третьеиюньский государственный переворот – принятие нового «Положения о выборах», существенно изменившее пропорции представительства отдельных групп населения в Государственной Думе (2 балла, по 1 – за названия события 3 июня 1907 г. и его характеристику).
Задание 10. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум – 10 баллов (по 5 за каждый из вопросов).
На первый вопрос:
1. Год проведения Пленума – 1964.
2. Фамилия руководителя – Н.С. Хрущев.
3 и 4. Он совмещал должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров.
5. Пленум отправил Хрущева на пенсию.
На второй вопрос:
1 и 2. Заслуги Н.С. Хрущева, по Микояну: разоблачение культа личности; ослабление международной напряженности.
3–5. Провал сельскохозяйственных кампаний; непродуманные реорганизации в системе государственного управления; необоснованные перемещения и смена руководителей.
Задание 11. 3 балла за правильный ответ: Аракчеев.
Задание 12. По 1 баллу за каждого правильно названного человека, максимум – 5 баллов.
1. Николай II
2. Александр I
3. Александр II
4. Николай I
5. Александр III.
Задание 13. По 1 баллу за каждую правильно названную должность, максимум – 5 баллов.
1. Первый секретарь Ставропольского краевого комитета КПСС.
2. Секретарь Центрального Комитета КПСС (по сельскому хозяйству).
3. Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС.
4. Председатель Верховного Совета СССР.
5. Президент СССР.
Задание 14. Эссе – максимум 25 баллов.
Жюри, оценивая эссе, руководствуется следующими критериями:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник) – до 3 баллов
- Творческий характер восприятия темы, ее осмысления – 5 баллов
- Грамотность использования исторических фактов и терминов – 10 баллов
- Четкость и доказательность основных положений работы – 3 балла
- Знание различных точек зрения по избранному вопросу – 4 балла
Максимальный балл – 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа (тест ) по курсу История России 6 класс
Повторение пройденного материала в 6 классе. Выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками....
Тест 8 класс История России
Данный тест представлен в двух вариантах и может быть использован в ходе курса "История России" в 8 классе....
контрольный тест 18 век История России
итоговый тест по типу егэ ( 3 варианта)...
тест ЕГЭ по истории России
проверочный тест ЕГЭ история России...
«Система уроков по изучению раздела «История России с древнейших времён до конца XVl века» в контексте внедрения ФГОС ООО»
Несколько уроков по истории России в 6 классе рассмотрены с точки зрения внедрения новых образовательных стандартов....
Тест. Итоговый тест по курсу "История России. 7 класс"
Тест для учащихся 7-х классов, соответствует УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. "История России. 7 класс" ФГОС. под ред. Торкунова...